Мореходы. Возгорание в радиорубке

Николай Прощенко
                До очередного, в седьмом десятилетии,  Нового года оставалась ещё целая неделя.
                Наш лесовоз, серии П, при благоприятной погоде в дни католического рождества,
          надеялся благополучно добраться до порта на севере Испании.
                Традиционно, экипажу было предложено заблаговременно подать в радиорубку
          поздравительные радиограммы со сроком вручения 31 декабря. Экипаж активно
          откликнулся на эту акцию и у радиста скопилось около сотни однотипных депеш.
          Один только молодой механик Витя принес десяток  бланков с одинаковым адресом.
          Посылая поздравление каждому родственнику со стороны жены,
          он сглаживал свою вину перед ней, за неудачную шутку с поздравлением к празднику 7 ноября.
                Тогда Витя со своим коллегой Женей, принесли мне бланки с текстом различающимся только
           адресом. Я и пошутил:
                - Текста в ваших радиограммах меньше, чем слов в адресе. Написали бы красивое поздравление
          в одной депеше. Одна бы из ваших жён получила телеграмму, прочитала и передала её другой.
          Они же подруги. И им приятно, и вам экономно.
                Я и не подумал, что мои слова воспримутся всерьёз, но через день на  моем столе лежал бланк
           длинно-текстной радиограммы с припиской "эти же пожелания передай Ольге".
                Ольга, судя по всему, всё поняла, на шутку мужа обиделась и прислала телеграмму с "разносом",
           назвав его "жмотом".


                Не только нашему судну предстояло передать на береговой радиоцентр "кучу" праздничных
          телеграмм, но ещё добрая сотня  радистов других экипажей,  жаждали избавиться от этого
          "груза любезностей и пожеланий".
                Постоянные очереди на каналах радиосвязи - признак приближающегося праздника.
          Конечно, в этом не было бы проблемы, если бы были хорошими условия связи на коротких
          радиоволнах.
                Радиооборудование судна было смешанным. Новые мощные радиопередатчики
          соседствовали с устаревшими. С успехом внедрялось буквопечатание и большие количества
          корреспонденции, преимущественно обрабатывались с его помощью.
                Хотя мощный, полтора киловатта, радиопередатчик "Бриг" обеспечивал надёжную силу
          сигнала, однако в условиях плохого прохождения радиоволн и сильных помех от других радио-
          станций, бывало, что и он был бессилен обеспечить устойчивую связь. Радистам  приходилось
          "бегать" по частотам, чтобы выбрать лучший радиоканал. Благо новый передатчик позволял это
          делать быстро, простым перебором переключателей, и не требовалось крутить ручки вариометров,
          улавливая "резонанс".


                Установленный в радиорубке судна телеграфный буквопечатающий аппарат "Т-63", сделанный
          в ГДР, хоть и грохотал на уровне отбойного молотка, но помощь радисту оказывал существенную.

                Для оперативности, а иначе радиоцентр не брал под обработку, я заранее напуншировал
           все радиограммы на бумажную телеграфную ленту. Она получилась длиной в  два десятка
           метров. Пометив исходящим номером каждую "rdo", я, на пальцах руки, смотал ленту традиционной
           у телеграфистов "восьмеркой". Оставалось только дождаться своей очереди на обработку
           праздничной корреспонденции, которая принималась радиоцентрами в последнюю очередь - после
           различной служебной.


                Время моей очереди наступило около одиннадцати ночи. Томительные часы её ожидания
            остались позади и началась активная "свистопляска". Радиоэфир был заполонён радиостанциями.
            Казалось, будто бы все станции одновременно повылезали в эфир, чтобы погалдеть, мешая
            одна другой.
                Процедура установления связи не являлась сложной. Оператор береговой радиостанции
            выбирал, среди разрешённых, чистую частоту и предлагал её для работы. Как только прием на ней
            становился невозможным, делался переход на другую, более приемлемую.
                Так было и в тот раз. После установления связи морзянкой, я перешел в режим буквопечатания
            и запустил ленту с текстом настройки: RYRYRYRYRYRYRYRYRYRR de ULMU.
            Принявший безошибочно этот текст оператор, ответил: GA rdo(давай телеграммы).
             Как только я заправил в трансмиттер ленту с радиограммами и запустил его,  тут же услышал в
             радиоприёмнике: QRT... QRT... QRM5... as(прервите передачу помеха 5 баллов, жди).
             Заменённая частота тоже недолго оставалась чистой и нам снова нужно было искать другую. За
             получасовую связь мне удалось передать все лишь несколько радиограмм. Но вот на одной из
             частот 4 мегагерцевого диапазона повезло. Лента пошла как "по маслу". От берегового оператора
             "молчок".  Я даже остановил трансмиттер и спросил оператора: OK? (Всё ли хорошо?) На что получил
             многократные восклицательные знаки(!) QSA5! (Мол не прерывайся. Все идет хорошо).
             Удовлетворённый таким подтверждением, я продолжил передачу радиограмм.
             В эфир, одна за другой со скоростью 50 бод, уносились мои депеши. Открытая крышка
             телеграфного аппарата, позволяла всем звукам его механики, беспрепятственно распространяться
             внутри помещений радиорубки. Проще сказать, стоял изнуряющий железный лязг, не очень
             приятный для слуха радиста, но ублажающий своей ритмичностью.
                Мои слух и сердце приятно радовались отсутствию каких-либо звуков из радиоприёмника. Это
             могло означать: Все идёт отлично или пропала связь. Спросить оператора "как дела" я не решался
             и только подправлял ленту в прожорливый трансмиттер. Он неустанно тыкал иголки-плунжеры в
             бесплотную узкую плоскость бумажной ленты, выискивая в ней отверстия-коды.

                И вдруг я почувствовал резкий специфический запах горящей изоляции. Его трудно с
             чем-нибудь спутать. Не отходя от аппарата, я завертел головой выискивая источник запаха.
              В закрытом помещении сложно было понять откуда распространяется запах.
                То, что произошло в следующие секунды, ввело меня в ступор. Я увидел "сцену" зарождения
              пожара.
 
                Из вентиляционных отверстий в корпусе аварийного радиопередатчика "АСП-4",
              полезли в стороны змейки чёрного дыма. Затем, словно по команде, они изменили направление и
              поползли вверх, по-пути соединяясь воедино, окутывая передатчик чёрной "вуалью".
              Миг и, словно по мановению волшебной палочки, вуаль сменилась на сплошную черную
              дымовую завесу, окутавшую весь прибор. Достигнув подволока, чёрное облако, клубясь,
              поползло по нему в сторону вентиляционного отверстия радиорубки.
              В следующий миг мне показалось, что в тех же прорезях корпуса, словно в "печке-буржуйке",
              засверкали языки пламени.
         
                Что делать в таких крайне редких случаях, инструкции не гласят, но существует общее
              правило тушения электро-радио аппаратуры.
                Для размышления "что делать?" и "чем тушить" - времени не было.
              Но мне кажется, что я думал об одном,  а руки и ноги сами действовали в нужном направлении.
 
                Голова недоумевала:
                - Как мог загореться не включённый радиопередатчик?
         
                Ноги же вмиг поднесли меня к главному рубильнику (выключателю электропитания) и руки
              повернули его. В грохоте телетайпа, ожидавшегося щелчка - я не услышал.
               Образовавшаяся тишина и конвульсивный лязг механики останавливавшегося аппарата,
              свидетельствовали об отключении электричества. Следующим движением рук, я снял
              со штатного места углекислотный огнетушитель, привёл его в действие и направил его шипящий
              раструб на передатчик.

                Пламя тут же исчезло, но запах гари спирал дыхание.
                Как только растаял иней углекислоты, я увидел, что передатчик стал совершенно чёрным.
 
                Поняв, что угрозы пожара больше не существует, я открыл иллюминатор. Свежий морской
              воздух вернул мне спокойствие и я начал анализировать случившееся.
              Не успел я "напрячь мозги", как в дверь вломился электромеханик.
                - Похоже у тебя что-то горит! - прокричал он. - Вонище гарью ... по всему судну!..
                - Да вот шашлыки жарю. Заходи, - не ко времени пошутил я.
                Глянь на того "чумазого", - указал я на передатчик.
                - У-у, помощь нужна?
                - Спасибо. Уже все кончилось. Сам разберусь.
               
                Вскоре в радиорубку зашёл капитан.

                - Что у тебя горит? Что-нибудь серьёзное? - спросил он.
                - Ещё не разобрался, но думаю - ДА.
                - Разбирайся. Мне проблемы не нужны, - уходя, сказал капитан.


                Отложив все дела с внезапно прерванной связью, я начал беглый осмотр всей
              радиоаппаратуры. Ничего "бросающегося в глаза" внутри помещений - я не увидел.
              Одевшись в ветровку, я поднялся на палубу верхнего мостика, где сосредоточены все антенны.
              Освещение ручным фонарём антенного хозяйства, не выявило каких бы то ни было изменений.
              Подвешенная на мачтах, 80-метровой длины Г-образная главная антенна, подозрений не вызывала.
              Осмотр  антенн "ШПА-11" и "АМС-16" показал, что они тоже в порядке.
                Вернувшись в радиорубку, я без "опаски" включил рубильник. Поочерёдное включение
               аппаратуры показало, что всё, кроме аварийного передатчика, работает.

              Осталось обследовать "погорельца".

                - Весь передатчик смонтирован сзади откидывающейся панели управления и вставлен в
               металлический корпус. Радиокомпоненты, которыми он напичкан, сами по себе не горючие.
               Остаётся единственная версия - возгорание произошло от сильнейшей наводки в антенном
               контуре.
                А почему это произошло? Раньше такого ведь не случалось. Аппаратура и рабочие частоты -
               те же.  Антенны - штатные, их коммутация - испробована во всех вариантах.
                А связь на 5 баллов? Что так усилило мощность передатчика? Не связано ли это с чем-нибудь?
                Не иначе как субъект с НЛО  пошалил неизвестной энергией, - думалось мне,
               когда руки тянулись к его ручкам-защёлкам.

                Откинутый блок усилил запах гари и так ещё царивший в рубке.
                Вся открывшаяся "пасть" передатчика зияла чернотой от сажи. Изоляция обмоток вариометра
               обуглилась и частично облупилась, обнажая провода. Его шаровидная конструкция
               деформировалась и не могла больше поворачиваться.
                Всё это означало, что передатчик "вышел из строя" и отремонтировать его на судне нельзя.
                Судно осталось без аварийной радиосвязи, правда осталась возможность в крайнем случае
               использовать для этой цели шлюпочную радиостанцию "ПЛОТ".

                QRX sk

             NNNN