Моральная высота и нравственное поражение большеви

Игорь Ерошенко
 МОРАЛЬНАЯ ВЫСОТА И НРАВСТВЕННОЕ ПОРАЖЕНИЕ БОЛЬШЕВИЗМА
                Ерошенко И.П.
                Ерошенко Т.И.


      «Каждый народ имеет то, правительство, которое он заслуживает»,  –  постоянно вспоминается в наше время  афоризм Жозефа де Местра
      Очень часто большевиков обвиняют в узурпации власти. Но тогда, в октябре  17- го года, власть в России просто «валялась на мостовой» (об этом часто забывают, и неслучайно, нынешние из властей придержащих, у них появилась своя корпоративная, точнее узко классовая «правда» истории России). Большевики «подняли» тогда в октябре власть, которая, действительно, валялась.. И это поняли некоторые из офицеров и даже генералов старой русской армии, которых, конечно, в измене России обвинять было бы неприлично. Они не были большевиками, и понимали, что власть большевиков нелегитимна, но стали помогать большевикам. Ибо это всё-таки была власть. И только этой власти удалось уже тогда спасти Россию от развала.. 
   Красная Армия разгромила Белую гвардию. Нравственные аспекты этой победы  на одинаково высоком художественном  уровне нашли отражение в творчестве М. Булгакова и М. Шолохова. При том, что первый до конца своих дней оставался как бы внутренним эмигрантом, а второй сознательным коммунистом. Советская власть неоднократно висела на ниточке. Она терпела поражение и опять побеждала. Но самое главное первое  поражение Советской власти в условиях гражданской войны прошло как бы «незаметно».
      Расстрел царской семьи явился крупным поражением власти, претендовавшей на звание народной и самой справедливой. Царь, действительно, был непопулярен в народе, но первыми его предали  люди из его же ближайшего окружения. Однако зверская расправа над ним и его близкими, в том числе детьми не могла быть оправдана никакой революционной  целесообразностью. Это было начало конца. Начало сбываться  художественное пророчество  Фёдора Достоевского. 
      Начало НЭПа было воспринято противоречиво! Отчаянные головы, привыкшие   
к рубке голов в условиях гражданской войны, восприняли это как отступление. Последние действия Владимира Ленина (гениального государственника даже по признанию его идейных врагов), уже больного к этому времени, противоречивы. С одной стороны он осознаёт страшную культурную отсталость страны. Его основной призыв, обращённый  к молодой России, звучит так: учиться, учиться и учиться. Что означает усвоение лучших достижений мировой культуры, овладение самыми передовыми методами ведения хозяйства, в том числе и в первую очередь у буржуа. Культуру Ленин рассматривает как лекарство от растворения молодой народной власти в объятиях бюрократизма. С другой – выступает инициатором высылки большой группы учёных, профессоров за границу из-за идеологических разногласий с ними.
  Худшие ленинские опасения относительно перспектив характера Советской власти оправдались. Несмотря на грандиозные усилия по преодолению  массовой неграмотности страна оставалась и продолжала оставаться культурно (технологически, технически) отсталой. Бюрократизм восторжествовал. Как восторжествовали в конце концов все три главных врага «коммунистов», объявившихся в стане самих коммунистов, когда они пришли к власти: 1. «коммунистическое чванство»; 2. «безграмотность»; 3. «взятка». Увы! Определённая степень чванства как заносчивости была свойственна и самому Ильичу и, если судить по тону и стилю многих  статей, самому основоположнику научного коммунизма, Карлу Марксу. Рьяные же последователи восприняли их доктрины как индульгенцию, прикрывающую  все ошибки, провалы просчёты в реальной политике:
«…Христиан, мусульман и буддистов
 Дух сомнения,  воля мечты
 Породили на свет коммунистов,
Самых страстных из всех атеистов,
С верой яростной в Рай Бедноты.

Подвело: отреченье ль от Бога,
Отступленье Добра перед Злом?
Затерялась в изгибах дорога,
Что вела прямо к райским порогам.
Или кровью ее залило…»
Неудача с созданием «Рая Бедноты» в России не означает конца идеи коммунизма (социализма) в мире. Наиболее вероятно сохранение этой идеи в практике конвергенции…  Но что делать современной России?... Очищаться от скверны «дикого» капитализма.