Моя железная любовь

Neivanov
                На фото из интернета легендарная "Испана - Сюиза"

Любите ли вы автомобили? Лично я — обожаю! Запах ухоженного салона, тихое урчание мотора, комфортабельная подвеска, вызывающая в памяти бессмертные строки:
«Вас баюкает в мягкой качели Голубая «Испана – Сюиза», эргономичные сиденья, климат контроль, круиз контроль, навигационная система со всеми наворотами, парктроник, сенсор дворников и сенсор света, шикарная акустическая система... Это же музыка!

Я отказываюсь понимать людей, для которых авто — лишь некое средство для перемещения их задницы из пункта А в пункт Б! Автомобиль — это дом, это ваш ридикюль на колёсах, это склад, это аптечка, это четырёхколёсный зонтик, в конце концов! В нем всегда уютно, не слишком жарко и не очень холодно. Автомобиль — это ведь и место свидания для тех, кому больше некуда деться. А сколько детей зачато в уютном брюхе автомобиля! Наверное, они испытывают к автомобилю необъяснимую тягу, как, впрочем, и я. Но я точно знаю, что у родителей в момент моего зачатия автомобилем и не пахло. Папа купил «горбатый» Запорожец, когда я уже ходил в школу.
Покупая очередную подержанную машину, я хочу (простите маленький каприз), чтобы у моей следующей имелось хоть на одну кнопочку больше, или чтобы она была на год моложе, с меньшим пробегом или лучшей фирмы... Хотя, если честно, всё это буря в стакане воды, суета в муравейнике и пр. Прежде всего, машина всё же обязана ехать! А я, направляясь на работу, должен быть уверен, что моя машина заведётся сегодня, завтра и всегда, а иначе — на кой чёрт мне эта кровопийца?!

Однако оставим пока поэзию и вернёмся на бренную землю. Эту статью я задумал, как маленькое пособие в помощь страстным любителям автомобиля, которые ещё или уже недостаточно богаты, чтобы купить новый автомобиль.
Прежде всего это пособие или обзор адресован жителям западной Европы, но кое-что смогут почерпнуть для себя и жители бывшего СССР.
Повторяю, ЭТА СТАТЬЯ НЕ ДЛЯ БОГАТЕЕВ!

Итак, представим себе, что вы решили купить подержанный автомобиль. Тогда прежде всего определимся, есть ли у вас старый, потерявший вашу любовь или доверие, или же вы покупаете первый автомобиль.
Первый автомобиль не должен быть дорогим, потому что ему достанется «на орехи». Он станет мальчиком для битья. Новоиспечённому водителю будут слишком узки все ворота, излишне остры все углы, и т.д.  И не считайте себя, пожалуйста, оскорблёнными, лично я признаюсь абсолютно честно, что моему бедному первому автомобилю доставалось много и часто всяческих приключений, которых я вам не желаю. Так пускай эти пилюли получит недорогая экономичная машинка, которую вам должны помочь выбрать друзья. Не полагайтесь на свою сверхпроницательность, лучше заплатите человеку, который в них что-то понимает. Надёжнее всего, конечно же покупать машину с автослесарем. Он сэкономит вам больше, чем вы на него потратите. В крайнем случае договоритесь до факта покупки поднять машину на подъёмнике и показать специалисту по месту его работы.

Однако представим себе, что ситуация этого не позволяет, что у вас нет друзей и родственников и вы стоите один на один с машиной, которую мечтаете приобрести.
Если же вы хотите пересесть с одной машины на другую, то позвольте посоветовать вам следующее: напрягитесь, соберите по сусекам, или даже возьмите в долг у друзей, и сначала купите другую, а потом уже продавайте свою. В этом случае вы не будете скованны спешкой и возьмёте максимальную цену за свою машину (вас не печёт, можно подождать), и не купите первую попавшуюся машину, потому что завтра надо на работу, а она не за углом...

Бывает конечно, что люди приезжают в магазин на своей, отдают в качестве аванса, а потом в рассрочку выплачивают новую. Я тут пишу не для богатеев. Хотя и для стеснённого в средствах человека этот вариант порой приемлем. Знаете, когда? Когда ваша машина уже такой металлолом, что избавиться от неё — счастье. Тогда — ОК, тогда можно. В противном случае продавец, пардон, поимеет вас сначала при покупке старой, а потом при продаже вашей новой, вернее, более новой машины. Можете для интереса послать предварительно к этому торговцу своего знакомого с наличными в руках, будто он хочет купить понравившуюся вам машину. Цена будет несколько иной, чем та, за которую "уступят" вам. Впрочем, ваше дело.

Представим себе, что вы нашли машину по интернету или через газету, позвонили и убедились, что:
машина таки да есть,
что она и правда едет,
что она принадлежит тому, кто её продаёт, а не дяде Васе,
что в машине есть сервисная книжка (этот пункт для жителей Запада).
Кстати, из этой книжки можно извлечь кое-какую информацию. Прежде всего, её наличие хоть относительно доказывает правдивость пробега машины, ибо при каждом визите на СТО, ставя печать, пишут и пробег. Там же указаны важные ремонты, замены ремня, например.
Просмотрев несколько записей с печатями, вы убедились, что в год машина проходила в среднем, например, 30 тыс. км. А в прошлом году, где стоит последняя печать, указано, скажем, 123 тыс. км. Вам продают машину с пробегом, якобы 128 тыс. км. Но она проездила после последнего ТО уже полтора или, скажем, почти два года.
И что это значит? А всего лишь то, что реальный пробег не 128, а 160 или даже 175 тыс. км.
Есть разница в цене?
— Ышшо как!
Поэтому мне смешно, когда говорят, что, мол, Вася купил себе, например, А4 2009-го года с пробегом 120 тыс. км за 6000 евро. С пробегом 400 тыс. — может быть! :)) Но нет книжки — нет возможности проверить. Скинуть пару сот тысяч км со спидометра — пять минут работы!
Не позволяйте держать себя за лоха, друзья мои!

Итак, вы пришли покупать машину, как говорится, НЭПОСРЭДСТВЭННО. Ша, спокойно! Не дёргайтесь, спрячьте деньги поглубже и включите мозги! Вы же ещё только звоните продавцу и договариваетесь встретиться.
— Что? В 21:00? Нет, уважаемый, — скажете вы, — я в темноте машину не покупаю! Поджениться в темноте — ещё куда ни шло, а это — ни-ни!
— Тогда завтра утром?
— Хорошо. Придём утром. Только, пожалуйста, не трогайте машину, не заводите и не мойте! Я хочу её видеть холодную и сухую!

Вы, конечно, станете мне возражать, мол, а чё, пусть помоет, то-сё...
Не надо вам этого! На мокрой машине вы не увидите ничего, а холодной эта машина без верёвки или помощи чужого аккумулятора, может, и не заводится.

Итак, приехали...
Осмотрите её внимательно и медленно со всех сторон, включая крышу и колёса. Что должно вас насторожить?
Начнём с крыши. Вмятины или вмятинки на крыше на скорость не влияют, но уж на цену и дальнейшую продажу — непременно. Да, есть способ выдавливать следы от града и подобные им следы на кузове без покраски, но это должен делать специалист, притом непременно снимая обшивку крыши. Такие спецы в Германии называются «Dellen Doctor» и могут они многое. Удаление маленькой вмятинки на двери, например, может стоить 50 евро, но покраска-то гораздо дороже! Да и заметно будет!
Если в крыше есть люк, осмотрите внимательно его внутри и снаружи, особенно по контуру, и сиденья под люком! Если на крыше внутри и на сиденьях есть следы потёков, аккуратно закройте дверь машины, и забудьте о ней навсегда. Изолента тут не поможет. Всё можно починить, но это стоит денег.

Далее двери и стёкла. Двери должны ЛЕГКО открываться и закрываться. Если это не так, то с большой вероятностью можно предполагать, что машина битая и получила некоторые деформации, хоть, возможно, и небольшие.
На стёклах можно по маркировке (в данном случае буквы а, b, c и т.д. Определить их (стёкол) возраст. Буква означает конечную цифру года выпуска. Если некоторые стёкла отличаются годом выпуска, опять же предполагаем чёрные пятна в биографии автомобиля.
 
Далее обратим внимание на порожки, не проржавели ли они. Если да — вежливо прощаемся и уходим. Примятые снизу порожки могут не позволить вам пройти следующий техосмотр.
Не знаю, как сейчас происходит в России или, скажем, в Беларуси, но в Германии продавец передаёт покупателю с машиной и документ о последнем прохождении ТО. Без оного я бы машину не покупал. Прежний владелец мог, например, не пройти на машине контроль чистоты выхлопа. Конечно, всё это можно исправить, но сколько это будет стоить! Если катализатор накрылся медным тазом — и тысячу, и пару тысяч.
Встаньте перед радиаторной решёткой и сравните зазоры между крыльями и капотом.
Вам говорят, что машина абсолютно не битая, а зазоры разные?
Значицца, врут! Битая! Так же, и даже ещё внимательнее следует сравнить зазоры справа и слева от крышки багажника или пятой двери, поднять коврик багажника и внимательно осмотреть днище, выемку для запасного колеса, если оно есть. Когда его нет, то в комплекте обычно в должен быть электронасос для подкачки шин от прикуривателя. Если его нет, лучше купите, не жадничайте, вы мне потом спасибо скажете!

Откройте капот и загляните в душу машины. Удовлетворить и успокоить вас должен сухой и пыльный двигатель. На чисто вымытом вы не увидите абсолютно ничего, разве что заметите, что что-то изредка капает. Масло или охлаждающая жидкость — плохо! Хотя летом под исправной машиной можно найти чуток воды. При включённом кондиционере это ОК.
Откройте крышку расширительного бачка (туда ведёт трубка от радиатора). Это можно делать ТОЛЬКО на холодном двигателе. Чисто? Нет следов масла? Уровень нормальный? ОК, закроем.
Вытащим щуп. Масло в пределах между min и max? Чистое? Нет каких-либо пузырьков? — Порядок. Если двигатель дизельный, масло темнеет почти сразу. Но масло менять надо регулярно и это, как и бензин, тормозные колодки, лампочки и тому подобное расходами не считается. Женщина может без ласки? Вот и машина без масла — то же самое!
Некоторые открывают при работающем двигателе крышку залива масла и как-то там определяют компрессию... Вы это умеете? Я — нет!

Теперь откроем водительскую дверь и посмотрим внимательно внутрь, но не затуманенными глазами мечтателя, представляющего себя за рулём, а человека, который платит деньги.
Прежде всего посмотрите на левую сторону нижней части спинки водительского сидения.
Она вытерта почти до дыр? А вам говорят, что машина прошла всего сто тысяч км?
Тут есть два варианта:
1. Наплюйте в рожу и дайте в морду продавцу.
2. Вежливо попрощайтесь и уходите. Нет, не понарошку, а таки да совсем. Домой.
В качестве оправдания этих действий скажу лишь одно: на моём «Пассате» это место выглядит, как новенькое, а на нём минимум 185 тыс. км, если ещё не обманули меня, когда я его покупал.
Далее смотрим педали, вернее рисунок накладки педали. Пробег в 100 тыс. км эти резинки выдержат почти без изменений, разве что чуть сотрутся на углу.
Потом осматриваем руль, не протёрли ли его мягкое покрытие до дыр?
Поднимаем коврики и смотрим очень внимательно. Если виден даже малюсенький кусочек асфальта сквозь пол, вежливо прощаемся.

В принципе вы должны всегда покупать машину, предполагая, что через какое-то время вам же её и продавать. Не женитесь на машине навсегда — позволяйте себе с ней лишь лёгкий флирт, этак на полгодика, от силы год, и расставайтесь без слёз, следующая будет моложе и лучше!
Расставайтесь с ней раньше, чем ей потребуется серьёзный ремонт. Помните! Если машина со старым, но ещё работающим сцеплением, рулевым колесом, да бог знает, чем ещё стоит к примеру 4000 евро, то с новым сцеплением (и т. д.) она будет стоить... те же 4000 евро.
Другое дело, если она не едет! Тут уж вы попали на деньги.
Но если вам удалось поездить 6-9 месяцев, не вложив денег, радуйтесь, но не верьте, что так будет всегда! Машину, которая требует у меня деньги, я лично уже не люблю. А вы понимаете, какая трагедия жить с нелюбимой!

Если вам при пробной поездке на машине что-то не понравилось, например, машина не заводится с первой попытки, что-то стучит, скрипит, дёргается, дымит чёрным дымом, машину ведёт влево или вправо, она плохо тянет, не надейтесь, что всё это пропадёт само собой. Все эти «маленькие» недостатки могу обернуться большими затратами.
Я уже не говорю о горящей или мигающей лампочке давления масла или символа двигателя. Даже замена тормозных дисков и колодок может обойтись несколько сот евро. Лучше, конечно, чтобы с сигнальными лампочками был полный порядок, это позитивно влияет на качество сна владельца транспорта.

Да, кстати, о колёсах. Выверните руль до отказа в сторону и осмотрите колёса, особенно передние. Неодинаковый износ правого и левого колеса может свидетельствовать о том, что машина битая, хотя иногда это всего лишь необходимость регулировки развала-схождения.

Не покупайте, очень прошу вас, машину, которая «такого красивого голубого цвета» и стоит у торговца автомобилями тут, рядышком, на углу!
Изучите сначала рынок, посмотрите, сколько стоят машины такого года, пробега и т.д в интернете, и вы убедитесь, что ваш тот самый на ближайшем углу — грабитель, бандит с большой дороги!

Как искать машину в интернете? (Данные инструкции — опять же для Запада, как сейчас в России или на Украине не знаю, говорю честно).
Самые популярные сайты для поиска новых и подержанных автомобилей в Германии — это mobile.de и autoscout24.de, хотя некоторые рискуют приобретать машины и через Ebay.

Итак, сначала выберите производителя, без автомобиля производства которого дальнейшая жизнь немыслима, а лучше — не исключайте для себя и игру случая. Порой Форд с удачной комбинацией возраста, пробега и цены будет более удачным приобретением, чем, скажем, Мерседес. Всё имеет свою цену, и, конечно же, автомобили самых дорогих марок — Мерседес, БМВ, Ауди и Порше, — которые вы себе можете позволить, будут гораздо старше за равные деньги, чем, скажем, Ситроен или КИА. Лично я стараюсь и итальянских, и испанских, и французских машин избегать, хотя кто-то другой может рвать на себе тельняшку напополам, крича, что лучше Рено машины нет. И он будет прав... ведь он никогда не водил Mercedes S класса, А8, Q7, BMW X6, Porsche Cayeene и не может сравнивать.

Впрочем, дамы-господа, мы ведь говорим о НЕ богатых автолюбителях, следовательно, последнюю строку предыдущего абзаца забудем насовсем или до поры, до времени.

Последний раздел я посвящу продаже вашего автомобиля.
Вымойте его так, как будто снова полюбили его, обработайте внутри каждый квадратный сантиметр, купите пенный аэрозоль для чистки сидений и освежите их, повесьте хороший ароматизатор.
Отполируйте капот и хотя бы одно переднее крыло своего старого «Росинанта», не волнуйтесь, этого хватит, остальное покупатель домыслит. Так даже лучше — половину пространства его ума мы уже заняли мыслями о том, как хорошо отполирует это авто ОН!

Найдите машины аналогичные вашей в объявлениях о продаже, проверьте, что продаваемые не имеют описаний типа такого:
«Шикарное состояние снаружи и внутри, пробег всего 20 тыс. км, первый владелец, новые колёса…» и ещё строчек 15, а в самом конце: «К сожалению, мотор сгорел, коробка передач отвалилась…»  или что-то в этом роде.

Прибавьте к стоимости 300-500 евро (вы же должны что-то уступить, а то покупатель не сможет уснуть!), и поставьте свой автомобиль не самым дешёвым (это подозрительно), а примерно третьим-пятым от самого дешёвого. Это, конечно, если вы хотите продать, а не продавать всю жизнь.
Не торгуйтесь по телефону. (Да уступлю чуток, но на много не рассчитывайте).
Если есть два-три покупателя — прекрасно! Назначайте встречу с самой минимальной разницей во времени. (Пускай выпендриваются друг перед другом).

Не снимайте с продажи свой автомобиль, получив клятвенное заверение: «Куплю, 100%!»
Купит первый тот, кто даст деньги, а обещания в карманене шуршат.
Хочет застолбить авансом? Пожалуйста! Пусть заплатит под вашу расписку 300-500 евро, и объясните, что если завтра-послезавтра не получите остальное, АВАНС НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ!

Никогда не отдавайте машину со своими номерами (это для Германии и т. д.). Покупатель будет клясться, что доедет до дома, и завтра же снимет с учёта! НЕ ВЕРЬТЕ! Он попадёт в аварию, пусть и не по своей вине, или нарушит правила, а платить будете вы. Почему? Да хотя бы потому, что он не вписан в вашу страховку, а значит - не застрахован. Ещё хуже бывает вариант, когда машина жителя Германии или другой страны ЕС, уезжает с вашими номерами за границу и катается там, пока не надоест. Вы машину снять с учёта не можете и продолжаете без конца платить за неё налог и страхову, а это не мало!
Другой вариант. Он найдёт какую-то заковыку, и по поводу этого будет ныть по телефону, торговаться и вечно ездить на ваших номерах, налоге и страховке.
Я обычно пишу в объявлении так: «Перед передачей машины в ваши руки машина будет снята с учёта».

Конечно же, всего учесть нельзя, и я по специальности — не автослесарь, если где ошибся — пусть меня поправят, но я езжу сейчас на своей 43-ей (!) машине, причём НИ ОДНА из прежних не была выброшена на свалку, а большинство, наверное, ездят где-то до сих пор! Кроме того, я работал пару лет у продавца машин в Германии, и знаю, о чём говорю.

Ну, а если вы богаты и можете просто пойти и купить новую машину, так и говорить не о чем!:)) Доброго пути!