Новое время не родило гениев

Габдель Махмут
или Современна ли современная литература?

Завтра мой внук Камиль пойдет в школу, в свой первый класс…
Стало любопытно, кем он выйдет оттуда через десять лет?..

Когда его папа в 1982 году перешагнул порог школы, мне почему-то не приходилось задавать себе таких вопросов. Потому что школьная система была отлажена, апробирована годами практики, учебные предметы имели программы, проверенные на наших отцах, на нас. Мы были самой читающей страной в мире, а знания учеников на голову были выше, чем у детей тех стран, где обучение велось по системе экспериментов и спецшкол. Школа растила из нас морально крепких, воспитанных и грамотных граждан, и в первую очередь - патриотов Отчизны! Делалось это на примерах мужества героев из народа: Павла Корчагина, Марата Казея, молодогвардейцев, Виктора Талалихина, генерала Карбышева, героя-поэта Мусы Джалиля. Про героизм, о любви к Родине, к жизни в родной стране во имя ее светлого будущего нам рассказывали лучшие образцы литературы: «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Моабитские тетради» Джалиля и десятки и сотни других популярных книг.

Строители новой жизни не забывали свою историю, какой бы горькой она ни была – с войнами, народными бунтами, революциями, ведь мы знали, что это наша история, наш путь «через тернии к звездам».  Мы изучали замечательные образцы древнерусской литературы: «Слово о полку Игореве» «Задонщину», «Домострой», зубрили стихи и поэмы вольнодумца-Пушкина, демонические поэмы Лермонтова, зачитывались историческими полотнами Толстого, Карамзина, воспитывавших в нас истинных российских сынов, потому что страна хотела видеть в нас верных ей защитников-патриотов.

Я часто задумываюсь над вопросом, откуда и почему в нашей стране появлялись такие сильные творцы, которых уважал, которыми зачитывался весь мир подлунный. И это несмотря на то, что были и есть государства на нашем голубом шарике, политики и правители которых патологически ненавидели Россию?..

Литературные феномены, кто и поныне в классиках, рождались на сломе эпох, когда вся страна и весь народ подвергался испытанию на выживаемость «быть или не быть». Общая, вселенской силы беда, как говорят, переполняла сердечную боль народа, которая аккумулировалась в ком-то из его сынов, одаренных творчески, вызревала в его душе в мысль-боль-идею, и он выливал ее на страницы своих творений. Одним словом, творцов вселенского масштаба рождали великие потрясения у его народа.

Проходит время, меняется строй в стране, народ снова подвергся испытанию на прочность. Новый слом общества произошел на наших глазах, а та литература, которую вдалбливали нам и нашим отцам - до сих пор на столах читательских, до сих пор среди самых любимых, востребованных. Мы повернули страну на новые ориентиры в экономике, политике, однако, новых неподражаемых примеров в литературе для нынешней молодежи эта обновленная страна так и не родила.

Да, мы сами захотели глотнуть свободного воздуха Запада, сами же пожелали свободы и плюрализма прессе, печати и литераторам любых мастей. Однако, как оказывается, свободой тоже надо уметь владеть! Разнузданная вседозволенность порождает «сон разума». Мы не могли даже в больной голове нафантазировать, что писатели разойдутся по станам патриотов и либералов. Кто-то посредственный, но активный, будет в ряду тусовщиков, литература разделится на гламурную, жесткую, жестокую, в моду войдут легковесные детективчики, любовные романчики, фентези, ужастики. эротика…

Еще более постыдная, на мой взгляд, появится реальность в наступившей новой эпохе – это «литературные негры», когда книги у раскрученного каким либо издательством автора будут писаться по заказанному им сценарию коллективом неизвестных тружеников пера, вынужденных выживать на таких мизерных заработках. Писатели вдруг разделились по кастовости.

Мы никогда не подозревали, что в одночасье в стране расплодятся частные издательства, где не станет редактуры и даже корректуры текстов, издавать книги станет проще и доступней тем, кто имеет деньги. А литературные премии будут присуждаться по принципу лояльности авторов к учредителям. Вот откуда растут ноги «макулатурной» литературы, то есть незрелой, безыдейной «ни уму, ни сердцу» - не популярной у вдумчивых читателей. 

Так, почему же не появляется новых имен, равных по силе Гоголю, Чехову в сегодняшней литературе? Ведь в пишущих сейчас, если заглянуть в литературные сайты, чуть ли не миллионы?

А не проявляется гений-современник потому, что последний слом эпохи, чему мы были живыми свидетелями, вовсе не объединил наш народ. То есть не все пострадали от этих перемен, а даже наоборот, народ разделился на классы: средний, богатый, зажиточный, бедный, нищий. Все прежние сломы собирали российский народ в один дружный кулак, все нации и религии под один флаг, в одно национальное ядро в борьбе за лучший строй, за победу. Общие для всех великие беды и такие же великие победы над ними были стимулом и толчком к проявлению всего великого в искусстве, музыке, литературе, кинематографе. Отсюда и появление гениев ушедших эпох. Отечественная война 1812 года сподвигла к созданию «Войны и мира», Октябрьская революция и Гражданская война породили гениальный фильм «Броненосец Потемкин», романы «Тихий Дон», «Бег», Хождение по мукам» и пр. произведения, Великая Отечественная дала толчок десяткам и сотням бестселлеров кино и литературы.

Нынешний слом не был всенародным, более того, он произошел вопреки желаниям простых граждан, одним лишь росчерком пера. Ну, повозмущался кто-то где-то, и что? А ничего. Такие перестройки не могли, и не открыли творцов великих полотен. Больше скажу, такая перелицовка породила течение пофигизма в умах молодых, среди них все больше становится "этустранцев", кто с ветром в голове и лозунгами "не расти трава" на родной земле, потому что новая жизнь показала нынешнему юношеству примеры быстрого обогащения за народный счет…

Так, на какой литературе будет воспитываться мой внук? На «Голубом сале», на "Это я - Эдичка"? Ведь Минобрнауки отказалось от единых учебников литературы, теперь каждая школа сама будет определять, что читать детям. Так, в руки моего Камильчика преподаватель запросто сможет всучить, как обязательное чтиво-образец свободной литературы, Ерофеевское «Москва-Петушки», возможно даже «Одлян, или Воздух свободы» Габышева… 

И даже учебники Русского языка, как сообщали недавно, пошли в школы с большими опечатками, языковыми (даже!) ошибками…

В сегодняшней литературе не видно образцов для подражания, кого можно было бы поставить на одну полку с Ахматовой, Симоновым, Твардовским, Искандером...
Я буду стараться воспитывать внука на книгах, что знает и любит мое поколение. Это лучшая русская и советская литература от Лескова, Куприна, Бунина, Горького, Блока, Есенина, Шолохова, Астафьева, Распутина, Джалиля, Думбадзе, Айтматова, имена которых на устах читателей всего мира…
Август 2015 г.