Ушла, чтобы вернуться

Галина Гостева
               
     Утро 1 сентября  2015 года выдалось  на удивление тёплым и солнечным. На небе не оказалось ни единого облачка. День обещал разыграться  по – летнему   жарким. С самого раннего утра потянулись в школы города нарядные ученики с  огромными  разноцветными букетами цветов.  Мамы вели притихших первоклассников за руку.

     Берёзки на Аллее Ветеранов уже кое-где заиграли яркими золотыми пятнами. На скошенных газонах  появились проплешины высохшей травы. Хотя на клумбах ещё ярко цвели бархатцы и георгины « Веселые ребята», но  первые признаки увядания коснулись и цветов. Осень тихо и незаметно прокралась  в  город, по миллиметру отвоёвывая  у  лета  пространство.

     Пенсионерка Вера Васильевна Ивлева , статная моложавая женщина с одухотворённым лицом и доброй  улыбкой, не успевала отвечать на телефонные звонки с поздравлениями от бывших коллег, учеников и их родителей. По состоянию здоровья  нынешним  летом  она оформилась на пенсию и переехала на местожительство в другой регион страны поближе к семьям своих детей.
      
      На сайте «  Одноклассники» её уже дожидались подарки, сообщения, плейкасты  с  песнями и поздравлениями. Интернету расстояние не помеха.

      Вера Васильевна поблагодарила всех  за присланное и подумала про себя:  "Надо же! Как круто изменилась жизнь вокруг ! Применение компьютеров сегодня можно встретить везде: от расчёта траектории полёта космического корабля до расчёта курсовых проектов студентов; от управления сложным технологическим  процессом до управлениями бытовыми приборами; от автоматических обучающих систем  до выполнения учащимися  домашних заданий; от решения сложнейших научных задач  до детских игр и развлечений».

      Незаметно  для себя  Вера Васильевна вдруг вспомнила лето 1991 года. Она, проработав учителем английского языка в школе в Кызыле 10 лет, вдруг решила резко поменять жизнь. Уходя в отпуск,  написала заявление об уходе с работы по собственному желанию.

       Директор школы, пожилой добродушный  Виктор Иванович Чайка, пытался её отговорить от необдуманного шага, но она стояла на своём: « Всё! Не могу больше!  Надоели :  бесконечные поурочные планы,  тетради,   анкеты,  доклады,  уроки,  классные часы,  заседания, походы Выходного Дня,  дежурства в микрорайоне. От всего этого выть хочется на луну!»

       Директор не унимался: « Да, что Вы всё о мелочах! Главное, ведь, дети. Их души! Они любят Вас.  Доверяют Вам.  Родители тоже относятся к Вам с уважением. Чего Вам в школе не хватает?»

        Он с искренним  непониманием  воззрился на неё, словно увидел в первый раз. Высокая. Худенькая. Кареглазая.  Копна каштановых волос собрана на затылке в красивый  пышный «конский хвост». Синий костюм и белая блузка делали  ее похожей на очаровательную стюардессу. Натянута, словно струна, готовая   дзинькнуть  от напряжения.

        « Чего мне не хватает? Свободного  времени! Мои собственные дети не видят меня сутками. В школе двухсменка.  Из-за  «окон»  в расписании света белого не вижу. А в единственный выходной день – воскресенье – нервы с утра на пределе : стирка, варка, генеральная уборка, посещение квартир учащихся…   И опять всё по кругу».

       Она могла бы ещё многое ему высказать. Но директор не виноват. Не он создал эту систему. Он также, бедняга, крутится в этом колесе, не видя просвета.  Хорошо, что ещё жена от него не ушла, как ушли мужья от многих учительниц.

       Вот и её любимый муж Алексей на днях во время очередной ссоры   заявил с горечью: « Так дальше продолжаться не может!  Куда исчезли твои женственность и обаятельность? Откуда этот менторский тон в общении и  вечная подозрительность? Ты стала , как робот:  ни чувств, ни эмоций, одни придирки, да поучения. Дети уже забывать стали, что у них есть мать. Все вопросы решают только со мной. Для тебя твои  «трудные» и «двоечники» дороже родных детей. Днями ты в школе. Ночами проверяешь тетради и пишешь планы. Разве это жизнь!?  Это пародия на жизнь!  Выбирай: или мы с детьми, или работа в школе ».

       Директор заявление подписал,  сокрушённо кивая седой головой.

       « И правильно, что ушла из школы. Никто ещё не пожалел, что ушёл из образования. А чего жалеть то? Начну  жить теперь по- другому»,  - утешала себя  Вера Васильевна, спеша  по утрам на работу в Вычислительный Центр. Там её приняли  оператором, обещая  затем перевести на должность программиста ЭВМ.

       В  первые  дни ей было немножко страшновато.  Одни названия чего стоили: супервизор, ассемблер, управляющие команды:  ЗАПСКТ, КНПТЗД. Потом она узнала, что это означало: управляющая программа, предназначенная для организации многопрограммного режима работы ЭВМ; язык, на котором даются инструкции для программы; команды : « запустить программу с контрольной точки» и « конец потока заданий».Всё просто, как дважды два.

       На новой работе Вера Васильевна освоилась довольно быстро. Недели через две действия оператора уже перестали казаться ей такими загадочными. Надо было просто запускать систему, устанавливать нужный магнитный диск, нажимать на кнопки: « ввод»  и   « запрос», а затем вводить символы и всё прочее.

      Конечно, надо было быть постоянно внимательной. Необходимо было следить за сообщениями: « неверная карта», « запись не найдена», « ошибка кодирования», « не хватает количества».

       Тут уже выручали ноги. Из-за отсутствия курьера , приходилось самой бегать по этажам: то в отдел перфорации,  то к программистам.

       Если же машина начинала барахлить, то « электроникам» приходилось по полдня тратить на устранение  неполадок. Операторам было также не до отдыха. Они вступали в свою  новую профессию « дискомоек», то есть, протирали  диски спиртом от мельчайших частиц пыли.

       Но самое интересное наступало тогда, когда «электроникам» не удавалось устранить неполадки. Они спорили, размахивали руками, чесали затылки, тёрли лбы – ничего не помогало.

       Удручённые, они уходили к своей начальнице, Смышляевой  Нине Петровне. Высокая. Сухопарая. Неулыбчивая.  С красивым строгим лицом без намёка на макияж.  В чёрном платье с неизменным белым вязаным воротничком и манжетами, как у школьницы, она приходила с молотком в руках. Сурово взглянув на всех, не отвечая на приветствия, она  молча шла по залу, словно прислушивалась к чему-то.

      Жизнь в зале замирала. Казалось, что никто даже не дышит.  Неожиданно для всех, она резко ударяла молотком в какую-то точку машины. Волшебным образом ЭВМ начинала работать.

      Все звонко аплодировали Нине Петровне, словно величайшему магу-кудеснику, и она царственно удалялась в свой кабинет.

     Бывало, ночью уснёт  Вера  Васильевна,  а перфокарты так и стоят перед  глазами.  И все время один и тот же кошмарный сон снится: не с того диска провела считывание…

      Вначале ей работа понравилась. Через  месяца полтора стало накапливаться раздражение. Вера Васильевна не могла понять – на кого, или на что?

      Встретили её очень хорошо. В коллективе люди подобрались порядочные, милые. Все помогали ей советами.

     Но раздражение нарастало с каждым днём и требовало выхода. Утром не хотелось идти на работу. Дни тянулись бесконечно долго, как жевательная резинка.Слипались ресницы, хоть спички вставляй. Тянуло в сон. Скука смертная. Почему - то всё чаще вспоминалась  школа с её учениками и коллегами. Всё в школе было таким до боли  родным,  интересным  и понятным.

     В обеденный перерыв она уходила к фонтану и смотрела на свою бывшую  школу. Там царило веселье. Ребятишки, словно  муравьишки  в  муравейнике, копошились на газонах, поливая и пропалывая цветы, бегали с визгом и криками друг за другом, брызгались водой из леек и ведерок.

    Грусть наваливалась ещё сильнее на Веру Васильевну, и она спешно возвращалась в Вычислительный Центр. На работе снова не находила себе места. Дома тоже всё валилось из её рук. Занервничав и зашмыгав носом, она начинала плакать.

    До  1 сентября оставалась неделя. Коллеги, встретившись с  ней  на улице, интересовались: « Что с Вами? Почему Вас не видно на работе? Директор говорит, что дал Вам ещё отпуск без содержания и, что Вы скоро выйдете на работу. Может Вам помощь какая нужна?»

     Вера Васильевна так никому и не сказала, что уволилась из школы.Ей почему-то было ужасно стыдно перед коллегами, словно она обманула их ожидания , словно предала их. Ей, казалось, что она совершила  что-то недостойное  для порядочного человека.

     За 3 дня до начала занятий в школе она совсем потеряла покой. ЭВМ вдруг стала казаться ей злейшим врагом. Так и хотелось: взять  в  руки молоток и раздолбать  машину вдребезги .  Дома она перестала есть и спать.

     30 августа муж, видя ее неприкаянность и отчаяние, сел рядом с ней, погладил по голове, словно малое неразумное дитя, и тихо произнес: « Да, не парься ты так! Возвращайся в свою школу. Что я, изверг, какой?! Понятия в голове имеются. Я сам школу всегда с радостью вспоминаю. И учителям своим я благодарен за всё. Святые они люди!»

      Утром 31 августа она несмело открыла дверь директорского кабинета:  «Виктор Иванович, можно к Вам? Я тут на минутку в  школу забежала…»
      
     1 сентября 1991 года она услышала на Праздничной Линейке в школе  строки, прочитанные старшеклассником Евгением Морозовым:
           Быть учителем школьным сложно!
           Но назвался им, значит, дюж.
           Ведь, учитель, без скромности ложной
           Есть  ваятель ребячьих душ.

     Та  «минутка»  Веры Васильевны  очень долгой оказалась, длиною в целых  двадцать четыре года : финансово нестабильных; порой  горестных и обидных; наполненных каждодневными учительскими заботами; тревожных за  судьбы детей, но, одновременно, радостных и счастливых от соприкосновения со светлыми, лишёнными зла и лицемерия, детскими душами.
   
     И что бы ни происходило в дальнейшей жизни, Вера Васильевна ни разу не пожалела о том, что вернулась назад в школу. Это и была её настоящая жизнь!