Джентльмен-пират кайзера Вильгельма

Чернов Владимир
     Одиннадцатого ноября 1914 года в популярном петроградском военно-
литературном журнале «Разв;дчикъ» была опубликована небольшая
заметка, в которой говорилось следующее: «27-го октября получено
сообщенiе, что германский крейсер «Emden» прибылъ къ острову Килингу
в Кокосовомъ архипелаг; в Индiйском океане, на полпути между Азiей и
Австралiей, и собирается разрушить станцiю безпроволочнaго телеграфа и
перер;зать кабель. Тамъ онъ былъ настигнутъ крейсеромъ «Sidney»,
который заставилъ его принять бой и пригналъ къ берегу. «Emden»
сгор;лъ. Потери «Sidney» — 3 убитыхъ, 15 раненыхъ. Экипажъ «Emden»
потерп;лъ большой уронъ».

    Несмотря на то, что Россия уже несколько месяцев сражалась на
фронтах Мировой войны и значительных военных событий в стране
произошло предостаточно, новость о поимке «Белого лебедя востока»
вызвала широчайший интерес российского общества, с интересом
следившего за действиями крейсера «Эмден» в южных морях летом-
осенью 1914 года как за сюжетом увлекательного авантюрного пиратского
романа.
    Со времён античности и до настоящего времени морские
коммуникации, находящиеся вдали от метрополии считаются самым
уязвимым местом любой противоборствующей стороны. Для нарушения
транспортного сообщения и отвлечения сил и средств неприятеля с
основного театра военных действий для охраны торгового судоходства,
противники используют любые средства: от привлечения на службу
узаконенных пиратов – каперов, действовавших порой большими
эскадрами, до глубоких рейдов одиночных боевых кораблей. Планы
крейсерской войны на торговых путях потенциального противника
разрабатывались штабами всех крупных морских держав, в том числе и
германским Kaiserliche Marine.

    В начале прошлого века Германия имела небольшие, разбросанные на
больших расстояниях колонии, которым требовалась защита посерьёзнее,
чем канонерские лодки и несколько слабо вооружённых отрядов
туземного ополчения. Для гарантии безопасности своих владений в Тихом
океане, Германское морское командование в начале прошлого века
сформировало Восточно-Азиатскую эскадру под командованием вице-
адмирала графа Максимилиана фон Шпее. В её состав входили, помимо
канонерок и транспортов, пять полноценных боевых кораблей: тяжёлые
броненосные крейсеры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и лёгкие крейсеры
«Лейпциг», «Нюрнберг», «Дрезден» и «Эмден». Разумеется, в случае
прямого столкновения с флотом предполагаемого основного противника
Германии - Британской империей, у оторванной от метрополии и
основных баз Kreuzergeschwader шансов уцелеть было мало. Но не зря же
германского командующего Восточно-Азиатской эскадрой, графа фон
Шпее, называли «отцом теории крейсерской войны», поэтому свою ставку
немцы в случае начала войны в Южных морях во многом делали именно
на неё.

    В июне 1914 года ничто не предвещало начала конфликта: «Лейпциг»
отправился с дружественным визитом в Сан-Франциско, тяжёлые
крейсеры под флагом фон Шпее посетили Японию, собираясь в
дальнейшем навестить германские поселения на островах Микронезии.
«Эмден» остался в главной военно-морской базе Германии на дальнем
востоке – китайском порту Циндао, ожидать намечающегося прибытия
кораблей английской эскадры. 28 июня радисты военно-морской базы
Циндао приняли телеграмму об убийстве в Сараево австрийского
эрцгерцога Франца-Фердинанда. По распоряжению фон Шпее все
подчиняющиеся ему корабли и береговые подразделения немедленно были
приведены в повышенную боевую готовность, поэтому очередная депеша
из Берлина, пришедшая 28 июля с сообщением о возможной войне с
Антантой, не застала немцев врасплох. Германский адмирал приказал всем
крейсерам и вспомогательным кораблям собраться у острова Понапе для
выработки дальнейшего плана действий.

    Опасаясь нападения со стороны Японии, связанной с англичанами
союзническим договором, «Эмден» ещё 31 июля вышел из Циндао в
открытое море: урок «Варяга» немцы усвоили на «отлично». Утром,
второго августа на «Эмдене» узнали о начале войны Германии с Россией и
Францией, и командир крейсера, корветтен-капитан Карл фон Мюллер,
принял решение приступить к самостоятельной охоте на торговые корабли
противника. Вечером второго августа мощная радиостанция Циндао
передала «Эмдену» шифровку от германского консула в Нагасаки, которая
сообщала, что из этого порта в скором времени выйдут три российских
транспорта.

    От чего угодно может страдать Россия, но только не от недостатка
дураков и вражьих агентов в государственных структурах: вместо того,
чтобы дождаться выяснения обстановки в безопасном месте, все торговые
суда Добровольного флота получили от своего начальства категорическое
распоряжение незамедлительно следовать во Владивосток. Ни
российский консул в Японии, ни руководство компании ничего не
сообщили капитанам транспортов о возможной встрече с неприятельскими
крейсерами, более того о срочном отбытии кораблей коммерческого флота
из Нагасаки и других азиатских портов не было доложено российскому
морскому командованию. Капитанам транспортов, стоявшим в Японских
портах, было предписано идти к корейскому берегу, куда для их встречи и
сопровождения обещали направить боевые корабли Сибирской эскадры. В
то время во Владивостоке находились два бронепалубных крейсера
«Жемчуг» и «Аскольд», способных противостоять любому лёгкому
крейсеру немцев, но по неизвестной причине военные моряки,
получившие известие о начале войны и осведомлённые русской разведкой
о местонахождении кораблей неприятельского флота, остались стоять у
причала.

    Первой жертвой «Эмдена» стал грузопассажирский пароход
Доброфлота «Рязань», построенный в 1907 году в Германии. 3 августа 1914
года с мостика германского крейсера, курсировавшего в Цусимском
проливе, заметили большое судно, пытающееся под завесой дождя пройти
в сторону Корейского побережья. Рейдер тут же устремился на перехват.
На «Эмдене» сыграли боевую тревогу, по приказу Мюллера на мачте
взвились флаги международного свода сигналов, с требованием
немедленно остановится, а комендоры крейсера открыли
предупредительный огонь. Капитан «Рязани» П.П. Аузан оказался не
робкого десятка, он приказал дать машине полный ход и развернул
пароход в сторону японских территориальных вод, надеясь, развив 17
узловой ход, оторваться от погони. Однако менее чем через час немцы всё-
таки настигли русский корабль, и только тогда на транспорте смогли
разглядеть германский флаг на корме и сигнал на мачте. На
остановившуюся «Рязань» высадилась призовая партия во главе с
лейтенантом Лаутербахом. Не найдя на пароходе никакого военного груза,
германские моряки, действуя против всех международных правил и не
обращая внимания на протесты капитана, объявили находившееся в
японских территориальных водах русское судно призом. На «Рязани»
находилось значительное количество гражданских пассажиров, в том
числе женщин, поэтому фон Мюллер посчитал недостойным чести
морского офицера пересадить их в шлюпки, отдав на волю волн и ветра. К
тому же немецкого командира заинтересовали хорошие мореходные
качества корабля, и он решил не топить трофей, а попробовать
отконвоировать его в Циндао.

     Шестого августа оба судна благополучно пришли в германскую базу, где
«Рязань» вооружили пушками со списанной канонерки, переименовали в
«Корморан-2» и включили в состав германской эскадры в качестве
вспомогательного крейсера. Русскую команду и пассажиров за счёт
правительства Германии отправили по железной дороге во Владивосток.
Транспорт «Рязань» стал первым призом немецкого флота, захваченным в
нейтральных водах иностранного государства в ходе начавшейся мировой
войны, показав, что в неограниченной морской войне принятые
международные правила более не действуют. Через несколько дней из
Циндао вышли «Эмден», два вспомогательных крейсера, восемь угольных
транспортов и отправились на рандеву с основными силами кайзеровского
флота в район Марианских островов.

     Восьмого августа весь германский флот Тихого океана собрался в бухте
острова Понапе. Перед командирами кораблей, собравшимися на
флагманском крейсере «Шарнхорст», стоял всего один вопрос: что делать
дальше? По сообщениям германских разведчиков, британцы выделили для
поиска немецкого флота три эскадры, французы сформировали ещё одну,
на соединение к французам следуют русские крейсера Сибирской
флотилии. Большую потенциальную опасность представлял пока
нейтральный японский флот, но его морякам Kreuzergeschwader опасаться
не стоило, по информации, полученной от немецкого консула в Японии,
перед армией и ВМС Микадо стояла более насущная, чем погоня за
кайзеровскими кораблями, задача по «приватизации» германских
территорий на Тихом океане. На совете фон Мюллер предложил отправить
лёгкие крейсера в одиночное плавание в качестве рейдеров, придав
каждому несколько угольных транспортов. Хотя рекомендация германского
морского штаба предписывала всему соединению идти к чилийскому
побережью, фон Шпее дал добро капитану «Эмдена» на самостоятельные
действия. 12 августа германская эскадра разделилась, просигналив
флагману прожектором «Благодарю за оказанное мне доверие. Желаю
счастливого плавания», «Эмден» и угольный транспорт «Маркоманния»
направились в сторону Индийского океана, держа курс на юго-запад.

     Бронепалубный крейсер «Эмден» был построен в Германии в 1908 году,
корабль был последним в серии германских «угольных» крейсеров с
поршневой паровой машиной, по этой причине максимальная скорость не
превышала 24 узла. Длина корпуса 118 метров, ширина 13,4 м,
водоизмещение 4268 тонн. Броневой пояс бортов 51 мм, палубы – 13 мм,
боевой рубки – 102 мм. На крейсере разместили десять 105 мм орудий,
восемь 52 мм противоминных пушек, в носовой части дополнительно
установили два 450 мм торпедных аппарата. Экипаж 18 офицеров и 343
нижних чина, максимальная дальность автономного плавания
экономичным ходом 3760 морских миль, запас угля одна тысяча тонн, что
позволяло в перспективе использовать корабль в качестве одиночного
рейдера вдали от базы. В Германии за изящный внешний вид и цвет
корпуса «Эмден» прозвали «Белым лебедем Востока».

     Путь в Индийский океан занял более двух недель. Мюллер рассчитывал
получить уголь с немецких транспортов, приберегая груз «Маркоманнии»
в качестве неприкосновенного запаса, но на всех обозначенных точках
встречи ни одного германского судна снабжения не оказалось. Что ж,
пришлось распечатать трюма своего угольщика, а перед командиром
крейсера встала задача как можно быстрее найти неприятельское судно с
грузом угля. Возле голландского острова Тимор экипаж «Эмдена» занялся
погрузкой топлива с «Маркоманнии», заодно фон Мюллер решил
закамуфлировать свой корабль под английский крейсер, установив
фальшивую четвёртую трубу, собранную из парусины и досок. Капитан
рейдера планировал провести поиск в районе Калькутты, так как по
данным разведки постоянно дежурившая там английская эскадра недавно
отбыла к берегам Германской Восточной Африки.
   Шли дни, лаготщёлкивал милю за милей, в прожорливых топках «Эмдена» тоннами сгорал драгоценный уголь, но ни одного судна на пути не встретилось.
Наконец 9 сентября сигнальщики заметили на горизонте дымок. К
глубокому разочарованию фон Мюллера, остановленный им пароход
«Понтопорос», под завязку набитый индийским углем, оказался
нейтралом-греком. Однако дотошный командир призовой партии
лейтенант Лаутербах, бывший моряк торгового флота, откопал
припрятанный капитаном документ, который гласил, что уголь
принадлежит англичанам, и по всем законам считается военной
контрабандой. Предложение фон Мюллера команде греческого транспорта
заключить выгодный контракт с германской империей, подкреплённое
увесистым мешочком с серебряными мексиканскими долларами (в те
времена доллары Североамериканских соединённых штатов за деньги не
считались), было принято с воодушевлением. Таким образом «Эмден»
получил так необходимый ему запас топлива и теперь мог значительно
расширить маршрут своего поиска.

     На следующий день немецкие моряки захватили и расстреляли из
орудий британский войсковой транспорт «Индус», забрав с обречённого
корабля всё необходимое, а пленённую команду пересадили на
«Маркоманнию». Одиннадцатого сентября был потоплен британский
пароход «Лоувет», а вечером следующих суток «Эмден» остановил
английский грузовой корабль «Кабинга» на борту которого находилось
много гражданских лиц, включая нескольких детей. И снова германский
капитан поступил великодушно, оставив пассажиров и команду на судне
под не слишком строгой охраной из десятка вооружённых немецких
матросов.

     За последующие три дня «Эмден» настиг и потопил ещё пять судов,
гружённых углём, чаем и прочими товарами. Особую ценность
представляло содержимое трюмов парохода «Клан Мэффисон»,
состоявшее из автомобилей, паровых машин, локомотивов и другой
дорогостоящей сложной техники. У офицеров «Эмдена» возникла мысль
отправить пленный корабль в Германию, но, посовещавшись, от
трудновыполнимого плана решили отказаться и пароход был пущен ко дну.
При атаке на неприятельские суда фон Мюллер снова показал себя
истинным рыцарем, корабли не уничтожались до тех пор, пока их экипажи
не переходили либо на крейсер, либо на «Маркоманнию».
Четырнадцатого сентября, фон Мюллер, собрал всех британских
моряков на транспорте «Кабинга» и приказал отпустить пленённый
пароход, взяв с англичан честное слово, что они не станут воевать против
Германии. Разумеется, немецкий капитан сильно рисковал своим
поступком, полностью осознавая, что через некоторое время британским
властям станет точно известно о местонахождении появившегося в их
водах германского рейдера. С другой стороны фон Мюллер избавлялся от
необходимости содержать пленных, да заодно выполнял свою задачу по
нарушению морского сообщения в Бенгальском заливе, справедливо
рассуждая, что рассказы освобождённых пленников нагонят страху на
британских капитанов вестью о свирепствующем в море германском
военном корабле. «Эмден» до темноты сопровождал отпущенный
транспорт, маяча на горизонте за его кормой, а после захода солнца резко
изменил курс и отправился на бункеровку к Андаманским островам в
точку встречи с судами снабжения. Перегрузив 450 тонн угля с
«Понтопороса», фон Мюллер проследовал к берегам Бирмы, в расчёте
перехватить суда, выходящие из Моллукского пролива. Однако океан
оказался пуст, единственным вышедшим из Рангуна пароходом оказался
норвежский сухогруз, капитан которого сообщил фон Мюллеру, что все
английские транспорты попрятались в близлежащих портах и не выйдут в
море до разрешения вопроса с германским рейдером. Расчёт немецкого
капитана до смерти напугать англичан одним своим присутствием
оказался верен, значит «Эмдену» пришло время поохотиться в другом
районе.

     Получив с «Маркоманнии» очередные 500 тонн угля, 19 сентября
крейсер отправился на запад, но перед уходом из Бенгальского залива
Мюллер решил громко хлопнуть дверью. 22 сентября 1914 года, под
покровом темноты тропической ночи, «Эмден» подкрался к гавани порта
Мадрас. Несмотря на то, что война шла уже второй месяц, британские
власти никаких мер предосторожности не предприняли: в порту ярко
светили маяки, горели огни створов, на внешнем рейде не было ни одного
военного судна. Германские моряки нежданным подарком от разгильдяев-
англичан воспользовались по полной программе: подойдя к берегу на
расстояние двух миль, крейсер открыл огонь по складам и
нефтехранилищу, на берегу тут же возник гигантский пожар, в котором
сгорели 5 тысяч тонн нефтепродуктов. Прошляпившие приход
неприятельского рейдера британские артиллеристы береговых батарей
бросились к своим орудиям, но немцы, спокойно, как на полигоне,
выпустив сто тридцать 105 мм снарядов, уже скрылись за горизонтом.
Нападением на Мадрас Мюллер отвесил здоровенную оплеуху
«просвещённым мореплавателям»: помимо причинённого огромного
материального ущерба, дерзкий налёт «Эмдена» серьёзно поколебал
престиж Британии в Индии, вызвав волнения местного населения в ряде
крупных прибрежных городов.

    Обогнув остров Цейлон с юга, рассчитывавшие повторить успех
неожиданным налётом на вражеский порт, немцы к своему огорчению
обнаружили, что рейд Коломбо хорошо охраняется, поэтому повторение
«мадрасской экзекуции» не представляется возможным. Впрочем,
отказавшись от атаки портовых сооружений и стоящих в гавани Коломбо
кораблей, германский рейдер сохранил в тайне свое появление на новом
театре морской войны. Что ж, раз разгромить врага в его гавани не
получилось, фон Мюллер отошёл подальше в море и стал спокойно
ожидать выхода на свои традиционные маршруты кораблей ничего не
подозревающих англичан.

    Позиция была выбрана удачно, 25 и 26 сентября «Эмден» остановил
три неприятельских парохода, один из них «Грайфевел», оборудованный
под перевозку войск, решено было оставить для размещения на нём
пленённых экипажей, а два других отправили ко дну выстрелами из
орудий. Чудесным подарком для немецких моряков оказались свежие
английские газеты, в которых был опубликован график выхода и прихода
судов в британские порты с указанием перевозимого на борту груза.
Чтобы не сокращать команду «Эмдена», заменяя экипажи захваченных
кораблей немецкими моряками, Мюллер снова воспользовался богатой
судовой кассой, нанимая на германскую службу «цветных» моряков
английских судов за очень хорошую плату. Благодаря щедрости и
хорошему отношению, проблем с кочегарами, матросами и
обслуживающим персоналом на трофейных судах у немцев не возникало
никогда.

    Двадцать седьмого сентября «Эмдену» снова крупно повезло, трюмы
задержанного парохода «Бьюреск» оказались доверху набиты
первоклассным бездымным «кардиффом», предназначавшимся для
военных судов английской эскадры. Теперь, с учётом имеющегося топлива
на «Маркоманнии», о пополнении запасов угля морякам «Эмдена» можно
было не беспокоиться. На следующий день были потоплены два
британских парохода, следовавшие в балласте: «Рибера» и «Фойл». Следуя
своему представлению о правилах ведения войны и офицерской чести, фон
Мюллер, снова пошёл на риск и отпустил под честное слово всех
пленных, пересадив их на «Грайфевел». От проходящего мимо рейдера
голландского судна «Диосия» немцы узнали, что всерьёз обеспокоенные
разбоем германского корабля вблизи цейлонских берегов английское
морское командование направило на поиски солидные силы, включая
тяжёлый крейсер «Гемпшир». Мюллер не стал испытывать судьбу и
«Эмден» в сопровождении «Бьюреска» отправился к Мальдивским
островам.

    Тем временем основной угольщик «Эмдена» «Маркоманния»,
занимавшийся приёмкой угля и машинного масла с «Понтопороса» в
открытом море, 12 октября был застигнуты британским крейсером
«Ярмут». Немцы успели затопить свой корабль, а греческий транспорт
отправился под конвоем в Сингапур.
Продолжая поиск неприятеля, «Эмден» приблизился к архипелагу
Чагос. Выбранный фон Мюллером маршрут движения проходил вблизи
острова Диего-Гарсия, на котором находилась небольшая французская
колония и маленькая фабрика, изготовлявшая кокосовое масло. Найдя
удобную стоянку неподалёку от берега, немцы начали приёмку угля с
«Бьюреска». Неожиданно на борт «Эмдена» прибыли не имевшие никаких
сведений из внешнего мира французские чиновники местной
администрации. Германский капитан решил этим воспользоваться,
сообщив, что находится длительное время в одиночном плавании и из-за
испортившегося радио тоже не имеет никаких новостей. Строго-настрого
запретив своему экипажу даже думать об идущей третий месяц войне, фон
Мюллер устроил представителям местных французских верхов роскошный
приём.

    Отношения между немцами и давно не видевшими людей из внешнего
мира «аборигенами» установились вполне дружеские, поэтому Мюллер,
разузнав, что грузовая шхуна за пальмовым маслом придёт нескоро,
решил увеличить срок стоянки, почистить котлы и произвести ремонт
топок, а заодно очистить днище крейсера от обрастаний. Немецкие
механики починили французам моторный бот, за полученные в качестве
подарка свежие овощи и фрукты щедро снабдили местных жителей
многочисленными бутылками вина, коньяка, виски и сигаретами, а когда
10 октября «Эмден» покидал гостеприимный вражеский остров, население
Диего-Гарсия провожало вежливых и дружелюбных немцев чуть ли не
цветами.

Продолжение следует