Лондонские хроники. Метро без машиниста

Борис Готман
 
  Прежде чем рассказать о поезде  метро без машиниста хочу напомнить  читателям,  что в Лондоне у нас был прекрасный гид по имени Анна Горен.
 
  Правильнее всего её можно охарактеризовать словами  "ГИД БЕЗ ПЕРЕРЫВА".
 
  Потому что буквально каждую минуту, проведенную с нами, она использовала, чтобы показать ещё что-то в своём любимом Лондоне и ещё больше рассказать о нём.

  Так вот, утром этого дня мы ездили  в Гринвич.
 
  Да, в тот самый.
 
  И, как верно заметила наш гид, "кусок гринвичского меридиана" является самой  мизерной его достопримечательностью.  Но об этом как-нибудь в другой раз…
 
  Путь в Гринвич пролегал не только через центр Лондона, но и через его восточные,  "бедные кварталы".  Чтобы превратить заурядный переезд в полноценную экскурсию,  Анна выбрала поездку на автобусе – двухэтажном, как большинство лондонских автобусов.

  В предыдущем предложении слова  "бедные кварталы" я взял в кавычки. И правильно сделал – в подавляющем большинстве городов мира эти кварталы вполне сойдут  за районы проживания твёрдого среднего класса.

  Опускаю пока описание и этих кварталов, и чайного клипера "Кати Сарк", и дворцов и базилик Гринвича, и необыкновенных видов на Лондон и его пригороды, открывающихся с Гринвичского холма, и толчеи, чтобы сфотографироваться на 0-меридиане…

  Потому что сейчас наша тема – о поездке в метро без машиниста.

  Анна запланировала доставить нас на этом новейшем виде транспорта в район  со странным для непосвящённых названием   "Собачий остров" или Айл-оф-Догс (англ. Isle of Dogs).  О нём тоже потом – в следующем репортаже.

  Так вот, о новейшем виде транспорта. Наша гид сразу предупредила, что в вопросах техники она разбирается недостаточно хорошо для того,  чтобы давать по ним подробные разъяснения.

  Поэтому когда она сказала, что мы не просто поедем, а полетим на поезде над землёй, я и не подумал, что это будет что-то вроде монорельса на магнитной подушке – я точно знал,  что в Лондоне такого транспорта пока нет.

  Так и оказалось – впечатление полёта даёт то, что большая часть пути проходит по мостам и эстакадам, поскольку в новейшем проекте максимально использованы транспортные  сооружения бывших доков и потерявших значение путей городских и пригородных электропоездов.

  А если пассажир подойдёт к лобовому стеклу головного вагона – на то место, где обычно сидит машинист – впечатление полёта будет ещё полнее – посмотрите на мой снимок в нижнем ряду коллажа.

  Это метро называется Доклендское лёгкое метро
(англ.Docklands Light Railway -  DLR) — автоматическое лёгкое метро, открытое 31 августа 1987 года.

  Можно было бы много написать об истории создания этого метро, о борьбе профсоюзов против него,  о подводных камнях на пути его разработки и строительства.

  Мне хочется только отметить, что в процессе строительства проект постоянно совершенствовался,  на смену хорошим решениям приходили лучшие, на смену лучших – гениальные.

  Например, сначала  проектировался поезд только из одного вагона. Затем пришли к выводу, что пассажиропоток будет куда больше первоначально  принятого  в расчёт.
 
  Перед проектировщиками были две возможности.
 
  Простая -  увеличить число поездов, уменьшив вдвое интервал между ними.

  Сложная – увеличить число вагонов в поездах, для чего надо удлинить уже построенные платформы и усилить часть мостов и эстакад.

  Оказалось,  для  уменьшения  интервалов движения понадобится существенно усложнить системы автоматики управления, их цена при этом превысит стоимость модернизации мостов и  платформ, а эффект будет меньше, чем при удлинении составов.

  Как видит читатель на моём верхнем снимке, сегодня в поездах по три  вагона.

  Когда мы подходили в Гринвиче к станции DLR "Кати Сарк" (история  самой Кати ещё впереди, в последующих заметках), Анна предупредила,   что турникетов на станции нет, поэтому просто проходим на эскалатор.

  У нас были проездные Travelcard, по которым можно ездить непрерывно. Меня же интересовало, как проходят владельцы магнитных карт  Oyster, с которых при каждом входе в метро или автобус списывается сумма проезда на специальном сканере, желтой головки которого нигде на входе не было видно.

  В головном вагоне я прошёл сразу вперёд, к лобовому стеклу, что позволило сделать неплохие снимки.

  Через некоторое время в вагоне появился контролёр. В руках у него был небольшой, размером с мобильный телефон, сканер. Пассажиры  вытаскивали из карманов  кошельки или протягивали к нему свои сумки (в которых, как я понимаю, лежали карты Oyster), и контролёр своим прибором дистанционно проверял оплату – значит, где-то на входе стоят всё же "жёлтые головки".
 
  Наши  Travelcard  надо было предъявлять в развёрнутом виде.

  Позже я узнал,  что контролёр он не просто контролёр.

  Его должность официально называется  Агент Помощи Пассажирам (Passenger Service Agent, PSA).  Иногда его называют  «Капитан Поезда».
 
  Такой "капитан"  есть в каждом составе,  и отвечает он за патрулирование поезда, проверку билетов, передачу сообщений и управление дверьми. В чрезвычайных ситуациях он может взять под контроль  и управление поездом.
 
  В конце репортажа привожу текст из Википедии:

  "Билеты на DLR входят в зональную систему подземки и Travelcard действуют и на легкое метро. Есть также однодневный и сезонный билеты, действующие только на DLR «Rover», а также однодневные «Железные дороги и Река», действующие на DLR и речные круизы по Темзе. Карты Oyster также используются на линиях легкого метро.  Пассажиры должны прикладывать свои карты на входе и на выходе с платформы или пройти через автоматические ворота. Билеты должны быть куплены в автоматах на входе на станцию и должны быть у пассажира при входе на платформу. На станциях DLR нет турникетов и наличие билетов проверяет PSA. Турникеты есть на станциях Бэнк, Вулвич Арсенал, Кеннинг Таун и Стрэтфорд, где платформы легкого метро находятся в пределах барьерных линий станций лондонского метро или железной дороги.
  Хотя карты Oyster продвигаются компанией Transport for London в качестве билетов на DLR, имеются некоторые различия в их использования по сравнению с подземкой. Станции в легком метро более простые и большинство не имеют турникетов. Критики говорят, что точки для оплаты картами Oyster на станциях (к которым пассажиры должны приложить свою карту, чтобы оплатить проезд) находятся возле источников питания и, как следствие, их иногда бывает довольно сложно найти."

  Итак, уважаемые читатели теперь готовы к поездке на Доклендском  лёгком  метро…