Гамбургский дьявол

Вячеслав Прытков
 
                «Гамбургский дьявол» .               
            Немецким капитанам «винджайммеров» не было равных в навыках кораблевождения,и среди них – Роберт Хильгендорф,отличавшийся особым мастерством во время его служения морю.Высокий,с ястребиным носом,голубоглазый,он был типичным балтийским немцем.               
            Это имя с завистью произносили в прибрежных тавернах от Гамбурга до Икики (Чили).Короткие высказывания,часто звучавшие из его уст,стали афоризмами среди моряков: «Быстроходность судна – в интересах компании!». «Тяжёлая работа – хорошая еда!» Не обладавшие таким талантом знаний обращения с парусами,особым седьмым чувством ветра,прозвали его «гамбургским дьяволом».Что-то сверхестественное и магическое было в этом непревзойдённом умении отдавать экипажу нужные команды,особом чутье перемен на море.Говорили даже,что сам ветер знает,о чём он думает.
             Роберт родился в 1852 году в маленьком городке Щецинской лагуны на Балтике.Когда его отец – капитан небольшого судна ушёл воевать против датчан в 1864 году,юный Роберт стал управлять отцовским кораблём.В 17 лет он уже становится опытным моряком,выходит не только в Балтийское,но и Северное моря.Тяжёлая работа,плавания в любую погоду наложили свой отпечаток на характере Роберта.В 27 лет с сертификатом мастера он поступает на работу в торговую фирму Ф.Лайеша.   
              Подход и отношение немецких моряков к навигации отличались особой тевтонской тщательностью.Персонал Гамбургского гидрографического отдела одним из первых в мире начал систематически изучать моря и океаны во всех их проявлениях.Капитанам судов сообщалось о широтах и долготах,в которых они сталкивались с постоянными ветрами,их проявлениями,особенно,в «rodring forties» - «ревущих сороковых»,где дуют «brave west winds» - «бравые весты», «лошадиных широтах»,морских течениях во всех сезонах и,особенно детально, о обстановке вокруг мыса Горн.         
               Находились,правда,такие,которые игнорировали сообщения и предостережения гидрографического отдела,Хильгендорф же,напротив,руководствовался ими,используя на практике,что позволило порой не раз избегать печальных исходов в плаваниях.Вот эти-то научные прогнозы и богатый собственный опыт долгих переходов капитана Хильгендорфа,очевидно и были секретом его великолепного владения сложившейся ситуацией на море и правильных действий экипажа. 
               Только однажды произошедший случай на море мог навсегда положить конец карьере капитана Хильгендорфа.В один из переходов,в 25 милях южнее мыса Горн его любимый барк «Парсифаль» с 1500 тоннами  угля для Чили попал в жесточайший шторм.Волны раскачали корабль так,что весь груз начал смещаться в одну сторону.Хильгендорф немедленно приказал рубить мачты,чтобы предотвратить опрокидывание судна. «Парсифаль» оказался весь во власти бушующего моря.Трюм стало заливать водой,и когда она стала подниматься всё выше,на «Парсифале» заметили вдалеке,за гребнями волн,парус другого судна.Хильгендорф подал сигнал бедствия.Не мешкая,капитан и его люди пересели в спасательные лодки и поспешили по направлению к повстречавшемуся кораблю.Однако,вскоре замеченный ими корабль изчез из виду и больше не появлялся,но и тут Хильгендорф не растерялся,он принимает решение вернуться к своему тонущему кораблю и забрать имеющиеся на нём запасы провизии,воды и снаряжения с надеждой продержаться на море,либо позже высадиться на берег.Капитан и его команда,рискуя быть утопленными вместе со своим судном,т.к. «Парсифаль» в любую минуту мог уйти на дно,с неимоверными трудностями перегрузили всё,что смогли в эти мгновения обнаружить,снова пересели в лодки,отплыв от тонущего корабля.Затем «Парсифаль»,как-будто ждавший нужного момента,быстро исчез в водовороте.Тогда судьба смилостивилась над Хильгендорфом,в эту же ночь английский барк «Сарака»,заметив огни на лодках,поднял команду «Парсифаля» на борт.               
                За 20 лет работы в компании Ф.Лайеша Р.Хильгендорф имел под своей командой 9 винджайммеров.Он огибал коварный мыс Горн 66 раз,совершал переходы через океан со скоростью,которой пароходы достигали лишь несколько лет спустя.До Хильгендорфа длительность рейсов грузовых судов до чилийских портов занимала обычно более 80 дней,и это считалось хорошим результатом,а на огибание мыса Горн затрачивалось от 2 до 3 недель.Капгорнеры Хильгендорфа проходили этот путь примерно в 64 дня,затрачивая на возвращение около 70-и.Преодолевать мыс Горн Роберт умудрялся за неделю,самое большее – за 10 дней.Его записи в корабельных журналах свидетельствовали о рекордных рейсах: «Пират» - Канал – Вальпараисо – 68 дней, «Пергамон» - Канал – Вальпараисо,65 дней, «Пальмира» - Канал – Вальпараисо,63 дня, «Плацилла» - Канал – Вальпараисо,58 дней, «Потоси» - Канал – Вальпараисо,55 дней.   
                В 1901 году в возрасте 49 лет Р.Хильгендорф закончил свою магическую службу на море.Он ушёл в отставку и последующие годы своей жизни посвятил инспектированию и оценке морских судов в страховой компании.В феврале 1937 года он погиб в Гамбурге в результате дорожного проишествия,ехав на велосипеде.Так судьба,долго хранившая его от гибели на море,не сберегла его на суше.   

Пояснения к тексту:               
Икики – порт на севере Чили.
“Лошадиные  широты” – район в Атлантике,между 30 и 35 градусами северной и южной широты,образуются мощные антициклоны со слабыми ветрами и штилями.Штили вызывали длительные задержки парусных судов,и если на их борту были лошади,из выбрасывали за борт из-за недостатка пресной воды;Лошадей обычно везли из Европы в Новый Свет.   
Капгорнер – парусник,предназначенный для плавания вокруг мыса Горн.   
Винджайммер – “выжиматель ветра”.Сулно с железным корпусом и мощным парусным вооружением,способное развивать высокую скорость.   

                Вячеслав Прытков.