Россия, которая потрясла мир

Игорь Ерошенко
Ерошенко И.П., Ерошенко Т.И.

«РОССИЯ, КОТОРАЯ ПОТРЯСЛА МИР»
       Россия более двадцати лет пребывает в кризисном состоянии. Это относится  ко всем сферам её общественной жизни: экономической, социальной, политической и, конечно же,  к духовно-нравственной в особенности. Россия стала похожей на Содом  и Гоморру накануне дождя из огня и серы. Эта ситуация начинает беспокоить даже весьма преуспевших представителей её современной творческой элиты. Подтверждением этого беспокойства является появление манифеста «Право и правда»  Никиты Михалкова, как бы кто не относился к его содержанию. Известный кинорежиссёр  зовёт нас во имя спасения России назад, в самодержавное прошлое, правда, просвещённое.
        Властвующий же класс зовёт Россию, её народ опять в «будущее», к модернизации. Но Россия, во всяком случае, большая часть её народа так и не разобралась до конца в том, что же с ней произошло совсем недавно и что с ней происходит сейчас. А правящая политическая элита и не стремится помочь ему честно в этом разобраться. Парадокс: наша властвующая элита отреклась от «коммунизма» ( «реального социализма» в последней ипостаси) в пользу демократии западного капитализма, а некоторые страны Востока, не отказавшиеся от своего коммунистического и социалистического имени, которое они получили в своё время как эстафету от Советской России, теперь по темпам развития обгоняют Запад ( Ивану-Царевичу же как всегда не хватило терпения и он сжёг лягушачью шкурку).
     Сейчас наша политическая элита спешно ищет объединяющую большинство социальных слоёв российского общества идею.  Мы выражаем сомнение в том, что   в России можно построить нормальное здоровое общество, выбросив на свалку идею Социальной Справедливости, концентрированным выражением опыта утверждения которой как раз  и служат понятия «коммунизма» и «социализма». Между этими понятиями есть теоретические и идеологические различия. Но их разведение не входит в нашу задачу. Вокруг этих понятий поломано и ещё будет поломано немало копий. Мы здесь будем использовать их не как идеологические клише, а как инструменты этического конструирования социальной реальности. Случайно ли после первой мировой войны, выступившей зверской формой раздела мира, единственной европейской страной, ориентирующейся на «социальную справедливость» явилась Россия? Нет! Не случайно.  Признано, что в XIX и в начале XX веков в России российской интеллигенцией был создан особый «мир излишней нравственности», нашедший наиболее яркое своё воплощение в специфике русской культуре, т.е. культуре Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Блока, И.Бунина и др. пронизанной обострённым чувством социальной справедливости.  Этот «мир» гармонировал с российской традицией ориентации на «правду».
         Первые десятилетия существования Советской России (Советского Союза) прогрессивные люди на Западе и в мире сочувствовали и помогали молодому государству. Одним из первых и ярких выражений этого сочувствия явилась книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». В Советскую Россию с проявлениями  своей симпатии грандиозному делу приезжали Герберт Уэллс, Ромен Роллан. Они не были коммунистами, но они чувствовали нравственную правду молодого государства. Почему советская разведка была одной из лучших в мире? Потому, что с ней сотрудничали не из корысти, а по идейным, нравственным соображениям. Антифашисты в Советской России видели наиболее последовательного противника фашизма…
  Итак, «…мир «излишней» нравственности, созданной российской интеллигенции XIX и начала XX веков и в превращенной форме сохранившейся даже в условиях тоталитарного строя после Октября 1917 –го, ныне теряет свою социальную основу и нравственную устойчивость. Он просто распадается и уходит со сцены…» .(Н.Е. Покровский. Новые горизонты или историческая западня? //Социол. исслед.1994.№11 С.128.)
      «…БЫТЬ!…»
(Памяти Иннокентия  Смоктуновского)
                1.
Об опыте его: Артиста – Лицедея
Без трепета… нельзя… и говорить всерьёз.
Клокочет сердце и как знамя реет:
« Так!  «БЫТЬ!» или «НЕ БЫТЬ!» – вот в чём вопрос!»

И жизнь его как гамлетовский монолог:
“To be or not to be, that is question….”

Прошёл через войну,
Но Бог его берёг…
Страдал? Да! Голодал, но не был изувечен!   

Он утверждал как трудно, но как важно
БЫТЬ справедливым!
Честным… до конца… с самим собой,
Его герой, в сомненьях,
Но отважно 
Всё ж выбирал всегда открытый бой!

В России нынче ГАМЛЕТЫ –  бомжи,…подранки.
Война с бесчестьем? Вздор! Фартовым не с руки!
Ведь символы российские:
Мзда, биржи, банки,
С сивухой банки…–  средство от тоски…
И банки пыльные, в которых  пауки…

                2.

Так «БЫТЬ» или «НЕ БЫТЬ»?
И если «БЫТЬ», то «БЫТЬ» какой России?
Не принцу одинокому –
Народу предстоит решить
Вопросы эти роковые…
ПРОСНЁМСЯ ЛЬ,
Чувствуя прилив…
Любви к «отеческим гробам»?!
Иль в безотчётной ярости и злости,
Как подобает челяди, рабам,
Вонзим  друг другу
Зубы в горло… из-за кости
Очередной, которую швыряют нам.

Так «БЫТЬ» или «НЕ БЫТЬ»?
И если «БЫТЬ», то «БЫТЬ» какой России?
Какой России  в мире…будет место?
Страны отважного народа
Иль скопища безвольного глупцов,
Которые теряют
Постепенно память
О подвигах отцов…
Их идеалах, доблести, о совести  и чести…,
Которых обирают тати,
Да, супостаты, сукины сыны,
Но ведь свои, не чужедальней стороны,
Из «ближних» супостаты, кстати иль не кстати,...

Из тех,...
Кто рядом с нами...
Учился... жил... и рос...

« Так!  «БЫТЬ!» или «НЕ БЫТЬ!» – вот в чём вопрос!»

     Известно, что в процессе утверждения капитализма совершалось бесчисленное множество преступлений. Совершаются они и сейчас. Что касается социализма, то здесь, видимо, политической силе, которая действительно стремится сплотить и объединить трудящихся, а это всегда большинство, необходимо проделать следующие:  надо разобрать весь опыт утверждения «общества социальной справедливости» (социализма) в России и мире, беспощадно вскрыть ошибки, заблуждения и даже преступления, которые допускались от имени его действительных или мнимых сторонников.  И в тоже время надо иметь в виду, что в современных условиях только идея социальной справедливости может действительно объединить трудящихся и в России, во всём мире: и буддистов,  и иудеев, и христиан, и мусульман и атеистов.