Псково-Печерский монастырь. Праздник Успения

Вадим Гукало
Псково-Печерский монастырь. Праздник Успения.

Я давно хотел побывать в Печорах, но только в  2016 году реализовал свое давнее желание. Уже после возвращения со Святой Земли я пришел поблагодарить женщину, которая устраивала паломнические поездки. Одна из паломнических поездок называлась "Святыни Псковской Земли" В программе  поездки - Троицкий собор, храмы и монастыри Пскова, Талабские острова, Псково-Печорский монастырь, Изборск, Камно. Я сразу же решил, что поеду на Троицу в это паломничество. Так я впервые оказался в Печорах. Нас поселили в гостинице. В монастыре мы провели немного времени вечер и утро. Удивительная духовная атмосфера в монастыре. Мне очень понравилось слушать колокольный звон на площади Успенского собора. Какое же это благодатное и святое место! Мы посетили Богом созданные пещеры, пещерные храмы, а затем взобрались на святую горку. Экскурсию нам провел монах Андрей - иконописец монастыря. Я купил небольшой буклет о Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Там я увидел удивительные фотографии на празднике Успения в святой обители.  Мне так  понравился монастырь, что я решил, что если будет время, я обязательно приеду в монастырь на престольный праздник Успения 28 августа.
Моя мечта сбылась в этом году.
 На 25 августа в железнодорожной кассе не было билетов на поезд Калининград - Санкт-Петербург, пришлось брать билеты на 27 августа до станции Дно. От станции Дно надо ехать 2 часа на автобусе до Пскова, и оттуда еще час до города Печоры. Примерно в 13.00 28 августа я прибыл в Печоры и пришел к воротам монастыря. Праздничная богослужение на специально сооруженном деревянном помосте у входа в Михайловский храм уже закончилась. В это время проходил крестный ход вокруг монастыря, я зашел в здание Печорского музея и поднялся на второй этаж. Оттуда я увидел, что крестный ход прошел уже больше  половины пути. Догонять крестный ход было поздно. Я бегло осмотрел экспозицию музея, спустился вниз и решил, что буду дожидаться крестный ход там же возле монастырских врат и встал рядом со священником, который приготовился кропить святой водой крестный ход. С другой стороны дороги стоял еще один священник. Впереди крестного хода десять мужчин несли главную святыню обители - чудотворную икону Успения Божьей Матери. Когда крестный ход проходил мимо  священники с двух сторон дороги окропляли проходящих людей святой водой. Выражение  лиц  было спокойное, немного напряженное после подъема и продолжительного обхода вокруг монастырских стен. Как только брызги святой воды летели в  лица людей, настроение у людей менялось. Лица начинали  светиться улыбками. Некоторые люди специально подходили к священнику, вставали напротив его и просили окропить святой водой. Праздничное настроение.  Было очень светло и радостно, как в светлый и радостный праздник  на Пасху люди восклицали: " Христос воскрес. Воистину воскрес!"
 Сколько же людей участвовало в том крестном ходе? Я спросил об этом священника, после того как  он закончил окроплять святой водой людей. Он ответил: "Не меньше чем три тысячи человек".
 Крестный ход закончился. Площадь перед входом в монастырь была полна народа. Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий произнес проповедь, посвященную жизни Пресвятой Богородице Деве Марии. На празднике присутствовал губернатор Псковской области и другие официальные лица, которые  стояли цепочкой напротив владыки Евсевия и получалось, что он обращается в первую очередь к ним. Нас немного помочил дождик, но вскоре он закончился. Владыка закончил проповедь, чудотворную икону понесли в монастырь, и люди стали расходиться.
Несколько слов о монастыре. Обитель уникальна тем, что даже в советское время здесь никогда не прекращались Богослужения. До 1940 монастырь находился на территории Эстонии, после 1940 года монастырь  не успели закрыть. Потом грянула война и возрождение религиозной жизни. После смерти Сталина в начале 60-х годов Хрущев пообещал, что он покажет последнего попа. Монастырь хотели закрыть. Эта была настоящая война! Пришлось сражаться не на жизнь, а насмерть. Но великий наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий победил и отстоял монастырь. Отец Алипий говорил о себе: "Я - советский архимадрит". И доказывал это утверждение словом и делом.
С заданием закрыть монастырь монастырь  прибыла в обитель очередная комиссия. Расхаживая по монастырю, они увидели паломников, обрабатывающих грядки и цветники, и тут же спросили отца Алипия:
- А на каком основании эти люди здесь работают?
Он ответил:
- Это народ -хозяин трудится на своей земле!
В другой раз в кабинет отца Алипия вошли несколько человек в штатском и вручили официальное постановление: монастырь объявлялся закрытым. Отец Алипий прочитал документ и бросил его в горящий камин со словами:
- Лучше я приму мученическую смерть, но монастырь не закрою!
Он объявил чиновникам:
- У меня половина братии - фронтовики, а внутри пещер у нас есть оружие, оставшееся со времен войны. Мы вооружены и будем сражаться до последнего патрона. Посмотрите на монастырь - какая дислокация. Здесь танки не пройдут. Вы сможете нас взять только с неба, авиацией. Но только первый самолет появится над монастырем, через несколько минут об этом будет рассказано всему миру по "Голосу Америки". Будет международный скандал. Так что думайте сами!"
Советские чиновники уехали и не стали думать об этом. Возможно, об арсенале была блефом, но он сработал".
Больше вопросов не последовало. Но вскоре очередная комиссия нагрянула, чтобы закрыть монастырь.
"Побеждает тот, кто переходит в наступление" - говорил отец Алипий.
Наместник восстановил могучие крепостные стены монастыря. Но главным подвигом отца Алипия было устроение старчества в монастыре.