Детские воспоминания-Пионерский лагерь и помидоры

Татьяна Бродская
 Мне было десять лет, когда мои родители  решили отправить меня самостоятельно, с группой школьников, летом  в пионерский лагерь под Красноярском. А жили мы тогда в Норильске, это было целое путешествие, сначала  в поезде до Дудинки, потом на теплоходе до Красноярска, а потом автобусом в пионерский лагерь, который располагался в лесу. Как я радовалась этой поездке, мама мне дала деньги на сладости, а я ,чтобы их не потерять, сдала воспитательнице нашего отряда. Мы сели в поезд, меня провожала мама до теплохода, а я покатила навстречу своим приключениям.

 В Дудинке пересаживаемся с поезда на автобус, который довёз нас до пристани. Когда садились на теплоход играл духовой оркестр на пристани, так с музыкой отправляли своих детей в пионерский лагерь  сталевары.  На теплоходе нас разместили в каюты по два и  три человека, мне досталась двухместная каюта, нас поселили с девочкой Катей.
 Катенька была такая весёлая, она  мне говорила,- Танюша- как это замечательно,что мы одни едем в пионерский лагерь
 Мы распаковали свои рюкзачки и чемоданы, развесили одежду в шкафы. По звуку склянок, мы поняли, что нас созывают к обеду, накинули лёгкие пальто, выстроились на линейку, прямо на палубе корабля, нам устроили перекличку, а потом  воспитатели пояснили, как вести себя на корабле. В обед был настоящий флотский борщ,  на второе макароны с тушёнкой и компот. А потом нас отпустили гулять по палубе, пароход ещё стоял на пристани, потом он тихонечко тронулся в путь, мы  долго махали руками, провожающим родителям. Нам разрешили погулять по палубе, познакомиться с  теплоходом. Мы бегали по палубе, играли в прятки, смотрели на дальние берега Енисея.
 
 Сначала шла сплошная тундра, почти пустая, покрытая лишайниками и редкой травой, но кое-где уже пробивался лес, в основном низкорослые ели и сосны. Стало свежо, наша воспитательница Зоя Ильинична построила наш отряд на палубе, пересчитала и велела отправляться в каюту до ужина. Там мы с Катей уселись читать свои любимые книжки, которые мы взяли в библиотеке теплохода. Так проходили наши дни на теплоходе, менялся пейзаж, по обеим сторонам Енисея шла вековая тайга, с её прекрасными могучими елями, соснами и другой растительностью.

 В отряде мы всегда были заняты какими-то делами, рисовали стенгазету, готовили концерты, я читала там стихи Пушкина: У лукоморья дуб зелёный.." Иногда затевали подвижные игры, соревновались с другими отрядами, по перетягиванию  каната, а мальчики играли на палубе в футбол , мы, девчонки болели за свои отряды. Не обошлось и без происшествий, пропал самый маленький мальчик, по имени Саша, из нашего отряда, мы обыскали весь теплоход, в поиске принимали участие все отряды и все взрослые, даже капитан.

 Наш мальчик Саша, как сквозь палубу провалился, думали, что он упал за борт, потом вышел чумазый машинист, вынес на руках  такого же чумазого Сашу.
 Поставил его на палубу и спросил : Ваш пионер? Иду по машинному отделению, слышу детский плач, он сидит, согнувшись, в углу, спрашиваю, ты что плачешь?
 А он отвечает:- Стыдно таким чумазым ребятам показываться.
 Хохот стоял на палубе - смеялись все, от матросов до наших пионеров.
 
 Дорога оказалась не скучной, да и Енисей часто притягивал наши взоры, как он был красив, широк, могуч, бурные его потоки иногда создавали небольшие волны, а тайга по сторонам Енисея манила нас в гости. Нам не терпелось выйти на берег, но остановки были очень редки. Там местные жители приносили нам дикую малину и другие ягоды, а мы, с Катей, брали у Зои Ильиничны деньги и покупали их.  На остановках мы с интересом разглядывали таёжные леса, видели даже белок,  ловко прыгающих с дерева на дерево.

 Наконец,  прибыли в Красноярск, тогда он был небольшим городом, но как нам показалось очень красивым, с пристанью,  красивыми  домами, трамваями, с  зелёными деревьями вдоль улиц, с фонтанами и клумбами цветов - он нас покорил. Мы любовались Красноярском, в основном из окон автобуса, который нас вёз в пионерский лагерь.Поселили  нас в комнатах по четырё человека, мы с  Катей  остались вместе, а  к нам ещё подселили две девочки нашего возраста. Мы все закончили третий класс, уже считались взрослыми, потому что были в нашем лагере и первоклашки.

 Познакомились  с красноярскими девочками, их звали  Нина и  Тамара, а потом дружно побежали в столовую обедать. После обеда нас построили на главной  площадке лагеря, где развивался красный флаг. Нас предупредила Надежда Ильинична, что в первый день, будет торжественное открытие смены, поэтому мы приготовили свои тёмные юбочки и светлые кофточки, тщательно отгладили  пионерские галстуки.
Возле флага стоял  начальник пионерского лагеря, Пётр Николаевич.

 Он приветствовал новую смену  на Красноярской земле, говорил, надеется, что мы все будем вести себя хорошо, заниматься в различных кружках, которых  в лагере было очень много, танцевальный, художественный, театральный, гимнастический, футбольный, кружок вязания и шитья, куда я непременно хотела записаться.  Кроме этого он нам пожелал хорошо отдохнуть в походах, на пионерских кострах, которые в лагере устраивали через день, окрепнуть и загореть.

 Мы долго аплодировали ему, потому что в Норильске практически лета нет, а нам так понравилось, когда Красноярск   нас  встретил теплом, даже жарой. Мы, с Катюшей, так были рады скинуть надоевшие пальто и береты и погулять в юбочках , лёгких кофточках. После речи начальника лагеря, состоялся импровизированный концерт, который, все отряды готовили ещё на корабле, а слушателями были Красноярские пионеры, отдыхавшие вместе с нами в лагере. Я, опять читала: « У лукоморья», а моя подруга, Катя, всех нас удивила игрой на скрипке, она с пяти лет занималась музыкой.

 Были там и песни под гитару, что подготовили старшие классы, небольшие этюды из различных пьес, а также акробатические  номера, который вызывали наиболее активный интерес у  пионеров, им  всегда дружно хлопали в ладоши! После концерта состоялся пионерский костёр, он уже был подготовлен предыдущей сменой, я так чётко помню, как высоко взлетали искры из того костра, а вблизи от него было очень жарко.Мы образовали большой круг вокруг костра, пели пионерскую песню: « Взвейтесь кострами синие ночи - мы пионеры дети рабочих», и весело приплясывали.

 С утра начались наши  будни в пионерском лагере, будил нас горн, приглашал на зарядку, а потом на завтрак, а дальше день строился, как нам планировала наша замечательная воспитательница Ильинична, как мы, за глаза, ласково её называли. Мы записывались в различные кружки, строили планы на туристические походы, жизнь в лагере кипела, не замирая ни на миг. Мы были заняты в кружках, различных соревнованиях, походах, так что нам казалось, что у нас нет ни одной свободной минутки, а самое удивительное, что всем нам это очень нравилось.

 В детстве энергия выплёскивается через край, хочется многое сделать за каждый день жизни. Конечно, особенной любовью пользовались лесные походы, наш отряд ходил без ночёвок, как старшие отряды, но как это было интересно! Нам давали какие-то задание по поиску на местности, разыскивали мнимые клады, находили их в дуплах деревьев, иногда закопанными под деревом, а там оказывались для нас сладкие подарки, конфеты или маленькие шоколадки.

 По вечерам устраивали пионерские костры, дежурные отряды заготавливали дрова, возле высокого красивого костра начиналось веселье, мы  пели наши пионерские песни, взявшись за руки, образовывали большой круг, кружили вокруг костра. Тогда нам казалось, что нет нас счастливей, такая радость охватывала наши души, что сердце пело! Особой популярностью пользовалась песня: « Ах, картошка обьеденье  - пионеров идеал, тот не знает наслажденья, кто картошки не едал!»

 Когда костёр затухал, мы брали на кухне сырую картошку и жарили на углях, а пока она доходила, рассказывали  друг другу разные страшные истории,  сказки про чудовищ,  Спящую красавицу,  Кощея бессмертного и другие. Мальчики, как всегда пугали при этом девочек.  Начиналась возня, шум, смех, шутки, кто кого сильнее напугает, наверное, это бывает в каждом лагере, но для меня и других девочек, кто был первый раз  в пионерском лагере, всё было в диковину.

 Кроме этого мы ещё захаживали на местный импровизированный рынок возле лагеря, устроенный местными жителями. Там можно было купить ягоды, а ещё зелёные помидоры. Я побежала к Зое Ильиничне, подсчитывать мои оставшиеся капиталы. Оказалось, что мама немало дала мне денег, так что мы пошли с моей  воспитательницей на рынок и купили среднюю корзину, а в неё зелёных помидор, тащили её с ней вдвоём, видно тяжёлая была. Как я радовалась, что везу такой необычный подарок в Норильск, где каждая помидора  стоила на вес золота.

  Но всё в жизни заканчивается, уже на другой день нас ждал прощальный пионерский костёр. Прощай мой незабываемый пионерский лагерь, нам предстоял путь назад в наш родной город Норильск. Так сложилась жизнь, что мне больше не довелось побывать в пионерском лагере, этот остался, как сказка в моей памяти!

Сколько было слёз при расставании с моими подружками из Красноярского края, мы поклялись писать друг другу, обнимались до самого отьезда нашего автобуса. Опять  знакомый теплоход, нас встречает могучий Енисей, который несёт наш отряд своими водами в Дудинку. На пристани меня встречала мама, как же она удивилась, когда увидела, что мы с воспитательницей выносим корзину помидор.
Мама, без конца, обнимала и целовала меня, приговаривая:- Моя, ты заботливая хозяюшка!
 Дома мы поместили помидоры в тёмное место под кроватью, они краснели, так что вся моя семья угощалась салатами из Красноярского края.  Я никогда не забуду тот мой пионерский лагерь, нет страны прекраснее, чем страна нашего детства!