Брежневская малая земля - достойная книга!

Алексей Курганов
(разговор с культурологом)

Сегодняшний день, четвёртое сентября, для советской литературы – знаковая дата: исполнилось ровно 35 лет подписыванию в печать книги Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева «Малая земля».

- Сергей Владимирович а вы читали эту книгу? - спрашиваю моего давнего знакомого и соавтора книг, культуролога С.В. Коновалова.

- Конечно. Когда она появилась, я был старшеклассником, а книга была включена в школьную программу.

- И какое она произвела на вас впечатление?

- Тогда, естественно, негативное.

- Почему «естественно»?

- А потому что Брежнев к тому времени стал уже явно смехотворной фигурой. Все прекрасно понимали, что САМ ничего не мог написать.

- Позже её не перечитывали?

-Знаете, перечитал! Лет десять назад! И мнение своё в корне изменил! Не шедевр, конечно, но вполне читаемая книжка! И Брежнев в ней прописан не этаким былинным богатырём, а совершенно нормальным человеком, воином, мужчиной, наконец. И в описании тогдашних боёв под Новороссийском и в самом городе  я не увидел никакой утрированности, а  уж тем паче - слащавости и приукрашенности. Отличный литературный, даже скорее-  литературно-журналистский язык. Ведь писала-то книгу бригада из то ли семи, то ил восьми человек - журналистов из «Известий», «Правды» и АПН. Странно, но ни одного тассовца! Вспомнил: в начале 2000-х годов появилась версия о том, что за Л. И. Брежнева трилогию создали «литературные негры» . Согласно этой версии, «Возрождение» написал известный очеркист Анатолий Аграновский, «Малую землю» — публицист газеты «Известия» Аркадий Сахнин, а «Целину» —«правдинец» Александр Мурзин.

- Вас это не смущает?

- Что?

- Литературные «негры».

- А почему меня ЭТО должно.смущать? Такое в литературном процессе практиковалось и практикуется сплошь и рядом. Они же не докторскую диссертацию «лепили» «дорогому Леониду Ильичу»! Тем более смешно говорить о «неграх» в наше время, когда всякая мало-мальски заметная шавка покупает себе кандидатскую или докторскую и не считает это за постыдство!
И кстати, ещё о литературном языке «Малой земли». Он БЕЗУПРЕЧЕН! Вот что значит профессионалы! Они бы никогда не написали, скажем, «сЕмбиоз» или «киднеПинг»!

- А это-то при чём?

- При том самом. Недавно совершенно случайно прочитал рассказ одного современного подмосковного «известного» писателя». Боже мой! Это даже неграмотностью назвать нельзя! А он, между прочим, как сказано в аннотации, член Союза писателей, редактор литературного издания! Хотя всё правильно: каков ЧЛЕН, таков и СОЮЗ, таков и ЖУРНАЛ.

- Фамилию не назовёте? И название журнала?

- А зачем? Пусть живёт. Пусть «ваяет». «Инженер человеческих душ» с большой жирной двойкой по грамматике.

- Меняем эту щекотливую тему. Ещё один камень в «огород» советского агитпропа: совокупный тираж «Малой земли» превысил в те времена 11 миллионов экземпляров. Даже по советским временам цифра не просто большая – ГИГАНТСКАЯ!

- Я не вижу в этом никакой трагедии для нашей тогдашней литературы, и уж тем более - для полиграфической промышленности. Разве мало дерьма тогда выпускалось? Разве мало дерьма выпускается сейчас? И ещё неизвестно, когда литературного дерьма было больше (или есть).

- Вопрос, может быть, наивный, но всё же: «Малая земля» для сегодняшнего и следующих поколений безвозвратно, что говорится, похерена?

- Почему? Я верю, что когда-нибудь мы всё-таки узнаем ПРАВДУ о Великой Отечественной (или, по крайней мере, появится возможность ей узнать). Вот тогда-то именно МЕМУАРНАЯ литература, ЛИЧНЫЕ воспоминания фронтовиков ( в том числе, конечно, и Леонида Ильича) будут востребованы, как самый ценный  и правдивый источник для получения и узнавания этой самой, извините за тавтологию, ПРАВДЫ.