Предисловие Светланы Данилиной

Нина Русанова
В ПОИСКАХ КЛЮЧА ОТ СЧАСТЬЯ


                Есть у меня заветная дума, которая давно день и ночь меня занимает...             
                Я желаю написать книгу для детей, какой давно не бывало в литературе.
                Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит
                не достойно мысли... Тайна в том, что книга должна быть написана,
                не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых,
                и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят),
                но даже намёка на нравственное впечатление, и чтоб исполнение было    
                художественное в высшей степени.
                С. Т. Аксаков

Перед читателем – чудесная, красивая, сияющая разноцветными гранями книга талантливой писательницы Нины Русановой «Ключ под ковриком. НЕдетские рассказы».
Книга эта о детях, но адресована она взрослому читателю.
В ней несколько циклов рассказов и стихи.
Название дано по одному из рассказов и звучит очень символично.
Ведь прочитав книгу, мы и найдём этот заветный ключ, поймём вместе с наблюдательным, искренним, скрупулёзно фиксирующим все детали, мелочи и нюансы автором, что находится за открывшейся дверью, приобщимся к разгадке. И увидим суть – нечто большое, важное и значимое.
Книга Нины Русановой написана в лучших традициях русской классической литературы.
Каждый рассказ – это небольшая история из жизни девочки-москвички Кати в 70-х годах ХХ века. В разных эпизодах героине от 1 до 10 лет, в некоторых она уже взрослая. Все события по-своему важны для формирования её характера и мировоззрения. Несколько рассказов посвящены истории семьи.
Все рассказы очень интересны, увлекательны и реалистичны, сильны по выразительности и воздействию на души читателей. Они яркие, зримые, точные в описании людей, событий и предметов, в передаче психологических нюансов. Всё в них выписано классически правильно, правдиво, образно.
Читатель словно присутствует рядом с героиней и видит мир её глазами.
Волшебна картина снегопада в свете вечерних фонарей.
Великолепны сочные сочинские груши с просвечивающими косточками.
Ослепителен жаркий черноморский пляж с зеленовато-бирюзовой водой.
Нежна и шелковиста шоколадного цвета шерсть сеттера Дина – мечты Кати и её старшей сестры.
Вкусно хрустят поджаренные к воскресному завтраку белые булочки.
Хороша и уютна семейная атмосфера, полная любви и счастья.
Умны и интеллигентны любящие родители, «относящие» к доктору плавающих вверх брюшком аквариумных рыбок и «возвращающие» их назад здоровыми и невредимыми.
Всепоглощающе ощущение полёта и способности красиво танцевать в мечтах маленькой Кати.
Страшен громада-генерал из булочной, больно ударивший детскую ручку, осторожно потрогавшую тёплую буханку.
Прекрасно передан поток сознания маленькой девочки, очень умно, логично и «по-взрослому» рассуждающей о том, что происходит вокруг.
Героиня открывает для себя мир, людей и их взаимоотношения, стремясь всё увидеть и осознать, удивляясь богатству и разнообразию красок и характеров, понимая, что всё непросто, постигая новое в обычных будничных вещах и предугадывая что-то очень важное.
Она любуется букетом купальниц, принесённых мамой, и читатель вместе с ней ощущает тонкий запах и нежность жёлтых весенних цветов. Она радуется нашедшемуся соседскому эрдельтерьеру, и читатель вместе с ней представляет, как тот бежал через поля и леса в город с дачи. Она потрясена, случайно увидев краешек белья своей любимой учительницы и поняв, что та не сказочная принцесса-красавица, а обычный человек.
Отдельно стоят рассказы о родных. История страны и история семьи, человеческая жизнь представлены перед читателем во всём трагизме и философски мудро. Непроста судьба бабушек и дедушек, с честью прошедших через все жизненные испытания, оставивших о себе память в сердцах и передавших в наследство самое главное – любовь, доброту, порядочность и всё, что характеризует самых лучших людей на свете.
И также можно выделить рассказы, стоящие в конце книги. В них понимание важных и основополагающих моментов в жизни героини, постижение знаков и символов, совпадений, осмысление своего места в этом мире.
Катя – хорошо воспитанный ребёнок, «правильный», умный, послушный, самостоятельный – «образцово-показательный». У неё очень интересный внутренний мир, до мельчайших деталей переданный автором. Героиня отзывчива, добра и очень интеллигентна. Она стремится познавать новое, открывать для себя грани и оттенки, постигать закономерности, делать выводы, учиться, объяснять и запоминать всё, с чем сталкивается.
Читатель погружается в «Катин» мир и видит всё её глазами, узнаёт, рассуждает и взрослеет, «растёт» вместе с ней и незаметно «воспитывается», потому что ему показывают и очень доходчиво простым детским и понятным языком растолковывают, «что такое хорошо и что такое плохо», как надо и как не надо поступать, каким надо быть, какова логика событий и в чём их суть.
Цикл рассказов интересен, прежде всего, взрослым, потому что пробуждает их собственные воспоминания. Но все истории неплохо «подслушать» и детям, чтобы научиться житейским премудростям. «Простите меня, Бертлинишна!» – очень трогательно звучит детская фраза через «годы и расстояния» из уст уже взрослой героини.
Рядом с Катей-ребёнком незримо присутствует и выросшая взрослая Катя, которая вспоминает эти истории и уже с высоты своего возраста оценивает их, размышляет, по-новому для себя самой их видит. Чего стоит один только торт, в желе которого «увяз» целый мир! А чайник-кривое зеркало!
В рассказах, кроме Кати, много других героев. Их портреты выписаны очень ярко и психологически точно. Это родители, сестра, бабушки и дедушки, подруги, соседи, учителя. Здесь и добрая Бертлинишна со страшным «зубным» креслом, якобы стоящим посреди её гостиной, и красивая «эффэктная» соседка Мадам с указующим перстом, пользующая французскими эвфемизмами, но втайне усыпившая любимца детворы Холмса.
Мы все помним своё детство. Отдельные эпизоды, фрагменты, чётко врезавшиеся в подсознание картинки, размытые акварели, кадры на фотоплёнке.
Но можем ли мы вернуться в свой внутренний мир? Посмотреть вокруг теми, детскими, наивными, широко раскрытыми, «впитывающими» глазами? Увидеть, как будто в первый раз, и подумать, как думалось тогда, в детстве? Когда всё и было именно так – в первый, единственный и незабываемый раз. Можем ли мы повторить тот мыслительный процесс? Вспомнить и воспроизвести всё, как воспринималось и думалось тогда – ощущение за ощущением, чувство за чувством, мгновение за мгновением, кадр за кадром, мысль за мыслью, шаг за шагом? И окунуться в навсегда отпечатавшиеся в сознании события, и рассказать о них так, как увидели и подумали о них тогда?
Всё это читатель найдёт в «НЕдетских рассказах».
Рассказы в книге перемежаются стихами.
Такими стихами, которые, кажется, были созданы не в наши дни, а существовали всегда и будут существовать вечно. Классическими, гениальными, запоминающимися уже с одного, самого первого слова. Написанными на тонкой звенящей струне нерва и «на разрыв аорты» – мудрыми и точными (ибо точнее, ярче и чётче не выразить состояния души), пронзительными и искренними, иногда похожими в своей правдивости на удар молнии – настоящими озарениями, вспышками, освещающими всё вокруг.
Прочитав книгу, любой сможет найти тот самый ключ, спрятанный «под ковриком», – вроде и на виду, но незаметный. Обнаружить, то есть понять смысл, окунувшись в светлый и правильный, гармоничный и наполненный логикой и любовью мир «взрослой девочки». И вместе с ней воскликнуть: «Ах, как я счастлива была!»
И вместе с героиней читатель осознаёт, что жизнь – вообще – счастье. Счастье, несмотря на невзгоды, неприятности, ностальгию, тоску до детству, близким, прошлому.
Отдельно надо сказать об очень богатом, правильном и изысканно-красивом языке книги.
Таких книг мало.
К тому же она достойна занять своё место среди классических русских автобиографий.
Рассказы и стихи Нины Русановой – настоящая находка для читателей, и они займут своё место в их сердцах и умах.
Прочитав их и получив эстетическую занозу, каждый сможет сделать книгу настольной и возвращаться к ней, чтобы ещё раз пройти вместе с автором по её страницам. И побыть в этом прекрасном мире, открытом найденным ключом, ключом к счастью.


Светлана Данилина
Филолог, редактор
Лауреат конкурса «Народный писатель» 2013 года



Далее в этом сборнике: Пролог «И будет снег...» (стихи) http://www.proza.ru/2015/10/01/1443