Рассуждение 1 по семи книгам

Николай Москвитин
1. Определение нравственного закона и вера в невидимое.

Совесть открывает нам Бога. Мы начинаем верить Ему, когда верим своей совести, ибо невидимую признаём достойной для контакта, а значит, подготавливаем почву и для контакта с Богом, частица которого есть в любой совести. Мы понимаем, что нужно иметь какой-то смысл в жизни и не нужно верить только в видимое, ибо система не может самоуправляться. Должен быть Кто-то всемогущий, кто-то сильнее системы, автор системы. И Он есть.

2. Нравственный закон, физический закон и вера.

Проявление совести в вере основано на свободном признании Господа, на любви к нему. Мы видим красоту в Боге, и всеобщность созерцаемого напоминает нам о вездесущии Божием, физические законы и духовная нужда приводят к необходимости Его существования, разум и свобода начинают восприниматься как небесные тела в Космосе, отражающие свет Истины. И только вера может приоткрыть её достаточно глубоко. Учёные должны иметь тонкую совесть.

3. Условия исполнения нравственного закона и молитвы подвижников.

Совесть исполняется в зависимости от характера человека, его свойств и обстоятельств, в которых он находится.  Недаром есть молитва: «Господи, благослови ми день сей прейти без греха и во вся дни живота моего не остави мене, да не погибну аз окаянный». Грех—неправильный ответ совести. Характер, свойства человека и обстоятельства ведут к погибели только, если человек неправильно слушает совесть, грешит. Поэтому использовать всё хорошее, что в тебе есть, для борьбы с грехом.

4. Обязывание, а не вынуждение совести. Необходимость добродетели терпения христианину.

Господь никого не заставляет следовать за собой. Но неследование оборачивается гибельными последствиями для человека, терпя которые, он решает выполнять требования совести. Если же какое-то время живётся легко, радостно, спокойно, как будто и креста нет, это потому, что в этой жизни радость сменяет скорбь и скорбь радость. Они посылаются человеку, смотря чего он больше достоин. За терпение могут ослабиться скорби, за роптание они усилятся. И человек научится следовать совести.

5. Положительное и отрицательное действие нравственного закона и смерть.

Почти для любого человека смерть-- это ужас. Эфиопы с глазами, как угольями обступившие кровать, пропадание мысли, чувство, что тебе уже не жить в родном уютном доме, что ближние будут беспокоиться о тебе, боязнь ада и того, что мало верующих родственников и из-за этого будут мало молиться, боязнь разлучиться с телом...Вот чем более человек был честен в жизни, тем меньше негативных последствий, сказанных выше будет при смерти. Соблюдая нравственный закон, человек облегчает себе смерть.


6. Не внешняя природа—источник нравственного закона. Христос воскресе!

Как изменяется от слов «Христос воскрес вид того, что существует! Внешняя природа не может изменяться сама от себя, её преобразил Бог. Ветхий закон сменён Новым. Вся природа дышит радостью в праздник пасхи, но славление Господа даёт не она, ибо физическое не может превратиться в духовное. Его даёт твой Ангел-Хранитель. Вот твоя совесть! Вот твоя надежда, напоминание Пасхи! Если бы мы невидимое воспринимали так же, как видимое, по вере, а не по изменению сущностей видимого и невидимого, было бы меньше зла. Христос воскресе!