Пояснения к понятию начальная грамотность

Елена Плюснина
Однажды в одной дискуссии обрывком прозвучала фраза … правило десятикратных затрат….  Не будем гадать, к какой области знаний она принадлежит. Когда начинаешь размышлять на эту тему и находишь собственные примеры из практики, то правило начинает «оживать», преобразовываться, наполняться другим содержанием  и превращаться в нечто совсем другое.

Итак, правило  десятикратных затрат можно применить к изготовлению продукта, чтобы добиться высокого качества и дальше должны пойти экономические расчеты, но мы не будем на этом останавливаться, поскольку эта статья не из области экономики (а может и из этой области тоже?).  Переформулируем это правило следующим образом: правило десятикратных (стократных) затрат будет действовать при исправлении ошибки, допущенной в начале. (Вот здесь и появляется понятие «начальной грамотности». Кто не знает начала – тот не понимает и конца. Грузинская пословица).

Сколько нужно потратить средств (сил) на исправление ошибки, если этот «продукт» нельзя просто выкинуть, а нужно обязательно исправить ошибку? Если речь идет об ошибках, допущенных в отношении учеников школы, в отношении взрослых людей? Какова цена ошибки? Или вечный (философский) вопрос, какой ценой достигается результат? (Цель оправдывает средства?)

Приведу примеры. Дидактическая ошибка – учим детей начальной школы безотрывному письму – получаем проблемы с почерком, которые приводят и к орфографическим ошибкам.  Увеличиваем объем работы учителям, логопедам и психологам.

Другой пример. Несоответствие программ обучения (высокий/низкий уровень сложности, несоблюдение сензитивных периодов развития детей, отдельные методические ошибки и т.д.) приводят часто к искусственному порождению детей с задержкой психического развития и детей с девиантным поведением.  Кто и сколько (по времени и по затратам сил) будет исправлять эти ошибки?

Примеры относятся к начальному обучению. Что в начале закладываем, то и получаем в конце. Неисправленные ошибки накапливаются как снежный ком, спущенный с горы. Это хорошо знают психологи и психотерапевты, которым приходится исправлять ошибки, допущенные кем-то еще в детстве. И если при изготовлении с ошибкой какого-либо продукта в материальной сфере, можно либо исправить, либо выкинуть испорченный продукт, то в социальной сфере «человека» выкинуть нельзя.
 
Третий пример. Неверно выбранные формы контроля успеваемости могут привести к снижению общего уровня образования в стране.

И чем большее количество человек затрагивает неправильно принятое решение и его исполнение, тем большее (стократное) количество затрат должно быть потрачено на восстановление ошибок. (Ср. «Шоковая терапия» в принятии политических решений. «Шок» есть, а если «терапии» нет?). Это путь хаоса. Когда количество неисправленных ошибок, значительно превышает возможности (или желание, осознание) их исправления.

Другой путь – концептуального направления (а не управления). («Направь и укрепи!» или «Укрепи и направь!»). Под словом «укрепи» понимаем – исправь ошибки, допущенные на предыдущих этапах, а иначе, и направлять куда-либо не стоит, поскольку есть опасность выработки все новых и новых ошибок.
Третий путь – обратного направления. Вернуться назад на тот этап развития, в котором было допущено меньше всего ошибок, опереться на самые сильные, лучшие стороны этого этапа и дополнить актуальными задачами современного развития.
 
Примеры можно приводить из разных областей, но я приведу пример из области начального обучения грамотности. Четыре года ученика обучают чтению, и он читает быстро, но понимает совсем мало из прочитанного. Он переходит в пятый класс. Кто-нибудь будет исправлять эти ошибки? Предусмотрено ли в смете «гарантийное образование»?  Ведь этого ученика нужно вернуть на тот этап обучения, который был неверно отработан, и начать его обучать заново и правильно. Это и есть путь обратного направления. А мы все бежим вперед, не оглядываясь, допуская все новые и новые ошибки. Конструктивным выходом из этого положения можно предложить разработку индивидуального образовательного маршрута ученика на определенный период. Но это требует дополнительного финансирования.
 
Почему так важен период начального обучения? Потому что в этот период еще можно исправить допущенные ошибки, но с каждым годом это делать все сложнее и сложнее.

На практике часто бывают  исключения из правил, которые надо рассматривать отдельно и очень внимательно, поскольку именно они могут, как в увеличительном стекле, отражать сделанные ошибки и подсказывать пути их исправления.

***
Книгу с аналогичным названием можно скачать в любом формате на ваши электронные устройства, а также приобрести бумажный вариант в издательстве ridero.ru


Ж. Личность и культура №2 – 2010. - C.46
Можно подписаться на этот журнал. Индекс в Каталоге Агенства "Роспечать" 72265


Часть 2.

Невозможно рассматривать развитие личности ребенка в отрыве от семьи, семьи от общества, общества от вселенских, космических процессов. Хотим мы или не хотим, а закономерности, заложенные в устройство мироздания, так или иначе, влияют  на обучение, воспитание и развитие личности. Ребенок в процессе воспитания должен в первую очередь оставаться живым, непосредственным и уметь пронести (сохранить) «детство» на долгие годы.

Изложу теорию Опарина о происхождения жизни, не с точки зрения  биолога, химика или физика, а с точки зрения педагога. Для педагога, по моему убеждению, представляет главную ценность – 1) понимание того, что необходимо первоочередно развивать в детях, и каким способом это делать; 2) как добиться естественного развития детей. Ответы на эти вопросы я и попыталась найти в теории Опарина.
Момент перехода от неживого к живому является решающим с методологической, или философской, точки зрения. Именно этот момент перехода и будет интересовать меня как педагога в теории происхождения жизни, может быть именно эта теория  сможет объяснить, когда, в каких случаях педагоги допускают ошибки, превращая живого, непосредственного ребенка в послушного «неживого робота».

Кратко перескажу  логику происхождения жизни.
1.Жизнь рассматривается как явление, естественным образом возникшее из неживой природы.

2.Опарин в Москве (1924) и Холдейн в Кембридже (1929) независимо друг от друга утверждали, что последние достижения геохимии ….. позволяют представить процесс происхождения систем, которые могут быть названы «живыми».

3. Опарин обращал внимание на то, что организмы состоят из органических соединений, обладающих более сложной структурой, чем те продукты, которые они производят. Поэтому логичнее считать, что некоторые органические соединения по времени предшествовали живым организмам и сыграли важную роль в их происхождении.

4. Общей идеей всех вариантов теорий возникновения жизни было необходимое условие – ее отсутствие. Причем и сами законы природы претерпевали изменение. С возникновением жизни законы неживой природы сменились биологическими, а с появлением человека возникли законы социальные.

5. Опарин предположил, что органика (возможно, углеводороды) возникла в океане из более простых соединений. Разнообразие простых соединений в океанах, большая водная площадь, обилие солнечной энергии, образовали, по мнению Опарина, тот «первичный бульон», в котором стали возникать органические соединения.

6. У Опарина жизнь возникает на уровне многомерных структур – коагулянты – гели – коацерваты. Возник круговорот веществ, который привел к круговороту и органических веществ, т.е. из взаимных превращений абиотических веществ образовались процессы синтеза и распада органики, стали сохраняться более устойчивые соединения и распадаться малоустойчивые.

7. В1936 г. Опарин дает описание коллоидной фазы возникновения жизни.

8. Переход к живому происходит тогда, когда на смену «соревнованию в скорости роста приходит борьба за существование». Возникновение и обострение этой борьбы есть результат нехватки запасов «предбиологического» органического материала, которым «питаются» коацерваты. Эта нехватка приводит к существованию различных путей получения пищи, организмы разделяются на автотрофные  и гетеротрофные  еще до перехода к биологическому уровню развития. При иссякании запасов органического материала вне коацерватов вступали в действие «естественный отбор» и другие биологические факторы, происходил переход к организмам.

9.Бернал в 1969 г. подчеркивал, что, если жизнь начала развиваться как единство процессов синтеза и деструкции органического вещества, то вряд ли она была связана с простейшими организмами. Значит, жизнь появилась раньше живых организмов. Для Опарина жизнь – это процесс, поток, обмен веществ в материи, и потому он не может быть отождествлен с какой-то застывшей формой (ДНК).

10.Согласно нескольким гипотезам о предбиологических системах, решающая роль при превращении неживого в живое принадлежит белкам. Коацерватная гипотеза Опарина, относящаяся к этой стадии жизни, достаточно разработана.

11.Из-за амфотерности  молекул белка они способны образовывать коллоидные гидрофильные комплексы, т.е. притягивать к себе молекулы воды, которые создают вокруг них оболочку типа эмульсии. При слиянии таких комплексов друг с другом образуются коацерваты (лат. накопленный, собранный), отделяющие коллоиды от остальной водной среды. В разных местах этот «первичный бульон» отличался, и образовывались различные коацерваты, являющиеся сырьем для «биохимического естественного отбора». В самих коацерватах происходили дальнейшие химические реакции, при поглощении ими ионов металлов образовывались ферменты. Вдоль границ выстраивались сложные углеводороды, напоминающие мембраны клетки, которые обеспечивают некоторую стабильность.

12.Судьба коацерватной капли определялась тем, какой процесс в ней оказывался преобладающим – роста или распада. Поскольку среда, в которой они образовывались, мало отличалась по своему составу, то сохранение устойчивости не испытывало затруднений.
 
13.Отличающееся от среды распадалось, а то, что не особенно отличалось от среды, сохранялось и росло. Так происходил отбор капель, наиболее устойчивых в данных условиях. Миллионы лет шел отбор коацерватных капель, бесчисленное их число растворилось в мировом океане, и лишь малая часть сохранилась.

14.Достигнув определенных размеров, одна капля могла распасться на дочерние, и те из них, которые соответствовали по структуре материнской, росли дальше, а резко отличные – распадались. В процессе длительного отбора сохранялись только те капли, которые не теряли своей структуры, т.е. приобрели свойство самовоспроизведения.

15.При попадании в коацерват способной к воспроизведению молекулы и внутренней перестройки липидной оболочки могла образоваться и простейшая клетка. Процесс мог развиваться и привести к образованию простейшего организма, питающегося органическими веществами из первичного бульона.

16.Появление самовоспроизведения закрыло этап предыстории развития жизни. Коацерватная капля стала живым организмом, открылась возможность прогрессивной эволюции.

Из логики этого построения вытекают два вывода:
1. В начале зарождения жизни (в предбиологический период) происходил рост и сохранение среде подобных;

2. Для сохранения жизни на Земле необходим рост и сохранение себе подобных средою (т.е. создание условий для развития живых систем, которые сохранили начальную первичную структуру в себе или первичную структуру, соответствующую космическому строению мироздания)

Каков вывод для педагога? 1. Создание такой обучающей среды, при которой возможно выявление «живых систем», живущих в соответствии с первичной структурой мироздания.
 
Условия мы создаем для того, чтобы каждый ребенок смог найти (почувствовать, ощутить, осознать) свой природный, естественный, только ему заданный ритм. Ученик может быть холериком, флегматиком, сангвиником, меланхоликом, он может иметь смешанный тип нервной системы и это, конечно, отражается на результатах его учебной деятельности. А как мы можем определить, работает ли ученик в своем ритме?  Прежде всего, по итогам обучаемости, но не сиюминутным результатам, а по динамике, на протяжении длительного отрезка времени, например, учебного года или целого периода обучения (начальная школа, средняя, старшая).

Если динамика результатов учебной и воспитательной работы положительная (при условии, что мы учитываем параметры естественного развития речемыслительной деятельности),  значит, по отношению к этому ученику мы правильно выстраиваем свои педагогические действия, если нет, то ищем разные подходы и формы обучения. Индивидуализация в образовательном процессе заключается, с одной стороны, в принятии особенностей каждого ученика, а с другой стороны, в поиске необходимых приемов воспитания и обучения, адекватных естественному развитию школьника.

Если обратиться к трудам Выготского Л.С., то в них мы найдем подтверждение наших выводов. Под развитием ребенка он понимал диалектический процесс, в котором переход от одной ступени развития к другой совершается не эволюционным, а революционным путем. В переломные периоды происходят позитивные изменения личности, составляющие главный и основной смысл всякого критического возраста. Развитие характеризуется именно наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и всякий раз требуют особой меры.  Л. С. Выготский в результате подробного анализа все теории детского развития свел к двум основным концепциям. Согласно одной из них, развитие есть не что иное, как реализация, модификация и комбинирование природных задатков. Согласно другой концепции, развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях.

Под возрастными новообразованиями он понимал тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
 
Задача педагога и родителей – быть внимательным к каждому ребенку (независимо от его успехов в учебной деятельности), потому что каждый из них может оказаться носителем начальной первичной структуры мироздания.
 
Высшая цель работы педагога, родителя и любого человека, живущего на этой планете может быть сформулирована как сохранение жизни на Земле через сохранение «носителей этой «космической» жизни. И в этом же будет заключаться определение начальной грамотности в широком смысле слова.

Каждый человек совместно с обществом, в котором он живет, проходит свой путь исканий, открытий и верований.

Известное всем: «В начале было слово…»
 
и другой вариант:                «Ощущаю опять и снова
                и блаженствую, ощутив,
                что в Начале отнюдь не слово,
       а мелодия и мотив». (И.Губерман)
и еще:
Начало жизни было – звук.
Спираль во мгле гудела, пела,
Торжественный сужая круг,
Пока ядро не затвердело.

И все оцепенело вдруг.
Но в жилах недр, в глубинах тела
Звук воплотился в сердца стук,
И в пульс, и в ритм вселенной целой.

И стала сердцевидной твердь,
Цветущей, грубой плотью звука.
И стала музыка порукой
Того, что мы вернемся в смерть.

Что нас умчат спирали звенья
Обратно в звук, в развоплощенье.
(1916-1955    Нат. Крандиевская-Толстая.   Памяти Скрябина)

Итак, начальная грамотность в широком смысле слова – это осознание начала , движущих сил и вечности мироздания.