Все поглощают сумерки

Анита Карелина
Чем объяснить такую популярность романа "Сумерки" С. Майер? И это не только прекрасное название. Он переведен более чем на 30 языков мира. В наш компьютерный век, когда книги покупают, можно сказать, очень сдержанно, Стефани Майер бьет все рекорды. Ее вампиры и оборотни пользуются огромным спросом: продано более 100 млн экземпляров. Да еще и международная арена забросала денежными купюрами кинопоказы этой необыкновенной вампирской саги.

Может, все дело в шикарной "рекламе"? Не появись на экранах кинозалов столь удивительной мелодрамы, ставшей одним из шедевров мирового кинематографа, и, возможно, произведение С. Майер осталась бы на книжных полках магазинов. Очень уж достали многочисленные вампиры всех мастей. По крайней мере, я точно не стала бы читать ее книги. Тяжелый стиль диалогов как-то не очень привлекает поначалу. Вчитавшись, привыкаешь к столь необычному повествованию, увлекающему в бездну чувств. Я даже решила прочесть "Гостью" С. Майер, чтобы иметь более полное представление о ее творчестве.

Ох, как тяжело далось этой "гостье" начало! Не знаю, как автору, но для читателя - это слишком тяжко. Тем не менее, С. Майер можно с уверенностью назвать мастером диалога, сумевшей постоянными «разговорами» своих героев заинтересовать читателя. Стоило им "завестись" в выяснении отношений, и тут же завертелась метель чувств. Тесно переплетаются судьбы героев, вырисовываются взаимоотношения двух миров, но так завораживает единство душ! Вновь острые треугольники из любви ранят или вызывают восторг. Вновь единение чувств и жажда любви, торжество чистых помыслов и желание принести пользу. Это захватывает и вдохновляет.

Произведение Стефани Майер "Гостья", несмотря на путаное тяжелое начало повествования, напрягает, зато потом читатель погружается в бесконечный диалог душ. Это заставляет задуматься над извечными проблемами борьбы добра и зла, непониманием и нежеланием мириться с инакомыслием. Можно предположить, что фильм по этой книге будет столь же увлекательным. Однако сравниться с "Сумерками" ему вряд ли удастся. Ведь впервые идеальный долгожданный литературный герой обрел крылья и облетел земной шар, став всемирно известным киногероем, благодаря этой ошеломляющей вампирской саге. Никого не шокировало, что герой-то из отвергнутого мира. Его приняли с благоговением.

Фильм о благородных вампирах произвел потрясающий эффект, несколько потеснив полюбившегося мне "Гарри Поттера". Многие считают, что мальчик-волшебник пришел к нам из мира сказок для детей. Возможно. Но это самая лучшая сказка современности, сумевшая волшебным образом вместить в себя добро, любовь, искреннюю дружбу. По крайней мере, я, как представитель старшего поколения, читала книгу с превеликим удовольствием. И вот теперь с не меньшим удовольствием прочла вампирскую сагу. Можно считать, что и меня однажды поглотили сумерки.

Я, как ни странно, не любитель фантастики, несмотря на то, что обожаю все необычное и фантастическое. В школьные годы, прочтя книгу "Седой капитан", я долго рыдала. Трагическое окончание меня никак не устраивало. Со временем забылся и сам сюжет и фамилия автора, а вот ощущения трагизма остались. Возможно, поэтому теперь я не разделяю вкусы и предпочтения современной молодежи в просмотре мультфильмов и кинофильмов о роботах и прочих придумок. Моя фантастика поселилась на Земле и не стремится к далеким мирам. Словом, прочно обосновалась в земных пределах.

Фильмы-ужастики на один манер порядком надоели и не только мне. Вампиры с лицами убийц - не самая подходящая тема для предпочтений. Поэтому новый ожидаемый фильм о вампирах многими заранее воспринимался недоброжелательно или попросту - не воспринимался. Общение с миром нежити не все приемлют. Да и не верят в его существование. Обычно говорят: "Я этого не видел, значит, этого нет и быть не может". Переубедить в такой железной логике просто невозможно. И зачем? Другое дело фэнтази. Можно на время довериться хорошо придуманной истории.

Словом, если бы мне не довелось посмотреть "Сумерки", а затем и "Новолуние", наверное, и книг Стефани Майер я не прочла бы вообще. Фильмы были признаны, получив высокую оценку зрителей. А ведь недостатка в зрелищах сейчас нет. Чем он так притягивает? Этот вопрос не давал покоя. Пришлось основательно почитать отзывы и критику. Я так и не поняла: кому ставить в заслугу создание уникального фильма? Режиссерам, операторам или специалистам по монтажу? Или актерам? Одно ясно: без героев Стефани Майер фильм бы не состоялся и не имел успеха.
Благодаря нашему телевидению, давшему возможность увидеть два первых сенсационных фильма саги, российский телезритель открыл для себя «новых» вампиров.

Итак, вдохновившись, я вскоре взялась за прочтение "Затмения", чтобы узнать, чем все закончится, но была несколько разочарована. Сплошные диалоги. Даже подумала, что вряд ли может понравиться такое чтиво. Затем прочла "Рассвет". Рядом стоял образ прелестного вампира, говорящего не только с Беллой, но и со мной. А прелестным он казался не потому, что слишком красив. Сам актер Роб Паттерсон не такой уж и красавец, на мой взгляд, но вот в образе киногероя-вампира он выглядит великолепно. Теперь сложно будет найти более привлекательного вампира.
На одном дыхании и с таким же вдохновением вернулась к прочтению "Сумерек" и "Новолуния".

Не обошлось в новоиспеченных книгах и без ляпсусов. Скорее всего, здесь ошибка переводчика. Эдвард в "Сумерках" сам говорит, что родился в 1901 году, а в 17 лет претерпел перерождение. И вдруг в "Новолунии" Карлайл рассказывает о малыше в кроватке. А ведь автор постоянно напоминает, что вампиры "не стареют" и "не растут": в каком возрасте их застал миг перехода - с тем и жить.

Прочтя все четыре книги Стефани Майер, не могу сказать, что это высокохудожественный шедевр мировой литературы. Наверное, мешают сложившиеся определенные стереотипы о том, какими должны быть шедевры. В то же время, это нечто необычное в литературе. Произведение захватывает этой своей необычностью.
И все же создателям фильма надо выразить особую благодарность. Зритель погружается в какой-то реально-нереальный мир. Таких красавцев-вампиров и красавцев-оборотней вряд ли можно найти еще где-то. В них столько достоинства! Актеры настолько гармоничны, настолько искренни, что не проникнуться любовью к ним невозможно. Духом романтичного реализма пропитаны жесты и взгляды, причем все до такой степени естественно, что сам становишься частью этой саги, несмотря на нерусский имидж персонажей. Встретились два мира, несколько эпох и - так грациозно! Хорошо забытые в наши дни лучшие ценности прошлого, не вступая в противоречие, вернулись в современный мир, который принял "устаревшие" взгляды с восторгом.

"Сумерки" пришлись по душе с «нереальными» героями, которые с всеобщего одобрения стали практически реальными. Наверное, впервые никто никого не пугает ужасами. Борьба за правое дело всегда одобрялась. Люди прекрасно уживаются рядом со странными соседями. Мы давно стали закрывать глаза на то, что наш мир удивителен и населен удивительными разнообразными сущностями. Немного романтической фантазии и весь мир открывает свои тайны.

Так чем же захватили новые вампиры весь мир? Главное в успехе "сумеречной саги" не история любви, а нравственные ценности, которые проповедуют своим образом жизни ее герои-вампиры. Вот почему главную героиню Беллу существенно потеснили «кровопийцы». Правда, некоторые вампирами их вовсе не называют, а просто - "Людьми Икс" и "мутантами с дополнительными парами хромосом". Действительно, как-то не хочется называть вампирами этих совершенных сущностей. Красота взаимоотношений мира людей и мира нежити строится не просто на любви, а на любви совершенной. Здесь - понимание, доверие, искренность чувств. Здесь нам открываются  истинные Таинства.

Возвращаясь в нашу реальность, мы вновь окунаемся в мимолетность отношений между мужчиной и женщиной. Мы настолько погрязли в грехах, что отвергли все нравственные ценности брака, не говоря об остальном. Мы давно уже нарушили само Таинство брака. Вот и живем так в полубраках, полуподвигах, рождая полугероев.
Может, нам достаточно и «половинок»? Почему мы нуждаемся в героях? Откуда, собственно, явились нам герои? Героизм, судя по всему, к нам пришел от "доблестных мужей, предводителей", как класс персонажей греческой мифологии. Героями назывались дети божества (или потомки божества) и смертного человека. Несмотря на то, что героические потомки были наделены исключительными физическими способностями, иногда даже сверхъестественными, они были смертны. Причем боги в этом деле были более благосклонны к смертным женщинам, чем богини к смертным мужчинам. Словом, их дети - полубоги, а попросту герои. Кстати, А.П. Пасхалов в "Удивительной этимологии" утверждает, что первоначально древние греки героем считали дух умершего выдающегося предка, вождя или богатыря. Но об этом, если так и было, уже хорошо забыли. Словом, герои древности несколько изменились и пришли в мир современности просто героями.

Герои нашего времени ничем сверхъестественным не обладают. Они будто бы обычные люди, но резко отличаются от других сограждан своими уже не сверхъестественными способностями, а лишь собственными воззрениями или поведением. От полубогов древности герои наших дней существенно отличаются. Но по древней привычке мы постоянно ищем героев среди нашего окружения. Стараемся выделить понравившуюся личность с положительными качествами. А уж таких качеств человечество придумало за время своего существования немало. Собственно, таким образом мы и создаем героев вокруг себя и даже не считаем себя "фанатами". Наверное, мы обнищали духом.

Возможно, в каждом из нас говорит генетическая память наших совершенных предков.
Приобщиться к прекрасному - это самое сокровенное желание человека, которого на каждом перекрестке поджидают греховные соблазны, чтобы не дать такой возможности.
В блеске чужой славы оживляются истинные фанаты. Теперь принято фанатеть по любому поводу. Психологи считают, что истоки фанатизма в неудовлетворенности окружающим миром и желании "прогнуть этот мир под себя". Так ведь не только фанаты не удовлетворены происходящим в развитии нашей цивилизации. Можно предположить, что они - тонко чувствующие особи, способные своим "поклонением" прекрасному, пробудить положительные эмоции, обратить внимание других на происходящее.

Уверенно заполнили новую сумеречную зону не заставившие себя ждать многочисленные фанаты в сфере искусства - особого вида фанатизма. Они как лакмусовая бумажка впитывают в себя любое проявление гениальности, и являются реагентами на шедевры. Они, словно независимые эксперты, работающие на подсознании, совершают отбор достойного, уникального, удивительного и неповторимого.

Однако вернемся в наше время, где «поколение «Пепси» отвергает все нравственные ценности брака. Что касается мужского пола, то здесь живет подсознательный генетический страх. Они не готовы совершить важный шаг в жизни: создать семью, взять на себя ответственность за продолжение рода. В ответ - надуманный протест современной девушки не вступать в брак. А это не геройство. Желание казаться независимой не украшает. Она подсознательно всеми своими последующими поступками старается стать "зависимой". Каждая женщина нуждается в защите, в нежной любви и понимании, которое ей хочется получить от мужчины. Вот и вынуждена девушка "пускаться в поиск", не связывая себя узами брака, чтобы не выглядеть униженной. И где же они - наши полугерои?

Сейчас можно частенько слышать: "Хорошее дело браком не назовут". Действительно: кто придумал назвать супружество "браком" и зачем? Все же замечу, что слова брак (семья) и брак (дефект) являются омонимами и никакого отношения друг к другу не имеют. Наверное, наше время давно прочувствовало угрозу: браки совершаются, но практически с такой же быстротой разваливаются. Попросту – идет отбор «брака», выбраковка.

Да как бы не назвали Великую тайну единения двух душ, не надо забывать, что духовно-нравственное и физическое единение в супружестве - нечто совершенное, к чему должен стремится каждый. Именно это нечто совершенное в "Сумерках" и происходит. Сумеречное целомудрие настолько прекрасно, что вызывает восхищение у всех без исключения. В глубине души современного нигилиста все равно теплится огонек надежды. Именно такой огонек заставляет отдать должное любви вампира - истинного совершенства.

Разве не удивительно, что именно вампир несет целомудрие в мир человека? Вот только единение с церковью как-то странно. Свадьба и венчание вампира. Что это? Подобного еще не было. И, наверное, поэтому все выглядит таким привлекательным. Отвергнутые герои возвращаются в лоно церкви, хотя и в другом облике. И тут можно вновь вспомнить о Таинстве - так называет брак церковь.

В Интернете меня заинтересовала работа одной ученицы 11 класса естественно-технического лицея. Было интересно узнать, как относится современная молодежь к семье и браку. Обращает внимание проведенный опрос среди молодых людей в отношении разводов. Материальные ценности или «материалка» - на последнем месте. На 1-м месте - "не сошлись характерами", на 2-м - измены, на 3-м - скука! Вот зачем некоторые молодые люди вступают в брак! Чтобы развлекаться! Это ли не ужасно?! Вот уж действительно – брак в браке. Не удивительно, что согласно статистике каждая вторая современная семья быстро распадается. Собственные удовольствия, безудержная жажда секса, рождение нежеланных детей, которые расплачиваются за ошибки родителей, есть не что иное, как следствие блуда. Морально-нравственные истины безжалостно перечеркиваются. Никто не хочет сказать себе: остановись! Взгляни на себя со стороны. Кто ты есть? Зачем ты живешь? Для чего тебе дана жизнь?

С одной стороны, вступать в сексуальные отношения до принятия решения о создании семьи можно назвать преступлением, влекущим за собой в бездну безнравственности. С другой - естественный физиологический процесс. Почему бы и нет, раз Бог кого-то наделил повышенной сексуальностью? К сожалению, утраченная духовность не восполняется выводами из простеньких размышлений. Даже мечта об идеале останется просто мечтой.

Хочется напомнить, что каждый человек в ответе за нашу Планету Земля. От его поведения зависит жизнь всего живого и главное - продолжение рода человеческого. А ведь еще до нашей эры человечество волновали нравственные аспекты. Демократизация нашего общества все более и более ведет к анархии - крайней степени демократии. Анархия никогда не сможет стать "матерью порядка". Она рождает только хаос, создает базу для смертоубийств. Как показывает практика, развитие демократии ведет к нравственному произволу, начало которому было положено еще до нашей эры софистами. Против них выступал еще Сократ, борясь за единую систему нравственных ценностей. Похоже, конец такой дискуссии до сих пор не положен.

Итак, идеал современного героя-мужчины существует. С. Майер воскресила его удивительным образом. Трудно сказать: будут ли стремиться наши мужчины к такому совершенству? Вряд ли. Дело даже не в том, что супергерой из мира нежити, обладающий сверхъестественными способностями, которые обычному человеку не присущи. Дело как раз в том, что мечты миллионов женщин воплотились в образе удивительного вампира. Мужественный, целомудренный, заботливый, с огромной силой воли, преданный, надежный. Разве не о таком мечтают? Положительный сказочный герой, которого ждали все, пришел. И неважно, что он из низшего мира, из мира фантастики.

Даже милый женский образ Беллы рядом с элегантной вампирской сущностью меркнет. Перед нами обычная девушка с массой недостатков, вызывающая симпатию и желание защитить ее. Пренебрежение к деньгам, к своей внешности, лишенная чистых помыслов о свадьбе и создании семьи – вот она героиня «второго плана». Учеба ее не очень интересует, обычные юноши - также не интересны. Ей надо нечто необычное из мира Мечты. И только там она вдруг преображается. Вспыхнувшая любовь к некоему романтическому герою совершает чудо. Белла из типичной американки превращается в истинную героиню. Ей, как человеку, приходится нелегко - предстоит сделать выбор между земным и отвергнутым миром. И неважно, что ее Мечта – вампир. Среди людей таких нет, а хочется. Ради этого можно пожертвовать всем. Благородный мужчина-вампир наделен такими редкими чертами характера, что сразу обретает в глазах юной особы поклонение и почитание. Бурные страсти, с которыми он мужественно борется, нравственные идеалы, которые не идут ни в какое сравнение с повседневным окружением, готовность ради любимой совершать чудеса, необыкновенно прекрасный внутренний мир – это стоит того, чтобы навсегда уйти в мир нежити. А  там - довольно большие кланы вампиров и оборотней. Объединяет их желание приносить пользу, не причинять боли окружающим. И вампир, и оборотень  способны не только на истинную любовь. У них есть цель в жизни, есть идеалы, ради которых они живут и совершают подвиги. Они живут по определенным законам Мироздания. Поэтому они истинные герои. Их объединяет общая цель - защищать от зла не только свою территорию. Они чисты, хотя и не такие, как люди. Просто они - ДРУГИЕ.
 
Любой эпохе нужны свои герои. Более того, в этом всегда есть острая необходимость. Рождение героя - боль земная. Наиболее чувственные выразители этой боли - творческие люди. Не удивительно, что Стефани Майер в наше жестокое время создала таких романтичных героев, которых ждали все. Ей удалось сделать то, что до сих пор не сумел никто. Это ее победа. Наверное, впервые мечта и реальность истинного романтизма, как ни странно, поладили между собой. Нет бегства от существующего мира в мир фантастический. Современный романтизм не зовет уйти от реальности в экзотическое прошлое. Они едины эти два мира.

Но кто же будет спасать мир? Если хорошо вдуматься, лишь любовь способна творить чудеса. Пока красота только собирается спасти мир, любовь уже давно это делает. Любовь - это жизнь, а красота - всего лишь созерцание, мгновение, сиюминутный порыв. Если не будет любви, то и красота не нужна, ведь ее просто никто не заметит.

Собственно, почему эта фраза - "красота спасет мир" - так популярна? Почему все бездумно это повторяют как истину? Красота мир не спасет. Она даже может его погубить. Разве останавливаются вандалы перед великолепными шедеврами архитектуры и искусства? Разве не уничтожается самое прекрасное творение Вселенной - наша Земля? Ненависть и злобу, стремление обогатиться не останавливает красота, а только раздражает. Красоту без сожаления уничтожают твари в облике человека.

В общей массе все люди похожи друг на друга. И тут появляются ДРУГИЕ. И это не исключение, а закономерность нашего бытия. Всегда должны быть те, кто живет и мыслит "по-другому", желает сделать мир лучше, чище, прекраснее, да еще обладает возможностью сделать это с любовью к человечеству.

А что может быть прекраснее любви!? Чистота помыслов и взаимоотношений - вот чего не хватает современникам. То, чего мы не можем достигнуть, мы придумываем. Почему фэнтези так заполонили наше время? Не потому ли, что долгое время боязнь показаться смешными не давала свободу генетической памяти. Безжалостно стиралось наше легендарное прошлое. Мы уже ничего не помним. Кем были наши предки? Кто же мы теперь? Все, кажется, давно позабыли, что добро и зло несколько надумано. Идет постоянная борьба идей за собственную свободу, за право жить так, как хочется. Эта призрачная свобода и делит человечество на два несуществующих лагеря - Добрых и Злых. Так, может, человек не совершенен - в этом проблема? Говоря о несовершенстве человека, почему-то хочется заметить, что на Земле совершеннее человека никого нет.   

Во избежание хаоса во Вселенной существуют определенные правила, нарушая их, ты совершаешь преступление. Убийства, насилие, супер-герои, которые опять же - "уничтожают" несправедливость и считают себя чуть ли не богами. Собственно, это тоже насилие, но облеченное в "идеальную" форму. Жизнь человеческая стала бесценной, но не в том смысле, который ей должен быть присущ, она действительно ничего не стоит. Повсюду властвует безумие. Не удивительно, что мир ДРУГИХ, отвергнутых человеком, взбунтовался и идет к нам на помощь!


Фото из Интернета