Всё проходит

Юрий Фейдеров
«Всё проходит…» - было написано на кольце Соломона…

Пятнадцать лет отделяют нас от «лихих 90-х».  Для одних – это детство, для других – это юность, а для меня – это жизнь взрослого семейного человека. С 90-ми ушло тяжелейшее время для нашей страны, когда группа «отщепенцев», предателей, перерожденцев занимались разрушением экономики, разгромом  промышленности, разложением морали людей. Если читающий эти строки думает иначе, то просто он плохо информирован (это я мягко говорю).

Ушло, но не кануло в «Лету». Для моих уже взрослых детей, у меня их четверо, это время вспоминается по-разному, в зависимости от возраста. 
Старших в 80-е воспитывали по-советски. Младших в 90-е учили выживать. Поэтому старшие живут на мизерные заработки, а младшие сумели «завести» бизнес. Не остров, не виллу на эти бизнесы не купить, но держаться «на плаву» им удается. Ипотеку и налоги оплачивают.

НО я всё не о том… А о чём же я?
Я о том, что прошло полтора десятилетия нового века, и вспомнить хочется хорошее. Прошедшие 90-е годы были моей и твоей жизнью. А память избирательна. И если вспоминать хорошие события, то они лечат душу.
Было ли оно хорошим, десятилетие 90-х?  Всплывают в памяти отдельные фрагменты.
***
Вбегают во двор соседские дети и всем показывают свои зубы. Они у всех цветные, синие, зелёные, малиновые…   И показывают маленькие пакетики с порошком «Инвайт», Юппи».  Вероятно вы помните: «Просто добавь воды». Такого мелкого дерьма тогда челночники завозили море. Карандаши, резинки, шариковые ручки…   Сначала это привлекало внимание, но качество всех товаров было нижайшее.
Появились в свободной продаже цветные телевизоры, видеомагнитофоны, карманные приёмники, часы с жидкокристаллическим экраном, калькуляторы разных видов. Вроде бы надо радоваться, но стали закрываться предприятия. Люди теряли работу, а с нею уверенность в жизни.  Такого раньше не было.   
***
Появилось многообразие пива в металлических баночках. Многообразие крепкого алкоголя. Греческий коньяк, Израильская водка…
Вечерами я с другом ходил на «Пятачок», круговая остановка транспорта, где было множество различных ларьков, и пили пиво из трёхсот граммовых баночек, за высокими столиками. Говорили за жизнь.  Пытались понять, куда катится страна?  В Ельцина мы не верили. Было ощущение, что к власти пришли аферисты. У нас ещё была работа. Но уже бомжи стояли рядом и ждали, пока мы допьём пиво, чтобы забрать банки, или бутылки.
***
Мы перестали ходить в кино, фильмы шли примитивные, в основном «стрелялки и пулялки». Но ещё раз в неделю ходили в гости или принимали у себя друзей.
Мы с женой были ещё молоды, когда страна вошла в 90-е. Мне шёл сорок четвёртый год. Были силы, знания, опыт, и надежды на лучшую жизнь.
Мы были полны уверенности, что трудности в стране временные. Надеялись, что пройдёт ещё пятилетка и всё пойдёт в гору. Советский Союз казался незыблемым. И даже карточная система нас не испугала.
Стиральные порошки и водка «складировались». Алкоголь мы пили редко. Водка больше использовалась, как жидкие деньги. А стиральных порошков накопилось столько, что мы не покупали их до середины 90-х.

Работы по моей специальности было много. Меня, как опытного специалиста, приглашали «подрабатывать» в разные проектные институты. В «Сбер. Банке» у меня лежало уже 10 тыс. рублей приготовленных на новую машину. Да и тому «Москвичу», который я купил в 85-м «с нуля» в магазине было только пять лет. И он меня вполне устраивал.
***
И вдруг август 91-го! Но меня это ещё не озаботило. Опять думалось: «Пяток лет страна «покувыркается» и всё придёт в норму».
Я был уверен, что «ТАМ!» люди с головой, и не опустятся до предательства.
Как потом всё завертелось! Исчезло гос. планирование. Надо было искать заказы на стороне. А денег у организаций не было. Те, кто что-то производил, меняли свою продукцию на другой товар - «бартер», - новое слово в лексиконе. А мы производили проекты. Работа исчезла, деньги исчезли. Но мне повезло. Давно уже мой старинный друг звал меня на завод начальником лаборатории. Я дал согласие.
Так моя семья продержалась четыре года, пока завод тоже не развалился. На последнюю выплату я купил себе японскую видеокамеру. Сказал жене: «Надо оставить память о работе на заводе».

А ещё продержалась потому, что моя жена – архитектор, шила, вязала на вязальной машине, и мы носили всё «самодельное», кроме обуви и нижнего белья. Но одежда эта была фирменного качества по моделям лучших журналов мод, не то, что тряпки из Вьетнама, заполонившие рынки.
 И, спасибо ей, она не требовала невозможного. А всё самое необходимое у нас было. На заводе платили и зарплату, и премии, и дивиденды на заводские акции, в которые я вложил ваучеры.

А ещё мы искали варианты открытия какого-либо бизнеса. Читали рекламные предложения.
В то время появилось много рекламных газетёнок. Так, например, реклама «Педигри» и «Гербалайфа» стояли рядом. И они на слуху были родственны, как «Сникерсы» и «Памперсы», как «Фьючерсы» и…

 К 93-му проблемы начали доставать те, которых мы не ждали. У сына после гриппа осложнение – воспаление «паутинки» головного мозга. Начались такие головные боли, что пришлось забрать на «домашнее» обучение.  Таблетки давали горстями, но всё без пользы. Одни врачи говорили нельзя столько пить химии, разрушится печень. Другие  предупреждали, что без лекарств может быть опухоль мозга, потеря зрения…
К этому времени моя жена, после Чернобыльских дождей, которые, оказывается, выпадали в нашем городе,  уже семь лет ходила по разным врачам с нарушением функции щитовидной железы. Теперь обнаружились опухоли в груди. Чтобы не пошли метастазы, онколог посоветовал их удалить, назначил операцию.

Случайно познакомились  с другим онкологом, мамой одноклассника сына. Она и посоветовала попить биодобавки, которыми и был «Гербалайф».
Мы бы не решились на это. Но семь лет безрезультатного лечения у разных врачей, как хождение по кругу.  А тут шанс вырваться из этого круга!

Через два месяца жена была на приёме у своего онколога. Он удивился заметному улучшению и отменил операцию. Мы стали давать эти биодобавки сыну. Результат был удивительный. Мы перестали кормить сына аптечными таблетками. В новый учебный год он вернулся  в свой класс.
И если до этого сын был таким маленьким и хилым, что его каждый мог безбоязненно толкнуть или ударить, то теперь оказалось, что он на пол головы перерос своих обидчиков, и они стали с ним дружить.
***
Как только не хаяли «Гербалайф». А нас он стал спасением. Вдохновлённая моя жена стала работать в этой фирме. И скажу вам так: «На всё сильно влияет человеческий фактор».  В нашем городе сложилась очень дружественная команда. Все работали с интересом помочь людям. Не занимались выкачиванием денег. Дружно отмечали праздники, ездили на природу. У нас появилось много друзей. Это радовало. Но когда в город приехали московские вояжёры «от Гербалайфа», и занялись именно «выкачиванием» денег, в нарушение всех законов фирмы, мы поняли, что это «волки». Они  были готовы на всё, пытались переманивать наших клиентов и дистрибьюторов…  Годом позже мы узнали, что Фирма их вычислила и лишила лицензии на закупку продукции и работу.

А мы с женой за успешную работу не раз награждались подарками и денежными выплатами ко дню рождения. Даже завоевали право поехать в США в Атланту на ежегодный праздник в честь фирмы. К сожалению, право на бесплатную поездку было на одного человека, и мы уступили это право тоже успешной нашей подружке, одинокой пенсионерке, считая, что мы ещё успеем поехать.

Почему я так много пишу об этой фирме? Да потому, что все девяностые были связаны с ней. А ещё  потому, что в 98-м, когда рубль рухнул, нас спасло то, что все наши деньги были вложены в «Гербалайф», а это была валюта. И когда мы его реализовали, мы не потеряли ничего. А точнее, спасли наши деньги, и остались на плаву.
***
А ещё в это время кто-то начал скупать акции завода,  где я уже не работал, и они выросли в цене. Я продал их и купил новый холодильник. Это было удачей.

К сожалению, многие успешные в советское время люди не могли приспособиться к новой действительности, не понимали этих изменений, не хотели ломать себя под эту жизнь. И эта действительность ломала их.
Однажды из окна автобуса мы с женой увидели плохо одетого, заросшего щетиной худого человека. С удивлением узнали в нём главного архитектора проектного института, который  в советское время высоко котировался в городе и области. Позже узнали его историю.

В 89-ом он бросил свою жену, уйдя к молодой энергичной женщине. С началом 90-х, когда многие оголтело бросались  в «бизнес», не понимая в этом ничего, энергичная жена, заложила его трех комнатную квартиру в центре города, надеясь заработать. Но как многие в то время, «пролетела». Задолжав ещё кому-то деньги, она сбежала. Квартиру у архитектора изъяли за её долги. Его институт к тому времени закрылся. И он остался на улице, без жилья и средств к существованию. Через пару лет мы узнали, что ещё не старый человек, ему было едва за 50, он умер…

Таких и подобных историй в то время было немало. « Поднимались» немногие, как правило те, кто безоглядно нарушали все законы, и те, кто и в советское время был у власти, а теперь «мимикрировал» под новую власть. Они первые повыбрасывали свои партийные билеты, всячески доказывая свою приверженность «демократии».
Я не сжёг свой партбилет и не выбросил его. Но и не пошёл вступать в новую компартию. Я посчитал, что партия, в лице верховной власти,  предала меня. Что мне искать в новой партии?

Перечитайте историю. Революция – удел молодых, 30 - летних. А я статистом или бутафорией быть не желал. А если вам важен мой голос на выборах, агитируйте меня. В кого поверю – проголосую!
***
Я верил и надеялся, что через пятилетку станет легче, но в 95-м было ощущение, что лифт оборвался и ноги подтягивает к голове. Страна ещё не рухнула, но было видно, что народ живёт своей жизнью, а все руководство страны и его управленцы своею.
Не даром тогда появился анекдот: «Правительство сказало: « Мы стали жить лучше». Народ ответил: «Мы рады за наше правительство».

После Горбачёва закончилась уже третья пятилетка, а лучше не стало. Более того, в нашей семье исчерпаны были все резервы. В 99-ом и ещё три года мы жили так, что иногда утром оставались деньги только на хлеб. И было это не раз…  Но так случалось, что в этот же день невероятным образом приходили деньги оттуда, откуда мы их не ждали, хотя и надеялись, что они могут к нам прийти.
Или мне вдруг звонили и предлагали работу с авансом. Или старые должники отдавали тот долг, что мы уже не рассчитывали получить.  Или…  Мы стали верить в то, что Бог существует и поддерживает нас в трудную минуту.
***
В эти годы рядом с моей тёщей поселилась семья баптистов. Они и увлекли её в свою церковь. Потом тёща уговорила и своих двух дочек посетить несколько служб-занятий. Именно занятия по изучению Библии и привлекли меня тоже. Мне давно хотелось «почитать» Библию. Еще тогда, когда я в 60-е годы прочитал «Забавную Библию», а потом во время службы в армии к нам приезжал офицер пропагандист атеизма из Москвы. Именно его атеистическая лекция  подогрела интерес к содержанию Библии.

В церковь периодически приходили посылки с христианскими книгами из Германии. Они раздавались бесплатно. В доме появились Ветхий и Новый завет, которые я с интересом изучал. Не религиозность, а содержание мыслей заложенных в эти книги ( а Библия, оказалось, состоит из многих книг), давало пищу моим размышлениям.  Я перечитал книги Нового завета по четыре – пять раз, уложив в голове, что религиозность и вера,  совершенно разные вещи. Я узнал, что Иисус был против  поповщины, как и  Владимир Ильич. А в ветхим завете «Левит», «Числа» и «Второзаконие»  восхитили меня мудростью судебных решений.  И многое другое привело меня к мысли, что Библия действительно КНИГА книг. Только надо уметь её читать…
***
90-е не принесли нам невосполнимых потерь. Может,  поэтому мы не озлобились. Но эти годы дали нам возможность познакомиться со многими людьми, даже из разных городов. Укрепилась дружба с одними друзьями, и отсеялись другие.
Я не описал подробно все сложные и тяжелые события. Но мы радовались новому, что привносилось в нашу жизнь. И надеялись на лучшее будущее. Я не думаю, что было бы лучше, если бы мы страдали и ругали бы власть.
Мы жили!
Не случись этой разрухи, я думаю, мы жили бы лучше. Но что поделаешь. Не в моей власти судить «по заслугам» тех, кто всё это сотворил. Да и не поможет это уже ничему…
***
А потом наступили 2000-е. И постепенно всё стало меняться к лучшему. Жаль только, что мне не 40, и не 50 лет. А пенсионеры никому не нужны. И я ещё полный сил и знаний сижу на одной пенсии, а рубль всё падает…
***
Всё-таки при советской власти народу было абсолютно безразлично, какой сегодня курс рубля.
Молоко, хлеб, рыба и таблетки в аптеке всегда были по одной цене. И сегодня, и завтра, и через год!
Соломон был мудр... Жаль только, что жизнь коротка,  и самые активные силы были потрачены не на возрастание, а на выживание…
P.S. Хотелось написать о радостных или хотя бы приятных событиях в 90-е, а получилось грустно...  Но уж так получилось...