История моей жизни-18- самбо в ЛИСИ

Дмитрий Запорожцев
 В 1951 году поступил учится на первый курс ЛИСИ. Познакомился с Женей Терлецким, я в группе ПГС ,он КПГС. Он из Новгорода Великого, тоже самбист. Занимался САМБО  У Анатолия Аркадьевича Харлампиева, когда он приехал в Новгород и организовал там спортивную секцию. Я САМБО начал заниматься в 1947году,был чемпионом Ленинграда по юношам, имел опыт работы тренером общественником от спортобщества "ДИНАМО"-  в Высшем Военно- морском пограничном училище. Училище перевели в Москву.-Я после неудачных  попыток поступить в другое  военно- морское училище, оказался  в ЛИСИ. Предложил Жене,-давай организуем в нашем институте спортивную секцию САМБО. Он согласился. В  ЛИСИ  секции борьбы не было вообще, хотя спорт развит хорошо: гимнастика, лёгкая атлетика, футбол и т.д. Занятия физкультурой обязаны заниматься все студенты, в зачётной книжке был этот предмет .Нужно получить зачёт, иначе отчисление из ВУЗа. Такие случаи редко, но были. В институте была военная кафедра. Возглавлял кафедру генерал ,преподавали недавние участники В.О.В.-Война ведь недавно кончилась-пять лет назад.  С чего начать ? Придумали: выступить на первом же празднике, посвященном началу  учебного года, после выступления художественной самодеятельности , на сцене, в большом актовом зале института. Нам не уверенно, но разрешили. Принесли два спортивных мата, спрятали за занавесом , стали ждать свой выход.  Концертная программа закончена. Я вышел на сцену, объявил никому не расходится -сейчас мы с Женей Терлецким  продемонстрируем вам приёмы борьбы САМБО. Женя выше меня ростом, в другой ,выше моей, весовой категории. Приёмами борьбы владел слабо, но страховаться умел хорошо. Наше выступление прошло успешно. Я ещё показал приёмы боевого САМБО, всевозможные акробатические кувырки ,приёмы страховки, ответил  на вопросы ,пригласил записываться в секцию САМБО. На следующий день повесили объявление :и "народ" повалил, записываться. Возник вопрос, где тренироваться? Поехал  к Сергей Валентиновичу Магеровскому старшему тренеру ЛГУ ,возглавляющего центральную секцию ДСО "НАУКА", спросить : можно ли тренироваться вместе с студентами университета. Он приветствовал  моё  начинание и разрешил. Возник вопрос - где взять "самбисткие" куртки? Помогли ребята из художественной самодеятельности -заказать в театрально постановочном  комбинате, на Литейном проспекте. Нужны только фонды на материал. Я не понимал тогда - что такое - фонды. Поехал в управление культуры Ленгорисполкома, упросил, разрешить сшить куртки без всяких фондов . Разрешение   получил ,меня пожалел начальник управления культуры. Куртки каждому  по размеру, ходили на примерку. Куртки  получились красивые, материал крепкий,-из такого пуанты для балерин шьют. Без самбисткой обуви можно обойтись- заменить их толстыми носками.  Стали тренироваться вместе с командой университета. В ЛИСИ ажиотаж, все ,после нашего выступления, пришли  записываться в  спорт секцию САМБО, со всех факультетов, даже аспиранты. Наша команда стала теснить студентов университета, и нас, культурно, попросили. Пришлось искать другое  место для тренировок. Нашел . Рядом с моим домом,за дворцом Труда был спортивный зал тяжёлой атлетики, там тренировались  тяжелоатлеты со всего города, Устраивались соревнования. Примыкал к большому залу маленький ,вспомогательный-застелен матами-хороший зал для борьбы . Нам повезло, нашему институту  выделили средства на науку,   институт их не осваивал. Что бы  не пропали деньги ,нам арендовали  маленький зал . Секция САМБО В ЛИСИ разрасталась,появились разрядники ,стали приносить пользу кафедре физвоспитания, выполнять план.   Нам очень помогал директор института ,маститый учёный: профессор, академик- в прошлом хороший спортсмен, футболист,-Петр Иванович Баженов.  В то время зав. кафедрой физкультуры был Богачёв Михаил Петрович . В конце концов нам выделили пол зала в центральном  здании института, тренировались вместе с гимнастами, к неудовольствию ст. тренера гимнастики Новожилова. Мы им мешали, броски, хлопанье при страховках издавали шум. Возникали всякие  казусы, споры, я не поддавался. Меня поддерживал заведующий кафедрой физического воспитания, ставил в пример штатным преподавателям, как надо пропагандировать спорт, оформил меня тренером с почасовой оплатой. Я в первые стал получать заработную плату. Будучи сам студентом ,ставил зачёты в зачётную книжку, в строку физического воспитания. На  кафедре физ. воспитания решили культивировать ещё вольную и классическую борьбу. Я взялся преподавать все три вида борьбы. Знал вольную и  классику -выступал по этим видам борьбы в соревнованиях. Некоторое время ходил на тренировки, к знаменитому тренеру,вольнику и классику- Виктору  Гавриловичу Корнилову. Я стал профи.  Когда принёс листок ,на оплату часов за все три вида борьбы, моя зарплата оказалась выше штатного старшего преподавателя кафедры. Сразу взяли другого преподавателя, знакомого мне Семёна Каданера ,- Мастера спорта по классической и вольной борьбе. Борьба в ЛИСИ стала культивироваться как основной вид спорта, дающий кафедре физ.воспитания  разрядников, улучшающих плановые показатели. Нам, при реконструкции главного здания института построили зал для занятий борьбой. Я рад,борьба  САМБО процветает. Студенты ЛИСИ-Самбисты становятся победителями крупных соревнований не только по САМБО, но и в ДЗЮДО. В моё время в СССР ДЗЮДО  не  культивировалось.