Глава 25. Поединок

Александр Можаев 2
                1.
  Поднялся Сергей Платонович Хапугин.
 - Уважаемые товарищи!Предлагаю в духе гласности и демократии обсудить всё, что мы тут слышали.Прошу высказываться!
  Хотя хлопали почти все, высказываться ни кто не спешил.Хапугин продолжал:
 - Давайте попросим высказать своё мнение коммуниста,которая знает обоих авторов,их коллегу - Марину Семёновну Петляеву.Марина Семёновна, прошу Вас!
  Взглянув на Зайцева, Марина медленно встала и не спеша,тщательно подбирая слова,стала высказываться:
 - Дорогие товарищи!Мне понравилось стихотворение Зайцева "Райком" и поэма Пронского "Горчица".
  В "Райкоме" ясно и чётко показана ведущая и направляющая роль Коммунистической партии, её влияние на дела и чаяния простых советских людей.В нём виден оптимизм,понятно стремление автора найти своё место в славных рядах строителей коммунизма. Стихотворение подчёркивает конкретность задач и проблем,стоящих в данный момент перед нашей горячо любимой партией.
  Стихотворение вдохновляет комсомольскую молодёжь на новые дела и свершения!!
  А что мы,дорогие товарищи,видим в поэме Пронского "Горчица"? Мне не понятно отношение автора к социализму,не ясно в поэме место самого автора. Положительный момент там есть:это высмеивание склонности некоторых не сознательных к предрассудками,с этим трудно не согласится.Но все события показаны слишком просто,не видно суровой и бескомпромиссной оценки этих недостатков.Где роль партии?Где передовики социалистического производства?Где современное политическое мышление?
  Почему события имеют стихийное направление?В конце поэмы главная героиня обирает доверчивых колхозников,умело воспользовавшись их склонностью к предрассудкам.
  Резко бросается в глаза,что в поэме "Горчица" не показано ни одного сельского коммуниста,который бы разоблачил героиню,который провёл бы широкую разьяснительную работу в духе решений партии.
  Подведем итоги.
  Зададимся вопросом,какое из этих двух литературных произведений отражает в полной мере реальную действительность?Ответ напрашивается естественный - это "Райком"! А какое из них несёт реальную воспитательную функцию для нашей советской молодёжи?Ответим честно - это тоже "Райком"! У меня всё, товарищи!

  Во время выступления Петляевой,Красноправдин буквально пожирал её своей злостью.Дождавшись,пока она закончил,он встал во весь свой огромный рост:
 - Товарищи!Что касается оценки Марины Петляевой о проявлении истинной партийности стихотворения Федора Зайцева - с этим полностью согласен.Более того,я считаю,что таких стихотворений должно быть больше!Но мы,коммунисты,всегда и во всём должны быть объективны.Поэма Пронского "Горчица" - это произведение сатирическое,резко бичующее пережитки прошлого,не изжитые,к сожалению, до сих пор среди людей малограмотных,которые ещё верят порою в разных знахарей и лекарей.
  Партия понимает,что все пережитки надо смело и принципиально выявлять,отбросив в сторону ложные сомнения - и путём сатиры беспощадно клеймить и обличать их!Пережитки прошлого тормозят строительство коммунизма,поэтому я считаю,что поэма "Горчица" как раз в духе перестройки и гласности.
  Но мы,коммунисты,не боимся недостатков,мы боремся с ними,и партии всегда нужна обличающая сатира.Кроме того,хочется отметить несомненную художественность поэмы - лёгкость слога,мелодичность и чёткий ритм,а так же особый,очень колоритный язык.Партии близок язык народа,потому что всем известно:народ и партия едины.Поэтому предлагаю пальму первенства единогласно отдать поэме "Горчица"! Прошу Вас,товарищи,ещё высказаться!

  Бросив мстительный взгляд на Красноправдина, следующим взял слово Виктор Сергеевич Зайцев:
 - Дорогие товарищи!Я во многом не согласен с предыдущим оратором!Яков Ильич Красноправдин подчеркнул слова о художественной ценности поэмы "Горчица". Я выражусь поточнее - скорее,он имел в виду литературную отточенность,и не более того.В этом смысле трудно спорить,это очевидно.
  Но для коммуниста,по моему глубокому убеждению,художественная ценность может иметь только то произведение,которое несёт в массы определённую идеологическую нагрузку и которое даёт существенный партийной эмоциональный заряд и которое,наконец,даёт принципиальную партийную оценку негативным проявлениям прошлого.Даже невооруженным взглядом мы видим,что ничего подобного в поэме "Горчица" нет и в помине.
  А что мы,всё-таки, видим,товарищи?
  А видим мы не типичный сюжет.
  Несколько шарлатанов,которые,как правильно сказала коммунист Петляева, под видом лекарей обманывают незначительную не сознательную часть нашего населения и при этом ещё берут деньги с трудового крестьянства.
  Жаль,что товарищ Красноправдин в силу своего недостаточного образования и личной невысокой культуры пошёл на поводу безидейности,бездуховности и политической безответственности.Очень и очень по-товарищески жаль так низко павшего товарища Красноправдина! Горько сознавать,что он полностью утратил политический кругозор и закостенел в своей вопиющей невежественности!
Остаётся только надеятся, что наши старшие и более мудрые товарищи поправят и остановят полное партийное разложение нашего товарища и вылечат его от партийной слепоты!
  Но вернёмся к поэме "Горчица". Прослушав её,я сразу задал себе несколько очень важных вопросов - призыв автора,хотя и в шутливой форме,брать с сограждан деньги - нет ли в этом чуждого нам идеологического подтекста?На чью мельницу льет воду автор?Каковы его истинные намерения?Что он хочет показать всем нам?Откуда в нём чуждое нам,советским людям,это оправдание стяжательства и накопительства?
  Я возьму на себя смелость резюмировать поэму "Горчица". Это абсолютно вредная,если не сказать больше,абсолютно антисоветская поэма,не достойная ни внимания,ни публикации в органах советской печати!
  Но сегодня мы прослушали и другое стихотворение "Райком". Сразу бросается в глаза чёткая идейная политическая платформа молодого автора,конкретная направленность его здоровых устремлений.А как удачно ему удалось осветить роль райкома партии и лично товарища Кормушкина!Вот это политически смело!!
  Перестройка не только усилила гласность и демократию,с другой стороны,ею воспользовались с далеко идущими замыслами разные говоруны и критиканы,которых характеризует,прежде всего бескультурность, антисоветизм,отсутствие высоких идеалов и плюс ко всему моральная опустошенность.Считаю,что в такое время коммунисты,как никогда раньше, должны теснее сплотиться вокруг ведущей и направляющей силы нашего общества - КПСС!И как замполит училища, и прежде всего,как коммунист, я призываю к бдительности на идеологическом фронте!
  Моё мнение конкретно и принципиально:пусть приз получит Фёдор Зайцев за стихотворение "Райком"!

  Видя,что перевес сил явно нарастает у противной стороны,поднялся Валерий Павлович Дубов.
 - Уважаемые коммунисты!Мой партийный стаж почти сорок лет,и я на своём веку не раз встречался с безидейностью и демагогией.Много раз видел и не раз боролся со всякого рода приспособенцами и ловко пристроившимися к партии попутчиками,с которыми нам,старым и проверенных временем коммунистам,не по пути.
  Я не хочу повторять всё хорошее,что было сказано о стихотворении "Райком". Со всем этим я согласен и,конечно, горячо поддерживаю.
  Но я не могу молчать,когда не вижу объективности в разборе поэмы Олега Пронского "Горчица". На мой взгляд,это очень полезная и нужная поэма.Она доступным языком в доходчивой и понятной форме высмеивает так называемых лекарей-самозванцев.Я,как и все коммунисты,и так же,как и все советские люди,признаю только советскую медицину,которая,как известно,стоит на передовых рубежах передовой науки.
  Не безизвестный нам товарищ Зайцев осмелился выступить здесь против всей советской медицины.Это вопиющий факт,товарищи!Я лично возмущен до глубины души!
  Как партия называет людей,которые открыто выступают против всей советской медицины и всей советской науки?
  Она их называет социализма и агентами ЦРУ!

  Вскочил со своего места,выручив глаза,такой многогранный "враг социализма и агент ЦРУ" Виктор Сергеевич Зайцев и завопил на весь зал:
 - Я протестую!!Вы утрируете!Товарищи,я протестую!Требую лишить его слова!

  Валерий Павлович невозмутимо и победоносно продолжал:
 - Товарищи!Посмотрите,как извивается и обмирает от правдивых партийных слов старого коммуниста этот так называемый товарищ! Вот какую убийственную силу имеет громкое партийное слово!
  Но хочу вернуться к поэме "Горчица". Зачем героиня поэмы пошла на все эти неприятные процедуры?Она была вынуждена идти к этому сомнительному,скорее всего,бездипломному лекарю.Вот она сетует:"Все уже по выходили...все уже замужние!". То есть, другими словами,девушка хочет создать семью,а семья,как известно,здоровая ячейка нашего социалистического общества. Как мог товарищ Зайцев Виктор Сергеевич этого не заметить?Хотя этого не заметить невозможно!
  Отсюда вывод:всё это было не замечено им специально! Потому,что Зайцев здесь себя выдал!!
  Он против создания советской семьи!Но мы все знаем,что возникновению семьи наша родная партия придаёт особое значение!Только ярый открытый враг может препятствовать возникновению семьи!Только враг или агент ЦРУ!
  Но и это ещё не всё!
  За всем этим хорошо просматривается и другое - непризнание сатирической поэзии,боязнь борьбы с недостатками и предрассудками.Беспартийный автор поэмы "Горчица" смело борется с этим,а так называемый коммунист Зайцев - непримиримый противник,тем самым он открыто на виду у всех выступил против курса партии.
  Партия,в отличии от перерожденца Зайцева, критики и сатиры не боится,а наоборот, всячески поддерживает и укрепляет её. И я убеждён, что партия сумеет поставить на место зарвавшихся  и окончательно разложившихся своих заклятых врагов!А в Магадане или в Якутии вполне найдётся место для подобного рода деятелей!!
  Считаю, дорогие товарищи, что поэма "Горчица" - это достойный вклад в дело перестройки!
  Пронский с лёгкой усмешкой  посмотрел на разозлившегося Зайцева.

  Петляева обеспокоенность заметила Зайцеву:
 - Ну,даёт! Что делать?
 - Нас съедают.
 - Что делать?
 - Бороться!
 - Как?
 - До конца!
  Зайцев,осторожно взглянув на Вперёдсмотрящего, встал с видом оскорблённой невинности:
 - Дорогие гости! Предыдущий оратор проявил неоправданную горячность,стараясь навешать политические ярлыки.Я неоднократно протестовал и протестую против этого.
  Дело в том,что этот товарищ Дубов и я давно находимся в неприязненных отношениях.Он своё личное отношение ко мне выдаёт за линию партии.Более того, он от имени партии делает самые серьёзные заявления.Кто дал ему такое право?Дубов - это ещё не партия!Он ставит личное выше общественного,что недостойно для настоящего коммуниста!
  Я предлагаю,пусть своё мнение выскажет нейтральная сторона - человек, которого трудно заподозрить в предвзятости и субъективности,человек, известный всем своей целеустремленностью и верой в светлые идеи коммунизма - Иван Иванович Кормушкин.

                2.
  Первый секретарь райкома не ожидал такого неожиданного поворота и недовольно взглянул на Зайцева. Вглядываясь в непроницаемой лицо Вперёдсмотрящего,он старался предугадать его реакцию и сориентироваться в своём выступлении.
  Но принципиальный товарищ Вперёдсмотрящий в этой щекотливой ситуации счёл за благо сделать вид,что плохо слышал выступления ораторов.Кормушкин, оглядев напряженные лица гостей,был вынужден,всё-таки, начинать.В зале наступила тревожная,и даже пугающая тишина.
 - Дорогие товарищи!Думаю,что обсуждение стихотворения "Райком" и поэмы "Горчица" несколько затянулось. Хочу отметить, что все ораторы не умеют говорить кратко,но с другой стороны приятно, что в эпоху перестройки и гласности мы выслушали разные точки зрения. И это правильно, товарищи!Ни кто не может претендовать на истину в одном лице!
  Мнения сторон резко разделились.К сожалению,все ораторы не могли удержаться от того,чтобы не переходить на личности. Я предлагаю обоим авторам выбрать ещё по одному стихотворению и прочесть их.
  Это и только это поможет всем нам объективно оценить их обоих и дать более точную оценку их творчества!Пусть это будут небольшие стихотворения и сразу после их прочтения мы должны приступить к непосредственному голосованию,не останавливаясь на их обсуждении.Прошу Федора Зайцева и Олега Пронского предоставить ещё по одному стихотворению и передать их товарищу Подпевалину.
  Зайцев и Пронский передали свои стихотворения Подпевалину.Притихший зал с напряжением следил,чем закончится поединок поэтов.Вячеслав Львович Подпевалин первым прочитал стихотворение Федора Зайцева "Птенцы":

                ПТЕНЦЫ
          Кремлёвское дыхание
          Мне силы придаёт.
          В природе оживание -
          Весна уже идёт.

          И поступь её твёрдая,
          Как Пленум или Съезд.
          Летят грачи к нам гордые
          И наполняют лес.

          Скворцы уже освоились,
          За это их хвалю.
          И,видно,приготовились
          Создать свою семью.

          Деревья очищаются,
          Вредителям конец!
          А люди улыбаются,
          Какой здоровый лес!

          Лесов в стране прибавиться,
          Нам очень нужен лес!
          Пусть труд скворцов прославится,
          Как съезд КПСС!

          Птенцы в тех гнёздах малые
          Крикливо подрастут.
          Родители усталые
          Им пищу принесут.

          И пусть птенцы умножаться,
          И будет их - гора.
          Итоги все умножаться,
          Как партии дела?

  Товарищи!Второе стихотворение - это стихотворение Олега Пронского под названием " Ужин":

                УЖИН
                1.
           Милка!Мамочка твоя...
           Бухгалтер ей не нужен.
           Посчитала до рубля,
           Сколь я съел на ужин.

           Ну,а сколько недоел -
           Тоже посчитала.
           А вот папу быт заел -
           Мама причитала.

          "Вот сидишь ты,старый пень,
           Ни какого толка.
           Мясо ешь ты каждый день,
           Будто мы волки!

           Всех чертей тебе!Холер!
           Экая мордища!
           Должен зятю быть пример
           В скромности и пище!

           Где же польза?Ни какой!
           Здесь не гастрономия.
           Ты б женился на другой -
           Была бы экономия!

                2.
           Не в гостях,на стороне...
           Только "наворачивал"!
           Ах!Зачем же ты ко мне,
           Салазки поворачивал?

           Что ты смотришь,как баран?
           А глаза, как студень.
           В огороде рви бурьян -
           Шевелись же,трутень!

           Потом сена накоси,
           Больше постарайся!
           И дровишек принеси,
           Но не отвлекайся!

           И не вздумай отдыхать,
           Сразу же на "сотки"!
           И не надо так вздыхать -
           Тресну сковородкой!

           Вот,зятек,какая жизнь,
           Муж всё виноватый.
           Поскорей,давай,женись,
           Всем работы хватит!"

                *   *   *

           Ах,ты милочка моя!
           Скоро тебя брошу!
           Нужен вовсе вам не я,
           А нужна вам лошадь!

           Знаю,мамочке твоей,
           Зять,конечно,нужен.
           Интересно, сколько ей
           Должен я за ужин?

  После того,как Подпевалин прочитал последние строчки стихотворения,Красноправдин сразу объявил о тайном голосовании. Каждому были выданы по два картонных кружочка: красный и белый.
  Красноправдин и Дубов взяли мешок и стали обходить всех присутствующих.Каждому предлагалось кинуть тот кружочек с фамилией поэта,которого зритель считает нужным назвать победителем.Через десять минут последний кружок упал в мешок.Ещё через десять минут Красноправдин стал подводить итоги.
 - Дорогие товарищи!Результаты голосования не могут подвергаться сомнению,так как подсчёт голосов проводился на Ваших глазах.Итак,Олег Пронский получил 200 кружков,а Фёдор Зайцев 14 кружков.Значит,победителем конкурса поэтов объявляется мастер училища N 2 Олег Алексеевич Пронский!Поприветствуем победителя аплодисментами!
  После аплодисментов Красноправдин, глядя прямо в глаза Виктору Сергеевичу Зайцеву, объявил:
 - Разрешите,дорогие товарищи,от имени райкома партии вручить заслуженный приз Олегу Пронскому - видеомагнитофон.Поздравляем и очень надеемся, что ещё не раз услышим Ваши замечательные стихи!
  Зайцев сделал вид,будто не услышал слов Красноправдина. Он отвернулся в сторону окна."Очернитель" для завершения своей полной победы,подошёл близко к Виктору Сергеевичу и гаркнул ему прямо в ухо:
 - А Фёдору Зайцеву хочется пожелать учиться,учиться и учиться,как говорил Владимир Ильич Ленин;и самое главное - держаться как можно дальше от обоих своих дядюшек Виктора и Бориса!Это для того,чтобы впоследствии не сидеть с ними на одних нарах в тюремной камере!
  После вручения приза официальная часть безалкогольной свадьбы была закончена.
  Вперёдсмотрящий встал со своего кресла,простился с молодоженами,ещё раз поздравил их и направился к выходу,озабоченно сославшись на срочные дела.
  С ним ушли Кормушкин, Делилов,полковники Битый и Длинноумов.
  Зал сразу стал оживлённее,как-будто с плеч каждого свалилась невидимая ноша.

                3.
  Красноправдин, теперь уже без былого энтузиазма, объявил:
 - А теперь, товарищи,как и положено на свадьбе,обьявляются танцы.Пусть первым будет "белый танец". Дамы приглашают кавалеров!
  Виктор Сергеевич Зайцев и Василий Электронович Шакалов одновременно посмотрели на Настю Жгучую.
  Шакалов,надувая щеки,стал на самое видное место и с надеждой просматривал на неё. Виктор Сергеевич с благородным негодованием заметил это и встал впереди инструктора. Настя Жгучая,едва взглянув на них,решительно подошла к Пронскому и пригласила танцевать его.Шакалов и Зайцев одновременно раскрыли рты от изумления.Люда Пронская заносчиво рассматривала неизвестную возможную поклонниц у мужа. Марина Петляева усмехнулась и подошла к Шакалову.
 - Васенька,сокол!Здравствуй! Я тебя приглашаю!
 - Да,да,да...
 - Вася,ты болен?
 - Нет!Я здоров!
 - Тогда обними меня покрепче!
 - Неприлично,Марина.Здесь такое общество!
 - Я вижу,ты стал очень робок.
 - Ты пойми,Марина,моё положение...
  За Настей Жгучей,кроме мятущегося Зайцева, взволнованной Людой Пронской и приунывшего Шакалова, наблюдал ещё один человек - Ирина Светлова.Олег,получив приглашение одной из московских невест,особого восторга не выразил.Настя,понимая,что на знакомство у неё всего три-четыре минуты,времени не теряла.
 - Вы Олег Пронский. Я Вас знаю!
 - Я тоже.Вы Настя Жгучая.
 - Будем считать,что мы заочно познакомились.
 - Будем считать,что так.
 - Я читала почти все Ваши известные училищу стихи.Очень нравится!
 - Я рад.
 - Я очень хотела бы подружиться с Вами,Олег!
 - Вы любите поэтов?Или поэзию?
 - Я люблю необычность и оригинальность!
 - А я люблю одиночество и не люблю случайные романы!
 - Вы думаете,что я хочу предложить Вам случайный роман?
 - Я думаю,Настя,Вам просто скучно.
 - Вы правы,хотя и не совсем.
 - А разве Зайцев...товарищ Зайцев не умеет занять досуг молодой,интересной и перспективной дамы?Не похоже на него!
 - Я очень не понимаю,на что Вы намекаете?Вы мне кажетесь очень колючим!
 - Здесь Вы правы.Я именно такой.
 - Нет!Вы просто хотите таким казаться.
 - Не уверен.
 - Олег, неприятно разговаривать на "Вы". Что скажете?
 - Будем на "ты".
 - Будем,Олег!Мне кажется, ты просто демонстрируешь верность своей жене.
 - Нет,Настя.Я этим не страдаю.
 - Тогда скажу больше:я знаю,что ты ей не верен.
 - Надеюсь,товарищ Зайцев не очень подробно тебя информировал?Он всегда и во всём отличается удивительной чуткостью и осведомленностью.
 - Олег,мы не об этом говорим.И вообще, мне совсем не хочется за глаза обсуждать Зайцева!
 - В этом мы едины.Мне тоже.
 - Знаешь,Олег,про тебя столько кругом говорят...
 - А ты,Настя,от великой скуки попыталась убедиться,соответствует услышанное обо мне реальности?
 - В какой-то степени - да!Не буду скрывать.
 - Это зависит от того,что тебе обо мне рассказали...Хотя,я вполне представляю всё, что ты могла обо мне слышать.
 - Олег,а почему ты не хочешь изменить моё впечатление от этих,прямо скажем,негативных рассказов?
 - Мне это тоже было бы скучно.
 - Олег,ты меня заинтересовал!
 - Это тоже скучно.
 - Ты разрешить,если я позволю себе всего несколько вопросов?Ответить откровенно?
 - Настя,разве я давал повод думать,что меня можно вызвать на откровенность?
  Договорить Олег не успел - их сильно толкнули.Пронский и Жгучая увидели,что Валерий Павлович Дубов лавировал между танцующими.Цель его была намечена твёрдо - неверная Марина.