Чельбегень Эрлик Люцифер

Роман Лебедев 2
В своей статье «Мифологические сюжеты в наскальном искусстве Северной Евразии» доктора исторических наук Е.Г. и М.А. Дэвлет пишут, что в фольклорных произведениях тюрко-монгольских народов Южной Сибири и Центральной Азии одним из самых известных богатырей подземного мира был семиглавый великан Делбеген (Дьельбеген, Ельбегень, Тельбегень, Чельбиген), в шаманистской мифологии выступающий в свите властителя подземного царства Эрлика.

Великан вооружен «луноподобной секирой», питается змеями и лягушками, в поисках более крупной добычи – людей – он нападает на мирные стойбища, насылает болезни на живых. Людоед магически неуязвим. Чтобы одержать над ним верх, герой богатырским щелчком «по сростку голов» сбивает все семь голов. Из древних мифов образ великана «перекочевал» в героический эпос, основной пласт которого формировался, по мнению большинства исследователей, в раннем средневековье, однако наиболее ранние образцы сказаний существовали уже в I тысячелетий до н.э. и были запечатлены на скалах.

В горном массиве Оглахты на среднем Енисее обнаружены каменные плитки, на которых выбиты и вырезаны изображения – произведения традиционного хакасского народного творчества. На одной из них в точечной технике представлена антропоморфная фигура с семью головами. На конце длинной шеи помещается «главная», центральная, голова в виде точки. Еще шесть подобных точек-голов завершают отростки, ответвляющиеся от единой шеи.

В шорских преданиях говориться о семиглавом змееглавом чудовище Чельбегень («Носитель ветра и огня»). Там, где он проползет, остается выжженная земля. Чельбегень имеет андрогинную природу. Когда богатырь отрубает Чельбегеню все змеиные головы из него выходит прекрасная женщина, которая становиться женой богатыря. В монгольских и татарских наречиях Венера-Люцифер звучит как «Джильбы», а в центрально-азиатских легендах (в частности у челканцев) имеется несколько коротких сказаний о чудовище людоеде, обжоре, атрибут которого - собаки (ср. с собаками Каина и Эрлика) по имени «Джельбегень» (он же Ихи-Мангыс). Он враг старшего сына Неба, как и бобырган, за которым, как мы установили ранее, скрывается опять же бог Эрлик. Джельбегень – он же Ельбегень (Эльбегень) или Дельбегень алтайских сказов, которого Г.Н. Потанин считает змеем-громовником, как и змея-громовника Абыргана или указывает на схожесть с качинским «ялбагай» - «соболь», но если отбросить окончание «гень», то получится монгол. «ольби» - «летяга», преследуемая небесными силами т.е. бабырган – Эрлик.

Чельбегень у шорцев - родственник Шимельдеи, людоедки, обитательницы Нижнего мира. В некоторых шорских сказаниях Чельбегень как и Эрлик едет на быке. В шорской легенде «О семиглавом Чельбегене» чудовище Чельбегень сидело на горе Катунь. Луна, дабы спасти людей от его нападок подняла Чельбегеня с Земли на свою поверхность. «Черные полосы на Луне – это Чельбегень». В телеутской версии этого сказа сказано, что Луна (Месяц) перед тем как поднять к себе Чельбегеня «разрезал себя пополам». Поднятие Чельбегеня на Луну связывается с лунным затмением.

В поэме «Алтын-Тайчи» шорского сказителя С. Д. Починова записанного в поселке Каз Таштагольского района Кемеровской обл. «Желтого Чельбегеня» богатырь «к хану-небу поднял [и] наземь бросил, неумирающий сам он умер. Тело его горой стало, пролитая кровь морем потекла».

У алтайских тувинцев Джельбеге (Джелбеге) – старуха-чудовище, стоящая в одном ряду с волком и медведем. Джелбеге «пожирающая мир», существо, которое «пожирало все — воду, людей, деревья и даже камни». Она передвигается на пятнистой собаке (или имеет у себя в услужении двух собак: желтую и черную). Проживает под землей или у входа в Нижний мир. Джелбеге являлась хранителям вечного огня. Она вооружена железной «палкой-кожемялкой», которую могла метать как дубину. В её юрте проживают семеро желтых детей – джелбегят. В сказании «Мангыс на Луне» демон Мангыс приравнивается к Джелбегеню. Здесь он существо мужского рода. Один из небесных Гормустов Очирван [ламаистское божество (санскр. Ваджрапани)] сжег верхнюю землю и опалил нижнюю, после из ядовитого озера достал Джелбеген и разрубил её на две части: переднюю часть отдал Месяцу, заднюю – Солнцу. «Кровь и нечистоты Джелбеге капали оттуда и стали червяками и муравьями, насекомыми — мухами и слепнями. Получилось так, что все это возникло из крови и нечистот Джелбеге». В Туве Джельбеге известно под именем «Чылбыга».

Немецкая исследовательница сказок и преданий тувинцев, живущих на Алтае, Эрика Таубе говорит о фигуре мифической старухи Джельбеге: «В ней есть что-то общее с ведьмой немецких сказок, главная её особенность в том, что она высасывает кровь человека и даже заглатывает его. Чаще всего ее жертвами становятся молодые женщины и дети. Живет она как человек, часто вместе с семью своими детьми, в юрте, или джадыре, или в жилище, вырытом в земле. Ее внешние признаки — уродство: уши — такие длинные, что на одном она лежит, а другим прикрывается; груди — иногда такие длинные, что она может перебрасывать их через плечо. Она обманывает свои жертвы стереотипной формулой: «Когда я лежу, я не могу встать, когда я стою, я не могу лечь». Эту же формулу мы встречаем и в киргизских и в казахских сказках, где она вложена в уста Джалмауыз-Кемпир, или Джалмавыз-Калпыр. В древнейшие времена относит нас миф о сожравшей всё джелбеге; на помощь в борьбе с ней земные существа призывают тридцать три гурмусту. Это пристрастие к проглатыванию всего подряд и поиски спасения на дне озера — два мифических мотива, сохранившиеся и в волшебных сказках. Первое письменное упоминание имени джелбеге имеется в «Диване» Махмуда Кашгарского (1072 г.), и там оно выглядит так: yeti basky yel Ь;к;. В словаре этот термин переведен как «семиглавая демоническая змея». Можно предположить, что джелбеге тувинских сказок Алтая восходит к этой демонической фигуре, причем семь детей джелбеге выглядят трансформацией ее семи голов».

Г.Н. Потанин сообщает, приводя вариант этнографа, лингвиста, миссионера В.И.Вербицкого, что когда-то Чельбегени были великанами богатырями, которые стали людоедами, с которыми сражались другие богатыри или герои. Небо «обратило внимание на этот предмет» и сожгло Ельбегенев с помощью Солнца. Только один, семиголовый (чети-башту) скрылся в каменной пещере, в центре Земли. Комментируя момент спуска Ельбегеня в центр Земли. Г.Н. Потанин поясняет, что под подземельем здесь нужно понимать Небо, а под центральным местом Полярную звезду. Когда Чельбегень охотился тут его и застал Месяц (Луна), посланный Небом уничтожить чудовище. Для этого Месяц «отхватил себе правое плечо, потом левое»… когда они воевали, «брызги летели чрез близ-стоящую гору». Теперь «на Месяце всегда можно видать Чельбегенову голову». В якутских мифах проигрывает битву Луне и после «прильнул к ней вместе с бубном» великий шаман. Имеются варианты алтайского мифа о «семиглавом Дельбегене», которого на Луну забрасывает герой Сартакпай. Исследователь Сибири Н.М. Ядринцев в своей версии мифа о Ельбегене добавляет, что так как Ельбегеню на Месяце нечем было питаться, то Месяц стал 15 дней кормить его своим телом, и наоборот, другие 15 дней Ельбегень должен кормить своим телом Месяц. Этот миф связан с фазами Луны. По одной из алтайских легенд место, куда спустилась Луна, чтобы забрать Ельбегеня носит название «Ай» и связано с озером Ая.

На Кубани и у киргизов образ Чельбегеня сохранился в его женском обличии и носил имя Джалмаус – емегень - людоедка громадного роста, пожирающая скот и людей. Голова её со стальными зубами. После того, как Джалмаус гибнет от насланных на неё собак, её голова поднимается на Луну, с которой вечно враждует, вызывая затмения Луны.

На Алтае есть несколько топонимов носящих имя Ельбегеня. В верховьях реки Большая Кузя имеется гора Элбеген; у Телецкого озера, где челканцы сложили легенды о демоне Джельбегене имеется гора Элбеген-Таш (Ильбегень-Таш, Ильбегаш, Ельбегень, Ильбегеньташ), что значит «Камень Ельбегеня»; там же на оз. Телецком имеется хребет Эльбек-Сай (Ельбек-Чай, Ельбек-Чаш, Эльбек-Чаи).

В Книге про Эрлик-хана мы говорили, что в Европе, в тирольских горах сохранилась легенда о короле гномов Лаурине, его розовом саде и подземной «мельнице роз». Там же было проведено сравнение тирольских мифов о Лаурине с хакасскими легендами о подземной мельнице Юзут-хана (хакасское имя Эрлика). По случайному совпадению в историческом регионе Тироля, принадлежащем ныне Австрии, к югу от района Инсбруга имеется муниципалитет «Эльбёген» (нем. Ellb;gen). С немецкого слово Ellbogen переводится как «локоть», а также может иметь следующие смыслы:

- sich auf die Ellbogen st;tzen — облокачиваться;
- seine Ellbogen zu gebrauchen wissen - бесцеремонно пробивать себе дорогу (в жизни); не жалеть средств для достижения цели;
- er hat Ellbogen — он любой ценой добьётся своего;
- er hat keine Ellbogen — он беспомощен, он не умеет добиваться своего; он не может постоять за себя.

Пробивал ли алтайский «Эльбеген» бесцеремонно, любой ценой, пожирая всё вокруг, себе дорогу к жизни? Он не добился своего и не смог постоять за себя?... Имеют ли общие смыслы эти два слова, алтайское и германское? Можно ли здесь проводить сравнения или нет? И даже если нет, то все равно даже простое звуковое совпадение германского тирольского «Эльбёген» с сибирским алтайским «Эльбеген» может вновь указать нам на возможные связи между Европой и Центром Азии.

Литература

— Вербицкий В.И. «Алтайские инородцы».
— Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. «Мифологические сюжеты в наскальном искусстве Северной Евразии» // Вестник Тувинского ГУ, Социальные и гуманитарные науки, № 1, 2014 или см. их труд «Сокровища наскального искусства Северной и Центральной Азии», - М.: ИА РАН, 2011.
— Потанин Г.Н. «Громовник по поверьям и сказаниям племен Южной Сибири и Северной Монголии».
— Потанин Г.Н. «Очерки Северо-Западной Монголии».
— Потанин Г.Н. «Отголоски сказки об Еруслане» // Этнографическое обозрение №3-4, 1900.
— Таубе Э. «Сказки и предания алтайских тувинцев».
— Чудояков А.И. «Девять бубнов шамана: Шорские легенды и предания».