10 способов сделать рассказ скучным

Серафима Лежнева Голицына
"10 способов сделать рассказ скучным".

1. Договаривать всё до конца, описывать всё действие полностью, нагромождать деталями.
2. Писать ни о чём. (Ниочемизм).
3. Затянутая экспозиция. Нет занимательности.
4. Отсутствие стиля, косноязычие.
5. Длинноты. Нужно уметь редактировать себя, безжалостно выбрасывая всё, без чего можно обойтись - слова и предложения, не несущие смысловой нагрузки.
6. Плеаназмы - усложнённый текст.
Для сравнения:
* автологическая манера письма - точно,строго, чётко;
* Метологическая - образная способность письма.
6. Отсутствие сопоставления. Нет способности поставить себя на место героя.
7. Захваливание положительного героя и затаптывание отрицательного героя. (Не нужно переворачивать айсберг).
8. Увлечение подробностями.
9. Строго придерживаться того, как происходило в действительности. Искусство - это придуманная правда. Похожесть на правду важнее самой правды. Наука - это факты, искусство - отношение к фактам.
10. Попытка навязать читателю свою точку зрения.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРИЗНАКОВ КОРОТКОГО РАССКАЗА.

#1. Основными особенностями короткого рассказа являются:
* минимум действующих лиц, чаще - один герой,
* одна сюжетная линия,
* описание одного эпизода,
* отсутствие художественных красок, множества деталей, отсутствие метафор, эпитетов и сравнений.
* краткость изложения.

#2
Подытожив, можно заключить, что короткому рассказу присущи:
 
* единство времени,
* единство действий,
* и единство персонажа.
 
   Каждый человек может написать рассказ, вспомнив запомнившийся эпизод из своей или не своей жизни, придумать такой эпизод, и кратко изложить его. Конечно, не факт, что данный труд будет признан в литературном мире, но то, что он написан в жанре короткого рассказа, и просто рассказа – этого уже никто не опровергнет.

Научившись писать короткий рассказ, человек обнаружит такие бонусы:
* умение привести свои мысли в порядок, выбрав главное, расставив приоритеты,
* умение говорить грамотно, кратко, без лишних слов,
* умение говорить и писать коротко, ёмко, сочно и убедительно.
* ОСТАЛЬНЫЕ БОНУСЫ КАЖДЫЙ МОЖЕТ НАЙТИ ДЛЯ СЕБЯ САМ))

После окончания каждого конкурса в течении одного дня авторам и всем желающим будет кратко даваться дальнейшая информация о том, как писать рассказ:
* главная задача - создание живого образа героя, вызывающего интерес и разнообразные чувства у читателя,
* выбор пространства повествования,
* конструкция произведения (замысел, сюжет, выбор места события, фабула, композиция),
* прямая речь, косвенная речь, функции и составление "живого" диалога, и т.д.

Научившись писать рассказ, мы сможем перейти к изучению более сложных литературных форм: миниатюры, новеллы, эссе, и т.д.

Желаю нам всем успехов в жизни и творчестве, здоровья, отличного настроения, позитивного отношения к жизни и всего, что каждый захочет пожелать себе сам!


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МИНИАТЮРЫ.

Кратко о миниатюре.

    По аналогии с произведениями живописи, в которой миниатюра - это маленького размера яркая, изысканная, филигранно чётко написанная картинка, термин «миниатюра» применяется и к произведениям художественного слова небольших размеров.
    Не всякое небольших размеров произведение носит имя миниатюры. В миниатюре  предмет её описания - внешний, воспринимаемый мир, а не мир внутренний, воспринимающий.
    Миниатюра - вполне законченное в себе литературное произведение, построенное в объективных образах, не ограничивающееся описанием лишь одного эпизода, как в рассказе.
   "Миниатюрность" миниатюры, помимо небольших размеров, предполагает сохранение между составляющими частями тех же самых пропорций, какие существуют в произведениях большого объёма: романе, повести.
   В применении к литературе, миниатюрой может быть названа вещь, охватывающая, по объему своих образов или же идей, такую же широкую область, какую охватывает крупное литературное произведение, а не ограничивающаяся одним каким-либо моментом, эпизодом, выхваченным из жизни, вне его общежизненного смысла.      
   Развитие миниатюры в эпоху символизма знаменательно и понятно: символизм — это умение уловить в малом — большое, в случайном — неслучайное, в небольшой вещи — весь мир, «как солнце — в малой капле воды».
    Небольшие размеры миниатюры влекут за собою и другие ее особенности. Среди них на первом месте — тщательность отделки, требующая особого мастерства у её автора.

   Здесь — полная аналогия с миниатюрой живописной, которая требовала ОСТРОГО ГЛАЗА И УВЕРЕННОЙ РУКИ. Чистейший образец — миниатюры Пэтера Альтенберга (особенно книга «Как я это вижу»).


Ещё о миниатюре.

 Сразу оговорюсь, что именно я подразумеваю под миниатюрой. Миниатюра - это сюжетно завершенный рассказ объемом до 5000 знаков (или, приближенно говоря, на 2 вордовские страницы, написанные 12 кеглем через одинарный интервал). Будем также исходить из того, что превышать этот объем автору не стоит.
   
    Миниатюра - это просто!
    Такая мысль вполне имеет право на существование и, более того, первой приходит на ум. В самом деле, что стоит написать какие-то 2 несчастные страницы или того меньше? Пришла идейка, садишься, и в перерыве между сериалами или футбольными таймами набрасываешь текст. Потом просматриваешь, убираешь опечатки - и готово!
    Так может родиться шедевр. Или полный бред.
    В чем суть такого взгляда на миниатюру? Каждый из нас время от времени пишет, особенно те, кто проводит часть времени в интернете. То ли это письма, то ли это посты в Живой Журнал, то ли на какой-либо форум отчет о поездке в Европу (на деревню к дедушке). У каждого сколь-нибудь активного пользователя интернета появляются небольшие удачные рассказы о том или ином событии, или о тех или иных переживаниях, сомнениях, страхах. О влюбленности, в конце концов.
    Потому и отношение к миниатюре такое - несколько поверхностное. Мол, каждый может, невелика работа.
   
    Миниатюра - это сложно.
    Давайте посмотрим на миниатюру с другой стороны: как на караван в игольном ушке, или подкованную блоху. Когда миниатюра - это не просто веселое бытоописание, а повествование со своей задумкой, внутренней логикой, определенной идеей, которую надо донести. Только маленькое.
    Тут и вылезают из всех щелей всякие несуразицы.
   
    Перво-наперво - это огрехи композиции. На двух страницах надо успеть представить героев, дать им характеристику, описать начальные условия, что с ними произошло и что из этого вышло. Достаточно часто миниатюры страдают дисбалансом в композиции. Неспешное начало со множеством подробностей (например: во что была одета героиня или какой системы и с какими примочками автомат в руках героя) вдруг стремительно ускоряет темп, в трех абзацах (а бывает и предложениях!) разрешается ситуация и всё, финиш. Это наиболее часто встречающийся вариант. Бывают и другие вариации на тему непрекращающейся кульминации, или неспешной развязки, после которой нужно догадаться: что, собственно, привело героя к этой самой развязке?
   
    Второе - иллюстративность или склетообразность. Малый объем не оставляет возможности лирически поотступать или основательно расписать всё, что автор вместе с героями думают по тому, или иному поводу. А сказать хочется. Вот миниатюра и превращается в описательной части - в набор слайдов, а в части действия - в пунктирную линию. Теряется гладкость перехода от одной минисцены к другой, да и сам переход никак не обосновывается.
   
    Третье - это использование слов и построение предложений. На малом объёме очень хорошо видно, насколько автор умеет работать с предложениями, строить фразы, употреблять те или иные слова. И, если в большом рассказе одно-два неудачных предложения можно и пропустить, то в миниатюре они видны как под прожектором:
    "Северцев, известный путешественник и экстремал, присоединился к группе спелестологов - исследователей искусственных подземных пещер и ходов, в отличие от спелеологов, изучающих естественные пещеры, - уже после того как были отрыты тоннели в Крыму, - Мраморная пещера в горах Чатырдага оказалась частью такого тоннеля, - на Кавказе и под легендарной Медведицкой грядой в Поволжье, детально обследованной экспедицией "Космопоиска" под управлением Вадима Черноброва".
    Это одно предложение, прошу заметить.
    Другим ликом этой же проблемы является редактирование рассказа большего объема под миниатюру. Вырезаются прилагательные, причастные обороты, какие-то мелкие детали, слова заменяются на более простые. Текст усыхает - и шикарный букет превращается в гербарий.
   
    Так просто или сложно?
    Миниатюру можно текстово решить несколькими различными способами.
   
    Первый: Миниатюра-описание. Автор посвящает миниатюру одной-единственной зарисовке. Это может быть описание природы или описание людей, наблюдающих нечто такое, что оставляет в их душах и сердцах неизгладимый след.
   
    Второй: Миниатюра ситуации или действия. Описаниям уделяется мало места, дается "вводная" и текст миниатюры посвящается тому, как герой или герои проходят и разрешают одну определенную ситуацию. Не стоит путать ее с непрекращающейся кульминацией. В миниатюре действия ситуация имеет начало и конец, часто - с последствиями.
   
    Третий: Стилизация. Отличным примером миниатюры является притча. Я бы советовал обратить внимание на притчи, которых много в Библии. Или на суфийские притчи, или сказания о Ходже Насреддине. Притчу можно использовать для иллюстрации философской идеи или ситуации с парадоксальным выходом, тем самым выводя текст в другую плоскость. Мифологичность и метафоричность также может сыграть добрую службу для подобного текстового решения.
   
    Четвертый и самый сложный: работать над текстом и всё-таки писать миниатюру по канонам большого рассказа. Изначально чётко представлять себе не только что именно, но и как именно оно будет написано. Например: отвести на вступление 20% объема, действие - 50%, кульминацию - 10%, развязку - 20% и стараться не выходить за эти рамки. Несколько раз прочитать глазами, несколько раз вслух, чтобы выявить все неудачно построенные предложения. Постараться понять: создаётся ли цельный образ происходящего? И, самое главное - получилось ли сказать текстом то, что задумал автор?
   
    Файл - Свойства - Статистика.
    Знаки - всего лишь чёрточки на белом фоне. Можно следовать этим, или другим советам, можно просто писать, как на душу ляжет. Но для любого произведения существует лишь одна аксиома - искорка.
    Если автору есть, чем поделиться, если он хочет на что-то указать, что-то объяснить, рассказать, посмеяться, да просто поразмыслить вместе с героями - искорка проскочит между его текстом и читателем.
    Миниатюра очень чувствительна к искоркам. Это, наверное, самый искренний жанр.
    Большой текст может тронуть душу искорками включенных в него удачных кусочков-миниатюр. Миниатюра трогает только своей искренностью, своей внутренней искоркой, подаренной автором читателю.

***Пэтер Альтенберг. "Как я это вижу". Миниатюры.

 Кофейня
 
     Заботы? Не все ли равно, какие, – иди в кофейню!
     Она не смогла прийти на свидание, пусть даже по очень серьезной причине? – В кофейню!
     Башмаки износились? – В кофейню!
     Получаешь четыреста в месяц, а тратишь пятьсот? – В кофейню!
     Бережешь каждый грошь и на всем экономишь? – В кофейню!
     Ты канцелярский служащий, а когда-то мечтал стать врачом? – В кофейню!
     И ни одна не способна тебя понять? – В кофейню!
     Все люди мерзки и внушают отвращение, но без них никак невозможно? – В кофейню!
     Везде закрыт кредит? – В кофейню!
 
 
Письмо 
 
Милостивая государыня!
Вы утверждаете, что вы «счастливы»?  Это ужасно.  Бетховен и Шиллер, Гуго Вольф, Новалис и Пенау счастливы не были.  По какому же праву претендуете на счастье вы?  По праву посредственности?  Но этого права у вас нет, потому что вы посредственностью не являетесь.  Вы говорите, что кто-то тоскует, кто-то плачет из-за вас.  Лучше расскажите, что это вы о ком-то плачете, вы о ком-то тоскуете.  Вы передаете то, что думают о вас другие... Лучше скажите, что вы о других думаете.  Говорите о тех, кем вы восхищаетесь, и не говорите о тех, кто восхищается вами.  Ваш мир – он такой, какой он есть, тогда как мир других, мир тех, «кто не вы», обогащает ваши мысли, ваши чувства.  Блестящие аттестации, получаемые у тех, кто ничего не понимает, – слишком дешевая цена за чувство уверенности в себе.  Кто вы – Элеонора Дузе, Иветт Гильбер, Эльза Леман?  То-то же.  Всегда говорите: «Я почитаю» и никогда: «Меня почитают».  «Неуверенность в себе» – еще не свойство артистической натуры.  Будь самим собой – не больше и не меньше!  Когда вы восторгаетесь русским балетом – Нижинским, Карсавиным, картиной кровавой резни в гареме и гибелью стражников, когда вы говорите о русской народной музыке, когда описываете дам, сидящих в ложах, серебряные диадемы на прелестных локонах, лиловые и изумрудно-зеленые бархатные туники, все скрывающие от взоров, словно сдержанные и благородные тяжелые портьеры – о, здесь слышен ваш и только ваш голос.  Вы вбираете в себя красоту мира, вы становитесь богаче.  Когда же вы говорите о себе, вы убоги.  Тогда слышно женщину, которая хвастается полученным подаянием.  Попрошайка, пристроившаяся на мосту, что ведет в богадельню человеческой жизни.
 
     Конец
   
     С 17 сентября 1911 по 19 октября 1912 года она была его маленькой святой.  Родилась она 9 апреля 1900 года.
     Потом некая дама из так называемого «хорошего общества» рассказала ей, что он горький пьяница и два года просидел в сумасшедшем доме.
     Что же, он стал меньше ее любить?  Это было бы невозможно.
     Зато она стала стыдиться его поклонения...
     Любовь пропойцы из сумасшедшего дома?  Фи, какой позор!
     Жалея и оберегая ее, он стал избегать встреч.
     Порой ему случалось еще услышать где-нибудь в коридорах отеля ее милый радостный голосок.
     И он закрывал обе двери в свою комнату и бросался ничком на диван в страшных муках души и тела.
     Таким был конец одной из прекраснейших и глубочайших поэм его жизни, которая продолжалась целый год и вместила в себя так много страданий, так много восторгов и много, много любви...
 
    Книжка
 
    Только что вышла в свет книжка о Бетховене – в издательстве Ульштайн, цена 80 теллеров – или не то одна крона.  Собственно говоря, это мелькие «заметки о Бетховене», собранные Паулем Виглером.  Найдется ли такая мелочь из жизни Бетховена, которая была бы не интересна?  Почему бы мне не интересоваться тем, какие были у него любимые блюда и напитки?  Сколько раз за всю свою жизнь мы узнаем подобные вещи про людей, которых никогда бы не стали об этом распрашивать.  Какая походка была у Бетховена, как он принимал приглашения и как отказывал, как он вел себя, когда ему всерьез случалось увлечься какой-нибудь барышней, и тогда, когда другой его обскачет и женится на ней...  Каким мылом он мылся, какая трость у него была, какой зонтик?  Вам это не интересно?  А мне так – очень!  Ведь гений – это целостный организм, и мельчайшая шестеренка, крохотный винтик – часть гениальной машины.  А вы, именно вы беретесь судить о том, что в ней всего важнее?!  Тоненькая книжечка позволяет заглянуть в самые потаенные уголки этой хитроумной гигантской машины, которая создавала музыку для вечности.  Если вы можете решиться и положить эту книжечку на столик в спальне своей подруги, чтобы читала на сон грядущий, – то значит, у вас и впрямь есть подруга.
 
     Канатоходец
 
     Когда я был маленьким, я каждое воскресенье бывал в Хитцинге  и там взволнованно смотрел на то, как мсье Блондэн  на протянутом на страшной высоте канате устанавливал маленькую железную жаровню,  готовил себе яичницу и съедал ее там, на канате, невозмутимо и с аппетитом, – так всем казалось.  Конечно, к земле от него тянулись тонкие канаты-страховки, и для опытного акробата опасности, можно сказать, не было никакой.  Но для меня-то она все равно – была!  Вся Вена говорила о  Блондэне.  Говорили, впрочем, глупости: «Господи, а вдруг он сорвется!»  Дело в том, что он-то стал миллионером и лишь относительно рисковал своей никчемной жизнью – наилучшее из предприятий, возможных на земле.  Господи!  И тут вдруг сорваться...  Нет, вот не сорваться ниоткуда, а именно жить несмотря ни на что – вот  вы что сумейте-ка!