Кино на отрезке миллениума

Ульяна Третьяк
Кинотеатры. Киноклубы. Кинопоказы. Каждый день в свет выходит новый фильм. А может быть два, три, или больше.  Звездные войны, Западные пироги, Пила – третья, четвертая, пятая. Сколько их еще будет?  Взамен кинематографу пришел кинобизнес.
Эта тема вечная, она затрагивает характер кино, «актуального» и «ушедшего».
В современной жизни, казалось бы, нет ничего, что человечество еще не познало. Мы с гордостью можем заявить прошлым тысячелетиям о том, чего мы достигли - клонирование мышей, ядерное оружие, компьютерные технологии, искусственный интеллект. Но, к сожалению, мы, с приобретением всех знаний, потеряли самое важное - культуру.  Культуру общения, культуру политики, культуру понимания и культуру искусства.  Мы все стерли, оставив перед собой задачи актуальности человеческих потребностей.
Большинство фильмов мирового кинематографа сняты на темы, о которых говорит и думает молодежь. Та молодежь, которая практически со своего рождения была ограждена от настоящего искусства. О чем может думать подросток, воспитывающийся на покемонах, компьютерных стрелялках и боевиках?  Фантастические миры, бандитские разборки, издевательство над учителями, хулиганство в школах. В данный момент – это главная актуальность, основанная на потребностях, за которую готовы платить.
Искусство, любое, кино это или музыка, призвано совершенствовать человека, развивать его всесторонне. Все это потому, что человеку свойственно искать себе идеал, равняться на него. Двадцать-тридцать лет назад наши ровесники равнялись на простых Ваньку и Маньку из старых добрых фильмов о любви, дружбе, отечестве.   Но на какой идеал в современном кино равняться молодежи? Человек-паук?  Отсюда разногласия с родителями, учителями, конфликты со сверстниками. Дети берут «лучшее» от того, что видят. Практически каждый ребенок сейчас знает свои права, но к сожалению, не каждый знает о добрых, великих понятиях, человеческих ценностях.
Деградирует в данном случае не общество. Деградирует культура. И это замкнутый круг.  Потому что режиссер идет на поводу массовых желаний, а той «массе» ничего и не остается, кроме как подражать «популярному».
Я порой восхищаюсь теми людьми, картины которых «масса» не воспринимает. И они продолжают создавать, работать над своей идеей, надеяться, что их поймут. Но эти люди - единицы. Они противостоят массовому производству, они противостоят сложившимся в современности канонам, они борются не за отстаивание своих творческих амбиций, а за восстановление культуры человека, культуры общества.
Мы можем без труда вспомнить «десятку» самых популярных фильмов, вышедших за последние пять лет в прокат. Эти фильмы популярны среди молодежи.
В ноябре 2011 вышел в прокат фильм «Три метра над уровнем неба» и сразу же завоевал популярность. Один из самых известных фильмов полностью можно охарактеризовать небольшим замечанием критика Ивана Агеева: «Сюжет не просто предсказуем, он очевиден. Даже не стоит его начинать рассказывать. Достаточно просто сказать, что фильм о любви, и все. Если на вопрос: «Назови русского поэта, - Вы отвечаете - «Пушкин», то сюжет именно этого фильма Вам придет в голову.»
Предсказуемы большинство новых картин. В некоторых из них предсказуемость сюжета перекрывается хорошими спецэффектами, в других - просто красивыми лицами. Но и в том, и в другом случаях зритель обречен на «одноразовый» просмотр. Режиссер делает в подобных картинах все, что бы зритель был избавлен от размышлений.
Другая картина складывается об «ушедшем» кинематографе. С общественной точки зрения, здесь достаточно сравнить современных подростков и наших родителей, их поступки и ценности. Искусство каждой эпохи отражается в человеке, в его качествах.  Добрый он, или плохой, ценит ли он семью, свою честь – это отражение мира, в котором он живет. Старый советский кинематограф создавал этот мир, такой на который равнялись наши родители и выросли замечательными честными людьми. Но этот кинематограф ушел. О том, как отражается современный «актуальный» кинематограф в обществе было описано выше.

Даже если не рассматривать эти две темы, «актуального» и «ушедшего», достаточно посмотреть на качество выпущенных в прокат фильмов. Картина считается удачной, если ее хочется пересмотреть; пересмотреть для того, чтобы почерпнуть из нее больше информации. Подобные картины заставляют человека думать, размышлять, предполагать, а значит оставляют след в культуре и развитии человека. След, на котором должно строиться любое искусство.  Если это не так – это бизнес. Это полное отсутствие культурной стороны развитья общества и ничто иное, как экономические отношения, в которых, как и везде, есть такие понятия – сделал и продал.