В. С. Арсеньев. О первой иконе Божией Матери

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
В.С. АРСЕНЬЕВ (1829 - 1915)

О ПЕРВОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ПРИПИСЫВАЕМОЙ ЕВАНГЕЛИСТУ ЛУКЕ,
в связи с другими древнейшими изображениями Богоматери.

(По поводу сообщения Парижского художественно-археологического журнала «Notes d’Art et d’Arch;ologie» в Январском № сего (1894) года).


Прежде чем познакомить общество наше с этим сообщением, - для сравнения открытого памятника, о котором говорится в нём, с другими древнейшими, - мы считаем долгом сказать несколько слов о некоторых особенно замечательных иконографических изображениях Божией Матери первых веков христианства.
Воплощение Превечного Слова и открывшиеся пришествием Его спасительные истины веры и действия благодати имели с первых времён Церкви свой выражение в священных изображениях – драгоценных памятниках Священного Предания. Рядом с символическими изображениями предметом чествования были, с первых веков христианства, изображения и Пресвятой Девы, как живого храма Бога Жива, явившегося чрез Неё Еммануилом-Богочеловеком.

Полное основание признавать иконописание делом восходящим до первых веков христианства дают нам открытия, сделанные в итальянских катакомбах и не оставляющие права сомневаться в том, что изображения Пресвятой Девы существовали и прежде Ефесского собора (431 г.), и даже со времен апостольских и мученических. Археологическим открытиям суждено представить фактическое опровержение враждебных иконопочитанию мнений, основывавшихся лишь на предположении о неизвестности икон в первые века Церкви, что оказалось явным заблуждением. Правда только в том, что священные изображения долго скрывались в тайне подземелий, где должны были укрываться первые христиане, исходя оттуда на подвиги проповеднические и мученические. Тем драгоценнее для нас иконографические памятники того времени, как уцелевшие свидетели исконного христианского воззрения на внешнее значение изображений во плоти пришедшего Бога и пречистой Его приснодевственной Матери.

Открытие катакомбных стенных изображений, сделанное знаменитым археологом Росси под кладбищем Дометиллы, вводит исследователя христианских древностей в самый первый век Церкви. Кладбище Дометиллы, известное под именем катакомб святых Нерея и Ахиллея, было подарено христианам Дометиллою, дочерью Сабина, брата императора Веспасиана. Дометилла была обращена в христианство телохранителями своими Нереем и Ахиллеем, которые после этого прияли мученический венец, а тела их были положены в изрытых тут катакомбах, соделавшихся усыпальницею и Дометиллы. Она в них устроила всё, что нужно было для богослужения, и украсила стены изображениями священными, в особенности изображением Пресвятой Девы молящейся. Немалое число стенных изображений и в других катакомбах представляют Богородицу молящеюся («Orante»). Сперва не знали в точности – изображена ли таким образом Пречистая Дева, но впоследствии это сомнение рассеялось при усмотрении начертания имени «Mapia» у некоторых из тех изображений. Это было подтверждено и симметричным расположением их с изображениями Спасителя под видом Пастыря.

Подобное изображение Пресвятой Девы, т.е. «молящейся», найдено в крипте св. Максимина близ Тарасконы, столь же замечательное по древности, так как археологами решительно относится к III-му веку. Оно вырезано на мраморной плите  и представляет Пресвятую Деву с распростёртыми руками и власами непокровенными, падающими на плечи и грудь; причём над головою сделана надпись: «Мария Дева служительница храма Иерусалимского», что, по-видимому, относилось к преданию о введении Пресвятой Девы во храм.

Археолог Марки, описывая крипту Марии и Иисуса-Младенца, находящуюся в катакомбах святой Агнии, говорит, что в нишевой арке написано поясное изображение Пресвятой Девы с распростёртыми руками, причём Богомладенец изображён недержимым, а справа и слева помещены монограммы имени Христова, в чём и Росси видит несомненное доказательство иконного изображения Богородичного. Самое отсутствие нимба вокруг лика даёт основание к отнесению этого изображения к временам, предшествовавшим Ефесскому собору, и даже к началу IV-го века. Это изображение, по-видимому, было первообразом икон, известных под именем: «Знамения Пресвятой Богородицы»… Об этом замечательном иконографическом памятнике первых веков христианства сказано было в Рождеств. № журнала нашего 1891 года, где предложен был и снимок с него. В виду особенной важности этого памятника, для сравнения, воспроизводим его здесь:

Наконец, замечательно предложенное нами в начале книжки древнее изображение Пресвятой Девы Марии, найденное в Альбанской катакомбе де-лла Стелла  [1]. Впервые упоминающий о нём археолог Болдетти описывает его так: на внутренней стороне подземелья над жертвенником, под которым находится гробница, изображён Спаситель, и справа от Него изображена Приснодева с надписью над главою: «Матерь Бога», а слева изображение святого в диаконском облачении с надписью: «Святый Смарагд». Эти изображения поясные, и начертания лика Богоматери и рук хорошо сохранились, в особенности правой руки, а распростертием  обеих Она явно представляется «молящеюся» («Orante»), с обращением к Спасителю, как «заступница и ходатайница рода христианского». Выражение лица величественное, строгое и благоговейное. Сохранились даже краски, а именно одеяние верхнее и головной покров фиолетового цвета, а одежда под покровом красноватая. Цвет лика бледно-смугловатый, с довольно резкими оттенениями, каких не сохранилось на изображении рук. Изображение, очевидно, сохраняло традиционные черты. Весьма дорого для нас, православных, видеть в образе Альбанской Богоматери первообраз иконных изображений «Ходатайницы рода христианского», входящих в непременный состав так называемых «Деисусных» икон, представляющих «моление у престола Единаго Вышняго Царя и Вечнаго Архиерея Богоматери и Св. Иоанна Предтечи»  [2].

По контурам, резко повторенным, заключать можно, что изображение от времени до времени подновлялось, причём присоединён и круглый около главы нимб; последний можно отнести к пятому веку, самое же изображение носит, бесспорно, древнейший характер, равно как и слитная надпись над главою «Матерь Божия» греческими буквами, несомненно, первых веков (;;;;;;;;;)  [3].

Теперь переходим к сообщению указанного парижского археологического журнала об открытой недавно первой иконе Божией Матери, приписываемой Евангелисту Луке. Сообщение это имеет особенную важность для нас, православных, по отношению именно к нашему церковному чествованию св. икон Богоматери, по преданию писанных Евангелистом Лукою  [4]. Но это новое сообщение парижского журнала мы не приводим буквально, а с исправлением его по известному нам первоисточнику этого сообщения, не указанному сотрудником парижского археологического журнала, - именно по первому в Европе сообщению об этом открытии в 1864 году в лондонском художественном журнале «The Art Journal», в статье: «The proto Madonna, a painting, attributed to St. Luke», где скопирована была и самая икона, с древними надписями на лицевой и обратной стороне её, – повторенная, тоже без указания источника, в Парижском археологическом журнале, только без надписей обратной стороны иконы. При этом должны сказать, что у нас есть даже перевод статьи лондонского журнала, с приложением и рисунков, изданный в ограниченном числе экземпляров Г. Найденовым в 1885 году, не бывший в продаже и потому неизвестный обществу нашему. Знакомством с редким изданием мы обязаны нашему почтенному ревнителю православной иконографии Н.М. Постникову, драгоценною коллекциею своею (в Историческом Музее Москвы) содействующему редакции «Радость Христианина»  [5]. Мы пока не имеем возможности подвергнуть это сообщение надлежащей критической поверке, и потому оставляем сообщаемые сведения на ответственности указанных иностранных изданий.

В 1829 году полковник австрийской службы Шерельмей, возвращаясь из археологической поездки по Палестине, увидал на дороге в бедуинской хижине молодого греческого монаха, страдавшего острою болезнью лёгких, и, сжалившись над его беспомощностью, взял его с собою в Каир, а оттуда, по усиленной его просьбе, повёз его и в Италию, куда сам направлялся. Во время бурного плавания упомянутый инок (по имени Исаак) скончался, и пред смертию отказал благодетелю своему в собственность свой мешок, сумку кожаную, со всем, что в ней было. Шерельмей сперва не обратил на этот мешок внимания, полагая, что он был спущен в море вместе с телом умершего; но по приезде в Италию нашёл эту сумку в своём багаже и в ней следующие предметы: древнюю серебряную чашу первого византийского периода, четки, древние греческие молитвословы, бедную монашескую одежду, позлащенный ковчежец с частицами костей палестинских мучеников (по сделанной на нём надписи), старинный пергамент и бумагу, ввязанные в старый книжный переплёт; а на дне мешка нечто, завёрнутое весьма тщательно и оказавшееся иконою древнейшего типа, но столь покрытою затверделым чёрным слоем, что без снятия коры трудно было сначала разобрать изображённое и надписанное. Эти драгоценности пожелал приобрести знаменитый кардинал Меццофанти, но иконы не мог купить, так как греческое духовенство, по соревнованию, слишком возвысило цену её. По совету Меццофанти, икона была искуснейшим образом очищена в Париже, и при этом оказалось: дивное глубокой древности изображение Пресвятой Богородицы с Богомладенцем, писанное на медной доске, и вокруг ликов и на покрове головном надписи древнееврейские, сделанные буквами халдейского алфавита, употреблявшегося во время римского владычества в Палестине. А именно на покрове написаны слова: «Иисусова Мария Одигитрия», а около изображений слова: «Мой дух радуется в Боге Израилеве: мои очи видели Иисусову Марию. Да будут намерения сердца моего угодны Иисусовой Марии. Помажь главу мою елеем и ниспосли мир рабу Твоему Луке пред очами Иисусовой Марии. Иисусова Мария подкрепи раба Твоего Луку провозвестить имя Твое». А на обратной стороне иконы (окрашенной зелёным цветом) открылись надписи, которые были делаемы в различные периоды обладателями иконы, обозначавшими о том и о подлинности иконы шрифтом каждый своей эпохи, - хотя надписи эти расположены не в хронологическом порядке, ибо надписывались и подписывались около древнейшей, находящейся на середине доски и приписываемой святому Апостолу Евангелисту Иоанну Богослову. Ясно видны имена: «Поликарпа» (Смирнского?), Евдокии, супруги императора Феодосия, а сверху Макария епископа Иерусалимского и Модеста Дуацеса, бывшего настоятелем Феодосийского монастыря в Иерусалиме в VII-м веке. Упоминание относящегося к эпохе римского владычества в Палестине имени преторианского префекта Драцилиана сделано, по-видимому, Макарием Иерусалимским. Можно также легко разобрать надпись императрицы Елены и некоторые отдельные слова вверху, напр. «Иерусалим», «Иису Христу», и после еврейской трёхстрочной подписи – «евлогименос».

О судьбе иконы были некоторые сведения в упомянутых выше пергаменте и бумаге, в которых разобрали, что некий Азария завещал брату Захарии, вместе с любимым крестом и чашею, «пресвятой лик Иисусовой Матери Одигитрии, исполненный евангелистом Лукою», - с прибавление слов об иконе: «в которой я нахожу успокоение, так как Пресвятая Матерь Божия почила в нем» (?), и с объяснением, что эта икона «была скрыта от нашествия неверных в цистерне Константина, в каменном ящике, и была покрыта водою в течение восьмисот лет, найдена же благочестивыми братьями Николаем и Илиею». К сожалению, этот манускрипт, быв взят для изучения сэром Чарльзом Барри (бывшим парламентским архитектором), по смерти его исчез, и до сих пор, несмотря на публикации в «Times’е» и в других газетах, не найден.

Прилагаем при сём копии с помещённых в упомянутых изданиях снимков: 1 – описываемой иконы Одигитрии, с присоединением; 2 – детального изображения Ликов, для видимости букв на головном покрове, не вышедших в малом рисунке иконы, и 3 – надписей, находящихся на обратной стороне иконы.
 
Пресвятая Богородица изображена с ликом, приклоненным к Лику Спасителя так, что они соприкасаются ланитами; одна рука Богомладенца возложена на Её правую руку, а другою рукою Господь одновременно благословляет. Вокруг Ликов нет нимба, точно так же, как и в описанных выше катакомбных изображениях. Краски густы и ещё ярки; одеяния цвета тёмно-красного, равно как и головное покрывало на Пресвятой Деве, а Спаситель изображён в одеянии белом, с золотистым плащом. Размеры иконы 10 дюймов в длину и 8 в ширину, рисунок весьма изящен. Такова сделавшаяся вышеизложенным образом известною икона, именуемая теперь в Англии «Прото-Мадонною» и находившаяся в 1864-м году в собственности полковника Шерельмея клапгамского. Весьма желательно, чтобы православные археологи, занимающиеся собственно иконографией, обратили особенное внимание на этот памятник и подробно исследовали бы его.


Известность этой иконы «Одигитрии» в дорогом нашем православном отечестве желательна уже потому одному, что при первом взгляде на это священное изображение взор православного тотчас узнает в нём свойственный иконам Владимирской и Смоленской тип, и, по-видимому, первообраз икон Цареградской, Тихвинской, Споручницы и других подобных. Но в описанной недавно открытой иконе есть и своя особенность, именно: Спаситель изображён одновременно и дающим руку Богоматери и благословляющим другою рукою; между тем, как на иконах, доселе известных, изображается или то или другое из этих движений отдельно.

В заключение прибавим отдельно нечто о письменных свидетельствах об иконных изображениях Пресвятой Богородицы, оставленных св. Евангелистом Лукою. Относящиеся к сему древнейшие документы восходят к VI-му веку. Историк этой эпохи Феодор-Чтец передал, что императрицею Евдокиею, вдовою императора Феодосия Младшего, послано было из Антиохии в Византию царственной сестре своей Пульхерии изображение Пресвятой Богородицы, писанное Евангелистом Лукою по преданию, всем тогда известному, а Пульхерия, защитница правоверия против несторианства, поставила ту святую икону в одном из храмов в честь Богоматери, воздвигнутых в Византии, и храм, эту икону хранивший, носил наименование «Одигитриевского» [6]. Является предположение, что это сведение отнесено быть должно именно к той иконе Одигитрии, которая скрыта была в «цистерне Константина», так как, по всей вероятности, эта цистерна находилась в Константинополе, хотя местность её в настоящее время определить весьма трудно, при недопущении там раскопок турецким правительством. Самое вооружение о нашествии «неверных» могло относиться или ко взятию Византии латинскими крестоносцами в 1204-м году, когда венецианский дож Дандоло захватил из Константинополя много икон и святынь, а греки успели скрыть от него некоторые в Хорском монастыре, - или к 1453-му году, когда пал Константинополь под ударами турок. Собственно относительно древних изображений Богоматери, предание о писании икон Её св. Евангелистом Лукою подтверждалось в IX-м веке тремя восточными патриархами: Иовом Александрийским, Христофором Антиохийским и Василием Иерусалимским в синодальном их послании к императору Феофилу в защиту святых икон (829 – 842 гг.), в коем они свидетельствовали о церковном предании, по которому, при предъявлении Пресвятой Деве Лукою Её образа, рекла Она, что благодать пребудет с Её иконою  [7].

Правильное традиционное иконописание должно быть несомненно признаваемо за хранилище священного предания, совместно с богослужебными книгами. Таковой характер имело у нас древнее иконописание во время существования иконописных братств, составлявшихся из людей православно веровавших, благочестивых, сведущих и художественно образованных. Они и не иначе занимались делом иконописания, как с приуготовлением самих себя молитвою, постом и принятием Святых Таин, а материалов – освящением. Подобно приснопамятному Алипию, иконописанием истинно церковным занимались и святители, например, св. Максим, митрополит Киевский, написавший по велению Богоматери икону Её в 1283-м году, святые Пётр и Алексий, митрополиты Московские – святители, видевшие в этом деле один из оплотов Священного Предания, благочестия и правоверия.

ПРИМЕЧАНИЯ В.С. АРСЕНЬЕВА:

  [1] Альбано находится к юго-востоку от Рима, при озере.
  [2] Иконы «Деисус» или правильнее «Деисис» обыкновенно помещались в четверном ярусе древних иконостасов, среди Апостолов и святителей Церкви. Название их произошло как от молитвенного положения (;;;;;;) Богоматери и Предтечи, так и от подписи под ними на древних иконах слова ;;;;;; – «молитва». Ред.
  [3] Подробности об Альбанской иконе Богоматери – в книге: Die Darstellung der allerseligsten Iungfrau und Gottesgebaererin Maria, von H. F. Ios. Liell. Breisgau. 1887, откуда взят нами и рисунок.
  [4] Православная Церковь почитает именно такими иконы: Смоленской Богоматери («Одигитрии») и Владимирской. Первая в 1046-м году получена из Греции черниговским князем Всеволодом Ярославичем, потом по наследству перешла к сыну его Владимиру Мономаху и им перенесена в Смоленск, где и хранится доселе в кафедральном соборе. Вторая около половины XII-го века привезена из Цареграда в Россию гостем Пирогощею и поставлена была в Вышгороде; потом в 1155-м году перенесена была Андреем Боголюбским во Владимир, откуда при великом князе Василии Димитриевиче в 1395-м году, по случаю нашествия Тамерлана, прибыла для спасения России в Москву, где и находится доселе во всероссийском Успенском соборе. Ред.
  [5] См. статью в I-й кн. «Радость Христианина» сего (1894) года: «По поводу древней иконы Эммануил в собрании христианских древностей Н.М. Постникова».
  [6] Никифор в своей Церковной истории (книга 15, глава 14) говорит, что один из храмов, императрицею Пульхериею построенных, находился на Одигитрийской, и в нём помещена была ею икона Матери Слова, присланная из Антиохии, писанная святым апостолом Лукою своеручно при жизни Пресвятой Девы, видевшей это изображение и давшей ему особое благословение.
  В 1834-м году в Париже издавались: «Annales de philosophie chr;tienne, recueil p;riodique destine ; faire connaitre tout ce que les sciences humaines, et en particulier l’histoire, les antiquit;s, l’astronomie, la g;ologie, l’historire naturelle, la physique, la chimie, la physiologie, la medicine, la jurisprudence etc. etc. renferment de preuves et de d;couvertes en faveur du Christianisme». В этом издании находится статья: I;sus Christ et la Vierge d’apr;s une peinture des catacombes, d’apr;s une effigie des monnaies grecques et d’apr;s un jaspe antique», - в которой читаем: «Святый апостол и евангелист Лука написал божественный и досточтимый портрет Пречистой Марии, Матери Господней, в то время, когда Она пребывала ещё в Иерусалиме, жительствуя в Сионе святом. Он совершил это изображение для того, чтобы потомство могло созерцать на нём черты Марии, как в зеркале отразившиеся. И когда Лука святый показал эту работу Пресвятой Деве Самой, то Она сказала ему: «С этим изображением всегда будет благодать Моя».
Далее в означенной статье читаем: «Французский археолог Пеньо писалв 1834 году, что эта икона, по преданию, сперва хранилась в Антиохии, откуда императрица Евдокия, жена Феодосия Младшего (находившаяся в Палестине при Ювеналии, патриархе Иерусалимском), послала икону к императрице Пульхерии в Константинополь, вместе с другими редкими и драгоценными предметами. Эта икона и была потом предметом такого почтения при всех последовавших греческих императорах, что была предносима при великих торжествах, а иногда и пред войсками в походах, и оставалась в Константинополе и после взятия города французскими крестоносцами (в 1204-м году); и сомневались, чтобы Венецианскому дожу Генриху Дандоло удалось её увезти в Венецию, так как эта икона ещё находилась в Константинополе вовремя взятия города Турками 29 мая 1453-го года и была скрываема между прочим в Хорском монастыре.


Данная статья В.С. Арсеньева была опубликована в журнале "Радость Христианина" за 1894 год. Публикацию подготовили Маргарита Бирюкова и Александр Стрижев.