Доля-долюшка... Части 1, 2, 3

Людмила Ким 2
       Вот уже целый месяц Таня лежала  в огромной  люкс-палате московской городской больницы.  Полностью парализовало правую сторону тела, когда ей  позвонили и чужой голос сообщил,  что ее сын попал в аварию.  ДТП… Какой-то джип на огромной скорости, протаранил машину Антона. Сын умер не приходя в сознание…
 
    Вначале Таня не могла понять… Какой Антон?   Ее сын живет и работает в Томске! А когда до нее дошло, что речь идет о ее сыне, она, как подрубленная,  упала на пол. Сколько  так пролежала она, не помнила, а когда очнулась, не смогла встать. Тело перестало ее слушаться… Соседка  Дуся, которая зашла к ней на чай, увидев лежащую на полу Таню,  вызвала ей скорую помощь. Врачи увезли ее в больницу... Реанимация. Но, несмотря на то, что врачи  усиленно «колдовали» над ней, все было безрезультатно.  Только из глаз, черных, как сливы, скатывались слезы…
 
   - Перестань плакать, что уж поделаешь, слезами сына не воскресить. А живым надо жить. Вот я живу уже столько лет одна. Всех схоронила, а куда денешься. Бог не прибирает. Так что давай, Танечка, поднимайся скорей. И не плачь, слезами горю не поможешь!  Ты сильная…  Ты должна встать… – ругала ее Дуся. 
Она каждый день приходила к Тане в больницу. Кормила ее с ложечки, ухаживала за ней. Приходили сослуживцы. Они и ездили к Антону,похоронили его, там, в Томске… Только матери об этом не сказали..
    Родных у Тани, кроме матери,  никого не было. Но Света, мать Тани, уже  давно уехала с новым мужем в Сибирь. Антону тогда было всего  шесть лет. Перед отъездом, она переписала  квартиру на Таню.

  - Ну, дочка, поднять сына я тебе помогла, а теперь, как нибудь, сама. Я тебя выучила, дала высшее образование, так что ты не должна быть в обиде на меня... Я тоже женщина, пойми. Мне тоже хочется любви, личной жизни… Мне же всего сорок пять лет… Если сможешь, то прости меня.  Прощай, доченька. Жилье у тебя теперь есть…Работу, со временем, найдешь по специальности. А там, смотри сама. Не обижайся, что уезжаю. Может быть, еще свидимся, доченька…- Она крепко обняла Таню и заплакала…

И с тех пор мать только один раз приезжала  к дочери. Потом, только письма, письма, а со временем,  и письма стали приходить все реже. Таня ездила к матери, но поняла, что ей не очень повезло с мужем. Крутой нрав, да еще слабость к «зеленому змию», превратили немолодого еще мужчину, в старика…Да и приезд падчерицы с внуком, ему не понравилось. Это было видно и невооруженным глазом. И Таня больше никогда не ездила к матери.  Несколько раз она писала в Томск. Ответа она не получила ни разу. Но Таня никогда не осуждала свою мать. Быть сильной, она научилась у матери…
                Светлана.
  …Когда акушерка приняла роды, Светлана, мать Тани, сразу поняла, что-то случилось. Акушерка испуганно посмотрела на роженицу, торопливо отнесла ребенка к раковине.  Что-то там начала манипулировать, взвесила, что-то написала, а потом, не показав ребенка матери, унесла.  Свете только сказали, что у нее родилась дочь. Кормить принесут завтра. 

За день до выписки из роддома, к ней в палату пришел врач:
 - Мамаша, вы только не расстраивайтесь. Ваша дочь родилась,  как бы вам это сказать, без обеих рук. Но это
 не беда. Дети иногда рождаются с такими аномалиями! Приспосабливаются и живут. Сколько здесь таких рождалось. Не переживайте. Все будет хорошо.  Вы замужем?
Света отрицательно покачала головой и, глотая слезы, прошептала:
 - Я ушла от него. Он хотел, чтобы я сделала аборт. А я не смогла…

      Когда принесли кормить дочку, Света поспешно развернула ее. Крохотная девочка  была удивительно красивой. Темные, как крупные сливы глазенки, смотрели на мать, беспомощно хлопая веками. Маленькие пухленькие губки открывались, в поисках материнской груди. Кудрявые черные волосенки обрамляли ее беленькое личико. Увидев, что дочка беспомощно взмахивает обрубками, вместо рук, горько заплакала.  Прибежала медсестра, громко отругав мамашу, отняла ребенка и унесла в детскую.

Мать уговаривала Свету оставить  дочку в роддоме:
 - И куда ты с ней? Она же инвалид! Отдай ее, пусть растет вместе с такими как она…Есть хорошие дома инвалидов. Ну что ты так смотришь на меня? Ни мужа, ни работы, ни образования! Что я буду с вами делать? Не оставишь ее, можешь домой не приезжать! Стыдобища-то,  какая! Мы с отцом головы не можем поднять из-за тебя, ладно, был бы нормальный ребенок, а то…Скорее всего под пьянь и зачали ее…Опозорила ты нас!
 
 И все-таки, она пришла  встречать Свету из роддома.  Молча взяла ребенка на руки и пошла к машине.
 Отчим, увидев входящих женщин, демонстративно ушел в свою комнату.
 Начались кошмарные дни. Девочка  была очень неспокойной. Ее плач раздавался каждую ночь. Молока не хватало. Очевидно, от переживаний, молоко стало пропадать. Надо было чем-то подкармливать.  Денег у Светы не было. Просить родителей было бесполезно.

- Отнеси ребенка в дом малютки! Все равно ты не сможешь ее содержать. Тебе же надо работать, а кто будет с таким ребенком сидеть? Я? Даже не думай, - шипела мать. – Нам с отцом нужен покой. Думать надо было, когда ноги раздвигала! Иди вот к нему и проси денег, пусть помогает!
 И Света, немного подумав, решилась. Вечером она позвонила. В трубке раздался до боли знакомый голос:
  - Алло! Я вас слушаю. Говорите.
- Костя, это я, Света. Только не бросай трубку, пожалуйста. Нам надо встретиться.
- Света, ты! Слушай, я так рад тебя слышать. Давай встретимся, а когда?
-  Если сможешь, то сегодня, сейчас…
- Хорошо. Я сейчас приеду.

Света лихорадочно стала приводить себя в порядок. Наложила макияж, подкрасила губы. Развязала резинку и копна каштановых волос тяжелой волной упала на плечи. Хрупкая, нежная она, несмотря на роды, была очень хороша.
    Костя подъехал к дому через несколько минут. С букетом цветов он, широко улыбаясь, подошел к Светлане.

 - Светка! Я так соскучился по тебе. Светка, ты же меня не так поняла. Я же люблю тебя. Я просто хотел повременить с ребенком, а ты, не разобравшись, прогнала меня. Сколько раз я звонил тебе, а ты, ни разу не взяла трубку, - оправдывался он, обнимая ее.
 - Костя, подожди…- Света освободилась от его объятий. – Я не сделала аборт. Я родила. Девочку. Костя, я бы не обратилась к тебе. Но мне очень нужны деньги. Ты не можешь занять мне, я потом тебе верну. Как только выйду на работу.
 - Родила? – Лицо Кости мгновенно преобразилось. Глаза растерянно забегали. – А сколько тебе нужно? Вот у меня здесь есть немного…- Он вытащил из бумажника все деньги и протянул их Свете.
- Спасибо, Костя. Я обязательно верну.
- Света, а зачем… - Голос Кости замер, когда он увидел, что Света, резко повернувшись, зашагала к подъезду.

Танечка жадно пила смесь из бутылочки. Теперь она почти не плакала. Наевшись, она устало выплевывала соску  и мгновенно засыпала.  Денег, которые дал  Костя, хватило только на месяц. Света была в отчаянии. Мать сразу сказала ей, чтобы на них она не надеялась.
- Сами перебиваемся еле-еле. Отдай ребенка в ясли и выходи на работу. 

Однажды ночью Света, усыпив дочку, пошла в ванную, стирать пеленки. Как вдруг за ней следом вошел отчим и плотно закрыл дверь. Света испуганно посмотрела на него. 
- Светочка, ну давай с тобой немного поиграем. Ты, наверное, уже соскучилась по мужикам. Давай, не ломайся, не девочка. Мать на работе в ночь, ничего не узнает.
   Глаза отчима были бешенными от вожделения. Он больно запрокинул голову падчерицы и присосался к ее губам. Руки его жадно шарили по ее телу.

- Как вам не стыдно! Пустите меня. Я закричу. Отпустите меня, не смейте ко мне прикасаться. – отчаянно сопротивлялась Света. Но отчим уже опрокинул ее на пол, навалился на нее всем телом, разрывая на ней одежду, трусики. Света закричала. От удара кулаком по голове, она потеряла сознание.
 Очнулась Света от плача дочки. Ребенок захлебывался от крика. Тяжело поднявшись с пола, Света, обессиленная, шатаясь, пошла к кричащему ребенку… 
 
Накормив  дочку, Света машинально взяла с буфета тяжелый подсвечник. Вошла в комнату матери  и со всей силы ударила похрапывающего  на диване насильника  по голове.
Утром, трясущуюся мелким ознобом девушку, увела милиция. Приехала машина скорой помощи и увезла труп отчима.
 На суде, Свете дали два года тюремного заключения в колонии общего режима. Но, учитывая, что убийство было совершено в состоянии аффекта, и то, что у нее грудной ребенок, дали два года – условно. Мать выступила свидетелем. Она подтвердила, что  утром, вернувшись с работы, она увидела разорванную одежду дочери. И что она поняла -  сожитель изнасиловал ее дочь.   Да и экспертиза подтвердила, что Света говорит правду.
                Часть 2.
…Прошло три года. Девочка росла очень подвижной. Света с грустью смотрела, как дочка играет кубиками. На правом обрубке было два подобия пальцев, и девочка умудрялась ими и кушать, и хватать игрушки.
- Мама, а где дедушка? Он обещал мне, что мы пойдем гулять в парк. А  ты пойдешь с нами, мамуля?
- Пойдет, конечно, пойдет, Танечка. Вот сейчас соберешь кубики и пойдем. Смотри, какое солнышко сегодня. – Иван Трофимович с улыбкой подхватил Танечку на руки и поднес ее к окну.
 - Внученька ты моя! Смотри, видишь, как хорошо на улице! Давай соберем все игрушки и пойдем. Света, собирайся, доченька…

На улице действительно было хорошо. Весеннее солнце уже пригревало землю. Кое-где на деревьях набухли почки, из-под камней пробивалась зеленая нежная травка. Иван Трофимович выгнал машину из гаража. В парке было немноголюдно. Но аттракционы работали все. Танечка побежала к качелям.
 - Дедушка, посади меня на качели, я хочу полететь далеко-далеко! Пойдем скорее, дедуля!
Света с улыбкой смотрела, как Иван Трофимович раскачивает Танечку на детских качелях…
- Боже, спасибо Тебе! Спасибо Тебе, что Ты есть! Что Ты мне дал вторую жизнь, что Ты послал мне Ангела хранителя, моего второго отца. Благодарю Тебя, Боже! – как заклинание, повторяла  про себя молодая женщина…

…Мать, после смерти отчима, стала еще агрессивнее относиться и к ней, и к внучке. Ни разу она не взяла Танечку  на руки. 
- Себе жизнь сломала, и у меня отняла! Спасибо тебе, доченька! Глаза бы мои тебя не видели.  Убирайся, иди, куда хочешь, со своей безрукой уродиной!  Ненавижу тебя, была бы моя воля, убила бы тебя!  – шипела она почти каждый день.
И однажды, глотая слезы, Света   собрала вещи, завернула годовалую дочку  и ушла в никуда…

   - Девушка, просыпайтесь! Вы куда едете? Смотрите, сейчас ребенка уроните… - Мужчина лет шестидесяти осторожно тормошил Свету. Увидев бледное, заплаканное лицо молодой женщины, участливо спросил:
 - Что с вами? Вам плохо? Может я смогу вам помочь?
- Со второй платформы объявляется посадка на  рейс  Москва-Воронеж, –   проговорил монотонно  женский голос по громкоговорителю.
Люди зашевелились. Подхватили свои багажи и гуськом двинулись к выходу. Мужчина тоже взял чемодан, но посмотрев на Свету, остановился.
- Девушка, а вы куда едете? – переспросил он.
- Мне некуда ехать. У меня нет ни денег, ни дома.  – выдохнула Света.
Мужчина внимательно посмотрел на нее.
- Вот что… Посидите здесь. Никуда не уходите. Я сейчас приду. У вас есть паспорт? Дайте его мне, не бойтесь.
Через несколько минут он вернулся, взяв свой чемодан и вещи Светы.
- Так, Светлана, поднимайтесь, поедемте ко мне, в Воронеж. А там, как-нибудь, разберемся. Вставайте, вставайте, а то опоздаем на поезд.

Небольшая двухкомнатная квартира на втором этаже была очень светлой. Утреннее солнце щедро освещало комнаты. На подоконниках стояли горшочки с цветами. В квартире  было чисто и уютно. Света нерешительно встала у порога.
- Ну и что? Так и будем стоять, девочка. Давай, уложим твоего ребенка на диван, разденем его… Какая красавица, глазки, как вишенки! Сейчас будем пить чай. И нашу красавицу покормим.
Мужчина достал с полки сухое молоко, развел его и поставил на плиту.
За столом, Света, глотая слезы, все рассказала Ивану Трофимовичу.

-  Да…Таких матерей надо стерилизовать…Разве это мать? Которая променяла своего ребенка на кобеля, извини меня за выражение…Вообщем, я сейчас скажу тебе, а ты думай, Света. Я живу один. Детей, Бог, не дал нам… Жена моя умерла два года тому назад. Рак груди…Любил я ее. Но так получилось, что она ушла раньше меня…Было очень тяжело, но живые все равно живут…
Света, девочка, если тебе некуда идти, то давай будем жить вместе. И мне не так скучно будет коротать свой век. Мне уже 70 лет. Одному – тоска…А Танечка будет мне внучкой, ну а тебе я буду отцом, конечно, если ты не против. Как-нибудь проживем…

… - Мама, ты видела, как высоко я летала, прямо до небушка! Пойдем тоже кататься, а дедушка нас будет катать! – Света очнулась от своих воспоминаний…
 Раскрасневшаяся дочка сидела у Ивана Трофимовича на руках. Рукава красной курточки были вложены в карманы куртки…Света тяжело вздохнула. Прошло столько времени, а она никак не могла смириться с тем, что у дочки нет рук.
- Как же она будет ходить в школу. Пройдет всего три года и ей будет семь лет…А в школе ее задразнят…- с горечью думала несчастная мать.

Ночью Ивану Трофимовичу стало плохо. Поднялось давление. Сердце неравномерно билось. Света вызвала скорую помощь. Поставили диагноз – мерцательная аритмия. Выписали лекарство. От госпитализации Иван Трофимович отказался.
 - Пройдет, Светочка, не переживай, - успокаивал он плачущую женщину. – Сколько раз чинили мне мой моторчик…Все будет хорошо, не плачь, а то я буду думать, что  врачи сказали тебе, что-то плохое обо мне…
Утром Света позвонила на работу в садик, где она работала нянечкой. Отпросилась. Поехала в аптеку, купила шприцы, лекарства. А когда вернулась, то увидела, что Иван Трофимович не один. Рядом с ним сидела немолодая женщина. Она внимательно посмотрела на Свету.

- Света, познакомься. Это Людмила Ивановна Беседина – нотариус. Она моя хорошая знакомая. Вот, любезно согласилась приехать ко мне… Я написал дарственную на тебя. Словом, ты теперь хозяйка этой квартиры. Не возражай, девочка. Я уже стар, умирать сейчас не собираюсь, но на всякий случай, пусть будет документ…Так надо, доченька. Подписывай, а то я рассержусь…
Проводив нотариуса, Света закрылась в ванной. Открыла кран и, закрыв рукою рот, заплакала:
- Господи, я прошу тебя, не забирай от нас Ивана Трофимовича! Я прошу Тебя! Сохрани ему жизнь, только не забирай его! Только не забирай! – она навзрыд плакала…

  Света взяла отпуск без содержания. Через неделю Ивану Трофимовичу стало лучше. Однажды она поймала долгий взгляд Ивана Трофимовича.
- Что-нибудь болит, папа? – Она впервые, сама не ожидая, назвала его отцом. Глаза Ивана Трофимовича затуманились.
- Доченька, вот смотрю я на тебя и думаю… А ведь неспроста мы с тобою встретились там, на вокзале…Это моя покойница тебя послала ко мне. Ведь они все видят… Вот и послала тебя ко мне, такую добрую, хорошую…Чтобы мне не было так одиноко… Спасибо тебе, доченька…И за «папу» - спасибо тебе…

                Часть 3.

Таня вернулась со школы. Небольшой портфель она таскала на своих двух пальцах. Ими и научилась писать не хуже других учеников в классе. Даже на классном собрании учительница Вера Львовна похвалила Таню за успеваемость и усидчивость:
- Несмотря на то, что у девочки физический недостаток, она учится лучше всех в классе. Ей очень легко даются предметы. Ее выбрали старостой класса. Притом все дети проголосовали единогласно. Спасибо вам, Светлана Игоревна за воспитание вашей дочери.

Света все больше и больше удивлялась общительности своей дочери. Суметь заставить уважать себя детей – это очень нелегко… Она помнила, как обзывали в ее классе детей с физическими недостатками. А тут, дети как будто и не замечали, что у девочки нет рук…А Света так переживала, думая, что ее девочку, в классе,  морально сломают. Прав был Иван Трофимович, когда говорил, что Таня себя в обиду не даст:
- Она сама кого хочешь обидит…Умничка растет…Увидишь, доченька, наша Таня далеко пойдет…

- Мамуля, деда, я пришла. Мамочка, я так проголодалась. Как вкусно пахнет! Хочешь, я угадаю, что ты приготовила на обед? Котлеты! Угадала?
- А вот и нет! Мама приготовила курочку – рябу в духовке. Да еще пирог с яблоками! Закатим сегодня пир!
- А какой сегодня праздник?
- Твоему дедушке сегодня исполнилось семьдесят восемь лет!
- Так нечестно! А почему я не знала…Я бы подарок приготовила тебе, дедулечка мой… - Таня забралась к деду на колени и крепко обняла его. – Я тебя так люблю, деда! Сильно-пресильно!
- Ты мой подарочек, внученька моя! Давай, иди, мой руки и будем пировать!

Ночью Ивану Трофимовичу опять стало плохо. Он задыхался.  Измерили давление. Верхнее - зашкаливало за двести двадцать…Вызвали скорую. Ввели в вену лекарство, но оно не понижалось.
- Надо везти в больницу. Иначе может закончиться плохо. Врач скорой помощи вызвал санитаров. Света поехала вместе с больным. Таню отвела к соседке.
Всю ночь просидела молодая женщина в коридоре больницы. А наутро, врач, немолодой мужчина, снял очки и виновато произнес:
- Простите, у вашего отца тяжелейший инсульт…Мы делали все возможное, но, положение очень тяжелое. Навряд ли он выкарабкается…Уже не тот возраст…

Через два дня Ивана Трофимовича не стало…Хоронить его пришли только соседи и несколько человек с детского садика. Как прошли похороны, поминки Света не помнила. Все делалось на автомате. Только тогда, когда все было закончено, она поняла, что больше никогда не увидит своего второго отца…Жизнь опять вступила в черную полосу…Стало пусто. Она не могла ни есть, ни пить…Словно все внутри опалило огнем…Жизнь опять потеряла смысл. Никогда она не думала, что Иван Трофимович может покинуть ее. У нее же никого нет…Мать… Нет у нее матери!

- Доченька, не смей так думать! У тебя есть Таня! Ты должна быть сильной, чтобы помочь ей в этой жизни… Без тебя она умрет. Ты должна жить ради своей дочки, Света! – откуда-то раздался голос Ивана Трофимовича. Света испуганно оглянулась. На кровати мирно спала Таня. Больше никого не было.
- Я схожу с ума… - растерянно подумала Света.

Жизнь продолжала течь также, как и текла…Только уже без ее ангела-хранителя. Человека, который вытянул Свету  с того света. Который дал ей и ее дочери вторую жизнь, устроил ее на работу, обеспечил ее жильем…Чужой человек, а дороже и роднее родных…

Таня подрастала и становилась все краше и краше. Ее глаза-сливы сияли какой-то неземной красотой. Что-то загадочное было в них. Друзей у нее было много. Она была очень компанейской, шутила, умела завести весельем толпу.
Но Света стала замечать, что Таня стала молчаливой, если не сказать – замкнутой. Она уходила на речку и подолгу не приходила домой.   Света с беспокойством видела, что Таня стала сторониться ее. Она решила поговорить с дочерью.

Поздно вечером, когда Таня вернулась с прогулки, Света зашла к ней в комнату:
- Танюша, доченька, ты не хочешь поделиться со мной…
- О чем, мама? Я уже взрослая, мне 17 лет. Сама разберусь.
- Девочка моя, скажи, что с тобой? Почему ты стала такой колючей? Тебя кто-нибудь обижает?
- А ты не догадываешься? Мама, зачем ты меня родила? Лучше бы я умерла…Кому я такая нужна, безрукая калека! А я тоже хочу любить и чтоб меня любили, понимаешь! Что непонятного во мне, скажи!
- Таня, у человека, прежде всего, должна быть внутренняя красота. Ты посмотри на себя, какая ты хорошая. Добрая. Какая красивая. А то, что нет рук, да ты всех, которые с руками, за пояс заткнешь…Доченька моя, не плачь, все у тебя будет хорошо, вот увидишь…
- Не ври, не ври, мама! Сама прекрасно знаешь, что врешь…

Таня выскочила из комнаты и заперлась в ванной.
- Доченька, открой! Ну, открой, я прошу тебя, Таня!
Не держали ноги. Света сползла на пол. Заплакала громко, навзрыд…
Дверь распахнулась. Таня, увидев на полу, бившуюся в истерике  мать, испуганно обняла ее…
Всю ночь проговорили мать и дочь. Впервые Света рассказала дочери о своей жизни, о том, через что она прошла…  Как предал ее биологический отец Тани, как выгнала на улицу ее родная мать, как она умирала от голода, пока не встретила Ивана Трофимовича…

- Таня, доченька моя, запомни, что ты должна сама строить свою судьбу. Поставь перед собой цель и иди к ней. Не надо просто плыть по течению, а плыви против течения… Вот тогда ты выплывешь из любой беды. Запомни, дочь, таким как ты, надо быть сильнее других. И ты сможешь, Таня. Ты сильная!

То ли ночной разговор подействовал на Таню, то ли она сделала для себя какой-то вывод, но девушка изменилась. Она стала усиленно готовиться к выпускным экзаменам. В глазах появилась какая-то решительность, строгость. Она снова ласково целовала мать, когда приходила со школы  домой. А однажды, забралась к матери в кровать  и радостно зашептала:
- Мама, знаешь, а Слава сказал мне, что я самая красивая девушка на свете и, что он поедет поступать вместе со мной в институт. В любой, куда буду поступать я. Мама, знаешь, он такой хороший… Лучше всех!
У Светы перехватило дыхание.
- Неужели и ее Таню кто-то полюбил. Только бы не обманул ее, только бы не надсмеялся над девочкой! Боже, неужели это возможно… - В голове звенело. Света крепко обняла дочь. В глазах заблестели слезы…
                продолжение следует.
фото с интернета.