И мех, и смех, и грех

Анна Магасумова
 «Давно заметил за собой одно странное обстоятельство – чем больше лет мне становится, тем чаще посещают воспоминания. Притом вспоминается часто что-то такое, что казалось,  должно было стереться из памяти, как что-то незначительное, не очень важное...»
 (Геннадий Лагутин «Источник»)


  Эта история  случилась лет двадцать назад. До сих пор в нашей семье её вспоминают с лёгкой улыбкой.
    Вернувшись с Украины, я какое-то время не работала. Когда мне предложили должность директора  пионерского лагеря, я согласилась. В  то время пионерские лагеря закрывались. Октябрят и пионеров уже не было, да и предприятиям, как выяснилось,   нерентабельно было  содержать детские лагеря отдыха. Если раньше за путёвки родители почти ничего не платили, то денежных фондов уже было недостаточно для содержания  детей и выплаты зарплаты воспитателям и обслуживающему персоналу.
   Пионерский лагерь «Юбилейный» числился на балансе «Сельхозтехники»  и администрация решила попробовать открыть его для детей своих сотрудников.
    Был месяц март, я рьяно взялась за работу. Пионерлагерь  несколько лет уже не функционировал, нужно было  всё измерить и  оценить сумму расходов на ремонт.  Мне пришлось измерить каждый метр площадей и выявить общее состояние лагерных корпусов. Положение было удручающим.  В течение двух месяцев я обследовала каждый сантиметр территории лагеря, но нисколько не устала.  Воздух здесь  просто  целебный, да и место  было  выбрано удачно.
Во-первых, недалеко от города, во-вторых, в   полукилометре от основной трассы, в- третьих, лагерь находился в  берёзовой рощице, в жаркие дни здесь всегда было прохладно. У ворот лагеря –  поляна вся в цветах.  Летом  здесь собирали ароматную землянику.
   Ну вот, работу я свою провела тщательно, сдала расчёты,  но высшее начальство  решило, что  невыгодно реставрировать лагерь.  Его просто сняли с баланса и продали частному лицу.
   Тогда мы с мужем  арендовали лагерь.  Провести лето в таком прекрасном месте было отличным решением.  Кроме того, мой  предприимчивый супруг, совмещая приятное с полезным,  задумал разводить песцов, считая это доходным делом. До сих пор помню этих милых,  казалось, таких безобидных созданий.
      Прежде всего, мы прочитали массу литературы о разведении песцов, узнали, что песцы  хорошо поддаются разведению в неволе, им не страшен холод и морозы.  Главное – это кормление, хороший уход и содержание в клетках с оцинкованной сеткой с надёжно фиксирующим замком.
   В неволе разводят в основном голубого песца. Голубые песцы делятся на три породы: вуалевые, серебристые и шедоу. У первых - светло-серая подпушь,  концы которых создают впечатление вуали. Вторые имеют темную окраску и напоминают серебристо-черных лисиц. Шедоу (или жемчужные) – зверьки  от светло-голубого до почти белого цвета. Вот такими  и были наши песцы. Сейчас я уже не помню точную численность наших подопечных.
   Я не вдавалась в подробности, откуда муж завёз голубых песцов. Он же доставал корм – в основном это было ливер – лёгкие и  желудки  домашних животных. Моя  задача заключалась в  обработке корма и  в кормлении песцов. В рацион  обязательно включали  злаки и овощи.
     Не каждому довелось видеть песцов в живую. Серо-голубые шкурки и тогда  очень ценились, их шкурки богато смотрелись  на воротниках и шапках. Помню, в юности я очень мечтала о такой шапке  и  зимнем пальто с песцовым воротником. Так хотелось ощутить  нежность и  мягкость тёплого меха. До сих пор у меня в шкафу лежит песцовая шапка,  сшитая из тех песцов, за которыми я ухаживала.
   Не буду рассказывать, какое это трудное дело разведение песцов. Кормили животных  по два раза в день. Ливер  для питания нужно было  подготовить, тщательно промыть, особенно желудки, потом мелко порезать.
    Июль в тот год выдался жарким. Животных очень беспокоила жара. Их шкурки как-то сразу поблекли, они стали беспокойными. Когда я кормила песцов, то  всегда с ними разговаривала, иногда что-то напевала. Песцы привыкли к моему голосу и спокойно подпускали  к себе. Но  однажды, когда  муж  открыл клетку и, не говоря ни слова,   стал выкладывать им пищу, один из песцов  бросился к нему и попытался схватить за  руку, но реакция у супруга (он был спортсменом) была хорошая, так что песец укусить его не успел. Он быстро закрыл клетку, я подбежала и ласково заговорила с  животным.  Только тогда песец успокоился.
   Мы потом долго вспоминали этот случай и были более осторожными.
 Для подстилки песцам муж косил траву у ворот лагеря. Мне косить не приходилось, кто косил, знает, что  это дело очень трудоёмкое. Я рядом собирала землянику. До сих пор помню её сладкий вкус на губах.  Вдруг муж вскрикнул.  Оказалось, что его укусила пчела,  потом ещё  одна и ещё. Не так далеко была пасека. Вы представляете:  все укусы пришли  в заднюю точку, то есть, на чём сидят. Место сразу сильно покраснело. Хорошо, что у него не было аллергии на пчелиные укусы. Незадачливый косарь   потом  какое-то время даже не мог сидеть. И смех, и грех, как говорится.
    Не смотря на небольшую продолжительность жизни  –   8-10 лет, песцов разводят  в среднем 4 года. Мы держали  их до ноября, потом муж загорелся выращиванием шампиньонов.  Из меха сшили шапки,  и одна из шапок досталась мне. Вот такая история.
     До сих пор я вспоминаю то время  с лёгкой ностальгией,  это было время нашей молодости.
 А пионерлагерь «Юбилейный» потом разнесли по дощечке, вот так-то!  Что там сейчас, я даже не знаю.