Незнакомка из Сены завораживающая магия смерти

Фелиция Флакс
«Торопя этой жизни развязку, не любя на земле ничего, все гляжу я на белую маску неживого лица твоего». Так писал Владимир Набоков в 1934 году. Данное стихотворение он посвятил … утопленнице: «В без конца замирающих струнах
слышу голос твоей красоты. В бледных толпах утопленниц юных
всех бледней и пленительней ты».
 Набоков был не единственным, кто сходил с ума по этой таинственной покойнице. В конце XIX и в начале XX веков почти вся европейская богема буквально боготворила ее загадочный мертвый лик. В историю этот труп вошел  под романтическим названием «Незнакомка из Сены». И тайна ее осталась до сих пор неразгаданной.

Идеальный труп
Официальные «факты» гласят, что «Незнакомка из Сены» -- это неопознанный труп 16-летней девушки, который вытащили из указанной реки на набережную аккурат напротив Лувра в Париже. Случилось это около 1880 года. На теле молодой женщины тогдашние эксперты не нашли ни единого следа насилия, а потому ее смерть списали на самоубийство, хотя причины суицида остались невыясненными.
Впрочем, и личность утопленницы тоже осталась невыясненной, ибо ее никто не искал, равно как и никто не заявлял в полицию о пропаже девушки в тот период времени.
Однако «в бледных толпах утопленниц юных» данное тело не затерялось, а самым волшебным образом превратилось в культовый объект и источник вдохновения для богемы всей Европы. Мало того, по словам поэта и критика Аль Алвареса, «Незнакомка стала эротическим идеалом.., каким Бардо была для 1950-ых годов».

Модный атрибут
Как такое могло случиться? «Факты» этой удивительной истории продолжаются. Набоков не зря упоминает «белую маску неживого лица». Согласно легенде, патологоанатом был настолько заворожен прекрасным лицом мертвой девушки и ее мистической умиротворенностью, что сделал с него посмертную гипсовую маску. И вот эта-то белая маска с мягкой таинственной полуулыбкой  и стала образцом женской загадочности и красоты на рубеже веков, соперничая со знаменитой Джокондой и покушаясь на ее лавры. Альбер Камю, например, открыто сравнивал улыбку «Незнакомки из Сены» с улыбкой Моны Лизы.
Но как так получилось, что копии гипсового слепка из мертвецкой французского патологоанатома всего за пару лет распространились во все богемные гостиные и роскошные рабочие кабинеты интеллигенции – совершенно не понятно. Хотя факт остается фактом – в те времена гипсовый отпечаток французской утопленницы был умопомрачительно модным атрибутом. Многие фотографии того времени демонстрируют это.
Например, одним из самых ранних «поклонников» «Незнакомки из Сены» стал английский писатель Ричард ле Галлен, благодаря которому образ мертвой незнакомки впервые появился в европейской литературе. Ле Галлен написал повесть «Поклонник образа», где весьма ярко и, скорее всего, очень точно описал странное действие, которое оказывал слепок утонувшей незнакомки на людей того времени.
Сам ле Галлен являлся владельцем одной из копий знаменитого гипсового слепка. Сохранилась фотография работающего писателя, сделанная в 1899 году в Чиддингфолсдком поместье. На этом котором можно увидеть висящую позади ле Галлена на стене маску «Незнакомки из Сены», умело «подсвеченную» подложкой из черного траурного бархата.

Она была живой?
Попытки узнать личность таинственной незнакомки предпринимались неоднократно. И версий накопилось предостаточно.
Во-первых, некоторые усомнились в том, что «Незнакомка из Сены» была утопленницей. По правде говоря, синие раздувшиеся утопленники, выловленные из воды, выглядят малосимпатично и за образец красоты и загадочности вряд ли могут сойти.
Согласно дактилоскопическим отпечаткам, якобы взятым у незнакомки, на самом деле ее звали Ева Ласло, и убил ее жестокий тип по имени Луи Арагон. Правда, если на теле убитой не было никаких следов насилия, то каким образом он это сделал?
Звучали и другие имена-версии. Например, что погибшую звали Валерией, и была она родом из… Санкт-Петербурга.
Во-вторых, возникло сомнение в том, что девушка была умершей. Многие считали, что она – самая что ни на есть живая модель. И даже называли в качестве таковой дочь некоего немецкого изготовителя подобных гипсовых масок. А романтическая история с утопленницей и патологоанатомом выдумана автором первого слепка.
В общем, данная история – полностью покрыта мраком и романтикой. Возможно, именно поэтому «Незнакомка из Сены» приобрела бешеную популярность.

И лучше выдумать не мог
В начале XX века «Незнакомка из Сены» служила лекалом красоты и идеала для целого поколения немецких модниц, которые сверяли свои внешние данные с «идеальной» (или -- идеально мертвой?) девушкой. Некоторые актрисы, например, Элизабет Бергнер, даже пытались «подогнать» собственную внешность под общепринятый и почитаемый канон незнакомки.
Поэты  слагали в честь утопленницы стихи, писатели писали романы, художники – творили красоту по этому образцу. И никто не подозревал, что вскоре романтика уступит место самой что ни на есть настоящей практике.
В конце 50-ых годов  XX века одного норвежца по имени Асмунд Аэрдал осенила гениальная идея. Вообще-то он и так занимался весьма прибыльным делом: владел фирмой игрушек и изготовлял чрезвычайно правдоподобных резиновых кукол.
А новая идея его была такова: хватит играть в куклы, пора куклы поставить на службу, и не маленьким девочкам, а очень серьезным дяденькам – будущим спасателям.
В общем, Асмунд занялся производством модульных манекенов-тренажеров, которые стали использовать при обучении спасателей методам реанимации. Манекены эти назвали Resussi Anne, или «Спасенная Анни».
Кроме того, Асмунд решил, что такой обучающей манекен в человеческий рост и с приятными естественными чертами лица будет лучше мотивировать спасателей. И лучше, чем лик «Незнакомки из Сены», он придумать не мог.
Так «Незнакомка из Сены» приобрела вторую жизнь в «спасенной Анни», можно сказать – бессмертие. А сама Анни с чертами  «идеальной красоты» признана самым целуемым лицом в мире. И не мудрено, ведь техника реанимации по методу «рот-в-рот» отрабатывается именно на ней.

Р.S.: Опубликовать эту статью меня подвигло то, что сейчас этот текст "гуляет" по интернету без указания авторства, сворованный из журнала, в котором данная моя статья была опубликована в 2012 году под другим псевдонимом. Надо восстановить справедливость:)