5. Проповедь в синагоге

Зубаир Османов
Очень интересный анализ евангельского текста приведен в главе 11. Для начала приведем сам текст.
14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
 15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
 17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

Из текста видно, что молва о нем распространилась по всей округе, и ему оказана честь прочитать фрагмент из книги пророка Исайи. В ходе проповеди интерес публики и симпатии к нему росли, пока не достигли восторженного состояния. Но что-то случилось непонятное, после чего внезапно толпа рассвирепела, и они решили убить его немедля.

Полосин задает резонный вопрос: чем вызвана столь радикальная метаморфоза в отношении к докладчику?  Иисус указывает на два великих чуда в истории Израиля, совершенные пророками Илией и Елисеем. Самое примечательное, что эти чудеса были совершены в отношении не евреев, а двух язычников: из финикийского города Сарепта близ Сидона и из Сирии!  Полосин видит причину гнева в том, что слушатели поняли, на что намекает Иисус, рассказывая о чудесах Ильи и Елисея. Ведь упомянутые чудеса этих пророков принесли спасение язычникам, проигнорировав иудеев.


Анализируя этот эпизод, Полосин приходит к выводу, что «беспредельную ярость публики можно объяснить только тем, что она увидела в словах Иисуса не ссылку на прошлое, а использование примеров прошлого в проекции на будущее, в котором они ждали обетованного Мессию!».


Им грезилось пришествие Мессии, которое приведет к такому положению дел, что все народы вместе с их царями будут служить евреям и складывать все богатства мира у их ног. А тут нате вам! Оставив в стороне иудеев, Мессия будет спасать язычников.

К аналогичным выводам подталкивает и следующая выдержка из Евангелия от Матфея глава 8, в которой сотник просит Иисуса исцелить его слугу.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
 Это пророчество Иисуса свидетельствует, по словам Полосина, что «Бог отвернется от Израиля, а бывшие язычники станут подлинными «детьми Авраама».
17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
 18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

С этим текстом перекликается следующий фрагмент из Евангелия от Матфея глава 21.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? 
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 
45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Ещё один эпизод из Евангелия от Матфея 23 .

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
 35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. 
36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

В ту же точку бьёт и следующая цитата из Торы. В главе 49 Книге Бытия Господь сообщает Иакову о судьбах его потомков. В частности, находим следующее пророчество.
«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Шилох (При-миритель), и ему покорность народов» (Быт. 49: 10).

Вывод напрашивается. Властные и законодательные полномочия будут принадлежать потомкам Иуды, доколе не придет Шилох. А с того момента руководящая и направляющая роль переходит к нему и ему покорятся народы.