Героический буксир Ваня-коммунист

Дина Немировская 2
«В пароходы, в строчки и другие добрые дела» воплощается наша история. По Волге до сих пор ходит буксир-толкач, история имени которого не просто легендарна. Легендарный предшественник, давший название этому судну, воспет сразу в трёх литературных произведениях. Да каких!

Судно постройки конца восьмидесятых годов сейчас выполняет функции дежурного буксира в затоне судостроительного завода в Звенигово (республика Марий Эл). Это уже четвёртый теплоход получивший такое название - «Ваня Коммунист». Что же стало началом этой истории?

По свидетельствам исторических справок и архивных документов в 1905 году торговый дом «Борель» заказал в городе Саратове на заводе инженера Бари постройку буксира для волжского пароходства. Судно было построено по самому передовому для того времени проекту. Пароход приводился в движение двумя гребными колёсами с наружными обводами и поворотными лопастями, установленными на одной оси. Назвали пароход как человека — «Ваня».

Буксир ходил по Волге и Каме, водил баржи с лесом, мукой, солёной рыбой и прочими товарами от Рыбинска до Астрахани и обратно.

Речной колёсный буксир "Ваня" во время Гражданской войны был переоборудован в канонерскую лодку. В августе 1918 военный корабль вошёл в состав Волжской военной флотилии в качестве боевого корабля № 5 (четыре орудия и семь пулемётов). Краснофлотцы продолжали называть его «Ваня», добавив к нему слово «коммунист».

Формирование героической волжской военной флотилии проходило в условиях напряженной борьбы с контрреволюцией.

В 1918 году буксиру присвоили порядковый номер пять и назвали вооруженным пароходом. За бои под Казанью вооруженному пароходу присвоили новое имя «Ваня-коммунист», но он его не успел официально получить.

1 октября 1918 года во время разведывательного рейда у села Пьяный Бор канонерская лодка «Ваня-коммунист» была обстреляна скрытой артиллерийской батареей противника и загорелась. Оставшихся в живых сорок восемь человек команды из семидесяти шести подобрал подошедший на помощь миноносец «Прыткий».

Корабль активно участвовал в боевых действиях против белогвардейцев и интервентов в районах Средней Волги и Камы, содействовал частям Восточного фронта при взятии Казани. 1 октября 1918 у плёса Пьяный Бор на Каме «Ваня-коммунист», на борту которого находился помощник командира Волжской военной флотилией Н.Г.Маркин, попал под обстрел двух орудий с берега и шести кораблей противника с воды. Объятый пламенем, он до последней минуты продолжал героический бой и нанёс серьёзный урон противнику. Корабль затонул, а его название было дано другому вооружённому пароходу, входившему в состав Волжской военной флотилии.

В команде «Вани-коммуниста» в 1918 году воевал Всеволод Вишневский, автор пьесы «Оптимистическая трагедия». Прототипом отважной женщины-комиссара в этой пьесе стала сама Лариса Рейснер. Сохранился авторский экземпляр стихотворения о «Ване-коммунисте» с автографом Рейснер (см. фото).

Пожалуй, нет в истории более подробного литературного произведения о корабле-герое, чем у Бориса Лавренёва:

«В конце сентября 1918 года, после штурма и взятия Казани частями Красной Армии, белые войска и чешские легионы покатились на восток под сокрушительным натиском революции.

Белая волжская флотилия, еще недавно свободно оперировавшая на Волге, торопилась укрыться в реке Каме. Для ее преследования из числа красных кораблей, находившихся на Волге, была выделена Камская флотилия в составе угольных миноносцев: «Прыткий», «Прочный», «Ретивый» и нескольких вооруженных пароходов, среди которых был уже прославившийся в волжских боях «Ваня-коммунист», прежде буксирный пароход.

На «Ване-коммунисте» находился один из пламеннейших моряков-революционеров ленинской школы, герой казанского наступления, руководитель блестящей атаки пристаней во время штурма Казани Николай Григорьевич Маркин. Он был первым организатором Волжской красной флотилии.

Когда корабль обогнул мыс, Маркин заметил вдающийся в берег маленький залив и наваленные на песке поленницы дров. В бинокль он увидел, как из-за поленниц выглянуло и спряталось несколько человек.

Маркин решил, что за дровами скрывается белая пехота, которую необходимо отогнать...

В это время с подошедшего сзади «Прыткого», на котором находился командующий флотилией, запросили семафором: по кому стреляет «Ваня- коммунист». На ответ, что по дровам, за которыми, возможно, укрывается пехота противника, последовал приказ немедленно отходить. Но было поздно. Едва «Ваня-коммунист» дал задний ход, чтобы выбраться из затона, как шестидюймовая гаубичная батарея белых, укрытая за дровами, открыла бешеный огонь почти в упор. Первый снаряд разнес кожух с гребным колесом и разорвался в машине, перебив главный паропровод. Следующий залп снес с палубы «Вани-коммуниста» кормовое орудие, со всей прислугой. Еще один снаряд заставил затрещать весь корпус корабля. Потерявший ход, беспомощный корабль медленно сносило течением еще ближе к берегу, прямо на пушки белых. Новый разрыв снаряда — и не стало прислуги носовой пушки. Маркин понял, что положение безнадёжное.

Можно было бросить погибающий корабль и спасаться вплавь с остатками команды к середине реки, где людей подобрали бы катера и «Прыткий». Но красный моряк Маркин был из стальной большевистской породы. Даже мысль о спасении и уходе с корабля не появилась у него. Увидев лежащие на палубе тела и стонущих раненых у носового орудия, Маркин перепрыгнул через стойки мостика и бросился к пушке. Дослав очередной снаряд, он сам произвел выстрел по белым. Заметив, что команда растерянно жмется под прикрытием рубки, он приказал людям стать на места и открыть по гаубицам пулеметный огонь.

Однако пулеметы уже не могли спасти положение. «Ваня-коммунист» горел, кренясь на правый борт. Сбитый снарядом с мостика дальномер повис на тросе, проведенном к сирене. Трос натянулся, и сирена жалобно взвыла.

Но воодушевленная непоколебимой доблестью командира уцелевшая команда не прекращала осыпать свинцом белую батарею.

Палуба корабля уже ушла под воду, люди стояли в воде по колено, потом по грудь, а стрельба не прекращалась. Отдав последнюю команду: «Спасайтесь, товарищи!» — Маркин продолжал огонь из носового орудия до последней секунды.

Наконец накренившийся «Ваня- коммунист» ушел в холодную камскую воду. Облачко пара закурилось над кораблем, а когда оно расплылось, среди нескольких всплывших на поверхность красных моряков не было Маркина.

Он разделил участь боевого корабля, покрывшего себя славой в боях с белыми.

При попытке белых перейти в наступление их флагманский пароход взорвался, а остальные бежали в реку Белую, где и были заперты. Белая флотилия перестала существовать».

После окончания Гражданской войны пароход подняли, отремонтировали, переоборудовали в пассажирский и передали в Чарджоу, где он до 1968 года под именем «Комсомолец» трудился на реке Амударья, пока река не перестала быть судоходной.

Спустя несколько лет имя затонувшего судна отдали другому буксиру, который был построен в 1911 году в Нижнем Новгороде и изначально назывался «Дегтярёвъ». В 1943 году судно подорвалось на мине и затонуло в районе Сталинграда на Волге.

Героическую историю волжского парохода воспела в «Песне о «Ване-коммунисте», посвящённой памяти драматурга, капитана первого ранга Всеволода Вишневского, Ольга Берггольц:

Песня о «Ване-коммунисте»

Памяти Всеволода Вишневского, служившего пулемётчиком на«Ване-коммунисте» в 1918 году

Был он складный волжский пароходик,
рядовой царицынский бурлак.
В ураган семнадцатого года
сразу поднял большевистский флаг.

И когда на волжские откосы
защищать новорожденный мир
прибыли кронштадтские матросы—
приглянулся им лихой буксир.

И проходит срок совсем недолгий,—
тот буксир — храбрей команды нет!—
флагманом флотилии на Волге
назначает Реввоенсовет.

Выбирали флагману названье,—
дважды гимн исполнил гармонист.
Дали имя ласковое — Ваня,
уточнив партийность: коммунист.

«Ваня» был во всем слуга народа,
свято Революции служил.
«Ваня» в легендарные походы
волжскую флотилию водил.

А страна истерзана врагами...
И пришел, пришел момент такой —
у деревни Пьяный Бор на Каме
флагман в одиночку принял бой...

Ой ты, красное, родное знамя,
над рекой на миг один склонись:
у деревни Пьяный Бор на Каме
тонет, тонет «Ваня-коммунист».

Он лежал на дне четыре года,
но когда оправилась страна,
«Ваня-коммунист», слуга народа,
поднят был торжественно со дна.

Дышит Родина трудом и миром,
и по милой Волге вверх и вниз
девятнадцать лет простым буксиром
ходит, ходит «Ваня-коммунист».

Тянет грузы—все, что поручают,
работящ, прилежен, голосист...
Люди понемножку забывают,
чем он славен — «Ваня-коммунист».

Только взглянут—что за пароходик,
с виду старомоден, неказист?
Точно все еще в кожанке ходит
бывший флагман «Ваня-коммунист».

Он живёт — не тужит, воду роет,
многих непрославленных скромней,—
вплоть до августа сорок второго,
вплоть до грозных сталинградских дней.

Дни огня, страдания и славы,
ливни бомб, и скрежет их, и свист...
И становится на переправу
старый флагман — «Ваня-коммунист».

Из пылающего Сталинграда
он вывозит женщин и ребят,
а гранаты, мины и снаряды
тащит из-за Волги в Сталинград.

Так он ходит, ветеран «гражданки»,
точно не был никогда убит,
в комиссарской старенькой кожанке,
лентой пулеметною обвит.

Так при выполнении заданья,
беззаветен, всей душою чист,
ночью от прямого попаданья
погибает «Ваня-коммунист».

Тонет, тонет вновь — теперь навеки,—
обе жизни вспомнив заодно,
торжествуя, что родные реки
перейти врагам не суждено...

...Друг, не предавайся грустной думе!
Ты вздохни над песней и скажи:
«Ничего, что «Ваня» дважды умер.
Очень хорошо, что дважды жил!»

(1953)

Имени дважды героически погибшего военного корабля забыть не посмели.

В 1957 году в Перми был построен буксир, получивший название «Ваня Коммунист» изначально. Судно работало в Волжском пароходстве и в 1987 году было списано. В том же году его имя было передано другому буксиру, построенному в Звенигово — буксиру-толкачу типа БТО — и успешно работающему на Волге с этим названием до сих пор.

На фото: авторский вариант стихотворения о "Ване-коммунисте" Ларисы Рейснер