Соседка. Быль

Наталья Юрченко 7
  Соседка. Быль


      
 Как же я сопротивлялась переезду в город из деревни, расположенной в Восточном Казахстане. Сил у трёхлетней девчонки мало, оставалась одна надежда на рёв. Не помогло. А здесь ждала только степь рыженькая и скука. Дом четырёх -квартирный достраивался. Напротив и вовсе кирпичи, зияющие проёмы дверей и недостроенные стены, - тоже дом будет чей-то. И сразу голая степь, ветер с песком постоянный...
Ни одной подружки, все остались  в зелёном крае, где жила  с бабушкой и дедушкой, с их сынишкой Васей... Там и гуси, куры, телята по улице гуляют, пчёлы гоняются, стремясь ужалить. Там столько красивых цветов в поле.
Наконец появилась одна девчонка с родителями из строящегося дома напротив, только они говорили  на непонятном языке, ничего не разберёшь. Это была черноволосая, худенькая казашка.
Хоть какая-то радость появилась. Попыталась с ней подружиться, но она по-русски  почти не знала слов.
Однако имя я узнала, Алтын зовут.
- А разве бывает такое имя? - я перебрала в памяти всех знакомых из деревни, которую населяли в основном русские и украинцы.
- Да нет, таких имён не бывает, - заявила я смутившейся соседке, но она стояла на своём.
- Алтын...(и что-то ещё дальше).
- А что значит это слово?- не унималась я.
- ... деньга..., золото. Да, золото, - с трудом разьяснила мне девочка уже более твёрдо и с гордостью, она была старше меня на два года.
Теперь смутилась  я, ведь так и не пойму, что значит моё имя.
- А тебя как зовут?
- Наташа... Надо у мамы спросить, что за слово.
Настроение моё резко упало,  увы...
На этом наше первое общение закончилось.
Вечером я пристала к  маме с вопросом:
- Мам, а что такое Наташа? Вон соседка - золото, а я? Наташа..., -  мне даже плакать хотелось от этого, честное слово.
- Не знаю, по-моему "родная" обозначает.
- Фу, ... родная. Надо было назвать золотом..., -  гундила я.
Общаясь с девочкой, мы учились понимать язык друг-друга.
Постепенно улица наша наполнилась новыми соседями и их ребятишки весело бегали, играли. Жить стало интересней.
Часто я бывала в гостях у Алтын. Отец её работал на стройке. Это был невысокого роста мужчина, который старался держать себя с достоинством и гордо.  Постепенно в их семье появились ещё ребятишки.
Меня удивило полное отсутствие мебели в их доме, люди только переехали и начинали обживаться. Многие в 50-х годах 20 века жили скромно. Только очень низенький круглый столик был, вокруг которого вся семья усаживалась  кушать прямо на пол, застеленный кошмой.  Я долго не могла научиться складывать ноги калачиком, когда приглашали пить чай за этот столик, а им это не составляло труда. Но какая маленькая "юрта" была установлена прямо в комнате! Такая атласная и красивая! Балдахин.
- А это что такое и зачем? - пристала  я к соседке.
- Это ата и апа... спят.
- А вы где спите, где кровати? - озиралась я по сторонам, ища хоть что-нибудь. У нас-то отчим всё обставил, собственными руками такую мебель изготовил, что получше магазинной. Я думала, что у всех так. А до этого, в деревне, тоже приходилось спать на полу земляном, потом на печке...
- Здесь спим, - тихо и смущённо ответила девочка, показывая прямо на пол.
- Так это же на полу, как это? Кровать надо.
- А как вы спите и не падаете с кровати? Вот уснёте и упадёте, - перешла в нападение она, выучив уже многие слова. Ей были неприятны мои такие вопросы, но я этого ещё не понимала, познавая окружающий мир. Вопросов возникало просто очень и очень много на каждом шагу у растущего  человечка. Вот отвечать на них желающих было мало.
Дома вечером я вновь стала приставать к маме с уговорами установить такую же "юрту" в комнате. Такая красивая, прямо как у царей из сказки.
- Не нужна она нам, кровати же есть.
- А мы с них не упадём? Алка сказала, что упадём.
Целую неделю я спала и опасалась упасть, потом успокоилась.
Росла детвора нашей улицы дружно, весело, есть что вспомнить.
Выросла и соседка, стала в танцевальный кружок при Доме культуры фабрики ПОШ ходить.  Однажды встретила её на улице возле нашего дома, она поделилась:
- К нам в город комиссия приехала, ищут талантливых, к нам на занятия придут... Одну девочку уже выбрали  из нашей области, поёт хорошо....
Видно было, что ей очень хочется быть в числе избранных.
- А что надо, чтобы выбрали?
- Пластичность хорошую.
Я задумалась и стала мечтать тоже, что здорово, если бы Алку нашу выбрали. Молиться я не умела, была атеисткой, но иногда всей душой обращалась к Кому-то неосознанно в небо. Стала, как теперь понимаю, ходатайствовать в просьбе за соседку, может это было желанием огромным и её верующих родителей. Сочувствовала   их многодетной семье, особенно когда они приходили  смотреть к нам  чёрно-белый телевизор.  Хотелось, чтобы их жизнь улучшилась и  не надо было проситься к соседям посмотреть  детскую передачу, чтобы и Алку саму по телевизору показывали. Вот такие странные желания возникали у меня тогда. Она об этом и знать не знает до сих пор.
И что вы думаете? Выбрали её, выбрали. Я радовалась.
Пригласили аж в саму столицу, в Алма-ату, для участия в  национальном ансамбле. Мать волновалась, тревожно отпускать девушку - десятиклассницу одну в такой большой город, но она отпустила.
Потом вся улица радостно смотрела соседку по телевизору.
Когда я в Москве была  абитуриенткой, готовилась поступать после школы, увидела афишу, где соседка в национальном костюме в числе других участниц известной группы.
Хоть денег оставалось очень мало, я уговорила ещё одну девушку пойти на концерт вечерний, одна побаивалась. Даже билет купила ей, лишь бы пошла. Приехали заранее, часа за полтора до начала, чтобы встретиться с землячкой. Перед выступлением коллектив в костюмах расположился на улице в сквере. Я радостно подбежала к ним, стала спрашивать, как найти соседку.
К огромному разочарованию её не было на гастролях, заболел ребёнок.
- Как же? На афише она есть, - не унималась я.
- Это старая афиша.
Как-то летом, будучи на каникулах в родном городе, мы встретились. Она вдохновенно рассказывала, сидя в нашей беседке, как снялась в фильме, как их ансамбль был на гастролях в Индии. Потом пригласила посмотреть  выступление в тот самый ДК ПОШ, где  училась танцевать, на своё выступление в концерте.
Я с удовольствием пошла.  Вышла соседка  в купальнике блестящем, увешанном индийскими украшениями в виде подвесок и висюлек. Танцевала превосходно, на высшем уровне.
Потом, когда мы стали уже обе мамами, вновь увиделись летом, приехав одновременно к родителям. Наши дворы ведь смежные. Тогда у неё был сложный период и надо было что-то менять в работе, возраст или какие -то другие обстоятельства заставляли...
- Я думаю, может самой ансамбль организовать? Не знаю, получится ли?- очень неуверенно и тихо размышляла она вслух.
- Получится, организовывай, - почему-то решила я.
Захотелось, чтобы получилось.
И что вы думаете? Прошли годы, мы не виделись три с лишним десятилетия. Появился интернет, из которого я опять же с радостью узнала, что получилось у соседки моей, даже известным стал её ансамбль.  И чему я радуюсь, что мне от этого-то? Особой дружбы у нас  не было, я ведь младше была. У меня-то всё наоборот в жизни совсем. А вот приятно почему-то.
И что я о себе так не мечтала, глупая? Ладно, хорошо, что у кого-то здорово. Она ведь и сама мечтательницей и фантазёркой была. А ещё имела  главное: трудолюбие и стойкий характер, не то, что я.
Такая вот сказка  наяву получилась, я свидетель лично, как из простой и скромной девчушки выросла принцесса, побывавшая в разных странах. А что?! Так и должно быть. Как же трудно было их семье когда-то, а теперь баланс. Поэтому не будем отчаиваться и - вперёд, к свершениям.