Он освобождал Таганрог

Данькова Валентина
Свои дни рождения, юбилеи  Георгий Августинович Клово отмечал 29 августа, в канун годовщины  освобождения Таганрога и считал более важным в своей жизни – День освобождения любимого города. Его хорошо знали и помнят  в нашем городе. Ветеран Великой Отечественной войны, участник освобождения родной земли, он был  интересным рассказчиком о былых сражениях, часто встречался с молодёжью в школах и колледжах.
- 23 июня 1941 года я чуть свет отправился в военкомат. – Вспоминает Георгий Августинович. – Но мне отказали. Я тогда работал слесарем на обувном комбинате №2, получившем военный заказ. Но я и мысли допустить не мог, что не попаду на фронт в ближайшее время. В ход пустил имевшиеся «связи»: мне помогли ветераны гражданской войны, друзья погибших отца и дяди.
Его направили в Житомирское пехотное училище, а в октябре 1941 года выпускники училища приняли первый бой под Матвеевым Курганом. Среди них был и девятнадцатилетний Георгий Клово.
 - Воевал я, как говорится, от звонка – до звонка, и даже больше досталось. Мы шли на Берлин, мечтали расписаться на Рейхстаге, но нашу 8-ую гвардейскую танковую бригаду повернули на Прагу, для меня и моих товарищей война закончилась 13 мая 1945 года. А потом – ещё год борьбы с бандеровцами на Украине. Демобилизовался я в 1946 году. Много было чего, на военных дорогах, что оставило зарубки в памяти, но самые сильные воспоминание связаны с освобождением Ростовской области, Таганрога.
В августе 1943 года бригада, в которой служил старший сержант Клово, вошла в состав 44-й армии под командованием генерал-лейтенанта В.И.Фоменко. 28 августа это соединение прибыло на станцию Матвеев Курган: начались решающие бои за Таганрог.
- Рядом со мной сражались земляки. За родной город мы дрались неистово. Нами владело нетерпение увидеть, обнять близких… И то, что мы увидели в освобождённом Таганроге, что нам успели рассказать очевидцы, вызывало священную ненависть, давало силы на дальнейшую борьбу…
За боевые заслуги Г.А.Клово награждён орденом Отечественной войны и 16 медалями. Он часто встречался со школьниками, студентами. Мы, благодарные потомки, с теплом вспоминаем участника боёв за освобождение нашего города.