Холодильник

Олег Фадеев 2
Из подводной лодки можно выгрузить всё.

Аккумуляторы выгружаются через специально оборудованные для этого съёмные листы. Громоздкие детали гребных электродвигателей разбираются на части и выгружаются через входные люки. Даже дизеля подводной лодки можно выгрузить через технологические вырезы, предусмотренные конструкцией прочного корпуса.

- Только одну деталь невозможно извлечь, не нарушив конструктивной целостности прочного корпуса, - авторитетно заявил командир электромеханической боевой части капитан-лейтенант Прусаков, - это крышка нижнего рубочного люка! Её закладывают внутрь боевой рубки при постройке корабля, потому что её диаметр превышает размеры люков! А уж холодильник-то выгрузить - раз плюнуть!

- Поднимай!

Подняли!

- Толкай!

Толкали.

- Не проходит, тащтан!

- Не может быть! Поверните!

Повернули. Толкали, поднимали, тянули.

- Не проходит!

- Но ведь как-то этот холодильник сюда попал!

- Может быть, его тоже загрузили при постройке корабля, - робко высказал мысль командир моторной группы.

На него посмотрели и промолчали.
Старший лейтенант Белоусов на всякий с
лучай взглянул на дату выпуска холодильника. Дата явно противоречила догадке. Когда строили корабль, тогда эту марку холодильников ещё не выпускали.  В то время наш героический народ вообще не имел никакого понятия о холодильниках.

Нервничали.

Через полчаса должны подойти рабочие завода для выгрузки баллонов высокого давления.

Холодильник мешал выгрузке. Фронт работ не подготовлен. Хитрющий  строитель немедленно фуганёт в Техническое управление флота "телегу" о срыве графика работ по вине личного состава. А им там только дай повод. Начнут сразу же дёргать за уши командование соединения. Командование соединения со злорадством приступит к спуску шкуры с командира корабля, а тот уж спустит не одну, а три, может быть, пять замасленных шкур с механика. Да ещё найдёт возможность сольцой посыпать, чтобы, значит, не ловил мух.

Кронос не знал сострадания. Время шло.

Механик смотрел на часы, думал, покусывая губы, затем решительно встал и махнул рукой:

- Резать к чертовой матери!

Окружающие в недоумении переглянулись.

- Что делать? - Робко спросил старшина команды снабжения, окидывая взглядом межотсечную переборку.

- Да не переборку, а испаритель резать! -  Перехватив взгляд мичмана, указал механик на решётку. - Завод заварит аргоновой сваркой. Пустяки!
Решение было принято.

Остановили проходившего мимо старшего  гидроакустика  матроса  Волконовского.  Велели взять ножовку по металлу со щита аварийного инструмента и пилить аллюминевые трубки холодильника.

Руководители стояли, смотрели, давали советы, а матрос пилил.

Волконовский старался.  Дело было не трудным, но ответственным - как никак коллектив спасает от страданий. Справился за две минуты.
Две минуты и дело сделано!

Взяв обеими руками решётку, Волконовский  величественно предъявил её командиру электромеханической боевой части. Тот, послюнявив зачем-то палец, провёл им по свежим срезам, и удовлетворённо похлопал Волконовского по плечу.

- Ну, молодец, Волкановский! А мы тут... Выгружай испаритель, - и как бы заявляя окружающим,  добавил, -  завод заварит!

Старший гидроакустик потащил решётку через съёмный лист на верх. А механик, послав старшину команды снабжения за людьми для выгрузки самого холодильника, начал готовить к выгрузке огромные баллоны системы воздуха высокого давления.

Холодильник поставили возле сходни, прислонили к нему решётку испарителя, да так и оставили, забыв про него напрочь. Кому он нужен сейчас? И без него дел по горло. Выгрузили да и выгрузили!

К обеду на корабль вернулся отлучившийся по важным служебным делам помощник командира, временно исполняющий обязанности старшего помощника.  Он принял доклад вахтенного по охране подводной лодки, отодрал его за не стиранную нарукавную повязку и задумчиво подошёл к трапу. Увидев холодильник и стоящую рядом решётку испарителя, он вдруг вспомнил, что это его заведование, и вновь накинулся на вахтенного у трапа. Ничего не соображающий боец поведал ему историю о том, почему холодильник оказался у трапа и каких трудов стоило его выгрузить! Временно исполняющий обязанности старшего помощника командира корабля внимательно осмотрел свежие срезы на испарителе, сличил их со срезами на корпусе и покрылся красными пятнами.

- Баталера наверх! - рявкнул капитан-лейтенант.

- Вызывали, тащтан?

- Кто испортил холодильник?

- Какой?

- Такой! Вы что, совсем уже идиоты?

- Где? - Спросил мичман.

Исполняющий обязанности старпома не был поэтом, но мичману ответил в рифму, и рукой указал на холодильник.

- А! Да это, тащ, механик приказал Волконовскому отпилить. Он же в съёмный лист не лезет, - пояснил сообразительный мичман.

- Кто? Волконовский?

- Да нет, тащ, холодильник.

- А как же он попал внутрь? Словно гриб вырос что ли?

- Не знаю, тащ...

- Дуролобы! Для чего трубки-то перепилили? Да просто дверцу надо было открутить. Крышечки снять, болтики отвернуть. Он бы и пролез. Он бы и в ж... тебе залез бы без дверцы.

- Механик сказал, что завод заварит!

- Идиоты! Я только что с командиром на совещании в управлении завода был. Нам лимиты сократили с десяти процентов до трёх! Кто же будет теперь ремонтом холодильника заниматься? Основные-то работы подсократили и не включили в трёхпроцентную ведомость! Да и с аргоновой сваркой сейчас на заводе проблема!

- Да я откуда знал?

Из люка показался озабоченный механик. Выгружали баллоны воздуха высокого давления.

- Валентин Палыч, - окликнул его помощник, - на хера трубки отпилили?

- Да не лез он, вот и отпилили. А вообще-то я не знаю, кто пилил, я баллонами занимался.

Нашли свидетелей. Выяснили,  кто сломал. Все указали на Волконовского.
 Волконовский молчал.

На пирсе показался командир.

- Ха-ха, товарищ командир, - шёл ему навстречу Прусаков. - Ха-ха! Холодильник-то сломали!

- Кто сломал?

- Вон, - указывая пальцем на Волконовского, незамедлительно выпалил механик, - Волконовский сломал!

- И что? - спросил командир.

- Как что? Десятипроцентная ведомость исчерпана! Лимитов нет! Аргона нет! Кто ремонтировать будет?

- Так биомать, - процедил командир, - разобраться с этим мудаком! Может быть вредительство? Вон в кабеле выдвижной антенны нашли гвоздь! Холодильник сломали! Всё неспроста. Может это прямой подрыв боеготовности? Волконовского ко мне!

Побежали за Волкановским.

- Где помощник?

- Я, товарищ командир!

- Что в море без холодильника пойдём? Где мы его теперь отремонтируем и на какие шиши?

Начали работу с Волконовским. Бравый моряк, приученный с "карасей" молчать, не оправдывался.

В море вышли без холодильника.

Масло немедленно таяло и размазывалось по тарелкам как сметана.

Снился  прохладный компот.

Всё время кляли на чём свет стоит Волконовского и напоминали ему о сломанном холодильнике

Объявили строгий выговор.

Разобрали на комсомольском собрании.

За-Дол-Бали!   

При прибытии в родную базу, Волконовский написал рапорт о переводе в другой экипаж. Флагманский специалист радиотехнической службы с радостью перевёл опытного моряка на уходящую в длительное плаванье подводную лодку, и Волконовский через несколько дней снова ушёл в море, а по прибытии уволился в запас.

С получки офицеры скинулись по двадцать рублей и поставили в кают-компании новый холодильник.

Перед загрузкой с него предварительно сняли дверцу