Тень ужаса

Виктор Притула
Виталий Бабенко, автор общей издательской идеи «Книжного клуба 36.6», неистощим на всевозможные литературные открытия. Даже если совершаются они дважды, как это случилось с открытием Америки.
Так вот, в «Книжном клубе 36.6» вышла книга «Смерть Дон Жуана, или «Незримая Начала тень…». Книга эта особенная. Впервые под одной обложкой собраны произведения, положившие начало литературе ужасов.
Вот что пишет Виталий Бабенко:
«В апреле 1815 года произошло ужасное извержение – взорвался вулкан Тамбора в Индонезии. В воздух взметнулось огромное количество – полтора миллиона тонн – вулканической пыли, которая послужила причиной сильного похолодания. В следующем году только в Европе от холода и голода, вызванного неурожаями, погибло 200 тысяч человек...
Этот ужасный год – 1816-й – впоследствии получил название «года без лета».
Так случилось, что ужасным летом 1816 года – летом, которого не было, – на вилле Диодати, располагавшейся на южном берегу Женевского озера, собралась компания друзей.
Вот кто входил в эту компанию:
уже знаменитый поэт Джордж Гордон Байрон, 28 лет;
его личный врач и друг Джон Полидори, 20 лет;
уже известный поэт Перси Биши Шелли, 23 лет;
его возлюбленная Мэри Годвин, будущая жена поэта и будущая знаменитая писательница, 18 лет;
и сводная сестра Мэри – Клер Клермон, возлюбленная Байрона (в ту пору), тоже 18 лет.
В один из ужасно тоскливых вечеров знаменитый поэт предложил друзьям литературную игру. «Пусть каждый из нас сочинит страшную повесть», – сказал лорд Байрон.
«Страшная повесть» получилась не у всех. Сам Джордж Байрон начал писать кровавый рассказ, но бросил. Зато в те же самые ужасные дни родились его мрачная поэма «Тьма», жуткое стихотворение «Сон», трагический «Шильонский узник» и печальное стихотворение, получившее впоследствии название «Отрывок».
(Байрону было суждено прожить еще восемь лет; он умрет от лихорадки в апреле 1824 года.)
Наброски кровавого рассказа, задуманного другом и пациентом, подхватил Джон Полидори, и из-под его пера вышла повесть «Вампир» – первое в истории произведение о человеке-кровососе, которое породит новое художественное направление и новый жанр – литературу о вампирах. (Полидори умрет при странных обстоятельствах летом 1821 года, не дожив месяца до своего двадцатишестилетия.)
У Перси Биши Шелли тоже не получилось сочинить «страшную повесть», однако в те ужасные дни он подарил миру грозный «Гимн интеллектуальной красоте» и грустный восхищенно-завистливый «Сонет к Байрону». (Перси Шелли проживет еще 6 лет и утонет в июле 1822 года в возрасте неполных тридцати лет.)
Его будущая жена – юная Мэри Годвин начала писать повесть о страшном и несчастном человекоподобном существе, ужасном чудовище, сотворенном руками гениального ученого. Впоследствии эта повесть станет романом «Франкенштейн, или Современный Прометей», который выйдет в свет в 1818 году и тоже, подобно «Вампиру» Полидори, породит новое литературное направление, а главное – предвосхитит многое в научной фантастике XIX и XX веков и положит начало «романам ужасов». (Мэри Шелли проживет еще 35 лет и напишет в общей сложности семь романов – увы, никакой другой из них не сравнится с ее первенцем и никакой другой не останется в литературе, как «Франкенштейн», навсегда.)
Клер Клермон вовсе ничего не написала в те ужасные дни. Возможно, она и пыталась сочинить свою «страшную повесть», но история не донесла до нас ее попыток.
Спустя почти 190 лет французский писатель Патрик Пуавр Д’Арвор тоже воссоздал события тех ужасных дней (а также события жизни и смерть Джорджа Байрона, события жизни и смерть Перси Шелли и главное – события посмертного существования Байрона) в фантастическом романе «Смерть Дон Жуана», доказав тем самым, что он достойный продолжатель литературы ужасов.
С этого романа и начинается предлагаемая читателю книга. В ней, наряду с сочинением Патрика Д’Арвора, впервые собраны – правильнее сказать: впервые соединены вместе – все сочинения бессмертной компании, созданные тем ужасным летом»
Издательство «Энигма» вновь порадовало посетителей ХХ ММКВЯ двумя новинками  серии «Гримуар», о которой я не однажды рассказывал в своих обзорах. Это сборник произведений классика оккультной литературы Артура Мейчена, о книге которого «Сад Авалона» мы уже писали. В новом сборнике два романа – «Три самозванца» и «Тайная слава» и две повести – «Фрагмент жизни» и «Ужас». Причём за исключением «Трёх самозванцев», все остальные произведения переведены на русский язык впервые. Творчество этого английского (валлийского)  писателя проникнуты неизбывной ностальгией по иной реальности, принципиально несовместимой с современной материалистической цивилизацией. Очевидно,  сильный отпечаток на его писательство отложило таинственное очарование его родно Уэльса. «Мейчен никогда не писал для того, чтобы кого-то поразить, он писал потому, что жил в странном мире и прекрасно это чувствовал и осознавал», - говорил о писателе мистике великий книгочей  Борхес.
Вторая книга серии «Гримуар» впервые представляет нам художественное наследие Александры Давид-Ноэль, которую тибетские ламы называли «Светочем мудрости». Перед вами три романа о Тибете: «Лама пяти мудростей», «Могущество ничто» и «Магия любви и Черная магия». Замечательная фигура в истории мировой тибетологии и европейского мистицизма в 1911 году Александра отправилась в Индию. 14 лет Александра провела в уединенной жизни на севере Индии, в маленьком княжестве Сикким, изучая тибетский язык и буддийскую философию, упражняясь в медитативной технике. Здесь она познакомилась с молодым монахом Ёндэном, который в качестве приемного сына стал ее постоянным спутником. Живя в Сиккиме, она посетила Тибет — город Шигацзе и монастырь Ташилхунпо, где получила аудиенцию у Панчен-ламы. Годы, проведенные в Тибете, жизнь в самой гуще тибетского общества, долгие путешествия под видом нищенки, паломницы или ученой «святой», знакомство с монахами высокого ранга и с обычными побирушками, с мыслителями-мистиками и с крестьянами, занятыми утомительным трудом, с богатыми купцами и с полуголодными скотоводами дали А.Давид-Ноэль редкую для европейского человека возможность познакомиться со многими сторонами жизни, культуры, истории, религии тибетцев. И эти знания она, человек разносторонних талантов, воплотила не только в научных книгах и описаниях мистических практик тибетцев, но и в художественной литературе.
Петербургское издательство «Амфора» выпустило историко-фэнтезийный роман двух самых тиражных авторов с берегов  Невы. Роман «Меч мёртвых» был написан Марией Семёновой и Андреем Константиновым задолго до «Волкодава» и «Бандитского Петербурга».  Но читается книга с неослабевающим интересом. Ведь редкая историческая достоверность повествования сочетается здесь с напряжённым детективным сюжетом. Так что остаётся лишь пожалеть о том, что разошлись однажды писательские стёжки дорожки двух этих писателей.
Чарльз де Линт - автор знаменитого цикла «Легенды Ньюфорда». В своих произведениях де Линту удается мастерски сочетать элементы магического реализма, мистики и триллера. В романе «Волчья тень» таинственная авария ставит под угрозу жизнь известной художницы Джилли Копперкорн. Ее лучшие полотна жестоко погублены загадочным злоумышленником. Кто мог желать зла безобидной Джилли? Кто хотел сломить ее гений? Находясь на волосок от смерти, художница обнаруживает в себе способность пересекать границу реальности и в поисках ответов переносится в мир снов. Но там, где оживают прежние страхи, прошлое, словно кровожадная волчица, выходит на охоту. Оно гонится по пятам и требует расплаты, заставляя снова и снова испытывать ужас, казавшийся давно забытым. Чтобы вырваться из мира снов, нужно спастись от волчьей тени. Но что если это твоя собственная тень? 
В романе «Маленькая страна» в руки хрупкой девушки Джейни, мечтающей о власти лишь над музыкой и сердцем любимого попадает таинственная книга. Книга, за которой на протяжении многих лет охотится Орден Серого Голубя.  Потому что эта книга содержит тайные знания и дает власть над миром. Глава Ордена Джон Мэдден готов на все ради достижения вожделенной цели и не остановится даже перед убийством.  . Деньги, власть и любовь… Кто не жаждет этого? И кто устоит перед соблазном в одночасье обрести все блага, что сулит нам жизнь?
.