От нас ушел Актер Вениамин Панов. Слова прощания

Юрий Хозяинов
  Пли! - прозвучала команда офицера, и треск ружейного залпа разорвал тишину Червишевского кладбища. За ним последовал второй залп, третий… и вдруг, тучи, нависшие над землей, и угрожавшие пролиться дождем, расступились — и в образовавшееся окошко выглянуло чистое, свежеумытое солнышко. И в это окошко,  освобожденная от бремени земного тела, устремилась душа великого русского провинциального Актера Вениамина Даниловича Панова. Чтобы там, на Земляничных полянах вновь соединиться со столь любимыми им — женой Машей и сыном Борей.

А накануне Тюмень почти беспрерывно поливал дождь — то моросящий, то усиливающийся до ливня. Казалась сама природа оплакивала кончину великого человека — Панов почил 29 августа, в дни успенья Пресвятой Богородицы, и почил также тихо и спокойно, как Пресвятая Дева — уснул вечером, чтобы уже никогда не проснуться.

Дождь шел и 31 августа, когда кортеж автомашин провожал усопшего от здания театра, где прошло отпевание и гражданская панихида, до места его последнего упокоения на кладбище. 
Но стоило только гроб с телом Панова вынести из катафалка, как дождь прекратился и больше не возобновлялся.
       
Вениамин Панов родился в глухой деревушке Инкино Томской области 9 октября 1924 года. Мальчиком, он впервые увидел театр, влюбился в него на всю жизнь, он мечтал стать актером, но началась война и Вениамину пришлось надеть серую шинель.

Демобилизовавшись в 1947 году офицер Панов пошел служить в русский театр города Дзауджика;у   (.Орджоникидзе — теперь Владикавказ) и поступил учиться в театральную школу. После окончания которой его, уже дипломированного артиста пригласили в Тюмень.

С добрым юмором в своей книге «Уют провинциальных сцен» описывает Панов свои первые впечатления от «столицы деревень»: как его, сына Борю  и жену Машу везли на лошади по серой, грязной и унылой Тюмени. Зато наш театр приглянулся молодому актеру и чета Пановых задержалась у нас на целых 4 сезона! В наследство от своего предшественника  — Евгения Матвеева Панову досталась роль и … штаны, которые оказались столь велики, что их пришлось ушивать.

С 1954 года для четы Пановых началась эра великих переездов. 2-3 сезона на новом месте, и снова в путь! Из Тюмени в Иваново, от туда во Владивосток, СовГавань, закрытый город Томск-7 и Краснодар. А какие роли он переиграл за эти годы! Кроме драматических ролей он пел в оперетте и танцевал в балете!

Эра переездов, казалось, закончилась в Грозном — остановка на Кавказе в Русском театре имени Лермонтова затянулась на целых 22 года. Казалось актерская семья нашла, то, что искала. Но, печальные события конца ХХ века в Чечне вынудили Пановых искать себе убежище. И таким городом для семьи пожилых актеров стала Тюмень. Казалось, что актерская карьера Панова подошла к концу — ему под 70, он давно пенсионер. Нужен ли такой актер хоть какому-нибудь театру?
    
Однажды осенью 1993 года Панов, придя в тюменский театр на спектакль, представился, и спросил: а не найдется ли для него небольшой, пусть эпизодической роли. К удивлению Вениамина Даниловича его тут же взяли в труппу театра, в основной состав. И роли тут же нашлись. И главные и второстепенные и эпизодические.

Я был свидетелем встречи Панова и народного артиста СССР Олега Басилашвили. Первое, что спросил Басилашвили у Панова, когда узнал, что он артист: «Сколько у вас выходов на сцену в месяц?» Панов ответил «Шесть». «А у меня — три» грустно вздохнул Олег.
«Да это только в главных ролях» - продолжил Вениамин Данилович, «а у меня есть еще и второстепенные и эпизоды!» И я увидел, как актер столичного театра позавидовал коллеге из провинции.
    
Однажды я спросил Панова, что для актера наиболее важное для успеха — эффектная внешность или талант? Ни то ни другое не помешает, - ответил старый актер - но самое главное — это работа над ролью. Каждодневная неустанная работа — и тогда успех придет. Так работал и сам Панов. Любую, второстепенную, даже эпизодическую роль Панов готовил и тщательно и ответственно.   
      
Среди самых любимых мной ролей Вениамина Даниловича: сэр Оливер («Школа злословия»), Х. Карри («Продавец дождя») сеньор Бальбоа («Деревья умирают стоя»). Он был замечательным другом -  приходил в гости в нашу редакцию, публиковал в «Тюменской правде» главы своих книг.
   
 Вениамин Данилович — ровесник моих родителей, но мои отец и мама умерли давно, и я попросил Панова быть мне отцом на свадьбе. Вениамин Данилович отнесся к моей просьбе очень серьезно, и, только познакомившись с моей будущей женой Светланой, дал согласие на брак. Он бывал у нас в гостях, играл с нашим сыном Васей. Смерть Вениамина Панова и наша личная потеря, и наше личное горе.

Автор публикации и редакция газеты «Тюменская правда» выражает искреннее соболезнование родственникам, друзьям, коллегам, зрителям в связи с кончиной старейшего Актера нашего театра.