Объятия отверженных -роман-новелла

Ольга Сергеева -Саркисова
   "Каждый отдельный человек — целый мир,
рождающийся и умирающий вместе с ним,
под каждым надгробным камнем — история целого мира."
(Генрих Гейне)


Каждый человек в этом мире хоть раз в
   жизни переживал минуты одиночества и
 чувствовал себя изгоем или отверженным...   


   Он медленно брёл по пустеющим улицам города детства,перебирая в памяти всё самое дорогое,что произошло с ним здесь когда-то. Детство…юность... -как это было давно.Вспомнил,как бродил вот так же по городу после очередной ссоры с отцом, чтобы "остыть" и чувствовал своё одиночество.Тогда ему казалось,что бесконечное… Не с кем было поделить боль и обиду,так как любимый человек мама была в отъезде,на гастролях.Вспомнил,как увидел случайно колышущийся ветром листок на столбе,- белый флажок объявления.Не задумываясь сорвал его,на автопилоте машинально сунул в карман брюк, и только у себя дома обнаружил его случайно, удивившись,-откуда у него это?Там было написано:«Если вы одиноки,приходите ко мне, я спасу вас от одиночества.Ул. Лунная 11» … он ухмыльнулся,какая наивность! Долго и тупо рассматривая этот листок. Как и кто сможет изменить его жизнь — вот так,вдруг? Неужели возможно такое? Червь сомнения не давал ему покоя.Ещё долго потом собирался с духом,комкая иногда попавшее на глаза это объявление,прежде, чем решился посетить это многообещающее место.Ведь свой мир он представлял не иначе,как маленький островок боли,плавающий в море человеческого равнодушия и непонимания...Тогда ему помогли,он стал по-другому относиться к себе и ждать появление нового друга,как ему тогда пообещали… Вскоре он его встретил… Это был самый дорогой подарок, который преподнесла ему жизнь в то время.Увлёкшись воспоминаниями,он долго бродил по городу и не заметил, как оказался на том же месте,как и много лет назад, увидел объявление, которое знал уже наизусть…
- Неужели ничего не изменилось? И всё так же спасают людей объятьями, как и тогда?Как хочется вернуться в то время… за очередным подарком?Похоже на день сурка...Повертел бумажку в руках …… dеjа vu, посмотрел на часы.Сейчас было уже поздно.Принял решение,что завтра зайдёт по известному адресу.
       Утро казалось ему сегодня особенным. Сегодня он уже с радостью собирался на встречу к своему другу,вернее,к подруге…Он привык быть в диалоге с самим собой и какой –то новый толчок в его укладе жизни оказывал на него удивительное впечатление,что-то менял в его распорядке.
-   Хорошо, что мы встретились с ней тогда… Хотя, ничего особенного не произошло,
но что-то всё -же произошло… Я даже дышать стал как-то по-другому, и моя смехотворная походка тоже стала другой,а главное - что-то внутри происходило со мной с момента нашей встречи.Я встретил друга и стал меняться...Обычно по утрам он копался в себе,долго лёжа в постели и всё глубже погружаясь в самоанализ своего бытия,а сегодня он непривычно бодро вскочил с кровати и отправился в ванную.Теперь он уже с интересом рассматривал себя в зеркале,собираясь побриться и чего-то искал в себе… такого, что никогда почти не видел в себе раньше, что-то смахивающее на изюминку.Это было приятно.
Когда принимал душ,то даже тихонько запел … правда, совсем тихо, еле напевая мелодию…-  У меня даже поменялся цвет глаз, они стали светлее и веселее что-ли,
-заметил он про себя.Я правда чувствую себя сегодня намного комфортнее в этом
мире добра и зла,где зло, а скорее равнодушие мира,для него всегда занимало
весомую долю на шкале жизни. Даже кофе он пил сегодня сосем по-другому, не как 
до их той встречи, обычно без удовольствия, а просто потому, что все пьют, ну и он тоже,…круговая психология срабатывала.Пожалуй, сегодня он получил огромное удовольствие от этого напитка.Сколько же ему предстояло сделать ещё радостных открытий в себе и для себя… и с чего бы это так? Он надел светлый свитер, который никогда не надевал раньше, хотя он уже долгое время валялся среди его вещей….Сегодня он показался ему мягким, красивым, вполне подходящим для встречи.
-  Как всё меняется в жизни...-подумал он.- Хочу начать новую жизнь...прям щаас... Уже подходя к её дому, он ощутил лёгкое волнение.
-  Продолжится ли то, что он получил тогда,от первой встречи? Свидание с
прошлым… как оно произойдёт? Что же меня сюда привело? Чего я жду от этой встречи? Наверное, чудо... Дверь открыла она.Она чуть постарела и поправилась. Его она не узнала.Но с улыбкой обняла его, как старого друга.Кровь сразу прилила к его лицу от такого тёплого приёма и загорелись уши. Он ощутил себя тем мальчиком, который пришёл сюда в первый раз. Она предложила пройти в комнату,где стояло их ложе…
-   Боже,ничего не меняется … Что –это? У меня такие же ощущения, как от первой встречи, которая оставила такой след… всё так давно было,а словно всё происходило вчера... Ему захотелось всё повторить и что-то переиграть.
-Рада тебя видеть,дорогой!Ну, иди ко мне побыстрей - говорит она ему, нежно
обнимая его,и не раздеваясь, укладывает на огромную кровать.
-    Как я рада тебя видеть!Напомни мне своё имя. - Меня зовут Ян.Ты такой нарядный,стильный, тебе очень идёт этот свитер,он тебя молодит. А какой он мягкий и тёплый! Хочется к тебе прижаться… Можно? – Да… Она обнимает его, поглаживая по груди и рукам.Они ложатся в одежде на ложе, она,гладя ему руки, разглядывает с интересом его пальцы и отмечает, что у него очень красивые пальцы.- Такие руки бывают у необычных,одарённых людей.Тебе кто-нибудь говорил о том, что у тебя красивые пальцы музыканта?-  Да…говорили…- вспомнил он её же слова.
-  Ты мог бы отлично играть на музыкальных инструментах и быть музыкантом.
Он вспомнил,что пережил тогда психодраму из-за отца...- что всегда хотел играть на ф-но или скрипке,стать музыкантом, но отец, и слышать не хотел об этом. Теперь он играл… Он словно слышал его голос: Ещё чего!Это занятие для девчонок! Хватит в семье музыкантов с нас, мать за всех поёт…- говорил отец. У парней должны быть другие игрушки…
Отец в то время был далёк от меня, словно жил на другой планете и напоминал домашнего тирана.А мама мне всегда говорила, что у меня сладкие пальчики и часто обводила мою ладошку,приговария - всё равно ты будешь музыкантом, ведь ты любишь музыку.У меня много сохранилось моих ладошек за жизнь,каждый год она увеличивалась и мама делала рисунок с руки и писала сколько мне лет. На листках она ещё писала:" Яник! Ты будешь музыкантом"...или "у тебя ручки музыканта, помни это".
- Расскажи, ты кем мечтал быть с детства?Какие были у тебя мечты? А какая игрушка была твоей любимой? У меня собачка Тузик…я с ней разговаривала, делилась всем, брала в путешествие,и она меня понимала, мне кажется…
Я хочу знать о тебе всё, что ты захочешь мне рассказать… Я твой самый верный друг, мне всё интересно.Пока ты вспоминаешь,я расскажу тебе о себе….
-    Я очень была одинока в детстве и много плакала в подушку, доверяя ей все мои секреты и обиды… Ведь у меня не было друзей, я росла в одиночестве… одна… Меня всё ранило, любое слово, любая несправедливость, безразличие сверстников и взрослых ко мне и моим проблемам… Мне казалось, что меня никто не любит и я никому не нужна,…кроме моей собачки. Мне было жалко себя,очень! Вспоминаю те слёзы… много слёз… Обними меня,пожалуйста,хочу тепла.
Знаешь,я вновь почувствовала себя маленькой девочкой, которую обидел весь мир.
У меня было много причин,чтобы не любить себя.Мне казалось, что я некрасивая, всё у меня не так,как у других… и волосы не такие густые,не такая длинная коса, как у Маши,и ноги кривые,и пальцы короткие и толстые… Бабуля боялась,что меня замуж не возьмут и сокрушалась по этому поводу…- то нос слишком курносый, то коленки острые,то худая очень и т.д. Это был нескончаемый поток претензий к себе, поэтому я была бесконечно несчастна.
 Да ещё…у меня не такой красивый голос, как у сестры,и не очень красиво я
двигаюсь, и плохо читаю стихи – это для меня всё служило поводом,чтобы не
любить себя, а скорее,даже ненавидеть… Но,на самом деле хотелось быть принцессой…и все,кто был рядом казались мне такими,а я себе казалась уродкой.Это происходит со многими детьми в определённом возрасте. Я замыкалась и превращалась в улитку, плакала по углам за шторой,взирая на своё несовершенство в зеркало,ругала про себя родителей, которые мне всего недодали.
А чего им это стоило? И почему мне так не везёт? Иногда на природе в лесу я делала ямку и шептала о своих бедах на её дно,а потом её вновь засыпала землёй, чтобы никто об этом не знал.Это была моя тайна.Я прочитала об этом в одной мудрой сказке….А что делал ты в таких случаях? Был ли ты одинок? Или у тебя было много друзей и тебе они помогали в таких делах? Всё начинается с детства и одиночество тоже.Я знаю,как это бывает больно…я всё вспоминал о себе...
-  Дай я тебя обниму…Она нежно обнимает его и гладит по волосам…
-  Какие красивые у тебя волосы… и пальцы.Она гладит пальцы и ещё рассматривает их внимательно.Мне бы хотелось иметь такие красивые пальцы…Руки всегда много говорят о человеке, ты знаешь это? Однажды я увидела пальцы у одного мужчины и мне они очень не понравились,- они были очень короткие,толстые и некрасивые…Бабуля мне говорила, что такие руки бывают у плохих людей,у предателей и меня предупреждала смотреть на руки, чтобы от таких людей я держалась подальше. Я всегда обращаю на руки внимание с тех пор…
- Расскажи мне о себе.Главное,кто тебя любит? Много ли у тебя друзей, и кто они? Кто тебе ближе всех на свете.
-  Я думаю, что у меня не было много особо близких друзей,был только один,но может я был максималист и предъявлял слишком высокие требования к дружбе? Про других мне скорее хотелось думать,что они есть- друзья, но потом они предавали и мы расставались.Я всегда так мучился,что меня никто не любит, не ценит… и страдал молча.Чувствовал себя изгоем, думал,что со мной что-то не так, искал в себе несовершенство...Кто-то меня дразнил за прыщи, кто-то обзывал «скелетом», так как я был худой, ещё не выговаривал букву «Р» и меня передразнивали и смеялись надо мной… Только потом, когда появился настоящий друг и мы поклялись с ним кровью,я стал увереннее и спокойнее.Знаешь, как это делали? -  каждый режет палец, потом соединяют места пореза - и готово, при этом произносят:- Клянусь  кровью, мы друзья!- Это произносили, чтобы доказать свою дружбу навек… но, мне тогда казалось,что меня никто не любил… по- настоящему, никогда…Ну, конечно, не считая мамы и бабушки. А ребёнку хочется, чтобы его любили все и всегда. - Да, ты прав! Дети всегда бывают максималистами…больно ранят и это приводит к трагедиям. Слово может и убить, но слава Богу, всё позади. Когда тебе пришла в голову такая чудовищная мысль, что тебя не любили? В детстве? Конечно, ты не знал, что лучше искать в себе хорошее и опираться на это, и забыть недостатки, тем более они есть у всех.Ты тогда ошибся, чего-то не понял, не услышал главного… и страдал из-за этого.Тебя нельзя было не любить- ты просто, как Ангел был, какое чудесное фото я вижу... - она рассматривала его детскую фотографию, которую он принёс с собой.
-Прелесть!Ты такой здесь нежный … Давай вспомним о нашем детстве про себя… Полюби себя, ты такой красивый! Тебя нельзя не любить. От тебя идёт такая теплота и искренность, энергия любви, такая чудесная вибрация доброты… просто бесконечная….Они обнялись и молча вспоминали каждый о своём детстве.Через некоторое время она продолжила.- Расскажи мне ещё о себе…давай вспомним что-нибудь интересное из наших жизней… Я хочу увидеть,а главное - почувствовать тебя маленьким мальчиком… -ведь всё начинается с детства…Детство самое важное и самое потрясающее время жизни человека,когда закладывается всё самое главное, строится фундамент человека. Как важно в это время всем окружающим не сделать ошибки, не нанести незаживающих ран,чтобы фундамент не дал трещину..Кто тебя любил больше всех в детстве из родных? - Наверное, мама и бабушка… Но бабушка переехала в другой дом, как мне тогда сказали, и я долго не понимал почему? Я навещал её там, но уже никогда не видел, хотя она разговаривала со мной каким -то другим способом. Я это чувствовал, но не понимал, как это происходит.Я любил её…и маму… От отца у меня осталось неприятное впечатление, что он хочет сломать меня ,как ненужную игрушку.... и выбросить.Он не терпел никаких возражений и требовал своего, никого не слушая.Я рос замкнутым ребёнком, друзей не было, так как не успевал их заводить из-за частых переездов и мало общался со сверстниками. Поэтому чаще занимал себя музыкой,чтением книг, писал стихи и рисовал. Мы часто переезжали из-за гастролей мамы из одной страны в другую, ведь она была оперной дивой и много выступала на сценах мира.Отец был ревнивцем,и он всегда был недоволен мамиными успехами,терзал её всякими оскорбительными подозрениями о неверности,хотя она не давала никакого повода.А как певицу- её любили многие,как любят своих кумиров,ведь у неё всегда были поклонники её таланта,писали письма, присылали подарки,букеты цветов.Его это бесило,но мама петь не бросала.Она имела своё "Я".Это была её мечта,её жизнь,и она не хотела ничего менять в своей жизни, показывая отцу, что только недостойные мужчины ведут себя подобным образом.Я был всегда рядом с ней, любил её и ценил, знал все её арии наизусть, всё,что она пела на всех языках, расспрашивал, что значат эти иностранные слова, каждое отдельно слово. Понемногу втянулся, как в игру, в занятия с различными языками. Мне нравятся языки с детства, я словно разговариваю со многими людьми, мне так всегда казалось…Учителя занимались со мной дома с удовольствием, так как мама считала, что мир слишком агрессивный для такого ребёнка, как я, да и в семье сложные отношения с отцом.Я ещё был болезненным в детстве. Часто простуживался. Ей всегда хотелось меня уберечь, закрыть от всех бед и неприятностей мира, включая сверстников. Они часто бывают жестоки.
-  Я тоже была очень одинокой… - продолжила она. Она вспомнила себя маленькой девочкой в переходном возрасте,когда совершается переход из детства к юности.
Как много было тогда неразрешимых проблем! Как она тогда переживала, что у всех девочек в классе уже была грудь, хоть какая, но была!А у неё ничего! Это была катастрофа вселенского размаха…По ночам она плакала в подушку и молила Бога дать ей грудь, чтобы не быть предметом насмешек своих более счастливых сверстниц, даже пыталась заключить договор с Богом, чтобы он забрал несколько лет её жизни с условием- дать сейчас хоть маленькую грудь.Ведь ей было так горько!- А как я страдала,думая,что я уродина и очень некрасива из-за отсутствия груди, ведь девочки говорили, что у меня не грудь,а прыщи… и мне даже хотелось умереть. Я считала весь мир враждебным, а всех людей врагами, хотя от многих я слышала,что я симпатичная девочка, радостная, хорошо двигаюсь и танцую…- но не верила им... и страдала от неполноценности.
- А вдруг я такой останусь? Даже на уроках домоводства, когда все кроили платья и делали вытачки на груди, все девчонки посмеивались, что мне никаких вытачек делать не надо, ведь у меня её нет! Хотя в остальном у них никаких причин не было хихикать надо мной- училась я хорошо, занималась музыкой и гимнастикой, рисовала,…но дети жестокие существа и не стесняются делать больно.
Учительница по домоводству,  как-то случайно,услышав смешки в мой адрес,  сказала при всех: -  Ты не расстраивайся по этому поводу и запомни мои слова, вот когда все подрастут у тебя будет самая красивая грудь, а у остальных всё уже повиснет, как уши спаниеля… Так и будет, вот увидишь!И знаешь, она была права. Именно так потом и было! Девочки перестали меня дразнить. Так она поставила всё на свои места, а я была счастлива и больше не думала об этом. Она меня спасла. Прошло время и у меня выросла красивая грудь. Только иногда я вспоминаю-как я страдала в юности…Теперь я всегда думаю, что у меня самая красивая грудь, как мне обещала моя учительница… А сколько молодых людей лишают себя жизни из-за того, что чувствуют себя неполноценными и никому не нужными в этом мире. Кто-то не любит свои ноги, кого-то не устраивает нос, кого-то- зубы, веснушки, формы и размеры тела, кто-то картавит и т.д.…а я думаю, что Господь любит всех своих детей, и мы должны быть добрее, более терпимы, снисходительны к людям и помнить, что словом можно не только ранить, но и убить… и это самое страшное… Тогда я решила, что буду помогать людям делать их счастливыми...Ведь сколько мук я пережила! Много раз я хотела даже покончить с собой но меня она спасла...
Вот ты говорил, что любишь музыку? Оперу тоже. Я тоже её люблю. Люблю слушать
божественный голос Марии Каллас. Её голос не забудешь- он прекрасен, уникален и
запоминается на всю жизнь… А знаешь,она в детстве и юности очень страдала от своего внешнего вида-  мать ей говорила, что её никто замуж не возьмёт-такую толстуху с кривыми ногами,с некрасивым лицом. Она столько слёз пролила! Представляешь? А какая она стала красавица!А голос!Как мы бываем несправедливы к людям и к себе, порой… Как важно, чтобы тебе кто-нибудь сказал:- Полюби себя таким, какой ты есть...Ты прекрасен!" Как это важно, чтобы не разрушить мир ребёнка и поддержать его. Расскажи теперь о себе что-нибудь…
-  Продолжу… я рос в замкнутом пространстве, родители заняты своими
делами, мама часто на гастролях, отец в своём мире тирании пребывал... меня
бабушка взяла под крыло. Мы с ней много беседовали,гуляли,читали книги,слушали музыку.Но однажды,когда мы с отцом уехали на его родину,она исчезла,переехала от нас,все вещи её погрузили на машину и перевезли в новый дом.
Потом туда ездили и мы с родителями, но бабушку там никогда я не встречал, а
вещи её- кровать, тумбочки, шкаф, полный её одежды, картины, сервиз её любимый,
люстру и хрустальную вазу с цветами, очень красивую из Чехии, её вязание,
очки, шаль, в которую она всегда куталась, множество фотографий на комоде - всегда видел в доме… Я тосковал по ней и искал её следы в своём доме, но она не приходила…Тогда я сам как-то пошёл в её дом, желая её там встретить.
Её дом находился недалеко от нашего в огороженном красивым забором месте, да ещё мы всегда, как говорили родители, шли сокращая путь, через запасной вход, и никогда через главный, он был далеко, и нужно было долго обходить, а запасной был всегда открыт.Войдя в её дом, был удивлён… Я там встретил незнакомого мальчика, который позднее стал моим самым любимым другом. Он сидел за столом и уплетал торт, запивая разбавленным вином, который мы принесли бабушке накануне с родителями  и оставили в холодильнике, так как у неё был день рождения. И мама сказала, что к ней придут гости. И всё ей пригодится.Я оглянулся… Всё было на своих местах- висели шторы, стояло кресло –качалка с её вязаньем, у порога стояли тапочки её и туфли, холодильник, полный еды гудел свою песню… всё было на своих местах, только я не видел там бабушку… Мальчик встал и учтиво пригласил меня присесть к столу. На столе кроме торта стояло вино, фрукты, конфеты и рюмки…
Мы иногда встречали у бабушки знакомых, они тоже угощались и потом, уходя,
мусор уносили с собой, но и тогда я не видел свою любимую бабушку.
А родители на мои вопросы о ней отвечали, что она пошла к друзьям и я увижу её
как-нибудь в следующий раз.  Дом  её был красивый, с колоннами, а рядом тоже много было разных красивых домов.Иногда мама говорила, показывая то один, то другой дом, что там живут бабушкины друзья и подруги.– Наверное, бабушка пошла к ним в гости…к кому-нибудь из них. Здесь живёт Софико, а в этом красивом доме- дядя Вано…- говорила она,но я их никогда там не встречал. Я присел за стол и спросил у мальчика: -   Ты знаешь мою бабушку?- Да, я многих здесь знаю…
Я пришёл её поздравить и цветы ей принёс, а завтра будет день рождение дяди
Тимура, а через два дня у тёти Луизы… Я к ним пойду в гости обязательно. Пойдёшь со мной? Я все дни рождения помню, …надо навещать, поздравлять, помнить,иначе нельзя.Они все очень хорошие,добрые люди.К Тёте Луизе я захожу, чтобы постричь ногти и волосы обычно по вторникам и пятницам - у неё всегда самые острые ножницы и парфюм хороший, она хороший парикмахер.Знаешь,тут есть настоящий дворец с садом и фонтаном… Хочешь я тебе покажу? Там живёт Нино…как там красиво! И там можно отдохнуть в тени сада в самую жару летом…,а рядом там дом Нико- он художник. Вот где можно порисовать, там много красок и красивых картин на стенах… А в красивом доме напротив есть изумительный белый рояль, на нём всегда играл Сандро -великий музыкант.К нему часто заходят друзья и играют на рояле красивую музыку, я частенько слушаю её, ведь рядом с домом всё слышно. Мне нравится слушать… Я и сам немного играю, а ты? Умеешь играть?-  Да, играю немного-ответил я. -  Там полно редких нот, пластинок, музыкальных инструментов.
Если есть желание- мы можем туда сходить и поиграть… хочешь? А в самом скромном доме тётушки Медеи- очень много свечей горит и особая тишина, там никто не мешает думать,… всегда захожу к ней подумать о главном…
Мне мой новый знакомый понравился, и мы подружились. Его звали Резо.
- А где ты живёшь? Как тебя найти? Здесь у меня пока ещё нет своего дома, я не заслужил, но когда-нибудь он у меня тут будет… Я гощу у своих друзей, их много, приходи сюда, я тебя буду ждать здесь. Так мы и договорились. Я стал часто приходить к нему на встречу.Он ждал меня всегда в гостях у бабушки, где мы встречались и обменивались различными новостями. Пили разбавленное вино, ели сладости и шли в другие дома…Он открывал мне интересный мир, которого я раньше не знал.Он хотел меня познакомить со всеми своими друзьями. Заочно я их скоро всех знал отлично из рассказов Резо, знал все их особенности, таланты, но ни с кем не был знаком лично. Каждый день он знакомил меня с новым домом и рассказывал о человеке, который в нём живёт...
-   Я покажу тебе разные дома, разных людей и ты сразу определишь, кто чем живёт… Он привёл меня к огромному дому в два этажа, когда мы вошли во внутрь, то мне это напомнило склад. Всюду стояли вещи- несколько холодильников, шкафы, стулья, в большом количестве чемоданы с вещами, несколько кроватей, столов, много люстр, даже не распакованных, в коробках и совсем не было книг и картин.
Всё набито вещами так, что нечем было там дышать и мы выскочили на воздух…
Ух, как противно здесь, я сюда не хожу, это не мой человек- сказал он.
Когда мы пошли дальше, то моё внимание привлекло одно здание- оно всё было в
губной помаде от поцелуев… следы поцелуев напоминали разноцветных бабочек.
Кто здесь живёт? -спросил я. –  О! Это дом Дон Жуана, так все говорят. Этот человек приехал из Испании ...он очень большой любитель женщин, а они его тоже любят...Давай, зайдём, и ты сам увидишь… Они вошли в дом-он утопал в цветах,батарея изысканных вин и вазы с фруктами стояли на столе. Там было несколько женщин, они были очень красивы. На стене висел портрет мужчины красавца в богатой одежде. Он улыбался.Женщины что-то писали за столом… это были записки, которые потом вставляли в щелки дома, или оставляли на камине, чтобы их желания исполнились,выпивали бокал вина за любовь, улыбались нам и уходили. - Они его просят о любви…  Всё было зацеловано разной помадой-все стены, даже вход в дом. Сколько людей жаждало любви! Сюда и мужчины приходят, тоже с записками…-  А он что, действительно может помочь? -Да,говорят, что может,проверяли,…но…не всему верь, что слышишь… Я подумал:- Может мне тоже написать записку? И попросить о любви...отца? Больше всего Резо любил посещать дом мудреца Арсения.Там все стены были увешаны картинами и заставлены полками с книгами, огромными красивыми раковинами,кораллами, большой глобус и старинный барометр привлекал наше внимание.Здесь стояли удобные кресла, куда мы забирались с ногами, или садились на диван с подушками, на столе стоял чайный сервиз из тонкого фарфора и красивый чайник из серебра.На подносе всегда было много фруктов,чурчхелок, а в вазе- конфет. Кругом на консолях скульптуры… Я всегда здесь читаю- сказал он. А хозяин не против? - Нет, что ты! Думаю, что рад будет. Мы присмотрим и за его домом.Он в каком-нибудь удивительном путешествии- сказал мечтательно Резо. Мы никого не заставали в домах. За всем надо приглядывать и иногда убираться. Он в путешествии… в далёких странах...- мечтательно произносил Резо.
Он зажёг свечи, взял старинную книгу, и мы стали читать о приключениях одного
юноши. Этот дом и мне понравился больше других, мы часто стали там бывать.
Или шли в дом художника Сандро, где любовались картинами, листали альбомы,
читали книги по искусству или рисовали…иногда я писал стихи.Однажды он предложил показать мне нечто особенное и привёл к красивому старинному особняку- это был настоящий дворец!
- Хочешь, я покажу тебе хозяйку?- Конечно!Я очень хотел её увидеть.
-  Пойдём рано утром, приходи, пока не рассвело,…потом будет поздно.
Я был на месте в назначенный час. Рано утром, пока ещё солнце не встало,а лишь
только собиралось восходить,мы пошли к морю. Оно было ещё тёмное и в дымке.
Около небольшого кафе на берегу в кресле сидела старая леди, кутаясь в вязанную
красивую старинную шаль…Рядом стояла сумка на колёсиках из которой торчала ручка зонта…весь её багаж…- Это бывшая княгиня, ей очень много лет, она каждое утро приходит сюда и смотрит на море, вспоминает свою жизнь…я люблю смотреть на неё...Через некоторое время вышел хозяин кафе.Вот он несёт ей крошечную чашечку ароматного кофе, настоящего…которую с любовью приготовил для неё, запах кофе мы ощущаем даже на большом расстоянии в своём укрытии.Он что-то говорит ей с поклоном, целует её руку и вежливо отходит, оставляя её со своими мыслями наедине,уважая её одиночество…
   Она с удовольствием, элегантно пила его маленькими глотками,как нектар.
Мы завороженно смотрели на неё.Она наслаждалась тишиной и одиночеством,ведь было раннее утро и никого не было на берегу. Иногда тишину нарушал только крик чайки… -  Она была когда-то сказочно богата и красива,ей принадлежало это место раньше, это было поместье, остался вон тот особняк- он показал на красивое старинное здание и сад.Но это было давно.Все из её семьи куда-то исчезли, она одна теперь.Что-то говорили про революцию… Теперь всё её богатство в глотке этого изумительного кофе у моря,она всегда здесь- заключил мой друг.-Я думаю, что у неё есть какая-то тайна.Он всегда всё произносил продуманно и хотел, чтобы я тоже его правила взял и использовал в свой жизни.Они сочетали в себе буддийские нормы, высказывания великих мыслителей прошлого,особенно греков, советы близких его друзей- мудрецов,как он говорил дяди Арсения и Вано. Например, - «Всех слушай, но не всех слушайся»,- как-то он сказал мне …и я принял это правило.«Всё предавай сомнению» или «не верь всему, что слышишь» … Я стал внимательней слушать то, что говорят и делал выводы.Думай всегда о хорошем. Если тебе что-то нравится- скажи, не нравится- тоже скажи, не понятно –спроси.Не ищи себе оправдания, если ты виноват, а сразу признайся. Любовь- главное в жизни, остальное суета. Отталкивайся всегда от любви…Мне нравились его правила жизни, и я их брал на вооружение.Учись у всех и всегда. Даже у дурака есть чему научиться…Помни, что у каждого своя правда и она не всегда будет совпадать с твоей, из всего извлекай удовольствие,из любой мелочи- всё тебя учит. Не спорь… Жизнь- это открытая книга перед тобой и мир путешествий,готовься к нему и не требуй от него слишком многого, только от себя… Тебе никто ничего не должен, как и ты никому ничего не должен. Главное,надо помнить - что другой жизни у тебя не будет! Цени единственность каждого мгновения!Он часто говорил,что в жизни надо всегда рассчитывать только на себя…и доказывал мне это делом.Знай, что сегодняшний день- самый лучший день в твоей жизни.
   Мне казалось, что до встречи с ним, я знал какую-то внешнюю сторону всего
 существующего в отличии от моего друга, он же двигался по глубинам, знал всё с иной стороны. Он был мне и другом, и учителем, и мудрецом, который делился со мной самым дорогим, был во что-то посвящён. Я всегда был счастлив видеть и общаться с ним. Мне тоже доставляло радость с ним чем-нибудь поделиться, что я знал и умел. А чем я мог поделиться с ним? Тем, что прекрасно знал и чем владел с самого младенчества-  это знаниями языков.В моей жизни сложилось так, что я родился на границе Польши и Чехии, в небольшом красивом местечке, поэтому без труда говорил на этих языках, порой это был смешанный язык, и все понимали друг друга отлично.Ещё много путешествий в Германию, Италию и другие страны с мамой на гастроли - расширили мой диапазон знаний разных языков, и кроме того, наши родственники,живущие в Цхалтубо, тоже говорили на грузинском языке и на русском, куда мы переехали позднее и где встретились с Резо.
Дома говорили на всех языках и часто возникали смешные ситуации по этому поводу…
ведь часто значение слова на разных языках обозначало совсем разное, противоположное, но внутренняя интуиция и чутьё помогали нам всем чётко держаться нужной линии.Например, «склеп» по- польски - это магазин, а в других языках- фамильное захоронение. Что по –русски- красавица, по-польски- «яко урода!», незабудки - «незапоминайки», памятник- «забыток».Водитель говорит пассажирке: - «Попукайте второму водителю, чтобы он меня сменил» - то есть постучите, разбудите его. Если вас попросят собрать окурки на огороде - это значит вас просят собрать огурцы, если завели разговор о наличниках- это не резьба на доме и окне, а приглашение на блины…с каве- то есть с кофе!
И если в Чехии говорят, что продукты тут «потравны чёрствы» - значит, наисвежайшие! А если говорят, что у тебя хороши «ванявки» - значит речь идёт запахах,о духах, хорошей парфюмерии. Особенно интересным в Чехии слово
«ПОЗОР!», которое встречается на каждом шагу и вызывает недоумение у многих русских… «Позор!» - значит – «Внимание!» «Дети, позор!» - «Осторожно, дети, переход!». «Позор полиция вокруг!» - «Внимание, полиция предупреждает!».
Машина- «вазидло», самолёт- «летадло», стюардесса- «летушка», театр- «дивадло»,
 приглашение в путешествие из Польши в Германию и обратно- «Из панов в херы и
обратно…», «ужасна шабка» - красивая девушка.
Вспомнилось как возмущалась девушка, что её обозвал мужчина в Италии: «Он меня
обозвал рогатой кобылой!» …. Но  «ки белла рогаца» -  это значит - «какая
красивая девушка!». А у болгар когда говоришь "нет"- это значит "да"!
Мы много смеялись, когда я рассказывал это о языках и Резо говорил, что смех лечит, особенно сердце! Я с удовольствием нырял в любой язык и находил много интересного и юмористического в каждом из них, много по касательной узнавал слов от живущих рядом соседей - евреев, армян, татар и людей других национальностей, составлял таблицы с интересными словами и их значениями, впитывал всё, как губка, стараясь разобраться в словах таких близких и далёких одновременно.Резо давал мне и открывал так много интересного,как ни одна школа не смогла бы мне дать. Тем более я её не посещал из-за плохого здоровья, как
считала мама. Она оберегала меня от всего и боялась, чтобы никто меня не обидел. Речь шла не о здоровье,а о встрече с плохими людьми. Я достаточно страдал из-за отца и его непонимания.Занимаясь с учителями дома, я всё успевал, уроки делал быстро, легко, освобождая время на драгоценное общение с другом и спешил туда, так как меня там ждал Резо.Когда я приходил к бабушке, где мы с Резо встречались каждый день, то весь стол был уставлен разнообразными вкусными сладостями- от тёти Луизы, то дяди Сандро, дяди Вано, Софико и т.д.
Он радостно делился тем, чем нас угостили хорошие, добрые люди. Хотя я не
видел их, но которые знали обо мне и любили, как утверждал мой друг.
Я был очень благодарен этим прекрасным людям и старался помочь им,чем мог.
-  Надо им помочь…- говорил Резо и мы шли помогать. Мы частенько убирались
в домах и поливали цветы вокруг их домов.После перекуса мы садились за книжки или я объяснял урок какого-нибудь языка,который только получил от учителя.Я занимался с учителями, которые приходили к маме и разучивали с ней арии, а потом занимались со мной дополнительно разными языками. Мама считала, что необходимо знать много языков, всё пригодится в жизни. Она часто повторяла:
 «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты личность». Я был рад этому, ведь так я мог тоже поделиться с Резо, которого боготворил. Он был очень вдумчивым и способным учеником,быстро всё схватывал. Часто мы слушали пластинки на разных языках и много оперных арий знали наизусть. Мы даже устраивали с ним спектакли с переодеванием и пели арии-то женские, то мужские,у нас это хорошо получалось и ещё всё это веселило нас.
-Жизнь- это путешествие, и чтобы оно прошло интересно надо много знать и
готовиться к этому - говорил он. Всё есть путешествие,в разные миры...-
добавлял он в задумчивости.Мы говорили с ним обо всём, кроме одной темы- темы смерти…По этому поводу я был в полном неведении-что это такое?
Все взрослые от меня долгое время скрывали всё об этом явлении, боялись нанести травмы когда не стало бабушки- очень близкого мне человека и не произносили слов на эту тему, я никогда не видел мёртвого человека и не был на похоронах,а когда услышал слово "смерть", или, что кто-то умер и спросил, что это значит?То мне ответили, что это значит человек перешёл жить в другое место… Резо тоже понял, что меня оберегают по какой-то причине и не хотят, чтобы я знал о смерти. Он тоже избегал разговоров на эту тему, никогда не затрагивая её в наших беседах. Нет, он не врал, не обманывал меня,а просто не говорил об этом никогда,боясь ранить… Он как-то чувствовал, что вторжение чего-то нового в мой мир может задеть меня очень болезненно и оберегал меня.

 (Продолжение следует)