Ботаническое путешествие или Вкус пепины

Анастасия Павленко
Известный в Самарканде цветовод-любитель Мукимжон Орипов не устает удивлять «собратьев» по увлечению, представляя новые фрукты или овощи, выращенные в своем саду. Вот и на этот раз Мукимжон Алимович пригласил нас продегустировать заморскую фрукто-ягоду пепину.


Я отправилась к нему вместе с коллегами, которые ни разу не были в чудо-саду дома-музея поэта А. Гульхани, и вместе с ними заново открывала волшебный мир флоры этого поразительного творения рук человеческих.

Розовый банан

В первую очередь хозяин сада показывает нам свои потрясающие тыквы. Наряду с забавными «красношапочными» тыковками сорта Тюрбан и огромными плодами Атлант-гиганта, из которых вполне можно делать кареты для Золушки, Мукимжон-ака демонстрирует нам новый сорт, именуемый Розовым бананом.

- Тыква – одно из самых многосортных окультуренных человеком растений, - рассказывает М. Орипов. – Вот сейчас у меня растет десять сортов этой «королевы огорода», семь из них привозных. Выращивал бы больше, в том числе и полезную в быту тыкву-термос идиш-каду, но не хватает места…

Тем не менее, для прославленной гурманами тыквы Розовый банан у Мукимжон-ака на шести сотках место нашлось. Ее плоды, подвешенные к стойкам виноградника, уже сейчас достигают в длину около 80 см и весят порядка 8-10 кг. Говорят, что у нее очень нежный и сладкий вкус, а витаминов не счесть. Что ж, до созревания тыквы ждать осталось совсем немного.

Друг Мичурина

Мы идем дальше, осторожно ступая по тропинке, проложенной хозяином сада. Поистине в этой тихой обители, где произрастает около 400 видов растений, яблоку негде упасть - каждый клочок тщательно ухожен, на нем обязательно что-то зеленеет. 

Кстати, о яблоках. Все яблони Орипова, а их у него семь, усыпаны крупными сочными плодами. На одном из деревьев привито аж… 14 сортов этого фрукта Евы. Знаменитый селекционер Иван Мичурин точно стал бы большим другом Мукимжона Алимовича!

- А вот унаби, его уже можно есть, - возвращает меня в реальность голос Орипова, который до этого времени показывал нам новый сорт фасоли с длиной стручка около 60 см, причем это далеко не предел.

Голова запрокидывается чуть назад в желании увидеть макушку этого редкого гостя Самарканда, и дух захватывает от восторга – дерево унаби сплошь покрыто бурыми плодами, каждый из которых - кладезь полезного. Но завораживает еще и буйство плюща, обвившего ствол. «Разве они не мешают друг другу?» - спрашиваю я. «Что вы, наоборот, у них идет борьба за место под солнцем, и эта конкуренция дает обильный урожай унаби и пышное цветение плюща», - улыбается Мукимжон-ака.

Не всё красивое пахнет…

Мы проходим мимо 70-летней урючины, ландышей, вашингтоний, замий, гемантусов, кудрявых папоротников, агав, сансевьер, дуранты, бамбука, фундука и десятков других растений, названия которых просто не могут за один раз уместиться в голове человека, далеком от ботаники.

Осмотрев сад, направляемся в оранжерею, куда входим чуть нагнувшись, чтобы не задеть свисающие зеленые лимоны. Диковинки продолжают окружать нас: стыдливые мимозы схлопываются  при малейшем прикосновении, пушистые кактусы коварно подставляют свои бока...

Обращаю внимание на красивый бордовый мохнатый цветок. Я сразу узнаю в нем стапелию – однажды Мукимжон Алимович удивил меня столь неординарным растением, но девочки не подозревают подвоха. А Мукимжон-ака снимает с полки горшочек, втягивает носом запах цветка, восхищается и начинает расхваливать чудный аромат. Гостьи заинтригованы, нюхают цветок и… Скажу одно – он «пахнет» точно так же, как и самый большой (диаметр до 1 м) цветок на планете Раффлезия Арнольди, а именно мясом "не первой свежести".

Сладкий огурец

Наконец, главная цель нашего визита – дегустация ягоды пепины, которую в простонародье называют «сладкий огурец»…

Почему ягоды? Потому что уроженка Южной Америки, пепина, относится к растениям семейства Пасленовых, чьи плоды обычно ягода или коробочка. На коробочку кремово-желтый пузатый с сиреневыми крапинками плод размером с помидор (кстати, самый близкий родственник пепины) похож не был, следовательно, ягода.

Итак, подаренные другом Орипова семена, в прошлом году хотя и взошли, но плодов не дали из-за отсутствия естественного насекомого-опылителя. Зато в этом году Мукимжон-ака сам взялся за дело, и результат, после торжественной церемонии срезания с куста и фотосессии, лежит у нас на тарелке.

На родине – в Перу и Чили - пепину очищают от кожуры, а затем используют либо в сыром виде, либо в салатах, либо консервируют. Мы, конечно, решаем  попробовать ее а ля-натурэль. Бережно сняв ножом тонкую кожицу, нарезаем кружочками очень сочную мякоть и вкушаем заокеанский плод...

Да, это был поистине чуть сладковатый, с нежным ароматом дыни и тутовника, но всё же огурец. О вкусах, конечно, не спорят, однако, по словам самого же Мукимжон-ака, пепина лучше всего "идет" с дыней…