4. Иоанн Предтеча

Зубаир Османов
Уже говорилось о том, что Павел фактически создал религию, очень удобную для римлян. Он также создал искаженный образ Иисуса, который из учителя правды и ревнителя Закона был превращен в мистика и смиренного идеолога непротивления злу силой. Но такой образ Иисуса противоречит возвещенному в пророчестве Иоанна Крестителя образу «Мессии, который будет посвящать в религию не водой, а огнем Закона, который "сожжет солому беззакония огнем неугасимым", который построит на земле Царство Бога».  И преодолеть это противоречие было невозможно, оставалось только постараться предать его уничижению и забвению. Поэтому – говорит Полосин – «…и не удивительно, что Павел в своих 14 новозаветных посланиях не сказал об Иоанне Предтече ни одного доброго слова. Идеи Павла, повлиявшие на всех евангелистов, привели к «умалению» пророческой миссии Иоанна, сведя ее только к «подготовке пути для Иисуса», которая выразилась лишь в технической роли при единоразовом омовении Иисуса в Иордане».

Поговорим немного об Иоанне. В английском языке его называют Джон Баптист. Полосин замечает, что слово баптист больше подходит для Иоанна, чем имя Креститель. Греческое слово «баптизо» означает омовение, что соответствует его деятельности, тогда как «креститель» происходит от корня крест (по-гречески «ставрос»), и, как известно, Иоанн не имел никакого отношения к этому излюбленному римлянами орудию казни.

Но его также называют Предтечей. Полосин неожиданно задаётся вопросом о том, к кому Иоанн был приставлен Предтечей. Конечно к Иисусу – скажет любой христианин, ведь он был послан приготовить пути для Иисуса.

Полосин указывает на некоторые факты, которые позволяют поставить под сомнение эту точку зрения. Предтеча должен проводить подготовительную работу до начала миссии того, кому он назначен помощником. А если миссия того Посланника начнется при жизни Предтечи, то последний должен его признать и последовать за ним, то есть примкнуть к его движению. А что мы наблюдаем в отношениях между Иоанном и Иисусом? Они ровесники, родственники, но деятельность их особо не пересекается.

Узнав, что народ ходит к Иоанну на Иордан, чтобы получить крещение покаяния, Иисус тоже пошел к нему. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

Потом их пути расходятся. Каждый занимается своим делом. Далее происходит эпизод, описываемый так (Мф. 11:4-6).
 2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.

Полосин комментирует этот эпизод следующим образом. «Иоанн, находясь в темнице, то есть перед самой смертью, отправил учеников своих к Иисусу спросить его: «Ты ли тот пророк, который должен прийти, или ожидать нам другого?» Это доказывает, что Иоанн, услышав о необыкновенных чудесах своего кузена, решил повторить вопрос, заданный при омовении. Иисус фактически отвечает: какие-бы я не совершил чудеса, не следует мне приписывать чужую роль. Я не тот обещанный Пророк, ждите другого. Скорее всего, имеется в виду Пророк, о котором говорится в главе 18 Второзакония:
 
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
 19 а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу;

Далее Полосин резюмирует. «А ведь ангел предрек об Иоанне, что он «будет велик пред Господом... и духа святого исполнится еще от чрева матери своей... и предыдет пред Ним в духе и силе Илии... дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1: 15, 17).

И вот народ давно «приготовлен» чудесами, так что слепые прозревают и хромые ходят, а Иоанн все никак не может распознать Божье благоволение на своем кузене! И это - пророк, посланный Богом якобы специально для подготовки пути Иисуса! Иисус уже прошел большую часть этого пути, а Иоанн, ожидая в тюрьме смерти через день-два, все не может решить: готовить ли этот путь Иисусу или кому-то другому?

Таким образом, вторым серьезнейшим внутренним противоречием евангельских повествований об Иоанне является следующее: если Иоанн Предтеча был посланником, назначенным Богом, чтобы готовить путь именно перед Иисусом Христом, то почему после благословения Богом Иисуса в Иордане Иоанн не присоединился к Иисусу, ушел опять в пустыню и вплоть до своей мученической смерти продолжал учить о грядущем величайшем пророке, не видя его в Иисусе и даже спрашивая его об этом перед смертью?

Снять указанное противоречие можно только одним способом: Иоанн почитал своего двоюродного брата Иисуса как великого пророка Израиля, но он предсказывал другого, будущего Мессию, «посланника Завета», которому он и его общины еще в течение нескольких веков и готовили путь - путь восприятия единобожия и нового Закона Бога уже для всего человечества.

Поэтому он и совершил омовение над Иисусом как старший над младшим (хотя бы по возрасту) и не присоединялся к Иисусу, посланному только в качестве последнего увещевателя к народу Израиля. Полное устное учение Иоанна о грядущем господине пророков было утрачено тогда же, в I - II веках, а последователи апостола Павла, в частности Лука, путем намеренного изменения текста иудейских пророков попытались спроецировать это учение на Иисуса. Процесс уничтожения «еретических текстов» и селекции «правильных» текстов продолжался до второй половины 4-го века нашей эры».

Тем самым, Полосин серьезно озадачивает читателя. Если не Иисус, то кто же? Кому готовит путь Иоанн? Кто этот «Мессия, который будет посвящать в религию не водой, а огнем Закона, который "сожжет солому беззакония огнем неугасимым", который построит на земле Царство Бога»?