Поговори со мной, мамуля!

Ната Пантавская
       
     И вновь Рига, еврейское кладбище. Вымыт памятник с фотографией мамы, убраны листья и сухие веточки, упавшие на её могилу и могилу папы. Следы грабель переплелись на земле, создав своеобразный, сложный узор. Я сижу на краешке бордюра тропинки, разделяющей ряды могильных участков, и жду маму. Как давно я с ней не разговаривала! Пожалуй, с той первой главы книги, когда она пришла ко мне ночью. Так ясно и близко я её больше не ощущала.
     Где ты, мамочка? Знаешь ли, следила ли за тем, как я писала книгу-покаяние перед тобой? Приняла ли её? Простила ли меня?
     Порыв ветра, как чей-то вздох, коснулся моего лица, взъерошил волосы... Почему ты молчишь, мама? С 2008 года я перестала чувствовать тебя рядом с собой. Впрочем, ты только не сердись, что я вновь думаю о политике, но я, кажется, знаю, где ты была с тех пор и где летаешь сейчас...

     Ты тогда была в Грузии? Переживала за этот благословенный край, принёсший тебе счастье с Датико и много бед после его гибели на войне? С кем ты была рядом? С мудрым Саакашвили, как мог, защищавшим страну от нашей агрессии? Увы! Сыну Исаака (так, мне кажется, можно перевести на русский его фамилию) не хватило ни мудрости, ни сил сохранить Абхазию, защитить Осетию. А сейчас ты летаешь над окровавленной Украиной, бродишь по улочкам родного Днепропетровска, вместе с его жителями тревожишься об их судьбе и будущем города?
 
     Знаешь? Я последнее время увлеклась Интернетом. Что это? Ну, это такая человеческая придумка, электронная сеть, в которой люди со всей планеты могут общаться друг с другом. Нет… Не телефон… Представляешь, каждый человек заводит себе в воздушном пространстве, как бы, домик, и любой другой человек может в этот домик зайти, поговорить с хозяином с помощью текстов. Я тоже завела такой домик на «улице» Проза.ру, а недавно обосновалась на «проспекте» Фейсбука. У меня в этой сети появилось много друзей. Познакомься с одной из них, жительницей Днепропетровска Людмилой Волковой. Она чуть старше меня и расскажет тебе о настроениях жителей.

     «Вот сейчас, когда у нас идет война с террористами, засланными из России для поддержания местных сепаратистов, все еще остается вопрос: а на какой стадии осознания себя как нации мы находимся?
     Думаю, что 80 процентов украинцев по крови («чистых» и смешанных) эта проблема вообще не колышет. Центр Украины и Запад не сомневаются в своей принадлежности к украинцам, какой бы национальности они не были.
     А каков дух у живущих на юго-востоке Украины? Кем они себя считают?
Перед глазами у меня картинка, показанная вживую по ТВ: в Донецк въезжают БТРы, заполненные донскими казаками и «лицами кавказской национальности». Кто эти бородачи с трехцветными ленточками в петлицах? Чеченцы? Их окружает народ с российскими флагами. Толпа состоит из крикливых пожилых женщин и возбужденных девушек с букетами цветов. Вспоминается почему-то хроника военных лет: так встречали бойцов с фронта. Но это не победители, это оккупанты! Они нагло смеются, принимают цветочки и поцелуи экзальтированных девиц, которые виснут у них на шее, пытаясь обнять дорогих «гостей» из далекой Чечни.
Толпа истерически вопит: «Путин! Путин! Приди!»
     И зачем кричать? Он уже пришел! Не объявляя войны, ввел войска – негласно, через дырявые кордоны. Цель? Если говорить о глобальной, так это уничтожение независимого государства под названием Украина. Была одна страна, неделимая, – создадим еще две – народные (!) республики – Луганскую и Донецкую. И поставим во главе российских офицеров ФСБ. Пусть правят без всякой конституции.
Но кто же такую цель озвучит на весь мир? Нужно выдумать благородный повод для вторжения! Например: защитим русскоязычное население от… От кого?»
    «Наш президент Пётр Порошенко за кулисами «договаривается» с Путиным, Меркель, Фирташем, Ахметовым, ДНР, ЛНР и прочими нашими откровенными врагами. Одна надежда на тех, кто сейчас воюет, пытаясь отстоять нашу свободу, и показал себя истинным патриотом. Начался слив не только Донбасса, а ЛУЧШИХ людей Украины. Одни успели погибнуть в бою, другие могут погибнуть в предвыборных баталиях, где льется уже и кровь, и грязь. Все, кто может оказаться опасным соперником для Петра П., подвергаются атаке СМИ, объявляются во всеуслышанье сомнительными личностями, рвущимся, якобы, к власти. Украина должна в ножки поклониться, например, Коломойскому, которого сейчас хают все кому не лень, столько он уже конкретно сделал хорошего не только для нашего города. Зато Ахметов, Фирташ, Ефремов неприкасаемы! За откровенную пропаганду сепаратизма и за поддержку финансовую всех этих "республик" Ефремов с Ахметовым должны уже были в тюрьме сидеть. А ничего, гуляют! Вспомните, к кому Петя ездил на свиданье в Вену перед выборами? Получил поддержку? Молодец. Бедная Украина, кого ты выбираешь?!»

    А вот мнение большинства еврейской диаспоры о присвоении героя Украины лидеру УНА-УНСО Бандере и результатам киевского Майдана.
 
   «Когда новые бандеровцы будут вешать киевских евреев на столбах, они не будут спрашивать у них, поддерживали ли они "оранжевую революцию" и евромайдан»

     Ты, мамочка, в 1941 году не видела погромов и зверств УНА. Ты в это время была на фронте и оплакивала гибель Датико. А твоя мама погибла, как ты говорила, в Бабьем Яру. От чьих рук? От немецких или от подлости доносчиков, украинских националистов, которые пачками сдавали немцам евреев?
     Сложно разобраться во всех проявлениях человеческой ненависти. И я не знаю, на чьей ты стороне. Впрочем, попробую предположить...
     Мамуля! Можно я открою дверцу в «шкаф», где ты прятала от меня все «скелеты» своей судьбы?.. Молчишь...

     Затрепетали от ветра листья деревьев, зашелестели, и сквозь этот шелест я услышала мамино слово – «Шлемазл…» И вновь порыв-вздох ветра, а вместе с ним на лицо упали несколько капель.
     - Ты здесь, мамуля!!! Не плачь, а то я сейчас тоже разревусь. А мне надо ещё много тебе рассказать, о многом спросить.