клф нло н. бодров Рецензия на Галюцинация ОА

Юрий Васильев
Рецензия НБ на рассказ ОА «Галюцинация»  НЛО-2015г
Ну не виноват я, братцы, что люблю в литературе хороший сюжет, психологизм, некоторые приключения(перипетии), причём изложенные хорошим богатым языком, да ещё грамотно. Не виноват в том, что должен говорить правду, даже близкому человеку. Не виноват, что жду от НЛО-навтов всегда интересное, талантливое… А получаю не всегда. И брюзжу-юрюзжу. Благо, возраст позволяет.
Кстати, ранее в творчестве уважаемого автора уже была Галюцинация. Только я забыл детали. Что же мы имеем тут? Да если честно- не фонтан. Главное- аллегорическая мысль- полковник уже мысленно «там». В лучшем мире. Тут- уже так- по привычке. Наполовину. Усталый леопард после охоты. Миссия выполнена. Антилопу настиг. Потомство оставил. Крышу над головой потомству сделал. Если допустить бытие за гранью, морально готов.
Но вот как рассказ- это концептуальное и мировоззренческое произведение слабовато. И по сути и фрагментарно.
Ну как можно верить в восклицание журналистки Маргариты- Я люблю вас! -После знакомства на пляже и «городьбы огородов» в кафе? Ну должны люди испытать первую симпатию. Усиление симпатии. Влюблённость…что-то ещё. Это длительный процесс. И уже потом и эти слова и дела и ощущение привязанности к человеку. Личности. Тут- схема. Может я циник. Может быть у кого-то сразу. Но я сомневаюсь. Далее.
- еле всплескивая.- не нравится мне. Плеща-тоже не вариант. Думай. Автор.
Боролся-борюсь-буду бороться с канцелярским языком и тяжелыми словесными оборотами. Ну не красиво это. Проза, как стихи, должна быть лёгкой, читабельной, интересной. Оперировать прозаик-автор должен простыми понятными, короткими предложениями, а не сложноподчиненными конструкциями- махинами, в которых дочитывая конец, забываешь начало.
Наскучившее (!!!) уже обилие обнажённых женских тел (-купальники-то были? Или пляж нудистский?) вдруг породило, точно по закону какого-то немца о переходе количества в качество, настоящее чудо природы.
Вначале о сложноподчиненном.- Да скажи ты проще: «На пляже было много полуобнажённых красавиц. Одна была лучше всех. » Что касается немецкого закона- это общефилософский закон. Сравни еще пословицу- Терпение и труд(количество) всё перетрут (качество). Какого ещё немца надо? Фейербаха?
Главные проблемы- малосюжетность и наигранность. Тяжелый слог. Изживи их и рассказ будет интересным. Сделай не 1-2хода сюжета а ходов 4-5. Пиши не о глобальном физическом- эзотерическом допущении- пиши о людях в контексте этого допущения. Каждую сценку представляй в голове, а не записывай клишировано. Представь, будто фильм снимаешь, или спектакль ставишь. Видь! Видь всё перед глазами. Не допускай актёрской фальши. Ну и форма- чем длиннее предложение- тем оно корявее и тяжелее. Тем его труднее произнести, представить. Я знаю, многоуважаемый автор, ты ответишь- легко сказать- пиши хорошо. Пишу как получается. Но надо же пытаться…Я уверен, что я прав. Твоё дело внимать или оставаться «при своих». Но если всё- таки внимать- то не формально. А тяжеловесные предложения изменять на краткие. А сюжет- не факт и восторги вокруг него, а цепочка взаимосвязанных фактов, которые разрешают изначальный конфликт. И ещё есть образы, а не названия персонажей. Да много всяких тонкостей есть. Главное я обозначил.  Всё-таки оц3. И нет никакого самолюбования в моей рецензии- я сам не владею тем, чем рекомендую овладеть. Но я знаю, что нужно, чтобы лучше писать и хотя бы потенциально стремлюсь улучшать стиль. Чего  другим желаю.
Далее по тексту-
Галюцинация          ОА, НЛО-2015

Солнце совсем склонилось к закату.  Жара чуть спала, и море притихло, еле всплескивая у ног маленькими прозрачными волнами. 
Игорь, младший из двух загоравших мужчин, проснулся,(СПАЛ!!!) сел, огляделся по сторонам и обомлел.  Наскучившее уже обилие обнажённых женских тел вдруг породило, точно по закону какого-то немца о переходе количества в качество, настоящее чудо природы. Да ещё и всего в пяти метрах. Он боялся таких вызывающе, как Анастасия Вертинская, красивых женщин, но захваченный врасплох, ничего не мог поделать с собой и откровенно любовался девушкой. Та поймала его восхищённый взгляд, выразительно поморщилась и отвернулась. Игорь смутился и закурил. (НАИГРАНО)
И, пытаясь завоевать внимание красавицы, чуть громче, чем было необходимо, спросил старшего товарища:
- Петрович, а почему ты до сих пор полковник?
Задремавший, было, Олег приподнял голову и удивлённо посмотрел на него, потом по сторонам, всё понял и усмехнулся:
- Ты, Игорёк, мальчик, вроде бы, взрослый. А вопросы задаёшь детские. (УНИЗИЛ)
Игорь обострившимся шестым чувством ощутил, что план сработал: соседка  прислушивается. И продолжил развивать тему, не обижаясь на <<мальчика>>  и зная, что наверняка предоставится возможность сказать пару интригующих слов и о себе.
- Но у тебя две <<дальних>>! Да ещё каких! А многие стали генералами и после одной.
На эту его горячую тираду(!!!) заинтересованно оглянулись многие из загоравших по- близости.  А соседка ещё пыталась выглядеть равнодушной. Или, хотя бы, не откровенно любопытной. И потому делала вид, что любуется пылающим всеми оттенками красного закатом. (Закат пылал всеми оттенками красного-лучше так!)
Олегу она тоже понравилась. Но не настолько, чтобы ради её развлечения дать резвящемуся Игорю на людях лезть себе в душу. И он сказал прямо:
- Уймись, пожалуйста.  Командир батальона - должность полковничья.
Но воодушевлённый успешным, как ему показалось, началом, уняться Игорь сейчас не согласился бы даже под страхом расстрела на месте.
Он боготворил командира, но явно решил принести его в жертву стремительно растущей симпатии к очаровательному сюрпризу судьбы.
- Командир охраны Коридора(Ладно, хоть не санузла!), зубы не заговаривай, должность генеральская. Да я и сам знаю, почему ты полковник. И почему тебя к нам фактически сослали на почётную пенсию.
- Ну а знаешь, так тем более… Иди лучше окунись и остынь.  И соседку пригласи.  Там и тему поинтереснее найдёте, - грубовато обрубил разговор Олег и лёг на живот, упёршись большим упрямым лбом в согнутую руку. 
Это был почти нокаут. Да ещё и ударом ниже пояса. Игорь покраснел и скис. Он нервно докурил  сигарету и поднялся.  Мысленно проклиная не только дубовую, нарочито солдафонскую бестактность Олега, но и себя за казавщуюся теперь глупейшей затею использовать легендарность командира для флирта с понравившейся, но незнакомой девушкой, Игорь быстро оделся.   
А соседке не было до Игоря почти   никакого дела. Её оскорбили не тон и смысл сказанного старшим товарищем, а то, что заинтересовавший и заставивший забиться чуть чаще  гордое сердечко мужчина сделал это даже не взгянув в глаза.   И девушку вдруг прорвало:
- Как я вас ненавижу! Всех.  Да, я красива.  Но разве это повод для оскорбления? Да, я прошла бы спокойно мимо.  Я и шла уже домой! Но меня  заинтриговал ваш ужасный шрам на груди.  И я, дура, захотела хоть что-нибудь подслушать. Да. Дура! А вы… Всегда только одно на уме!  Особенно у вас, вояк…
Гневные слова затопили закипавшие злые слёзы.  Она вскочила, свернула коврик в сумку, затолкала в неё полотенце, но нервно натягивая прилипавший к  влажному телу сарафан, рванула и вдруг порвала его  по шву между талией и подолом. Оценила нанесённый ущерб, обессиленно опустилась на камни и горько заплакала.
Игорь стал от её тирады, слёз и отблеска заката аж пунцовым. Он бестолково топтался рядом, не зная, как утешить и ворчал под нос:
- Солдафон. С таким только в казарме водку пить. Никакого чувства такта.
- Спокойно, господа. Приношу глубочайшие извинения. Я, действительно, солдафон.  Игорёк, у тебя иголка с ниткой на месте?  Ну так дай девушке.  Кстати, он Игорь, я Олег, а Вас как прикажете величать?
- Маргаритой, - свозь слёзы невольно улыбнулась девушка и начала быстро штопать снова снятый сарафан. Как пошло!
Справившись с неприятностью, они  переместились в набережное кафе.  Активный дневной жор семейных отдыхающих уже кончился, а музыкальная вечерне-полуночная оргия ещё не началась, и на веранде было почти пусто, тихо и очень уютно. Олег заказал ужин на троих и бутылку сухого вина. Маргарита краем глаза глянула в меню и покраснела, но теперь не от гнева, а от смущения. По цене их заказ почти вдвое превышал её стипендию.
- Вы студентка? – ободряюще улыбнувшись, определил Олег.
- Журфак МГУ. Четвёртый курс, - не утерпела и чуть хвастливо представилась Маргарита. Она искренне считала свой Университет лучшим в мире.
- Капитан, командир роты батальона охраны Коридора Петраков, - в тон ей торжественно представился и Игорь.
- А про Вас я уже кое-что знаю. Вы, Олег Петрович, полковник и командир этого самого батальона. Ой, девчонки от зависти поумирают, когда расскажу!
- Я им сочувствую. Но Вы, Маргарита, почти журналист. И нам придётся следить за каждым сказанным словом, - он выразительно поглядел на Игоря. - А я уж хотел было удовлетворить любопытство моего подчинённого. Увы.
- Нет, не увы! – горячо возразила Маргарита. - Я не почти, а уже два года настоящий журналист. Но вы <<Юлию>>, конечно, не читаете.  Это глянец, откровенно ориентированный на богатых <<блондинок>>.
- Я листал пару раз. Картинки – прелесть, - признался Игорь.
- Да, там есть на что посмотреть. Но читать почти нечего. Проблемы флуктуации и кавитации пространства при изменении частоты осцилляции материи – явно не наш профиль. Так что смело рассказывайте, пожалуйста, обо всём. Если я о чём- нибудь когда-нибудь и где-нибудь напишу, то только с вашего согласия.
- Ого, - неподдельно восхитился Игорь. – А  что, Марго, и на журфаке изучают проблемы осцилляции?
- Представь себе, да! На дилетантском, конечно, уровне. Но формулы на три страницы есть и в моих конспектах.
- А зачем?
- Не все же будут сотрудниками <<глянца>>. Да и для меня это лишь временная подработка. И ещё. Если лень выговаривать полное имя, зови меня, пожалуйста, лучше Рита. Терпеть не могу Марго.
- Замётано. А нет ли номера <<Юлии>>…?
- Нет, - поняла и перебила Маргарита. - В рекламе нижнего белья я не снималась никогда. Хотя, если честно, финансово такие предложения бывают очень заманчивы. Но <<ноготок увяз…>> Я, если прижмёт, лучше голодной похожу. Да и для фигуры полезней.
- Выходи за меня, и будешь самой богатой на вашем курсе! – внезапно не только для всех, но и для себя выпалил Игорь.  Получилось, вроде, полушутливо, но он  перестал дышать.
- Ты в этом уверен? У нас разные учатся… Но я подумаю. А сейчас давай дадим хоть слово вставить Олегу Петровичу.
А Олег, вполуха слушая ребят, мысленно уже снова был там, у незримой стены, навсегда разделившей его с лучшим другом. Впрочем, почему навсегда?
…Два маленьких дискообразных сторожевых катера лежали в дрейфе в полумиллионе километров от своей базы на орбите Сатурна.
Олег в бесчисленный раз безнадёжно проигрывал, но у компа подсказки не просил.
Димка, хоть и играли по аудиосвязи, сразу просечёт, кто автор сильного хода. А соблазн был очень велик.
- Ты там не уснул? Не обижайся, но гроссмейстер уже положил бы короля.
- А мы не гроссмейстеры. И истчо повоюим. Конь на же шесть!
- Хм… Комп подсказал?
- Ну вот ещё!
- Хм… Да, это я, похоже… А это что!?! Что за…
- Дим, ты чего?
- На триста пятнадцать, удаление… Что-то дальномер плывёт, но поворачивай и сам увидишь. Ого. Если дальномер не врёт, то… Но откуда он здесь взялся? За мной! На подлёте сориентируемся.
- Дим, но у меня на экранах пусто.  К чему полетим? Протри глаза. Одни пыль и мелкий щебень кругом. Проиграть испугался? Ходи, давай!
- Как пусто? Это ты экран протри! Ладно, держись за мной. Там разберёмся. А в партии ничья. Согласен?
- Хитрый  Дмитрий. Ладно, согласен. Да не несись ты так. Шеф опять канючить будет про перерасход <<сала>>.
- Не <<салом>> единым жив космонавт. Ну что, увидел, наконец? 
У Олега и в самом деле на центральном экране вдруг как бы конденсировался из серебристой пыльной дымки продолговатый астероид. Он присвистнул.
- Ну ни хрена себе! Но такой камешек здесь мы не могли проспать раньше. Дим, а тебе не кажется, что он слишком уж … Ровный, что ли?
- Наконец-то увидел. А то я уж было о галлюцинации подумал. Ведь какую партию сыграли уже? Ты хоть и не гроссмейстер, но на кривой козе и тебя не объедешь. А форма, правда, странная… Ничего, щас в упор поглядим.
Но вдруг они остановились. Ощущение не бетонной незримой стены, а упругой сверхпрочной паутины. Она поймала и чуть отодвинула назад два многотонных катера на полном ходу и при полной тяге движков! У обоих офицеров от огромной перегрузки потемнело в глазах. А когда прояснилось…
- Олеж, что это? Ущипни меня. Этого не может…
- А ты меня ущипни! Это, всё- таки, галлюцинация.   Групповая.
- А  разве они бывают?
- Видишь же сам!
Перед их изумлёнными взорами гигантский двухсоткилометровый конус из ослепительно белого вблизи хрусталя стал вдруг раскрываться, как цветок лотоса, огромными лепестками-кварталами неведомого, но сказочно прекрасного города.
- Я понял, - прошептал потрясённый Олег.  -В кино видел.  Мы с тобой как-то погибли. И это Тот Свет!
- Ребята, не надо щипаться, - зазвучал вдруг из динамиков в обоих катерах прекрасный женский голос:
- Вы живы и здоровы, но вам выпал интересный шанс. Вы, если есть желание, так уж нечаянно повезло, можете, не умирая, перейти на более высокий уровень существования.  На раздумье у вас по вашему времени  около десяти минут. И вы можете задать мне любые вопросы.
- А можно, это, гм…- вдруг закашлялся Олег, не договорив.
- К сожалению, Олег, обратный переход пока проблематичен. Как, к примеру, пропустить ток через полупроводник в обратном направлении. Ток-то протечёт, но полупроводник, увы, будет испорчен. Ваш частотно-временной диапазон Вселенной очень хрупок при вторжении иерархически вышестоящих полей и энергий. Так что наша мембрана пропускает к вам пока только небольшие кванты адаптированной информации. Для вашей безопасности.
- А вся эта махина разве сейчас не в нашем космосе? Ведь её, правда как-то странно, но и приборы катера фиксируют!
- Мы и сами пока ничего не поймём. Такого не было ещё никогда. Да, теоретически, и быть не может.  Не могло. Но последнее время  мы тоже заметили, что-то происходит. И мы пытаемся разобраться что. Внимание, ребята. У вас тридцать секунд. Двадцать. Десять…
- Я хочу к вам!!! – бешено крикнул Димка, и почти тут же всё погасло…

…- Меня отправили на Землю, заперли в какой-то психиатрический исследовательский центр и изучали почти  месяц. Потом чуть не комиссовали. Но за что? По всем их тестам я был абсолютно здоров.  Да и Дмитрий с катером необъяснимо бесследно исчез. А на патрульных катерах столько всяких маячков и чёрных ящиков, что даже после удара пучком антиматерии что-нибудь бы да осталось и пищало. Да и вспышку засекли бы многие поблизости. Врочем, небольшой всплеск гравитационного поля наша станция и засекла. Но больше ничего!... А тут, как раз, начались эксперименты с Коридором. Я и попросился в <<дальнюю>>. Они, похоже, только рады были бы, если бы я не вернуся… Но я вернулся из обеих! Из второй один из всего экипажа. Димка помог…
- Веричев!
- Ваш друг!?!
- Но это, ребята, пожалуйста, строго между нами! А то спишут совсем и навсегда.
- Мог бы и не предупреждать.
- Олег Петрович!...
- Слушаю тебя, родная.
- Я Вас… люблю!
- Ну вот. Треугольников нам не хватало. А, если серьёзно, Маргарита, я не совсем остался. Я не могу это обьяснить, но большая часть меня там. С Димкой. А оставшейся здесь уже ничего не надо.  Разве что сгонять в третью <<дальнюю>>…