Записки московского гастарбайтера. Продолжение. 2

Лев Воросцов-Собеседница
  Как известно, все в этой жизни повторяется. И если вспомнить, что было на этом же витке несколько лет  назад – можно попытаться избежать ошибок. Или постараться свести их к минимуму.

     Кризис в стране, как и семь лет назад, опять нарушил все планы. И строительство домика на участке приостановилось. Я хорошо помню, как на этом же «витке» в те годы денег у людей не было. Или их было очень мало, и мы перебивались мелкими заказами.
    И я, в принципе, тогда был уже готов к отъезду, но чего-то ждал. Всегда нужно ждать какого-то последнего и решающего «толчка», чтобы лишний раз убедиться, что другого пути нет.
 И еще – я четко уяснил, что  «..не нужно оценивать ситуацию, - она есть, так сложились обстоятельства, нужно еще раз начать сначала..».
   Так и сейчас – я стараюсь по возможности экономить, не так часто заглядывать в рестораны, а мультиварка, купленная по совету одной знакомой, очень помогает мне.  Не приходится покупать полуфабрикаты непонятно где, кем и как приготовленные, не приходится стоять у плитки и варить пельмени, которые ими и  назвать практически невозможно.
  Сентябрь как-то быстро наступил в этом году.  Листья стали желтеть,  напоминая  о том, что скоро выпадет первый снег. Зимой будет еще труднее, поэтому готовиться к ней лучше сейчас.

    Мысленно я отметил, что прошло шесть лет, как я приехал в столицу. И если каждый предыдущий год я воспринимал эту дату как некую победу над собой и сложившимися обстоятельствами, то сейчас  было не так. Я просто спокойно подумал, что прошел еще один год.

  Но это спокойствие подобно затишью перед бурей.
 
  Я прекрасно понимаю, что завтра может все измениться, причем очень стремительно. Подскочит курс валюты, и люди станут вкладывать оставшиеся средства в недвижимость и строительство. Это значит, что начнутся звонки, придется днями напролет мотаться по городу и решать кажущиеся невозможными задачи.
  На самом деле я действительно устал. А каждому организму необходим перерыв во время работы. Иначе он просто износится раньше времени.
  А когда тебе за пятьдесят - отдых просто необходим.С годами только коньяк крепчает.
  Поэтому я стараюсь отдыхать. Иногда банально ложусь спать.
  С другой стороны - схемы отлажены до винтика, и сбой может произойти только в случае форс-мажора. В случае непредвиденных обстоятельств.
  Пробки, а после первого сентября - это бич, это потеря времени. Попадаешь в затор,  и все - состыковать два заказа невозможно.
  Проблемы со здоровьем - это тоже форс-мажор, а все замыкается на мне - реклама, общение с заказчиками, обеспечение материалами и транспорт, распределение средств и общее руководство.
  Но и здесь есть варианты - от коллапса на дорогах каким-то чудом спасает навигатор, который есть в смартфоне; а пока есть время, можно сходить к врачам и сдать необходимые анализы, и услышать вердикт о состоянии своего здоровья.
 
  А еще я хочу приобрести еще одну машину.
 
  Вот казалось бы - зачем она мне? У меня их и так две. Обе, пусть и подержанные, но без каких-либо проблем - "сел и поехал", но кто-то мне нашептывает - "нужна еще одна". Странное дело, я всегда прислушиваюсь в этим "советам" и никогда они не подводили меня. Скорее всего, все связано с расстояниями. В Москве можно запросто накатать за день и сто, и двести километров, поэтому транспорт - это наиболее важная составляющая любого дела. При том, что дороги здесь очень хорошие.

  Поэтому свое спокойствие я бы объяснил временным бездействием человека, готового к любым переменам, подобно очень чуткому механизму, способному в любой момент "включиться" в бешеный ритм города.
 
   Хотя, сказать, что год моей жизни в столице «прошел» можно с большой натяжкой. Приобретение участка, работа на нем и прочие хлопоты очень укоротили время.
    Я купил и привез старенький и вонючий строительный вагончик, чтобы была возможность прятаться от дождя, провел электричество и выкопал колодец. Вода оказалась совсем рядом от поверхности земли, что несказанно обрадовало меня. Не пришлось углубляться на десятки метров, как это делают там, где водяная жила находится на большой глубине.
    Затем я как смог отмыл  свое новое жилище. Знакомая по работе подарила мне шикарный диван, матрас и постель  я купил, а спать в лесу,- вокруг участка стоят деревья, -  неописуемое блаженство. Птицы по утрам затевают такие серенады, что кажется нет никаких проблем, хочется глубже дышать и наслаждаться солнцем. И это не так далеко от Москвы – час езды от того места, где я работаю. 
   Фантастика. Обычно дачи у москвичей находятся за сотни километров.
 К счастью, на новой работе мне тоже  предоставили жилье, и теперь я могу ночевать где угодно, в "своём лесу", как мысленно я  называю  участок, или в студии площадью двадцать квадратных метров.
   Моя новая работа, на которой я нахожусь второй год, не сильно занимает меня, а заказов, как я уже говорил,  очень мало, поэтому появилось свободное время.  Все повторяет ситуацию кризиса 2008 года практически один в один. Денег у людей стало мало.
   Значит, есть время принять очередное решение. И, что самое интересное, меня никто не торопит. Поэтому можно сделать все не спеша, чтобы по возможности предусмотреть возможные плюсы и минусы очередного плана.
   Тогда, много лет назад, я безусловно колебался. Ну к кому я поеду? Куда? Нужен ли я буду там? А ведь мне было почти пятьдесят лет. На работу в таком возрасте не устроишься. Вам совершенно спокойно скажут: "Вы нам не подходите". И вы не сможете ничего доказать этой девочке из отдела кадров. У нее есть четкие указания вышестоящего начальника. Разумеется, к нему вы не пойдете.  И дату рождения в паспорте изменить не сможете. Но это не повод опускать руки.
      Совсем недавно я был на курсах повышении квалификации по электрохозяйству.      И там преподавательница - дама в годах, очень интересно преподающая материал, - я помню даже два раза ходил на один и тот же курс лекций, - задала нам вопрос:
 - Каким возрастом ограничена работоспособность  электрика? 
   Мы называли самые разные ответы, но не смогли угадать.
 – Она не ограничена, - резюмировала преподавательница, - пока человек обладает опытом и может держать в руках отвертку – он может работать!
   Это фраза пригвоздила меня к парте, за которой я сидел.
 - Значит человек может находиться "в строю" до последнего? – непроизвольно вырвалось у меня.
- Совершенно верно, "до последнего патрона", - она улыбнулась и добавила, – мало того, его опыт просто бесценен.
  Так вот, друзья, возраст вашей работоспособности не ограничен. Причем с годами вы становитесь только опытнее.
    К сожалению, не все начальники это понимают.
  Так вот.
   В это раз я не стал долго раздумывать.
   Нужно просто запастись терпением на пару лет и по возможности экономить.
  Но сейчас мне значительно легче – не так много препятствий на пути. Сидеть и ничего не делать очень просто – вы не совершите ошибку. А отдых  просто необходим.
  В те годы, посидев без работы,  я твердо решил, что уеду. Чего бы мне это ни стоило. И именно в столицу.
  С другой стороны, сдается мне, что Россия станет когда-нибудь одной большой Москвой.  Все ресурсы сосредоточены здесь. На провинцию выделяется небольшая толика, и совсем неизвестно в каком количестве она доходит до адресата. А здесь все же надежнее.
   Из многих республик бывшего СССР люди приезжают сюда годами. Взять, к примеру,  слесаря ТСЖ, в котором работаю я.  Назовем его Батыр.
   Он приезжает на год, получает в месяц двадцать тысяч,  с бесплатным жильем. Все дополнительные заработки идут на питание, а зарплату он отправляет домой.
   Мало того, его сын работает здесь годами. Уезжая на какое-то время на родину, чтобы повидаться с родственниками – жениться, принять участие в рождении первенца, отдохнуть.
  Почему россияне так не могут? А ведь нам намного ближе ехать.
  На мой взгляд – это страх перед неизвестностью, неуверенность в своих силах, "где родился там и пригодился", и еще много причин. А им просто деваться некуда.
  Я часто слышу от гастарбайтеров из Азии, что у них там "просто нечего делать", не у всех конечно и тем не менее.
   Подведем итог.
   Примите решение. Один раз. Пусть это случится не сегодня и не завтра, но мысли о том, что вы выбрали путь успокоят вас. Остается только хорошо приготовиться и начинать действовать.
    
 Сразу оговорюсь, что мои советы  - это взгляд со стороны на жизнь  обычного среднестатистического провинциала.  Здесь нет и не может быть четких указаний к конкретному действию, решения принимаются исходя из конкретной ситуации.


 Москва.  01.09. 2015 г. 23:00.

http://www.proza.ru/2016/09/20/842