Мысли вслух ностальгическое

Александр Тихонов 5
    День двадцать седьмого августа получился погожим. С утра не было тумана. Грело теплое солнце. К девяти часам утра уже сошла роса. Я приехал в Степанов лог накосить молодой отавы для кроликов.
    Кошу, а на овсяном поле слева по косогору ночная стоянка комбайнов. Вчера они убрали овсяное поле и готовились перейти на правую сторону лога на пшеничное. Проезжает к стоянке дежурная машина с комбайнерами, бензовоз, съезжаются Камазы-зерновозы. Все это мимо меня. Заинтересованно наблюдаю за началом рабочего дня зерноуборочного отряда. "Эх, - думается мне, - когда-то и я вот так готовился к началу рабочего дня в поле в зерноуборочном отряде!" И грустно мне, что я уже не то и не тот, что я уже давно пенсионер. Грустно еще оттого, что и отряд мой был далеко не тот, что сейчас готовился к работе. И комбайны не те и технология.
    Почему-то в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века в Хакасии господствовала технология раздельной уборки зерновых. Обычно в совхозах организовывались два отряда. Один на скашивание зерновых в валки, другой на их подборку и обмолот. Считалось, что такая технология обеспечивает более быструю и качественную уборку. Расчет делался на хорошие погодные условия. Но частенько погода подводила и зерно во влажных валках прорастало. Тогда качество зерна резко снижалось и допускались большие потери.
    Ох, сколько же было муки комбайнерам и обслуге с такой уборкой!!! Комбайны СКД-5 захлебывались влажными валками, частенько образованными в кучки. Приходилось ломами раскручивать барабаны в обратную сторону, чтобы освободить молотилки от набившейся соломенной массы. Плохая погода затягивала сроки уборки. Однажды наш отряд подборщиков пришлось выводить с полей 25-го октября, так и не домолотив 250 гектаров овса. Выводили по снегу, в пургу.
    Я работал в отряде подборщиков мастером-наладчиком. В моем распоряжении  был слесарь, сварщик со сваркой и агрегат по техническому обслуживанию АТУС на базе трактора Т-16. Работы хватало всем! СКД-5 - комбайн, в котором всё крутится-вертится. Он весь трясется и грохочет. Сам я за его рычагами не сидел, но всегда удивлялся: "как это комбайнер среди такого грохота, шума и тряски улавливает малейшие отклонения от нормальной работы машины?" Частенько возле пункта технического обслуживания стояло два-три комбайна из двадцати имеющихся в отряде. И хорошо, если комбайнер умелый. смекалистый и расторопный. Такой быстро устранял с нашей помощью неполадки и поломки и устремлялся к валкам. Но попадались и такие, которые основное рабочее время проводили возле пункта технического обслуживания. Редко выпадали минуты, когда в поле работали все комбайны.
    Вот комбайны, один за другим пошли на другое поле. Проходят мимо меня. Стою, смотрю, как завороженный. "Эх, красавцы! - думаю, - Все иностранцы. Наши СКД далеко им не родня!" Запустились в работу недалеко от меня. Ни грохота, ни скрипа! Ничто снаружи не крутится, не вертится, лишь легкий шум от работы молотилки и очистки. Сзади вылетает дробленая соломенная масса и распыляется по полю. "Можно следом запускать плуг, - возникает привычная мысль, но я сразу же одергиваю себя:- А зачем?" Теперь этого не требуется. В хозяйствах есть техника, между прочим, тоже заграничная, которая делает сразу все: и обработку почвы по стерне, и сев и прикатывание. "А сколько же было, в мое время возни с соломой!" - вспоминаю я. Надо было выровнять ряды копен, сволочь их в кучи, сметать в зароды. Скота было по совхозам столько, что не хватало не только сена, но и собственной соломы. Ездили по Союзу, прессовали, железной дорогой, автотранспортом привозили. И все равно в поле оставались кучки и клочки, мешавшие при пахоте. Приходилось их сжигать. Теперь вот она либо прессуется в непромокаемые тюки либо распыляется при обмолоте.
    "Красота! - радуюсь я, глядя на ровненькую стерню после прохода комбайнов. - Прямая уборка: ни тебе засоров в барабанах, ни тебе последующей работы с соломой, ни технической обслуги рядом! Плохо только то, что зерно получается не ровным по влажности и требует просушки в сушилках. Но этот вопрос в хозяйствах решен".
    Шесть комбайнов "Вектор" уходят один за другим. В кабинах машин ни пыли, ни шума, ни тряски! И жатка такая широкозахватная. "Где же наши производители сельхозтехники были, когда заграничные так успешно модифицировали свою? - задаю я сам себе вопрос, - И ведь площади наши куда обширнее!"
    Красноярский комбайновый закрылся. Как его жалко! И ведь модифицировали "Енисей" ежегодно, однако проиграл он соперникам, как проигрывают наши футболисты. Помню одного тракториста из совхоза "Абазинский" по имени Иннокентий, который, ремонтируя дисковую борону, ругался: "Елки-палки! Корабли в космос запускаем, а технику для села сделать путевую не можем!" А путевая техника для села тоже пришла из-за границы и тракторы и сельхозмашины. Печально, но факт. И продукты приходят оттуда же. А ведь когда-то кормили мы и себя и ещё друзей, кто к нам целоваться приезжал...
    "Ну, почему так?! - думается мне, - Есть же у нас умные головы!" Ан, нет!  Отстаем мы, можно сказать, от Запада во всем.  Разве что в военной области еще держимся. Но воевать-то мы умеем. Воюем на самоотверженности. Почему же на самоотверженности не работаем в науке и технике? Можно сказать это вопрос "на засыпку". Мы привыкли винить во всем власть. А во всем ли она виновата? Где мы сами? Где каждый из нас?! Да, власть виновата. "Слуги народа" принимают такие законы, по которым живется хорошо только им. "Нами управляют черти!" - пишет один из блогеров в интернете. "Власть надо отдавать тому, кто к ней не рвется" - говорит один из бывших директоров бывшего совхоза "Абазинский". Возможно оно и так, но кто во власть не рвется, тот её и не примет. А "кто рвется" берутся ведь тоже из нас, из массы народа. Значит мы все с червоточиной?. Наверное, так, если честный, попавший во власть, быстро перековывается в нечестного? Получается - сел в кресло - и успокоился. Он при месте! И держится за него и руками и зубами. И лучше сидеть и ничего не делать, а то ошибешься и вылетишь... Вы много видели примеров, чтобы кто-то из наших чиновников и руководителей ушел в отставку из-за компромата? Где наша честность и порядочность сверху и до самого низа? Вот Росстат опубликовал средние зарплаты федеральных чиновников за 1-е полугодие 2015-го года, и оказалось, что их зарплаты далеко превышают сто тысяч и выросли по сравнению с прошлым годом на 10 - 85 процентов. И это на фоне падения зарплат во всех областях производства и услуг. А нас, рядовых граждан, получающих пенсии и зарплаты ниже 10-ти тысяч, призывают затянуть пояса, грозят замораживанием пенсий.
    "Вот надвигаются новые выборы, - думается мне, - а во мне родилось полное разочарование в нынешней власти. причем сверху донизу! Не хочется голосовать ни за кого. разве что за нарождающуюся Партию Возрождения Села. За тех, кто пашет, хотя пахать в прямом смысле крестьяне сейчас пашут редко. Но живет во мне сомнение, что и там не появятся вертухаи.
    И так стоял я и думал свои горькие думы, пока Камазы выезжали на высотку, чтобы водители могли видеть, не мигает ли на выгрузку комбайн. Последними моими мыслями были: "И упираются все наши "заморочки" в наш, выражаясь по современному, менталитет, в нашу безалаберность, самоуверенность и неуважение друг к другу" "Но на выборы-то идти все равно надо! И голосовать не против всех, а за кого-то. Нельзя без власти. Вообще начнется хаос. Хоть какая-то власть должна быть!".