Страна чудес газетных

Доминика Дрозд
Шесть лет университета по специальности «журналистика» и годы работы в разношёрстных изданиях откладывают несмываемые морщины на моё не самое старое лицо. До публициста Пескова, коего безмерно уважаю, мне крайне далеко, но могу без ложной скромности сказать, что собаку я уже на этих газетах съела. Однако, кроме того, что я журналист, я ещё и читатель. Правда, в последнее время пресса мне основательно поднадоела, и всем газетам я предпочитаю глянцевый «Форбс». А ещё периодически почитываю финскую прессу, так как жизнь на две страны не проходит бесследно.
Какие же я смогла сделать выводы?
А такие, что стесняться наших желтушных «комсомолок-комсомольцев» не стоит, да и от других воротить нос не надо. По крайней мере, пока Европа вскрывает стратегические запасы нефти, страдая от размолвок двух славянских держав, наши газеты пишут именно об этом. О казни Хусейна, о националистическом поведении Эстонских властей, о новом теракте ЭТА… много о чём. Новости действительно если не глобальные, то важные и серьёзные.
Пока Россия мучается вопросом «что делать?», Финляндия изнывает от вопроса «что писать?». Проблема нешуточная. Финские газеты очень пухленькие и доверху заполнены новостями, да вот какими?
Для начала. Мой уважаемый преподаватель по истории иностранной журналистики, господин М., настаивал, что жёлтой прессы в Финляндии нет. Когда он спросил меня об этом на экзамене, я послушно поддакнула.
Неправда.
Жёлтые газеты Финляндии дадут жару и немецкой «Бильд», и английскому «Сан». Их много, и почти все они – жёлтые. Те, кто в желтизне не замешан, пишут приблизительно на эти же темы. «Илтасаномат», «Илталехти», «Сейска», «Катсо!», «ОХО»… Вся проблема финских газет заключается в том, что писать, по сути, В Финляндии не о чем. Страна в меру благополучная, правительство мирное, народ спокойный. Никаких вам ИРА, Чечни, ЖКХ и всего прочего. Но писать же надо! Вот они и пишут.
Примеры? Сколько угодно.
Шестого декабря Финляндия отмечает день Независимости. Кто помнит из истории, независимость Финляндии подарил Ленин в 1917 году. Финляндия не особо страдала, будучи в составе Российской империи, подобно полякам и ирландцам, за независимость не боролась, поэтому и восторга особого по этого поводу не ощущает. Однако как-то отмечать надо, поэтому каждый год Президент страны собирает торжественный приём по данному поводу, приглашая на него особо выделившихся граждан. Газеты данное мероприятие старательно освещают, но именно благодаря ним день Независимости Финляндии превратился в фарс и парад мод. Горячо обсуждаются темы того, кто с кем придёт, если придёт, то почему, о женщинах – в каких они будут платьях… Потом все дружно выбирают Короля и Королеву банкета. Фотографии пришедших многомиллионно тиражируются и обсуждаются.
Приём-2006 (Linnan Juhlat) ознаменовался скандалом – придут ли победители Евровидения Лорди, поставившие условие: или в масках, или не придём! Не пришли. Новость! В чём придёт кумир молодёжи Антти Туиску? Во фраке?! Новость! Телеведущая-комик Криссе Салминен посетила мероприятие в попугайно-синем платье с малиновым поясом. Красотища! Новость! Знаменитый рокер Вилле Вало (ну кто его не знает?) заявился в чёрно-белых штиблетах. Это тоже очень важная новость! Горнолыжница Таня Путяйнен пришла одна. Это почти сенсация.
Поверьте, я не иронизирую. Восторженную интонацию нетрудно уловить на любом языке, даже финно-угорской группы. Кстати, бирюзово-малиновую Криссе выбрали королевой банкета, и это тоже стало новостью.
Когда в политической жизни – здоровый застой, газеты всегда переключаются на личную жизнь знаменитостей. Эксплуатация личного стала для финских газет самоцелью. Вот немного короткой строкой.
Финский пловец Яни Сивонен развёлся с женой Сюзанной. А потом… нет, не выиграл в каком-нибудь заплыве. Нашёл себе новую любовь в лице Мисс Швеция. Это, несомненно, важно. Кстати, это событие назвали одним из самых запоминающихся в 2006-м году. Какой тут Саддам Хусейн…
В это время бывшая жена Сивонена охмурила певца-неудачку Кристиана Форсса. Фишка в том, что она старше своего возлюбленного на десять лет. Горячая новость.
Криссе, та самая, что в малиновом берете… то есть, кушаке, развелась с мужем. Новость? Ещё какая! Муж был одним из создателей её не больно-то смешного шоу, и шоу под угрозой закрытия. Это почти трагедия: что будет смотреть Финляндия по вечерам?
Внимание! Сейчас расскажу байку-быль. Думаете, газеты не пишут о вчерашнем снеге? Очень даже пишут. Певец Илкка Яааскелайнен попал в больницу. Думаете, бедняга отравился, празднуя новый год? Нет. Вы не поверите, но Илкка попал в больницу… за два года до публикации! Но он этого особо и не скрывал, так почему же было не написать об этом раньше?
Трижды платиновый финский соловей Антти Туиску уехал учиться хореографии в Америку. Вообще-то, это его личное дело. Но! Журналисты «Итасаномат» поехали за ним, не пожалев никаких денег на заокеанскую командировку! Господи, если бы они ещё написали о хореографических успехах мальчика. Антти решил постричься под «бобрика», и именно это стало главной новостью. Вместо текста тело статьи заполнили фотографии певца.
«Сейска», финский аналог «Семи дней», порой забывает, что её главная роль – быть телевизионной программкой. Она печатает новости без разбору, слухи это или вообще чьи-то сны. Главное – яркий заголовок, фотография и шокирующий текст. Кстати, именно они прославились на всю Европу, нарушив законы приличия, и опубликовав фотографию солиста Лорди без грима. Был скандал, но он как-то быстро забылся.
«Катсо!» прославилась публикацией шитого белыми нитками коллажа, обвиняющего того самого Антти Туиску в разгульной жизни в Америке (полное враньё) и шокирующим «раскрытием тайны» финского президента Тарьи Халонен о том, что она затоваривается в «ИКЕА». Финский президент и шведская фирма!? Новость!
Если кто-то подумает, что я издеваюсь или просто плохо знаю финский, скажу, что у меня нет ни малейшего желания сказать неправду или пристыдить финнов за их прессу. Некоторые особо выдающиеся события они действительно освещают, особое внимание уделяя России и Ближнему Востоку. Однако одной из главных новостей ушедшего год для финских газет стало отсутствие снега. Впрочем, может они и правы: Финляндия без снега, как Санта-Клаус без подарков.
Если события есть, о них надо писать. Если их нет – их можно выдумать или создать на ровном месте. Поэтому, когда меня спрашивают, почему я читаю финские газеты, люди удивляются не моим лингвистическим достижениям, а тому, что я в этом нахожу интересного… Пожимаю плечами.