Доля - долюшка... 4, 5 - части

Людмила Ким 2
       Часть 4.
Списки, поступивших в университет абитуриентов, вывесили в фойе. Таня с замиранием сердца, глазами искала свою фамилию.
- Разуваева, Разуваева,  –  шептали ее губы и, наконец, она увидела свою фамилию! От радости Таня на минуту потеряла дар речи.
- Славка, я поступила! Ура! Я студентка МГИМО! Славка… - Таня осеклась. Глаза Славки растерянно перечитывали список. Фамилии «Павлов»  - в списке не было. Были Павлушин, Павличенко, Павлова Екатерина…
 Вновь и вновь Таня просматривала листы с фамилиями поступивших…

Славка натянуто улыбнулся:
- Ну и лады… Не поступил, значит так и должно быть. Я со школы не любил языки, был всегда же троечником. Это мне в аттестате натянули четверку. А ты молодец, Таня! Я очень рад за тебя. Ты же так хотела стать переводчиком. Да и по-английски, ты  вон как шпаришь!
В Университетской столовой, куда они пришли обедать, места все были заняты. Стоял гул. Кто-то радовался, что стал студентом, кого-то утешали…
- Славка, ну и что будем делать, поедем домой, в Воронеж? – спросила Таня, жуя на ходу бутерброд.
- Ну да…Съездим, а потом вместе приедем в Москву. Ты будешь учиться, ну а я, устроюсь куда-нибудь на работу. А потом будет видно.

Поезд быстро домчал молодых людей до родного города. Все здесь было знакомо. Все-таки, в родном городе и дышалось по-другому. Договорившись встретиться вечером, Таня чмокнув Славу, быстро вбежала на второй этаж. Позвонила в дверь.  Света, увидев дочь, прижала ее к себе, покрывая поцелуями:
- Танечка. Доченька! Как я рада,  моя хорошая, мое счастье! – глаза женщины наполнились слезами. Узнав, что Таня поступила в МГИМО, Света заплакала.
- Как был бы рад твой дедушка, Иван Трофимович, Танечка! Он всегда говорил, что ты очень далеко пойдешь. Как я рада, девочка моя…А Слава? Как он?
- Мама, он не прошел по конкурсу. Но он будет поступать на следующий год. Мама, я голодная, как волк. Корми меня, мамулечка! – Таня обняла мать и закружилась с ней по комнате.

Вечером в  дверь позвонили. На пороге стояла женщина. Света поняла, что это мать Славы. Несколько раз она видела ее на родительских собраниях. Не здороваясь, она вошла в комнату.
- Где Таня? – спросила она у удивленной Светы. Таня вышла из комнаты. – А вот ты-то мне и нужна.
Глаза женщины сузились. Чем-то она напомнила Свете ее мать. Так она готовилась читать нотации Свете.
- Таня, я прекрасно понимаю, что ты влюбилась. Еще бы! Не влюбиться в такого парня! Но ваше детство закончилось, пойми. Он с тобой ходит из-за жалости к тебе. Ты же калека, безрукая! Зачем ты ему такая нужна? А ты вообразила, невесть что!  Он у меня единственный сын! Я не собираюсь отдавать его тебе, этого никогда не будет. Никогда! Только через мой труп! Ищи ровню себе, а моего сына забудь! А если ты будешь упрямиться, я тебе устрою такую жизнь, век не отмоешься! Запомни! И об этом разговоре, лучше моему сыну не знать, – с этими словами презрительно оглядев мать и дочь, женщина вышла, громко хлопнув дверью.
Света с ужасом смотрела, как бледнеет  лицо дочери.
- Танечка, доченька, не слушай ее. Я уверена, Славик не знает, что она пришла к нам. Он любит тебя. Не отказывайся от него. За свое счастье надо бороться. Таня, Таня, что с тобой, Танечка! – Света подхватила падающую в обморок дочь...

 Вот уже второй день Таня лежала в больнице. Света не знала, какие слова надо найти, чтобы вернуть дочь к жизни. Она ни на минуту не оставляла дочь одну. Глаза Тани тупо смотрели в потолок. Она ни на что не реагировала…
 - К вам посетитель, - санитарка  открыла дверь в палату.   В белом халате, с пакетом в руке, вошел Славик. Его глаза испуганно смотрели на Таню.
- Здравствуйте… Что случилось? Я вчера прождал Таню, а потом пошел к вам. А мне никто не открыл дверь. Она что, заболела? -  Слава шепотом расспрашивал Свету.
Таня медленно повернула голову. В глазах – холодное равнодушие. Она внимательно посмотрела на испуганного парня и медленно отчеканила:
- Забудь, что было между нами. Никогда не встречайся мне на пути. Между нами ничего общего быть не может! Я тебя никогда не любила… Ты – неудачник!
Глаза парня расширились от удивления, потом в них появилась обида, и он, передав пакет Свете, хлопнул дверью.
В конце августа Таня одна уехала в Москву.  Накануне  отъезда, мать с дочерью, не включая свет, проговорили почти всю ночь. Укрывшись теплым пледом, обнявшись, сидели на диване.

- Мамочка, ты не бойся. Я ничего с собой не сделаю. Не для того ты меня так тяжело поднимала, чтобы, вот так глупо, уходить из жизни. Я выучусь! Обязательно выучусь. А, если  меня никто не полюбит, что наверняка так и будет, я просто рожу ребенка. Как ты… Буду воспитывать его и жить ради него, мамочка. У меня есть пример – это ты. Спасибо, мамулечка, что ты от меня не отказалась, не оставила меня в роддоме. Что ты так любила меня всю жизнь… Может быть, поэтому я такая и выросла. Я ничего не боюсь. А то, что смотрят на меня, как на диковинное животное, пусть. Я все равно докажу всем, что и мы, как они говорят, калеки, такие же люди, как они. А может быть, даже и умнее их всех.

Света с восхищением смотрела на дочь. Ее лицо, освещенное лунным светом, было такое красивое! Огромные черные глаза сверкали решимостью и горели каким-то внутренним огнем. Маленькие пухлые губы были плотно сжаты.
- Да, она всего добьется, маленькая моя!  Счастья тебе, моя кровиночка! Пусть все твои планы сбудутся…Пусть Господь пошлет тебе Ангела хранителя! Только не сдавайся, доченька моя!  - молилась  она про себя.
Рано утром она проводила Таню. С грустью она смотрела на уходящий поезд. Трижды перекрестила его и медленно пошла по перрону. Вспомнилось, как 17 лет тому назад, она хотела броситься под поезд. Но дочь заплакала так жалобно, что Света отбросила эту мысль. А потом встреча с Иваном Трофимовичем, которая  круто изменила ее и жизнь ее Танечки… Она шла и не стесняясь людей плакала… Почему так жестока эта жизнь… Сколько еще испытаний выпадет на долю ее дочери, такой беззащитной, и такой сильной…
 
Тане выдали место в общежитии. В комнате, кроме нее были еще две девушки. Они с удивлением и страхом смотрели на нее.
- А ты что, тоже поступила? И как ты будешь учиться? У тебя же…
- Нет рук…Это вы хотели сказать. Не волнуйтесь, вам в тягость я не буду. Убираться за мной не надо. Давайте лучше знакомиться, я Таня Разуваева. Буду учиться на кафедре английского языка.
Уже через полчаса девушки оживленно беседовали. Надя и Лена, так звали девушек, с восхищением смотрели, как быстро Таня распаковывает свои вещи. Аккуратно поправила кровать, а потом стала выкладывать на стол гостинцы.
- Девочки, давайте пить чай. Мама послала свой фирменный пирог с яблоками. – Таня быстро нарезала пирог на ровные куски. Вытащила из сумки салфетки и положила каждой по куску. В это время закипел чайник. Таня заварила чай и разлила по бокалам. Девушки сидели в трансе…
Так началась дружба Тани с соседками по комнате…

 Весть о том, что в Университете учится безрукая девушка, разлетелась мгновенно. Без надобности заходили к ним в комнату, удивленно оглядывали красивую девушку, и без слов выходили…  Надя вращала глазами, давая знак девушкам, чтобы не любопытничали. Под любым предлогом старалась их выпроводить. А Таня только посмеивалась про себя.
- Пусть насмотрятся… Скоро им всем надоест пялиться на меня. Я привыкла, - успокаивала она Лену и Надю. И действительно, скоро на Таню смотрели как на обыкновенную студентку. 
За годы студенческой жизни, Таня научилась не только с легкостью переводить книги с английского на русский, но научилась  -  и плавать, и прыгать с парашютом в летном клубе. Она пробовала себя во всех видах спорта. Она доказывала и себе, и окружающим, что она такая же, как и все!

                Часть 5.

« Милая моя, доченька! Решила написать тебе письмо. Знаешь, Танечка, я решила свою квартиру поменять на московскую. Знаешь, вычитала очень хороший обмен, правда с большой доплатой. Но деньги у нас есть. Еще Иван Трофимович оставил нам, да и я поднакопила. Я же, от одиночества, стала шить. Принимаю заказы на дому. Портниха! Знаешь, сколько у меня клиентов! И все – элитные! Так что, думаю, на обмен хватит. У меня душа болит, как ты там одна. Небось, всухомятку кушаешь, доченька. Ну, ничего, скоро я приеду к тебе, и мы всегда будем вместе. Я очень скучаю по тебе, моя маленькая девочка. Я так люблю тебя. Тебе же еще учиться целых три года… Жди меня, скоро я приеду. Посмотри там квартиру, адрес я написала в записке. Посмотри и напиши, какая она, какие соседи и далеко ли до Университета. Целую тебя твоя мама.»

Таня обрадовано читала послание из дома. Было бы здорово, если мама будет жить рядом!  Если честно признаться, порой Тане было так тяжело и физически, и морально. Она никогда никому не жаловалась, не показывала своей слабости. Мамы так не хватало. Хотелось просто прижаться к ее теплому телу и смотреть в ее любящие глаза. И сразу стало бы легко… Мамочка - все поймет. Она же мама!

Через полгода мама на Камазе перевезла свои вещи и  мебель в московскую квартиру. Нужен был ремонт, но двухкомнатная квартира почти не уступала воронежской. Она была светлой, большой. Правда, на пятом этаже и не в центре столицы, а на окраине. Но на метро можно было домчаться до центра за какие-то считанные минуты.

Таня решила перевестись на заочное обучение. С финансами было очень трудно. Коммунальные услуги, проезд на транспорте, питание, да еще побочные расходы…Мать не могла найти работу. Даже няней  в садик невозможно было устроиться.  И Света  согласилась поработать дворником… В пять утра она уже выходила на работу. И только к десяти часам она, возвращалась домой и обессиленная, ложилась на кровать. Затем просыпалась и шла купаться…
 
С утра Таня объехала три-четыре школы. Она в совершенстве владела английским, поэтому хотела
устроиться преподавателем английского языка. Но, увидев физический недостаток девушки, ей всюду отказывали. И только, в одной школе, ей предложили место уборщицы. Таня с радостью согласилась. Зарплата небольшая, но  хоть что-то…
 
 Однажды, когда Таня приехала на работу, к ней подбежал парнишка с 8 класса.
- Татьяна Игоревна, вас вызывает директор. Сказал, чтобы я обязательно вас нашел.
 Таня  вошла в кабинет.
 - Я слышал, вы владеете английским языком? Заболела учительница по английскому. Она вела уроки в старших классах. Вы не смогли бы заменить ее на неделю? – Директор вопросительно и в то же время, недоверчиво  посмотрел на Таню.

В восьмом классе стоял гул. Таня вошла в класс.
- Это что, уборщица будет вести английский? Ну и дела! Будет учить нас, как одной рукой мыть полы! – раздался взрыв хохота
Таня подошла к столу.
-   Dear children I think we'll be friends! (Дорогие дети, я думаю, что мы подружимся) на чистом английском языке произнесла Таня. – Прошу вас, - обратилась она к  классу. – Кто может перевести эту фразу? Так, я вижу, вы не очень хорошо знаете английский. А эту фразу. Я думаю, вы сможете перевести:
 I will guide you English lessons.( Я буду вести у вас уроки английского языка.) И снова – тишина… Ну, хорошо, тогда я сама переведу вам эти фразы!
То чего добивалась Таня, ей удалось. Класс перестал шуметь. Дети поняли, что эта «уборщица» прекрасно владеет  языком…

 Через неделю, Таню перевели учительницей английского языка на полную ставку.
Жить стало легче и веселее. Мать уже не пересчитывала копейки. Да и, узнав, что Света шьет, стали поступать заказы.
Наступила зима. Все вокруг замело снегом. Таня стала поздно возвращаться домой. Ее коллега, молодая «англичанка» вышла замуж и уехала с мужем в Среднюю Азию. Ее часы отдали Тане. Теперь она вела уроки в две смены. Было трудно, но Таня справлялась. Она жила только работой, уходила с головой в нее, чтобы только не думать ни о чем…

Иногда ей так хотелось написать Славе, узнать, как он там…Но сразу в памяти всплывало насмешливое лицо его матери. Ее слова, которыми она обжигала Таню – намеренно, жестоко. И она в очередной раз останавливала себя. Да и зачем?  Быть может, он уже давно женился…
Ночами ее молодое тело томилось от любви. Все чаще ей стали сниться сны, от которых она задыхалась. Ее целовали, обнимали, раздевали…Во сне она занималась любовью…Так было стыдно, но, как же было сладко…Она готова была видеть такие сны постоянно. Она упивалась этими видениями, этой жаркой любовью…Но это было лишь во сне.  Она просыпалась, и волшебный принц исчезал, только тишина и темнота…Таня, от тоски,  рыдала в подушку,  чтобы не услышала мама.  Неужели она никогда не узнает, что такое близость с мужчиной? Неужели она обречена на одиночество…

В школе готовились к Новому 1988 году. Все вокруг было наполнено праздничной атмосферой. Привезли огромную елку. Верхушка дерева, почти упиралась в потолок актового зала. Все с восхищением смотрели на это гигантское чудо. Тане поручили украсить елку. И она, такая же тоненькая, стройненькая, как ее ученики, с радостью украшала символ встречи Нового Года… Никогда Таня не думала, что она будет работать в школе. Но теперь она точно знала – из школы она никогда не сможет уйти. Она поняла  - без детей она жить не сможет.

После банкета, Таню привез домой физрук. Он развозил всех женщин. Что поделаешь, в коллективе он был один мужчина, не считая директора. Таня тепло попрощалась с коллегами и пошла к подъезду. Вдруг из темноты вышел высокий мужчина. Таня испугалась. На улице никого не было. Все готовились к встрече  Нового года. Она остановилась. Фигура приблизилась к ней. Таня от страха закрыла глаза.
- Таня, здравствуй! Ты что, испугалась? Это я, Слава.. С праздником, Танюша… Он протянул Тане букет красных роз.
 - Слава, это ты? Фу, как ты меня напугал! А ты как тут? Господи, я так рада, что это ты, я так испугалась. Ну, что мы стоим на морозе, пойдем в дом. Там мама, наверное, уже заждалась.

Мать  увидев Славу, нахмурилась. Праздничное настроение, с которым она открыла дверь, улетучилось.
Она демонстративно прошла в комнату.
- Заходи, не стесняйся, Славик. Раздевайся. Присаживайся. Сейчас будем праздновать. Надо же, как раз к празднику приехал! А как ты нашел нас? Ну, расскажи, как у тебя дела? Где ты сейчас, кем работаешь? – Таня забросала его вопросами. Слава смущенно смотрел на нее.
- Да я проездом…Ваш адрес мне дала женщина, которая сейчас живет в вашей квартире. Живу там же, в Воронеже. Отец передал мне  строительную фирму. После смерти мамы, он сдал очень сильно. Отошел от всех дел. Вот я теперь и руковожу. Женился на  Ленке Кудряшовой… Живем, детей пока нет…
- Поздравляю! А я вот все одна. Жду, может кто-нибудь обратит на меня внимание. - Таня рассмеялась.
Шумно сели за стол. Включили телевизор. Михаил Горбачев улыбаясь, поздравлял народ с наступающим Новым Годом. Забили куранты. Запенилось в бокалах шампанское.
- С новым Годом! С новым 1988 годом! УРРРА!!! -
 
           Продолжение следует.