Театр смерти. Глава 4

Олег Онегин
 Осеннее солнце щедро дарило земле свои последние тёплые лучи. Весело щебетали птицы, как будь то они совсем и не собирались лететь на юг. Лес по обоим сторонам дороги словно горел красно - жёлтым огнём и приветливо шелестел медленно опадающей листвой.
 Лена, высунув голову из "Запорожца", подставляла лицо тёплому ветру, смешно сморщив свой носик. Рядом с ней, на заднем сидении сидел верный Рой и с восторгом посматривал по сторонам. Машину на этот раз, после продолжительного спора вёл дядя Лёва. Тётя Маша сидела рядом с мужем и восторженно говорила - Ой, смотри Леночка, какая красота! А приедем на дачу, я уверенна ты просто обалдеешь!
 Природа Подмосковья в принципе ни чем не отличалась от той которая была у Лены на родине, но Лена не говорила об этом вслух что бы не обидеть Марию Сергеевну. Вообще в голове у неё сидели слова дяди Лёвы сказанные вчера о старом артисте. А ведь эта встреча произойдёт уже завтра. От одной этой мысли сердце Лены начинало весело колотиться.
 Лес становился всё реже и реже и наконец совсем исчез, потянулось огромное поле разделённое на двое дорогой. Проехать это поле им удалось только за полчаса. Вскоре "Запорожец" подъехал к огромным соснам.Это был сосновый бор, в лоне которого находился дачный посёлок "Восход". Машина подъехала к металлическому забору, обтянутому сеткой, за которым возвышался большой двухэтажный дом с огромным балконом.
 - Вот Леночка - вылезая из машины произнесла Мария Сергеевна - Это и есть наша избушка на курьих ножках.
 - Ну о такой избушке можно только мечтать - развела руками Лена - Да и вы тётя Маша нисколечко ни похожи на Бабу - Ягу.
 - А на кого же я тогда похожа? - смеясь спросила тётя Маша - Наверное на старуху Изергиль.
 - Да ты у меня вечно молодая - сказал обняв жену дядя Лёва - Идите в дом а я только машину в гараж поставлю и сразу к вам.
 Дом сразу же было видно что был построен очень давно, высокое крыльцо, огромные перила, нарезные обналичники на окнах. Изнутри дом смотрелся очень даже уютно и этому уюту придавал надлежащий вид большой красивый камин со стальной решёткой и выложенной перед очагом декоративной плиткой. Старинные мягкие кожаные кресла стояли напротив камина, покрытые местами потёртым пледом. У Лены сразу же руки зачесались, так ей захотелось затопить камин, о чём она и попросила тётю Машу.
 - Вечером детонька и камин затопим - пообещала та.
 - А мы разве тут с ночёвкой останемся? - удивилась Лена.
 - А тебе разве не хочется здесь немного отдохнуть?
 - Конечно хочется, но дядя Лёва обещал мне завтра..
 - Познакомить тебя со своим другом - артистом, я знаю. Но знакомство же состоится вечером, девочка моя, за это время мы всё вполне успеем сделать. Ладно, ты распологайся а я пойду на летнюю кухну, что нибудь перекусить приготовлю. Можешь сходить с Рональдом на пруд, он находится не далеко от дома, если от нас идти то по тропинке на лево. Вообще то Лёва сейчас пойдёт своих уток хлебом кормить, вот ты с ним и иди.
 Тётя Маша ушла.
 - Мать! - прокричал, входя в дом, дядя Лёва, на ходу вытирая руки какой то замасленной тряпкой - Готовь поесть а потом уже и за урожай примемся.
 - Она уже ушла готовить - Лена лукаво посмотрела на него -Дядя Лёва, вы мне что то обещали.
 - Леночка, я же сказал, к актёру завтра.
 - нет, дядя Лёва, вы ещё что то обещали, кое что рассказать - напомнила немножко ему Лена.
 - А-а-а - потянул улыбаясь дядя Лёва - О своих картинах!
 - Да, о них. Дядя Лёва, вот у вас в квартире висят всякие разные картины, там и природа и чьи то портреты, яблоки какие то на столе нарисованы. Вы разносторонний художник, да? Шишкин вот например природу писал.
 - Давай ка Лена мы возьмём с собой Роя и сходим на пруд, мои пернатые друзья наверное уже соскучились по нам. Надо сходить попрощаться с ними, если конечно они уже не улетели в тёплые края. А там мы с тобой и побеседуем. Сейчас сходи к тёте Маше и попроси у неё несколько кусков хлеба и Роя прихвати, а то он хоть и умный пёс а покушать тоже не дурак, наверное у плиты трётся.
 Пятнадцать минут спустя Лена и Лев Леопольдович уже подходили большому и светлому как зеркало пруду, поросшему по берегам высокими, склонившимися к водной глади ивами. Уток на пруду не было.
 - Уток не видать ни где - вздохнула разочаровано Лена - Как жалко, я хотела покормить их.
 Дядя Лёва вдруг пронзительно свистнул. Лена от неожиданности вздрогнула. И тут недалеко от них с правой стороны пруда в поросшем ивняке послышался хлопот крыльев и шесть небольших уток - чирков взлетев, приводнились метрах в двадцати от Лены и дяди Лёвы.
 - Вот они, красавицы мои - сразу же расцвёл дядя Лёва - Ну плывите ко мне прощаться, покормлю я вас напоследок.
 Рональд завидев уток весело заскулил, подбежал к пруду замахав хвостом но в воду лезть не решился, холодная. Утки вереницей поплыли к берегу где стоял их кормилец и стали хватать хлеб в воде который бросали им дядя Лёва и Лена. Лену всё это так умиротворяло что она чуть было не прослезилась.
 - Надо же - сказала она дяде Лёве - У нас в посёлке бы на пруду таких смелых уток увидали, сразу бы за ружьями побежали. А как не побегут если жизнь такая, кушать то всем охота, к тому же у нас в посёлке каждый третий охотник.
 - Здесь раньше тоже охотников хватало пока мы, все дачники не собрались и не договорились написать прошение нашему мэру сделать сосновый бор заповедным местом. Ты разве табличку перед лесом не видела? "Охота запрещена! Заповедная зона".
 - Не заметила - ответила Лена.
 Докрошив уткам остатки хлеба дядя Лёва и Лена пошли к лавочке что одиноко стояла на берегу пруда. Рональд последовал за ними. Усевшись на лавочке они стали смотреть на плавно скользивших по водной глади пруда уток.
 - Лена - начал свой рассказ дядя Лёва - Художником я стал не так давно, в смысле профессиональным. Рисую то я с малых лет и до сорока пяти лет был просто художник - любитель, пока один мой приятель не схватил меня так сказать за шкирку и не потащил к известному на весь мир художнику Илье Глазунову. Глазунов с интересом посмотрел мои работы и удивился почему я до сей поры не показывал свои картины массам а прятал их у себя дома. Я сказал ему что по профессии я рядовой бухгалтер, что картины - это моё хобби, увлечение которое осталось с детства и у меня даже в мыслях не было показывать их каму то и к тому же делать на них деньги, да и картин то у меня тогда было не так уж и много. Бухгалтерская работа занимала даже почти всё свободное время и писал картины я в основном когда был в отпуске, где нибудь на природе. Очень люблю рисовать пейзажи. Увижу какой нибудь райский уголок и руки сразу же начинают чесаться, уж больно он просится на полотно, потому в командировки без красок и кистей я ни когда не ездил. Так вот - продолжал рассказ дядя Лёва - Глазунов посмотрел значит мои работы и сказал что устроит мне выставку моих картин и посоветовал писать как можно больше. Я, окрылённый таким оборотом дела, сразу же уволился с работы и целиком окунулся в свои картины. Друзья мои удивлялись как это мне удаются сразу же и портреты и пейзажи и натюрморты. Говорят что я обладаю очень высокой наблюдательной перспективой. Я хоть и поклонник пейзажей но не гнушаюсь и остальных направлений в художественном искусстве.
 - Значит ваша первая выставка было здесь, в Москве? - с любопытством спросила Лена.
 - Да, пятнадцать лет назад. И я как мальчишка очень волновался и был просто счастлив что пришло столько много людей что бы посмотреть картины неизвестного ни кому художника Льва Ковалёва, хотя и порекомендованного самим Глазуновым.
 - Вы говорили что у вас было две выставки. А где проходила вторая?
 - Вторая выставка была не так давно, в Германии, в Мюнхене. Накануне там проходила выставка Глазунова, а после пригласили и мена, разрекламировав что я чуть ли ученик Глазунова, потому наверное и выставка прошла успешно. Многие хотели тогда купить мои картины в предвкушении что с годами они будут стоить не малые деньги, а кто то просто для украшения домашнего интерьера, но я отказывался, искусство Леночка не продаётся.
 - А на что же вы тогда живёте? - удивилась Лена. Лев Леопольдович засмеялся.
 - Ну во первых мы с тётей Машей получаем неплохую пенсию, а во вторых я веду занятия изобразительной грамоты в одной из Московских школ для всех желающих. Так что на хлеб с маслом у нас есть всегда.
 Лена с гордостью и восхищением посмотрела на дядю Лёву, у которого даже в Германии была выставка и который знаком так запросто с самим Глазуновым о котором она конечно слыхала и даже видела разок по телевизору в какой то передаче.
 - А сейчас вы над какой картиной работаете? - поинтересовалась Лена.
 - Да вот на днях закончил картину которую назвал "В Сокольниках". Мы живём с Машей в Сокольниках уже давно, как только поженились и я как то в работе и в заботах не обращал внимание на красоту которая меня окружала. Вот как то пошёл гулять с Рональдом в парк и меня просто поразило то как же я раньше не замечал такой красоты вокруг себя. Я побывал в разных уголках нашей необъятной страны и с каждого привозил свою картину понравившегося мне пейзаже. И мне даже как то стыдно стало перед родным парком который на протяжении стольких лет приветливо шелестел мне листвой. Придя домой я сразу же взял краски, кисти, мольберт и пошёл обратно. Я покажу тебе эту картину а потом свожу в парк на то самое место, и хотя на картине у меня лето а сейчас уже осень ты сравнишь её с действительностью и надеюсь она тебе понравится. Жизнь Леночка не так проста как кажется поначалу. Ну вот хотя бы взять тебя - дядя Лёва обнял Лену за плечи - У тебя большие планы, ты хочешь посвятить себя искусству и сейчас тебе всё видится в розовом цвете, ты мечтаешь и живёшь надеждой. И вот увидишь Лена, если у тебя всё пройдёт гладко и тебя примут, то через пару лет тебе захочется чего то большего, каких то новых высот, добраться до которых станет снова твоей мечтой. Мы всю жизнь мечтаем и к чему то стремимся и не замечаем как стареем и начинаем оглядываться назад. Я вот жалею что такой художник как Глазунов не встретился мне лет в двадцать, а когда твой талант признают когда ты думаешь что жизнь уже прожита это так больно Леночка и ты думаешь о том сколько же ты смог тогда сделать за свою жизнь. сколько написать хороших картин. Но я как видишь не спешу навёрстывать упущенное, потому что если я начну в темпе писать картины, какой же я тогда художник буду? Скорее штамповщик которому не важно что писать, лишь бы картин было много и что бы поскорей открыть очередную выставку и погреть на этом руки. К чему это всё я тебе говорю Лена - дядя Лёва с какой то отцовской заботой посмотрел в глаза Лене - Я хочу что бы ты не раскидывала свой талант на право и на лево, бросаясь с головой в такие вещи которые тебе не по душе, но за которые будут обещать хорошие деньги. Потом тебе будет стыдно за это, поверь мне. Талант нужно беречь не для себя а для людей и если тебе действительно по душе какая нибудь роль то сыграешь ты её на одном дыхании и не надо будет делать ни каких дублей, потому как персонаж не вымучен тобой а действительно близок тебе.
 - А как же на счёт перевоплощения? - возразила Лена - Артист, он ведь должен уметь сыграть любую роль.
 Лев Леопольдович улыбнулся - Должен! - передразнил он Лену - Ты вот в городе говорила мне про Джульетту. Так вот, какая же пожилая актриса сможет сыграть Джульетту? Вот тебе эта роль действительно я думаю к лицу, да и Шекспир тебе я догадываюсь по душе. Каждому своё, может я в чём нибудь и не прав но посещая театры я делю актёров на правдивых и наигранных. Правдивые живут своей ролью, они как будь то не замечают людей в зале, они по настоящему смеются и плачут, любят и страдают и даже умирают. Наигранные же постоянно путаются в тексте, делают на протяжении всего спектакля одни и те же жесты и телодвижения и говорят всё время как будь то бы в зал, мол оцените как я играю. Это я называю первосортной туфтой и больше на такие спектакли не хожу.
 Лена, сидя рядом со Львом Леопольдовичем, как то сразу вся сжалась от такой суровой критики и бичевания актёров Львом Леопольдовичем, ей стало не по себе. Лена подумывала, когда они ещё ехали в машине, выступить перед дядей Лёвой и тётей Машей с монологом Джульетты. Тогда она была уверенна что им бы понравилось и дядя Лёва возможно бы сказал - Теперь я нисколечко не сомневаюсь что ты понравишься моему знакомому артисту.
 Теперь же ей сразу расхотелось читать монолог дяде Лёве. - Нет уж! Ещё забракует и ни куда меня не повезёт и ещё хуже того отправит домой. Скажет - Учись Леночка на кого нибудь другого а актёрская профессия не для тебя.
 - Лена, я тебя чем то обидел? - прервал её тревожные мысли дядя Лёва.
 - Нет, нет, что вы? Нисколечко! Просто теперь я понимаю как не легко мне придётся - она поднялась с лавки - Но сдаваться я не собираюсь!
 - И не надо! - гладя Роя, сказал дядя Лёва - Сдаются только слабые а ты я вижу не из робкого десятка.
 - Я пойду помогу тёте Маше - попросилась Лена - Ей тяжело наверное одной, картошку там почищу или ещё чего нибудь сделаю.
 - Я тоже пойду - сказал поднимаясь дядя Лёва - Рой, пойдём.
 Рональд в последний раз повернул морду в сторону пруда где всё ещё плавали утки, пролаял им на прощание и побежал вслед за хозяином.
 Марии Сергеевне помогать уже было не надо, на плите всё бурлило и кипело издавая такие ароматные запахи что даже Рой заскулил глядя на хозяйку, забыв что он образцовый пёс.
 Через полчаса все уже сидели за небольшим дубовым столом, покрытым чистой белой скатертью. и обедали.
 - Тебе здесь нравится? - спросила Лену Мария Сергеевна.
 - Так бы и жила здесь - с готовностью ответила Лена.
 - Пообедаем - продолжила Мария Сергеевна - Подымешься на второй этаж, дверь на лево, в той комнатке и отдохнёшь, можешь телевизор включить, он хоть у нас небольшой и старый но показывает хорошо, Лёва его починил.
 - Тётя Маша, я же ни чего не делала а вы меня отдыхать гоните - возразила Лена - Вы же собирались убирать урожай, так что пообедаем, маленький перекур и за работу.
 Мысленно Лена готовила себя к тому что с дурной привычкой как курение ей придётся расстаться, да и сигарет у неё оставалось ни так много.
 - Да у нас в принципе то и убирать нечего, свекла да морковь. Ну если хочешь помочь - помоги, всё быстрее управимся, а там уже делай что хочешь, ты к нам в гости приехала а не работать.
 - Тётя Маша, я в посёлке жила, мне не привыкать. Вы говорите если что, не стесняйтесь, а то мне уже самой как то неудобно, вы так хорошо меня приняли, должна же я вас как то отблагодарить.
 Тётя Маша и дядя Лёва переглянулись. Всю жизнь прожив без детей, они смотрели на Лену как на дочь и в душе у них теплилась надежда что Лена преодолеет те барьеры которые будут вставать на её пути при поступлении, и останется жить у них, хоть на год, хоть на полгода, и они уже не будут чувствовать себя такими одинокими.
 После уборки урожая Лена ни как не хотела успокоится и пойти наверх немного отдохнуть, она вторично вызвалась затопить камин и получив разрешение бросилась за дом где под навесом была поленница дров. Лена набрала целую кучу поленьев, такую что даже дядя Лёва испугался - Леночка, ты же девушка! Ты бы помаленьку таскала дрова то.
 - Ничего дядя Лёва, я выносливая! - весело окликалась Лена, таща охапку дров в дом. Через десять минут Лена уже сидела на кресле и задумчиво смотрела на огонь, который весело постреливал поленьями и так успокаивал.
 Смотреть на огонь очень полезно - вспомнились ей слова мамы - С его дымом улетают все твои болезни и восстанавливается душевный покой и равновесие.
 Уже вечерело и наступали сумерки. Тётя Маша наверху опять смотрела свой сериал, дядя Лёва сказал что собрался делать наброски к своей новой картине. К какой? Ответа не получили ни тётя Маша, ни Лена. Лена пожелала остаться одна. Она выключила свет и подбросив в камин несколько поленьев снова подсела к очагу. К ней бесшумно подошёл Рой и лёг у её ног, уткнувшись мордой в лапы.