Марш-бросок

Сергей Владимирович Рыжков
____Ничто не вечно, и никто не вечен. Однажды наступает момент, и ложится на стол телеграмма с пометкой "срочно". И время, которого всегда катастрофически не хватало, сразу находится, и дела, которые только что казались неотложными, отодвигаются на задний план, и денег, которых всегда не хватало, вдруг становится достаточно для того, чтобы бросить все, и срочно ехать туда, где давно уже не был. И неожиданно выясняется, что Аэрофлот тебе не помощник, потому что из-за высокой стоимости билетов спрос на авиаперевозки упал, и рейс туда выполняется один раз в неделю и ближайший будет через пять дней, а ближайший поезд отправляется завтра вечером и идет целых три дня.
____Час ночи. Я не спеша иду по привокзальной площади в Самаре. Новое, только что построенное здание вокзала, облицованное сине-зеленым стеклом с верху до низу, поражает нестандартностью архитектуры. Водители такси предлагают мне свои услуги. Я молча показываю им ключи от машины, увидев которые, они сразу же теряют интерес ко мне. Время принятия решения. Для пилота это момент, когда при разбеге самолета по взлетно-посадочной полосе нужно решить, начать взлет, или отказаться от него. Промедление сделает отказ от взлета невозможным. Для меня, это решить на чем мне преодолеть три тысячи километров как можно скорее. Для меня счет хоть и не идет на секунды, но каждый час необычайно дорог.
____Я сажусь в машину и пускаю мотор. На освещенном лампами подсветки счетчике пройденного пути вижу 00937 км - начало четвертого круга. В таком возрасте столь дальняя поездка - серьезное испытание. Масло надо было заменить недели две назад, задние колеса заканчивают свой срок службы. Но если 3000 километров разделить на 60 - это средняя скорость, если ехать, не превышая 90, - то получается, что через 50 часов я буду там. Двое суток непрерывного движения по российским дорогам. Атлас остался в гараже, подготовка к поездке - никакая.
____Через какое то время решение принято, я включаю передачу и беру курс на Уфу. Самара провожает меня хорошо освещенными улицами, яркими огнями светофоров и вездесущей рекламы. За городом я окунаюсь в темноту, и нас остается трое: я, машина и дорога. Повидавший на своем веку мотор несет нас со скоростью 90 по разбитой узкой дороге. Местами ее состояние становится настолько плохим, что приходится опускаться до второй передачи. Редкие встречные машины уже вдалеке переключают свет на ближний, но разъезд все равно требует сосредоточения и мобилизации всех сил, так как при такой ширине дороги и никудышных обочинах машины проносятся в метре друг от друга.
____Часа через три начинаю подсчитывать в уме среднюю скорость движения и обнаруживаю, что она составляет всего на всего 54 км/час. Впереди Урал, там снижение скорости может быть еще более значительным, затем пересечение государственной границы Казахстана в районе Петропавловска, две таможни, а потом участок Омск-Новосибирск, который непроходим настолько, что всю жизнь его обходили югом, через Ордынское, поворот на которое я не помню, а атласа при мне нет. Где-то в глубине моего сознания замаячила неуверенность в правильности принятого решения, неприятно-противная неуверенность, деморализующая, разрушающая волю, сосредоточенность и стремление к цели. Кто победит в этом поединке? Человек, или обстоятельства? За спиной каких то две-три сотни километров. Можно и развернуться. А что потом? Признаться самому себе в слабости, в неумении, в неспособности принять правильное решение для разрешения возникших проблем? А завтра вечером сесть на поезд и пилить туда трое суток с мыслью о том, что приеду тогда, когда будет уже поздно? Нет! И еще раз нет! Только вперед! Во что бы то ни стало и чего бы это ни стоило. Я должен победить в этом поединке! Я обязан! Я не имею права на поражение! Иначе, грош цена мне, и номер мой шестнадцатый.
____Эти мысли успокаивают меня, возвращают уверенность и готовность к длительной изнурительной борьбе. Время идет, сигареты уходят одна за другой, медленно накручиваются километры, и к утру появляется ощущение, что дом остался где-то далеко позади, и что я в дороге.
____На АЗС, встречающихся по пути, спрашиваю масло, простое уфимское минеральное моторное масло, но, не смотря на близость Уфы, такого здесь не имеется. Есть только Шелл, Кастрол и иже с ними, коих мы за всю жизнь никогда не пробовали. Наконец нахожу нечто среднее - масло Уфалюб с пакетом импортных присадок. Съезжаю с дороги и сливаю масло из двигателя прямо на землю, причитая "Да простит меня мать-природа". Ставлю новый фильтр, заливаю Уфалюб, и вперед!
____Урал, как всегда, молчалив, величав и монументален. Это не Тянь-Шань, и не Памир, но шансов прервать здесь свой полет вполне достаточно. Понимая это, я не иду напролом, соблюдаю осторожность, стараясь при этом поддерживать хороший темп движения. Дорога здесь как после бомбардировки - разбита вдрызг. Подвеска стонет, но все же переносит все издевательства, выпавшие на ее долю. Как и ожидалось, средняя скорость движения по Уралу оказалась невысокой и, тем не менее, к началу следующей ночи, после 24 часов движения пройденными оказались 1300 километров. Это вселяло надежды, но впереди меня ждали две таможни.
____Автомобильная дорога М51, по которой многие лета огромные потоки машин передвигались с запада на восток, и с востока на запад, на участке между Курганом и Омском пересекает территорию Казахстана. Участок этот короткий, - каких то 180 километров, и во время целостности Советского Союза ничем не выделялся. Более того, я и не знал тогда, что еду по Казахстану. Ни названия населенных пунктов, ни вывески на магазинах не содержали даже намека на это. Разве ж можно было подумать, что Петропавловск - это Казахстан. После обретения суверенитета и размежевания здесь все стало по-другому. Моя предыдущая поездка по суверенному Казахстану три года назад открыла для меня много нового и удивительного. Меня легко впустили на территорию, не потребовав даже оформить любопытный, на мой взгляд, документ под названием "Разрешение на временный ввоз автомобиля", а потом колпашили и бомбили на каждом километре, взымая мзду деньгами и натурой, всякий раз, начиная разговор со мной с одной и той же фразы: "Вы нарушили Закон республики Казахстан о…" Время стало причиной многих перемен, но здесь схема осталась прежней. Государственную границу я пересек довольно легко. Самым сложным для меня было - разбудить работника таможни, который должен был делать ксерокопии паспортов. Тот спал в темном углу на кушетке, и я не сразу разглядел его там. На первом же посту началось:
____- Что везете?
____- Ничего.
____- Совсем ничего?
____- Совсем.
____- Ну, так не бывает. Хотя бы сумка какая то у Вас есть?
____- Нет.
____- Откройте багажник, посмотрим.
____В багажнике, действительно, не оказалось ничего… кроме красного 50-литового баллона с пропаном.
____- Вы что, на газе едете?
____- Да.
____- А документы есть?
____- Да, есть.
____- А почему в техпаспорте нет отметки об этом?
____- У нас с прошлого года никаких отметок не делают.
____- Вы въехали на территорию республики Казахстан и обязаны соблюдать ее законы. По нашим законам отметка положена.
____- Но я не могу обязать российскую ГАИ сделать отметку, если они ее не делают.
____- Вам придется заплатить штраф.
____- За что штраф? В чем моя вина?
____- Вы въехали на территорию республики Казахстан и обязаны соблюдать ее законы.
____Предъявляю служивому полный пакет документов, подтверждающих, что газовое оборудование смонтировано лицензированной организацией на законном основании.
____- Это не документы.
____- А что это?
____- Не знаю что. Придется платить штраф.
____Достаю последний аргумент - телеграмму, и продолжаю диалог:
____- Завтра вечером я должен быть в Новокузнецке, до которого еще полторы тысячи километров, и я не могу больше стоять здесь.
____Служивый не надолго задумался, после чего вынес решение:
____- Ладно, это Ваше счастье, а то бы я Вас оштрафовал.
____Я счел неуместным дискутировать о счастье и несчастье и поэтому распрощался со служивым, и, сев в машину, быстро уложил стрелку на 90, чтобы поскорее проскочить этот участок пути. Но пост этот не был последним…
____С территории Казахстана я выехал, когда уже начались вторые сутки моего движения. Я стал ощущать, что сильно устал и хочу спать. Человек - не машина, и рано, или поздно этот момент должен был настать, когда ехать дальше надо во что бы то ни стало, а организм начинает настойчиво требовать отдыха. Продолжать движение становится опасным, я поминутно ловлю себя на том, что сознание начинает периодически отключаться, и эти 1-2 секунды машина фактически неуправляема, а мою жизнь держит в своих руках ее величество случайность. Останавливаюсь на площадке у придорожного кафе, отклоняю спинку сиденья назад, и, едва прикоснувшись головой к подголовнику, проваливаюсь в темную бездну, где нет ни верха, ни низа, ни право, ни лево. Вскоре меня разбудил припарковавшийся рядом КамАЗ. Я спал ровно пять минут и проснулся никакой. Пробую начать движение, и очень быстро осознаю, что отдых не получился, меня по-прежнему клонит в сон. Массаж шейных мышц отгоняет сонливость только во время самого массажа, но стоит взяться двумя руками за руль, как все продолжается.
____Где же этот выход? Как его найти? Внутренние резервы человека, конечно же, не безграничны, но, может быть, какое то небольшое количество их осталось? А если они есть, то как их задействовать? Как?… Как?…
____Я опять съезжаю с дороги на площадку возле очередного кафе, и углубляюсь как можно дальше от дороги, чтобы меня никто не побеспокоил. Момент, и я опять провалился в бездну. Через полчаса я просыпаюсь и иду в кафе, где принимаю горячую пищу и выпиваю стакан черного кофе. Выйдя из кафе и стоя на холодном осеннем ветру, я еще не могу дать оценку своему состоянию. Все чувства притупились. Надо попробовать поехать.
____Перед Омском стало очевидным, что мне удалось задействовать скрытые резервы и победить сонливость. На АЗС в Омске я узнаю, что дорога Омск-Новосибирск приведена в надлежащее состояние, и ехать окольным путем по павлодарской трассе не нужно. Это прибавляет мне сил и вселяет уверенность. По объездной дороге, хорошо оборудованной указателями, я без труда выезжаю на эту трассу. Участок пути каких-то 700 километров. На всем его протяжении я ехал только 90 км/час, не снижая и не увеличивая. Стрелки на приборах замерли, и только счетчик монотонно вращал свои диски с цифрами, отсчитывая километры.
____К ночи за спиной остается и Новосибирск, и Кемерово. Остался пустяк - 200 километров. В Кузбассе местные руководители уже много лет назад осознали истинное значение автомобильных дорог в жизни региона, и дорожному строительству всегда уделяли немалое внимание. Дороги здесь, по моим представлениям, хорошие, и не езда по ним, а песня… но, только не для меня. Силы мои на исходе. Сонливость, как будто, не беспокоит, но… начались иллюзии, вполне конкретные, отчетливо видимые иллюзии. В свете луны облака представляются ватными кубиками со скругленными углами, из которых составлены композиции с причудливой конфигурацией. Кажется, протяни руку, и можно их достать. Это яркое зрелище привлекает мое внимание, хочется бросить все, и любоваться этим небесным чудом.
____Я напрягаюсь изо всех сил, чтобы не потерять контроль над машиной и дорогой. Томительно тянутся минуты, наматываются последние километры. Я уже петляю по лабиринту частного сектора. Наконец я у цели. 48 часов непрерывного движения и 2800 километров позади. Я выстоял! Я победил! Но для радости сейчас места нет…
____Двухдневный изнурительный марафон, потребовавший отдачи всех без остатка сил, небезопасный не только для меня, но и для других участников движения, завершился благополучно. Спорной может показаться его необходимость в свете возможных альтернатив, но на момент принятия решения моя шкала ценностей и сложившаяся ситуация склонили меня к такому выбору.
____
____Никогда не говори никогда, ибо нельзя предугадать завтра, но боже упаси нас от таких испытаний впредь.
____
____
____К барьеру !
____
____Через семь дней после приезда я отправляюсь в обратный путь. Спешки особой нет, но поторапливаться, тем не менее, надо. Уже через полчаса после начала движения на моем пути возникает каменная крепость, бастион законности и порядка - пост ГАИ - прямо в центре пересечения двух дорог. Кольцо вокруг поста размечено замысловатым образом, не сразу и сообразишь, как ехать. Бетонные балки, шлагбаумы, ограждения, люди в форме и с оружием. Во время чрезвычайного положения, кое мне довелось пережить в конце 80-ых, я относился к подобным мерам с пониманием. Сейчас же это представляется мне неоправданным и чрезмерным, не смотря на всю лихость сегодняшних дней. Тогда я ощущал реальную угрозу безопасности граждан со стороны экстремистов националистического толка, видел в лицах людей в форме их искреннее желание сохранить спокойствие и стабильность в городе, видел их тяжелый, изнурительный, самоотверженный и опасный труд. Сегодня в их действиях я вижу едва осязаемую связь с безопасностью дорожного движения, а случаи безосновательного задержания, искаженное понимание своего профессионального долга и открытое вымогательство, мягко говоря, раздражают и подрывают доверие к безусловно необходимой для поддержания дисциплины и порядка на дорогах организации - ГАИ. Престуники были всегда, и всегда с ними велась борьба, но без бряцания оружием перед лицом мирных граждан.
____
____Жезл поднят. Я включаю правый указатель поворота, останавливаюсь, и, отстегнув ремень, выхожу из машины.
____- Капитан Фролов. Предъявите документы.
____- Пожалуйста, - я отдаю документы, и, пока он их изучает, думаю, что же я нарушил и о чем сейчас пойдет речь. Изучив документы, капитан обращается ко мне:
____- Не могли бы Вы напомнить мне пункт Правил, касающийся пользования световыми приборами?
____Поразмыслив, я отвечаю почти цитатой:
____- В темное время суток и в условиях недостаточной видимости на автомобиле должны быть включены фары.
____- Правильно. Почему же Вы включили только габариты?
____- Потому что еще не темно, и я вижу дорогу до горизонта.
____- Сомневаюсь.
____- Как же я могу доказать, что я вижу дорогу до горизонта?
____- А никак, потому что темное время суток уже наступило.
____Дискуссия о темном времени суток и условиях недостаточной видимости пошла вширь и вглубь. В ход пошли такие понятия, как пешеход в темной одежде на удалении 300 метров, люксы, люмены, канделы и многое другое. Между тем сумерки сгустились на столько, что видимость стала действительно недостаточной, а моя позиция весьма шаткой.
____- Хорошо, - согласился я, понимая, что теряю драгоценное время, - но может быть ограничимся предупреждением, да я поеду дальше?
____Капитан улыбнулся:
____- Давайте так сделаем: чтобы Вас долго не задерживать, пройдемте на пост, я там запишу Вас.
____- Зачем?
____- А как Вы думаете оценивают нашу работу?
____- Наверно как в поликлинике, - чуть помедлив, отвеил я. - Чем больше больных принял врач, тем лучше.
____- Правильно. Сейчас вот я запишу все Ваши данные и отмечу, что провел беседу по правилам пользования световыми приборами. Это будет моя работа.
____Когда я сел в машину и поехал дальше, было уже темно, а двигатель наполовину остыл.
____
____Северные широты
____
____Обратный путь я решил проложить в обход Казахстана уже хотя бы потому, что конкретные документы на газовое оборудование с подписями и печатями были там расценены как "недокументы". Вступать там еще раз в эту полемику мне очень не хотелось, потому что итог ее совершенно не предсказуем, и после Омска я взял курс на Тюмень, где раньше никогда не был. Новый маршрут добавил мне километров 300-400, или 5-6 часов времени. Из разговора на АЗС в Омске мне стало известно, что не я один избегаю транзитный проезд через Казахстан. Мотивы те же. Вот почему дорога М51 в этом месте пустынна.
____Тюмень в моем сознании всегда ассоциировала с нефтью, газом и морозной зимой. Понимая то, что разница в географической широте с Омском не так уж и велика, я все же пытался увидеть природные особенности. Но придорожный лес оставался все тем же. Часа за два до Тюмени солнце пошло на закат и я стал свидетелем любопытного зрелища: красный диск проглядывал сквозь мутную туманную пелену в атмосфере и не слепил. Можно было переводить взгляд с дороги на него и обратно, не теряя способности видеть. Непонятно в чем и непонятно почему, но легкое дыхание севера сдесь все же ощущалось. После того, как солнце скрылось за горизонтом, начались сумерки на столько светлые и длинные, что в течение двух часов до самой Тюмени придорожная обстановка была хорошо видна, потребность в дальнем свете отсутствовала, а движение было достаточно комфортным. Хорошо, что здесь нет капитана Фролова, - подумал я, - не то бы наша дискуссия о сумерках заняла два часа.
____Когда я въехал в Тюмень, наступила самая настоящая ночь. Вопреки моим ожиданиям горючее здесь имело пиковую цену из всех цен на маршруте. Ничего не поделаешь, заправляться пришлось, ехать то надо. Но не сейчас, а утром. А сейчас спать.
____
____Дома
____
____Преодолев обратный путь за 68 часов, я приблизился к городу. Рассвет едва забрезжил. Передо мной развернулся хорошо знакомый мне городской пейзаж. Жилые кварталы с девятиэтажками и "шеснариками", закопченая промзона с трубами, производственными корпусами и вечно разбитыми дорогами и лужами. Вот он, мой ГСК-51. Ворота открыты и я с ходу въезжаю на второй этаж. Машина моя уже дома. Она выполнила все, что от нее требовалось, покрыв расстояние 6177 километров. Но то, что должно было случиться, случилось - задние колеса достигли предельного состояния и их теперь надо менять. Я отключаю клапан подачи газа, двигатель делает несколько оборотов и останавливается. Можно вздохнуть.
____
____Раннее утро, люди еще спят, в гараже полная тишина, слышно как стонет остывающий глушитель. И что ему не ймется? Родной глушитель не стонал. Я откидываюсь на подголовник и закрываю глаза. Передо мной вмиг проносится вереница событий этих 12 дней. Подумалось о том, что все люди, встречавшиеся мне по дороге, в основном то оказывали мне помощь советами и полезной информацией, чего нельзя сказать о людях в форме. Мне почему то до сих пор кажется, что основным в их работе должно быть обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда всем участникам движения, оказание им всевозможной помощи - транзитным водителям, заблудившимся, начинающим, большая работа в области организации движения, и только к тем, кто не понимает добрых слов и предупреждений, кто сознательно идет на нарушение Правил, применять необходимые меры. Если же водитель едет, не нарушая Правил, движение его должно быть беспрепяственным, безопасным и комфортным. Он не должен вздрагивать ни снаружи, ни внутри при виде инспектора ГАИ, спрятавшегося за деревом, и опасаться, что тот прервет его движение, чтобы удовлетворить свое любопытство. Вот он ключ к установлению взаимопонимания и уважения двух издавна конфликтующих сторон! Впрочем, это всего лишь мне так кажется. Боже! Какие ужасные мысли лезут в голову в результате переутомления. Мне нужен отдых.
____
____Я выхожу из машины и открываю "Балтику", стоявшую на верстаке в гараже со дня моего неожиданного отъезда. Что-то есть в этом… А теперь домой и спать! Спать, не смотря на то, что сейчас раннее утро. Закрываю гараж и иду домой. Кое кто из встречных прохожих критически оценивает мою помятую небритую физиономию. Интересно, какие мысли у них возникают при этом? Наверно думают, что я - непросыхающий слесарь из ЖЭКа, от которого, как ни печально, зависит тепло в их домах. Да… осень уже пришла. За проехавшей машиной воздушный поток поднимает с дороги желтые листья. Шурша по асфальту, они устремляются вслед за ней, но очень скоро, как будто передумав, останавливаются.
____
____Почтовый ящик переполнен газетами, вынуть их было не кому. В доме все на месте. Слава богу. Я ложусь на диван и закрываю глаза, но вижу перед собой асфальт до горизонта, красные, желтые и зеленые деревья, ватные облака, яркая луна… Все это плывет, кружится и сливается в разноцветную мешанину, а затем вообще пропадает куда-то. Я проваливаюсь в бездну. Меня нет…
 

-----------------------------------

© Goliaf, 2002