Как в народе создаются легенды

Николай Вознесенский
      Лесной разбойник

    Весной  1952 года  я однажды был свободен от работы, моя смена была ночная, поэтому решил сходить в лес, проверить слухи о том, что в балке «Волчьи ямы» живёт волчья семья с волчатами.  Я не собирался  в этот раз охотиться на волков, а просто шёл на разведку.  На всякий случай, естественно, взял ружьё и патроны с картечью.  Оделся  в  рваную телогрейку, прицепил нож к поясу.

    В лесу в это время был рай. Такое там благоухание цветов и дивное, разноголосое пение птиц. Просто сказка.  Все деревья покрылись молодой, яркой, сочной листвой ещё нежной и пахучей.  Разливает свой дурманящий аромат цветущая черёмуха, тут и там свисают белые зонтики  цветов рябины и шаровидные соцветия калины.  Под ногами мягкий, душистый травяной ковёр. В траве на цветках, на цветущих деревьях гудят пчёлы, шмели, осы, а в кронах деревьев стоит неумолкаемый  свист, щёлканье, переливы.  То радуется новой жизни пернатое население  леса.  Только иногда в это разноголосие врывается резкий стрекот сороки или доносится откуда-то сверху: «Кру-кру», «Кры-кры» - это переговариваются, пролетающие над лесом чёрные вОроны.

    Я уже и забыл зачем пришёл в лес.  Он меня очаровал.  Я отдыхал душой и телом. Воздух был, хотя и сыроватый, но свежий и ароматный.  Я долго бродил, наслаждаясь природой.  Потом прошёл в балку, которую хотел проверить, но ничего  там не нашёл.  Это даже и не балка, а не очень широкий овраг, заросший лесом.   Там было темно и сыро, пахло гнилью. Много сухого валежника, так как  сюда никто не ходит его собирать.  Далеко от дороги, густые заросли и место это пользуется у людей дурной славой ещё с дореволюционных времён.

    Наконец мне  надоело лазить по этому оврагу и я выбрался на другую сторону его. Вышел на опушку поля лесничества.  Там опять солнце, цветы, птицы, ароматы… Я наломал цветущей черёмухи и калины понатыкал их в дыры своей телогрейки  и шёл,  как цветущий куст.  В шапку тоже вставил цветы  по периметру.   Вышел на открытое пространство поляны погреться на солнышке  после этого сырого оврага.  Внизу подо мной была основная балка, где росли крупные деревья, а между ними  мелкие деревца и кустарники.  Много лещины, калины, рябины.  На противоположной стороне балки трещал сушняк, кто-то его собирал.  Я даже заметил мелькнувшие сквозь кусты, ещё не густо раскинувшие свои ветки и листву, две женские фигуры и до меня донёсся их негромкий говор.  Пока я осматривался, набежала  небольшая тучка и посыпал дождик.  Бывает такое, и дождик идёт, и солнце светит.  Дождик был тихий, мелкий, весь пронизанный солнечными лучами. Словно с неба спускались серебряные нити. Я быстро юркнул под кроны деревьев, стоявших отдельной группой на поляне.  На той стороне тоже затих треск сушняка и разговор.  Вероятно,  женщины тоже укрылись под дерево и пережидают дождик.  Он так же быстро кончился, как и внезапно начался.
Я вышел из своего укрытия и направился домой.  Перешёл  на другую сторону, где были женщины, но там никого не было. Только тишина, лишь кое - где  начинали посвистывать птицы, затихшие во время дождя.  Я удивился, куда так быстро ушли женщины?  Ведь не пошли  же они с вязанками  дров  сквозь густой лес  без дороги.  Это  же очень  трудно.  А чтобы  выйти  на  дорогу,  которая проходила по дну балки,  им  нужно  было спуститься  по склону  в  мою  сторону  и выйти  на  открытое  пространство,  где  я  их  заметил  бы.  Поднявшись по  склону,  я  нашёл две  кучки  сушняка,  приготовленных  для  увязывания.  Непонятно  было,  зачем  бросать  уже  собранный  валежник, да  ещё  такой сухой  и  толстый.  Может быть,  они  нашли  сухое  дерево,  сваленное  ветром,  и  унесли  его.  Но опять,  не идти  же  с  ним  сквозь чащу.  Так я и ушёл  домой,  ничего  не  поняв. Пришёл  домой  часам  к  двум  пополудни.  Мать  собрала  мне  покушать.  Пока я  с  нагулянным  аппетитом  уплетал  обед,  мать передавала  мне  деревенские  новости. 

— Ой, сынок!  Тут такие  страсти  рассказывают, просто  ужас!  С  Заречья  бабы  ходили  в  лес  за  сушняком.  Две  Натахи – Дубровская и Старостина. Они  собирали сушняк  у  развилки  к  «Волчьим  ямам».  Набрали  они  по  вязанке  и  начали  увязывать,  а тут, как раз  из-за  тучки  солнышко  выглянуло.  Вот  Дубровская  увязывает  и  как-то  из-под  локтя  случайно  оглянулась  назад.  А  на  той  стороне  на   поляну,  где  пашня  лесничества,  вдруг  из  кустов  от  «Волчьих  ям»  вышел  человек – мужчина.  На шее  у  него  автомат,  а  крест- накрест  через  грудь,  как ленты  пулемётные   и  на  поясе  гранаты  подвешены.   Всё  на  нём  так  и  сверкает  на  солнце.  Стоит  он  и  озирается  по  сторонам,  а  их не  видит,  они  в  кустах  были,- говорит Дубровская.  Она  молча  толкнула  локтем  Старостину и,  не разгибаясь,  показала  рукой  в  его  сторону.  Стоят  они  и  боятся пошелохнуться. Но  тут Старостина  хотела выпрямиться и у неё под ногой треснула сухая ветка.  А этот  на поляне  сразу  юркнул в кусты.  Они тихо вытащили  верёвки из-под вязанок и быстренько на рысях  помчались через  лес без дороги домой.  Хорошо, что тут как раз дождик пошёл и заглушил их шаги.  Они  молча бежали чуть ли  не до самого села.  Только, когда уже были  далеко от леса, тогда только перевели дух и заговорили.

— А может быть это они меня видели?  Я там был сегодня, ходил возле «Волчьих ям»,- высказал я своё сомнение, не собираясь, однако,  убеждать мать в напрасном страхе женщин.  Я уже понял с первых слов матери, что это были они.  И  место, и время – всё совпадает.  Да и голоса я вспомнил.  Это были их голоса.

— Да что ты, сынок.  Разве они бы тебя не узнали?  Ты лучше  не ходи один в лес.  Мало ли что,- резюмировала мать.

— Хорошо, – согласился я. – Но я думаю, что они ошиблись. Это им померещилось.  Какие  в нашем лесу могут быть разбойники?
    Так и осталась ещё одна не разгаданная легенда.