Глава 1 Савелий ч1

Александр Захваткин
В семи верстах от Новгорода. 6544 г.(1)
Ярослав(2) взглянул на сына. Молодой княжич Владимир(3), не смотря на усталость от многочасовой скачки, старался не подавать виду, что уже с трудом держится в седле. Ярослав усмехнулся, вспомнив, как 39 лет назад, в 5 году(4) ездил он с отцом своим Владимиром(5) в Новгород собирать войско против печенегов, и хотя он был тогда на три года постарше княжича, но тоже устал от быстрой многочасовой скачки.
Этот взгляд заметил Воята, воевода ближней княжеской дружины, подъехал к князю поближе и не громко обратился к нему:
- Сейчас будем проезжать Ракомо, можем остановиться и передохнуть.
- Не стоит, до Нов города осталось не больше семи верст – ответил князь, - княжичу уже пора становиться мужчиной.
Забрезжил рассвет. Первые всадники княжеской дружины вырвались из леса и уже приближались к селу. Топот нарастал. Дружинники скакали рысью колонной по двое. Их доспехи сверкали в первых лучах восходящего майского солнца. Село еще спало, но собаки услышали топот приближающихся коней и подняли неимоверный лай. Под их многоголосицу княжеский просод въехал в село.
Село было богатым. Дома стояли добротные, двух этажные. Оно напомнило Ярославу о первых годах его княжения в Новгороде.

26 лет до этого. Ростов. Терем Ярослава Владимировича.
Ярослав в задумчивости ходил по зале, время от времени останавливаясь возле окон и долго продолжительно вглядывался в даль, будто хотел увидеть что-то, что скрыто за горизонтом. Неожиданно он резко повернулся и прошёл на середину залы дважды хлопнув в ладоши. Немедленно открылись двери, и появился ключник Анбал.
- Кликни Радомира – сказал задумчиво Ярослав.
Дверь закрылась. Ярослав продолжил ходить по зале, все также время от времени останавливаясь у окон вглядываясь вдаль как бы желая заглянуть за пелену будущего.
Дверь вновь открылась, и в залу вошел боярский сын Радомир. Его отца пять лет назад Ярослав спас от гнева Великого князя Владимира и Радомир поклялся посвятить ему свою жизнь. Ярослав легким жестом пригласил его подойти и, не оборачиваясь от окна, обратился к нему:
- Радомир у моего отца 12 сыновей(6) - начал без предисловия Ярослав, - и я, всего лишь четвертый, хотя теперь уже третий, Изяслав упокоился девять лет назад. Святополк у отца в опале, но Вышеслав сидит в Нов городе, и он первый кто займет Киевский стол. За тем этот стол перейдет Святополку, а я так и останусь вотчиным князем. А ведь я более их достоин Киевского стола. Ты мне обязан жизнью своего отца, да вполне возможно и своей собственной, зная характер Великого князя, поэтому есть у меня к тебе тайное поручение.
Ярослав замолчал, и казалась, он думает о чём-то своём. Наконец он вышел из оцепенения и продолжил:
- Подумай, как устроить так, чтобы Вышислав неожиданно умер, но чтобы никто не догадался, что ему помогли.
- Я понял княже – ответит Радомир, - не беспокойся, его жизнь в твоих руках.
Вышеслав был большим любителем охоты на кабанов, которых в новгородской земле водилось во множестве. Но охотничий азарт Вышеслава не позволял ему убивать первого встречного кабана, он всегда охотился за самым крупным секачом в своих охотничьих угодьях, о котором ему докладывали его ловчие.
Не прошло и месяца после этого разговора, как Вышеслав отправился на очередную охоту. Во время охоты он периодически прикладывался к фляге с вином, которую всегда брал с собой на загон. Вино было отменное, ему его присылал младший брат Мстислав из Тмутаракани. Охота была удачной, Вышеслав подстрелил огромного секача-одинца, такого еще не было среди его трофеев, за время охоты и после неё Вышеслав выпил всю флягу. Через три дня он занемог, а еще через десять дней скончался тихо без мучений.
Узнав о смерти Вышеслава, Владимир вызвал Ярослава в Киев, и отправился с ним в Новгород. Как и предполагал Ярослав, опала Святополка открыла перед ним путь к новгородскому княжеству.
Чувствуя свою вину перед Вышеславом за его преждевременную смерть, Ярослав не решился разместиться в его княжеском тереме на Городище, а приказал построить себе новый терем в самом Новгороде. Пока строили новый терем, он разместился во временной резиденции недалеко от города в селе Ракомо. После постройки терема он не забывал Ракомо и время от времени в нём отдыхал.
В 22 году(7) Ярослав решил показать свой характер и отказался платить отцу установленную дань в размере 2000 гривен. Назревал нешуточный скандал, и Ярослав, как в свое время его отец, в трудный момент обратился к варягам. Но Владимиру было не до зарвавшегося княжича, а через год он и вовсе умер. Оставшиеся без дела варяги занялись грабежами и насилованием женщин в Новгороде. Возмущенные новгородцы перебили почти всю варяжскую дружину. Узнав об этом, Ярослав рассвирепел, вызвал к себе в Ракомо, где он тогда находился, активистов расправы и всех их убил. Но новгородцы были люди не злопамятные и, не смотря на кровавый конфликт, поддержали его в противостоянии с братом Святополком.
Зимой следующего года с сорокатысячным новгородским ополчением и тысячью варягов Ярослав одолел Святополка на днепровском льду и занял Великокняжеский стол.

1) 1036 г. по христианскому летоисчислению.
2) Ярослав Владимирович Мудрый (Рюрикович) (978 – 1054 гг.) - Великий князь Киевский, на момент описываемых событий в возрасте 58 лет.
3) Владимир Ярославович (1020 – 1052 гг.), сын Ярослава Владимировича, на момент описываемых событий в возрасте 16 лет.
4) 997 г. по христианскому летоисчислению.
5) Владимир Святославович (Рюрикович) (960 – 1015 гг.)
6) Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав.
7) 1014 г. по христианскому летоисчислению.