Мурнек-Марнек

Элина Скорцезско
                Старый двор.

        «Какое счастье, - довольно улыбался кот. - Повезло, так повезло!» Действительно, что может быть лучше старого двора и первого этажа? Конечно, свобода. Это самое счастье случилось, как нельзя вовремя – летом. Хозяйка Мурнека, добрейшая Аграфена Владимировна сменила новый район на старый, и коту, наконец-то, улыбнулась удача. Раньше он об этом не мог и мечтать, наблюдая за жизнью с высоты двенадцатого этажа. Да и что это за жизнь в новом районе: ни травы, ни деревьев, одни собаки.
        К слову сказать, полное имя кота было столь же причудливо, как и сама добрейшая  Аграфена Владимировна, она звала его Мурнек-Марнек. Но как это часто бывает с людьми, её причуды компенсировались добродетелью. Коту позволялось всё: и бесцеремонное поведение, и разборчивость в еде, а надо признать, аппетит у Марнека был отменный. Люди, зачем-то измеряли его килограммами. «Семь кило!» - восхищались они. Много это или мало, Марнек не знал, сравнивать было не с чем. А вот новый старый двор ему понравился соседями. Вскоре он знал всех, часами наблюдая за ними с подоконника.
       Первый этаж – заветная мечта любого кота. Во-первых, мыши, как нельзя кстати заглядывавшие на огонёк, во-вторых, изучив расписание собачьих прогулок, были составлены свои собственные, а так как двор преимущественно был кошачий, особых преград не было. С первых же дней Марнек поставил вопрос ребром: « Кто во дворе хозяин?!» Огромный, доселе невиданный сибирский кот, привыкший к разборкам с крысами, стал отныне ужасом для всех собак в округе. Взрослые овчарки терялись перед его наглостью.
Одна лишь старая афганская борзая, знавшая толк в кошках, его не боялась, но с ней Марнек предпочитал не встречаться.
      Коль скоро препятствия были сведены на нет, Марнек решил обзавестись друзьями. У него на примете был щенок, ничейный щенок , без имени, худой, вечно голодный, но весёлый. С ним то, Марнек и отправился знакомиться.
 
                Щенок.

        Щенок играл с метлой. В руках дворника она забавно виляла своим хвостом, Щенок
норовил её схватить, но метла, шаркнув, от него ускользала. Он был в восторге.
        Кот, глядевший на это со стороны, удивлялся детской непосредственности Щенка. Ну, куда ни шло, собственный хвост. Он и пушистый и красивый, а прутики…Нет, Марнек прутики не любил. Он подошёл поближе и окликнул Щенка. Тот не привыкший,
что к нему обращаются кошки, не обратил внимания на звучное мяуканье. Марнек позвал
ещё. На этот раз Щенок застыл и повернул к нему голову. Кот показался ему вполне симпатичным и Щенок, улыбаясь,  неуклюже поскакал к нему.
     - Привет! – Марнек состроил умильную мину, чтобы Щенок не счёл его наглым.
     - Привет! – Щенок на всём скаку уткнулся в кота. От того вкусно пахло мясными котлетками, и кот ему сразу понравился.
     - Ты кто?- спросил Щенок, продолжая обнюхивать неизвестного толстяка.
     - Марнек, – кот довольно улыбнулся. - Ты один гуляешь?
     - Один, днём все отдыхают. А ты?
    - Да, мы коты свободу любим.
    - Коты? – Щенок весело залаял. - Все коты страшные злюки: шерсть дыбом, хвосты, как колючая проволока, усы торчат, глаза вытаращенные, а когти…Ты видел кошкины когти?
    - Конечно, – Марнек с удовольствием протянул свою мягкую лапу Щенку и, вытянув её до упора, оголил эти самые страшные когти. - Видишь? - добавил он. – Я кот».
    - А я что?  Я ничего, – забормотал Щенок.
    -  Когти вещь хорошая, – Марнек убрал свои. – Нам они очень нужны.
    - Зачем? – спросил Щенок, осторожно оглядывая пушистые лапки.
    - На деревья забираться, мышей ловить, собакам отпор давать, да и между своими же, иной раз приходится применять.
   - Зачем? – ещё больше удивился Щенок.
   - А чтоб другие коты своё место знали. На даче, так и норовит чужой, из миски утащить чего ни будь. Ты ещё маленький, многого не знаешь. Тебя даже в гости нельзя позвать.
   - Почему? – обиделся Щенок.
   - Потому что ты на подоконник не запрыгнешь! – Марнек снисходительно улыбнулся.  -                Но если хочешь, я для тебя колбасу у хозяйки выпрошу.
    - Как? – оживился Щенок.
    - Она песни любит слушать, а я прыгну ей на колени и спою. Помурлыкаю то есть. Она
растрогается, пойдёт к холодильнику, ну, а я выберу для тебя колбасу.
   - Здорово! – Щенок сразу зауважал кота,  к тому же у нового друга  была милая мордочка и добрые намерения. – А расскажи еще, что ни будь о котах,– попросил он. – Мне интересно.
   - Местных я ещё не всех знаю, лучше ты мне о них расскажи, – Марнек хотел узнать побольше, но, к сожалению, Щенок толком ничего не знал, предпочитая держаться от
страшных зверей подальше. – Хорошо! – Марнек решил удивить Щенка. - Есть такая большая кошка, - тут он сделал паузу с удовольствием поглядывая, как у щенка расширились глаза, – которая совсем не втягивает когти.
   - Где? - испугался Щенок.
   - В Африке, - кот сам не знал где это, хотя и смотрел передачу по телевизору. – Зовётся она гепард. Сама тощая, не такая пушистая, как я, вся в чёрных пятнах, зато быстрее всех бегает. Только и видно как её на поворотах заносит, вот до чего торопится. У  неё длинный хвост вместо руля, он ей помогает, носится из стороны в сторону, когда она охотится. Мы, кошки все охотники.
   - А мы? – Щенок понял, что кот много знает.
   - А вы помощники охотника. Так что, сиди, жди меня, я скоро, – и Мурнек нырнул в форточку.

                Муська.


           Аграфена Владимировна как раз была на кухне. Мурнеку даже не пришлось ничего просить, сердобольная старушка, увидев кота, запричитала:
     - Проголодался, небось? - и открыла «волшебный» холодильник.
Всё было, как и предсказывал кот, и вскоре щенок ел вкусную ливерную колбасу. Наевшись, он только и смог сказать:
 - Повезло тебе с хозяйкой.
Коту и в самом деле повезло. Старушка нянчилась с ним как с ребёнком, разве что с ложки не кормила. В детстве, её растрогала домашняя кошка Муся, и, повзрослев, Аграфена Владимировна осталась верна кошкам на всю жизнь. Случай был такой…
            «Любимица маленькой Грани, Муська, всё свободное от прогулок время проводила с ней: спать – рядом, за стол – рядом, на печку – вместе. Граня, играла с кошкой, завязы-
вала ей на разный манер платочек на голову, всячески наряжала её – кошка терпела всё. Пропадала Муська два раза в год, на то время, когда приходило время котиться.
          По давно заведённому кошками этого дома порядку, исстари они котились исключительно в шкафу на чистом хозяйском белье. И вот, в то время, когда Муся была занята котятами, в дом повадился ходить дикий кот. Гранечка пыталась его приручить, но кот убегал под печку и не выходил. Когда и как убегал, Гранечка проследить не могла.
           В один из дней, кот прокрался в гостиную, где было очень тихо: Муска с котятами сидела в шкафу, Граня, лежала на кровати за ширмой, рассматривая картинки в книжке. Кот  пролез под ширму и остановился, увидев девочку. Боясь вспугнуть кота, Граня ласково приговаривая, спустилась с кровати на пол. Кот остался на месте. Ободрённая, она протянула руку, кот не шевелился,  но глаза его были безумны. Почему он позволял себя гладить, не понятно, то только в какой-то момент, что-то в нём изменилось, и он бросился девочке в лицо. Граня, успела прикрыться рукой и закричала. Кот вцепился ей в руку и стал яростно её царапать. Граня, попыталась свободной рукой оторвать его от себя, тогда кот снова бросился ей лицо. Громкое: «А-а-а-а!» - разнеслось по дому. В тот же миг, к ней подлетела Муська. Она перехватила кота в полёте, и, оседлав, повела себя так, словно защищала родного котёнка. Кот, пулей полетел под печку, Муська на нём. Когда, Граня, пришла в себя, всё закончилось. Возня под печкой прекратилась, и оттуда вышла Муська, победно подняв хвост трубой. Дикий кот больше не появлялся».
- Вот такая история, - добавил кот.
- А что было дальше? – спросил Щенок.
- Граня, выросла, и стала Аграфеной Владимировной. У неё всегда были кошки, в
частности я. Кстати, знаешь, добрых хозяек много, я одну такую знаю. Пойдём познакомлю.
                Сметана.

         Марнек любил старушек, они как-то по иному относились к жизни: никуда не торопились, ни кричали, ворчали только. Но как-то раз на прогулке его увидела совсем не старая, и даже не пожилая, а так, женщина средних лет. Она была приятной полноты, и Марнек сразу проникся к ней уважением,  было видно, что у неё тоже есть «волшебный» холодильник. Она восторженно заахала, и, несмотря на явную упитанность кота, решительно вознамерилась его угостить. Хлопотливо пошарив по сумкам, и ничего достойного для кота не найдя, она махнула в сторону своего дома: «Пойдём ко мне!». Марнек подумал, и, решив, что ему всё равно нечего делать, решил сходить в гости.
        Дом был близко, практически соседский, и долго идти не пришлось. Пока Марнек осматривал квартиру  радушной хозяйки, та готовила на кухне для него угощение. Им оказалась докторская колбаса и сметана в блюдечке. Сметана у неё была замечательная и Марнека уговаривать не пришлось. Больше того, он ежедневно стал её посещать, в то время когда она возвращалась с работы, но обратил внимание, что женщина всегда одна, оставаться же, Марнек не мог, его ждала добрейшая Аграфена Владимировна. Познакомившись со Щенком, он уже знал, что на сметану придёт не один.
        Кот и Щенок ждали назначенное время, сидя в прихожей на коврике. Время шло, но никто не появлялся. Когда наступил вечер, кот попрощался со щенком, ему уже было пора. Щенок решил остаться. В одиночестве, он уткнулся носом в дверную щель и заскулил. Неожиданно дверь открылась. На щенка смотрела женщина средних лет приятной полноты. «Кто это пришёл проведать больную?» - спросила она, и, увидев Щенка, открыла дверь шире, приглашая к себе.
        На следующий день, Марнек нигде ни мог найти Щенка и от нечего делать, решил предаться старинной кошачьей забаве - «поймай ворону».

                Вороны.


           Проводить лето в таком районе как Котловка одно удовольствие. Находясь между центром и окраиной, он больше похож на посёлок городского типа. Прежде, москвичи приезжали сюда гулять как загород, и нынче он мало, чем изменился. С ранней весны местный воздух наполняется ароматом цветущих вишен, который сменяется цветом яблонь, каштанов. Им на смену поочерёдно приходит цветение привычной сирени, затем
сирени дикой. Местами, у самого дома под окнами распускаются ландыши и шиповник.
А когда цветёт липа, то до самой ночи хочется бродить по дорожкам, отдыхая от цивилизации. Дубы и клёны, островок соснового парка, ивы, всё это гармонично вливается в общий пейзаж. Городской житель, не балованный первобытной природой, «оттаивает», гуляя по узким тропкам среди хвоща и других озерных и болотных прелестей речушки Котловки, чудесным образом не запрятанную в трубу.
           Среди этого богатства  растительного мира находятся много мест для забав. Марнек облюбовал себе дерево, на котором часто отдыхали вороны. Так давно повелось: кошки и вороны не равнодушны к друг другу. Насколько кошки ловки, настолько же вороны умны.
     Глядя на то издевательство, которое терпят кошки от этих птиц, задаёшься вопросом: «Кто на кого охотится?». У Марнека это была скорее игра. Сев между толстыми ветвями
он ждал хитрых «подружек». Вскоре они появлялись, неизменно парой. Одна располагалась чуть выше кота, другая чуть ниже. Когда кот пробирался к одной, лавируя по ветке, вторая ворона дёргала его за хвост. Резко обернувшись, кот пытался её достать лапой, но ворона своевременно отскакивала, а её напарница с другой стороны, предательски, клевала хвост Марнека. Всё это безобразие продолжалось до тех пор, пока у Марнека не начинало рябить перед глазами. Тогда он делал вид, что игра ему наскучила, хотя в этот момент в нём всё клокотало от негодования и досады. Медленно с достоинством он покидал дерево, но судорожно дергавшийся хвост выдавал его с головой. Зловредные вороны, хитро перемигнувшись, провожали его насмешливым: «Кар!».

                Конец.


       Вот уже несколько дней шёл дождь и Марнек никуда не выходил. Он сидел на подоконнике и скучал, как вдруг увидел, идущую мимо окон соседку. На поводке
она вела чистенького и довольного Щенка. Марнек высунулся из окна:
     - Привет, Щенок!
     - А я теперь не Щенок, а Капитан! – маленький Капитан, несмотря на дождик приосанился.
     - Из тебя вырастет хорошая собака. И знаешь, – кот решил открыть щенку всю правду. - Знаешь, я тебе рассказал не всё о гепарде в день нашего знакомства. У гепарда не такие когти, как у всех кошек, они похожи на собачьи.
           Щенок благодарно улыбнулся, но затем гордо тявкнул. Марнек ушёл к себе, он сделал всё для своего друга. Немного подумав, кот запрыгнул на колени к своей добрейшей хозяйке. Аграфена Владимировна блаженно растянулась в улыбке и погладила любимца. Неожиданно ей припомнился стишок, который  давно в детстве она слышала от своей бабушки Анастасии Макаровны, мордовский стишок о котёнке, его усах, мягких лапках и круглых глазах:

Мурнек-Марнек псакине,
Тюжа, вишке, лапкине.
Кода чевте пулыне,
Кругла ойне улыне!
Вай, кодат усонзо пард,
Теке зярдо алон зард!