Что я знаю о Донбассе 1

Алёна Маляренко
Вот несколько зарисовок о жизни в зоне АТО, об отношениях мирных жителей с представителями украинской армии и войсками ДНР, которые я услышала от людей, сейчас живущих или недавно выехавших из Донецкой области. Уточню: я не верю в способность человека быть объективным и беспристрастным, но:

1. Р. из Моспино: «Когда у нас тут антимайданы начинались, я тоже думал – выйдем с пацанами, не пустим к нам бандеровцев, вдруг реально хотят зачистить Донбасс – нафиг надо? Ну, приехали в Донецк, в центр. Ну, митинг, ну плакаты. И тут появляются какие-то люди в камуфляже. Крики начинаются «Донецкая республика!», «Русский мир!». Смотрим с пацанами, такие: люди – незнакомые, оружие вроде есть, флаги какие-то непонятные. Подумали – да нафиг все! И ушли бухать. Думали, рассосется, а оно вон как...»

2. Дончанин В. «У меня друг пропал. Месяца 2 назад. Его остановили на блок-посту ДНРовцы, у него внедорожник оригинальный. Проверили документы. Говорят, давайте проедем к вам разберемся. Поехали к нему, вроде как в гараж, он мне по дороге звонил. И потом – все. Ни его, ни машины, гараж и квартира разграблены. Родители ищут, мы обыскались – пропал. Из-за машины, наверное пропал. Скоты».

3. Макеевчанка Л. «Нехай на ДНР не наговаривают. У меня половина соседей в ДНР. Смену отработают на шахте, отоспятся, а потом повязочку надели – и вперед, улицы патрулируют. Чтоб ни нарики, ни алкашня, ни хулиганье не мародерствовали. Нам телефоны раздали – типа горячей линии. Так приезжают раньше чем менты или пожарка. И разбираются быстро. С ними тихо стало, спокойно, порядок появился. Только что комендантский час ввели – так понятно, война. Брат на шахту со справкой ходит – что работает посменно, на постах показывает, чтобы не загребли. А оружия я у них (прим. у ДНРовцев) не видела. А за городом – да, стреляют, слышу. А кто, в кого – я не знаю».

4. Е. из Марьяновки (донецкая обл). «На дорогах стреляют, конечно. Ребята из нацгвардии в основном. Сперва боялся, страшно. А потом – обычные пацаны. Оказалось, зайцев и фазанов по терриконам отстреливают. Кушать нечего. Иногда в село приносят – мы им готовим. Они говорят: спасибо».

5. С. Из Славянска: «Когда бои за Славянск были, мы без воды, без еды, просто блокадный Ленинград какой-то. Спасибо ребята из ДНР подкармливали, воду подвозили. Откуда брали, спрашиваете? Не знаю, привозили им, видно. А сейчас нацгвардия наладила – хлеб, воду подвозят. Спасибо».

6. А. из Донецка. «Спокойно выйти покурить во дворе стало невозможно. Даже до комендантского часа. Вышел я из подъезда, стою с ребятами , курю – подходят парни из ДНР: «Ваши документы». Я говорю: какие документы, я вот в трусах и тапочках, я из этого подъезда, - и показываю. А они: документы давай. И двое – такие спокойные, вежливые. А один – то ли под кайфом, то ли просто больной: наскакивать на меня стал, угрожать. Я говорю его «коллегам»: заберите вашого друга, я за документами схожу. И бегом в дом. Вышел с паспортом через пару минут – их уже нет. Не дождались. А, говорят, в соседнем доме мужика так вот и забрали. Ночевал у них, били. Семья откупила. Хуже ментов».

7. Макеевчанка М. «К нам в больницу мальчишек привезли. 18 и 19 лет. Они через блок-пост к родственникам пытались пройти. Так их нацгвардия "душевно" проверяла. Пытали, наверное: у обоих ушибы и переломы, у одного палец отрезали. Думали, наверное, что пацаны – ДНРовцы? Не знаю. А про "Айдар" вообще ужасы рассказывают, им лучше не попадаться. Мы для них все - хуже предателей».

8. Макеевчанка И. «Выезжали с родителями из города, на своей машине, с собакой. Прошли блок-пост ДНР, прошли блок-пост нацгвардии – нормально. Уже на выезде из области – еще один украинский блок-пост. Мальчишка с автоматом, серьезный такой: кто вы, куда вы, проверка документов. А на собаку документы есть?» Даю ему документы на собаку – как прицепился: «А вдруг она кого-то покусает? Я вас не пропущу». И по карману себя гладит. Я перейшла на рідну мову й пояснила йому, що я думаю. Вискочила з машини – і пішла шукати начальство. Все як завжди: поки не перескандалиш – ніхто не ворушиться. А покричала – спокійно пропустили."

9. П. из-под Славянска. «Мальчишки из нацгвардии – хорошие, как мой сын. Жалко их: голодные, макароны в яме какой-то на костре варят. Мы их подкармливали. Говорим: дети, зачем вы тут? Нету тут Путина. Вы хоть грех на душу не берите, не стреляйте по людям. Они едят и кивают. А недавно им то ли денег дали, то ли водки привезли – не знаю. Понапивались пьяные и давай палить. Коров гнали вечером с поля – так они стадо расстреляли. Зачем? Куда офицеры смотрят?».

10. Дончанин С. «Возле «Маяка» страшно было, возле радио-рынка. За ларьками чечены, или чёрные какие-то, стрельбы устроили. Палили по чём зря. Очень страшно».

11. В. из Ханжонково. «Меня спрашивают все: почему не уезжаю. А за что я уеду и куда? Это на словах звучит хорошо: вас вывезут. Кто? Может, по телевизору и объявляют, где надо собираться для выезда, но у нас каналы украинские не работают. Люди, у кого деньги и машины, те выехали, а у меня – нету. У меня вся родня – здесь, нигде никого нет. Ну очень дальние, мы с ними не общаемся уже, в Хмельницком – сказали, видеть вас не хотим, вы сепаратисты. В России еще родня есть, но туда я сама не хочу. Я украинка. И никому не нужна».

12. Дончанка Н. "Все жду, когда этот бардак закончится. Ведь непонятно, кто с кем и за что воюет. А закончится война - тоже не понятно как жить. Я, наверное, без работы останусь - кто в наш вуз документы подаст? Студенты разъехались, переводятся. первый курс не наберем. Муж, тоже, наверное: шахту разбомбили. Дети в школу нашу не пойдут - нету школы. И ехать некуда. Нас никто не ждет".

13. Макеевчанин М. "Ребята из ДНР говорят, что месяц назад им приходилось чистку рядов делать, и сейчас опять придется. Понимаешь, к ним люди приходят, как будто за Донбасс воевать, вроде бы идейные, а по сути - шантрапа, нарики, мародеры. Потом с ними - один геморрой. Неконтролируемые, шальные. Дать автомат проще, чем забрать. Но решают как- то".

14. Г, Донецк. «У нас дом на 2 хозяина. Соседи выехали недавно. А тут слышим – с их огорода ветер трупный запах доносит. На днях стреляли, так мы и думаем: может убило кого, и он у соседей под забором умер? Муж еще мужиков с улицы позвал – пошли посмотреть. Никого не нашли. Сидим, думаем, нервничаем. И тут кто-то голову вверх поднял – а на верхушке дерева, видит, дохлый еж висит. Как он туда попал? Но , не поверишь, мы так смеялись: нервное, видно. Просто еж умер – а мы радуемся».

Вот такое и подобное, и много раз. Без комментариев, как говорится.