3. 5. Архитектура русской религии

Начало Истории
Книга 3. Трава под камнем

Глава 5. Архитектура русской религии

1. Кирпич - Белый камень: счет 10:0  2. Когда появился кирпич? 3. Эпоха белого камня  4.  Шпеер на Клязьме  5. Белый камень в кольце вала 6. Граф в переводе - писарь  7. Храм или фактория?   8. Саксонские церкви-крепости в Трансильвании 9. Княжеские усобицы - ненаучная фантастика  10.Где русские торговые дворы? 11. "Медь, олово и свинец  - товар, который получают от немцев..." 12. Сибирь: русские как ганзейцы 13.  Святой купец Прокопий Любекский 14. Юродивый от Георгий-победоносец?


«Мастера же были присланы от императора Фредерика Первого…»
В. Татищев, История Российская, ч.2, прим. 483


1. Кирпич - Белый камень: счет 10:0

Добавив  в предыдущей главе несколько аргументов в пользу того, что никаких татаро-монголов, а также их иг и нашествий никогда не существовало, перейдем к тому, что называется «домонгольской архитектурой  Руси». 


«Домонгольскую» архитектуру принято находить  в Киеве, Чернигове,  Полоцке,  Новгороде Великом, Пскове, на Волыни, Галичине и во Владимиро-Суздальской  Руси.   Действительно,  если существовала обширная Русь с центром в Киеве на Днепре, так, значит, была у нее и более-менее единая  архитектура. («Послемонгольская» архитектура  регионов, которые якобы входили в Киевскую Русь,  не обнаруживает между собой  сходства.  Эту странность  принято объяснять тем, что все с ног на голову поставили дикие орды татаро-монголов).

Но существует ли единство внутри всей этой, якобы домонгольской архитектуры?  Ответ – нет.  Владимирско-Суздальская  и Московская Русь стоят особняком.  И главное здесь – материал, из которого строились храмы (они-то и дошли до нас): «возникает вопрос – почему пристрастие к белому камню у владимиро-суздальских и московских князей было столь стабильным, несмотря на повсеместное кирпичное строительство в соседних русских землях? Нигде – ни в Киеве, ни в Чернигове, ни в Переяславле Южном, ни в Рязани, ни в Смоленске, ни в Новгороде-Северском, ни в Волыни – ни одного храма не было построено из белого камня или его местных аналогов, везде мы видим только кирпич или «opus mixtum» (смешанная техника), хотя зачастую украшенный белокаменными деталями. В технике «opus mixtum» строили и в Новгороде, и в Пскове»  (С. В. Заграевский,  Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество, М.: «АЛЕВ-В», 2001, гл. 1,4).

Свой вопрос Заграевский дополняет  расчетом стоимости строительства из белого камня по сравнению со стоимостью строительства из кирпича. Получается, что строительство из белого камня дороже ровно в  10 раз. Более того,  « белокаменная кладка храмов… в российском климате менее влагоустойчива, чем кирпичная» (там же, гл.4,8). Возможно, этим и объясняются многочисленные случаи обрушения русских белокаменных храмов.
 Кирпичная технология  позволяла  также  строить храмы большего ,  по сравнению с белокаменными, размера.

Так для чего же князья северо-западной Руси с такой маниакальной настойчивостью строили храмы из белого камня? Может, чтобы они были белыми?  Но так кирпич можно побелить, да и  «белокаменные» храмы  на самом деле желтоватые.


2. Когда появился кирпич?

Ответ на вопрос  прост, хотя, возможно,  тебе, читатель, и покажется неожиданным: в эпоху строительства русских белокаменных храмов технология строительства зданий из кирпича отсутствовала.  В том числе,  по причине   отсутствия технологии  изготовления кирпича, способного выдерживать строительные нагрузки.  Приведем описание современной технологии обжига кирпича-сырца: «Обжиг заключается в постепенном нагревании сырца до температуры 900—1100°, выдержке при этой температуре в течение некоторого времени и постепенном охлаждении обожженного кирпича. Процесс обжига включает следующие стадии: 1) подсушка, или окур (печь на пару); она ведется при температуре до 120°.  При этом из сырца удаляется остаточная влага. Продолжительность подсушки колеблется от 18 до 48 часов; 2) малый огонь (печь на дыму) — из сырца удаляется химически связанная влага (при температуре 600—650°). Такой режим продолжается 30—40 часов; 3) большой огонь (печь на взваре) — глина спекается в черепок при температуре 900—1100°. Продолжительность взвара 30—40 часов; 4) выдержка при максимально достигнутой температуре (печь на закале) в течение 24—36 часов. При этом происходит выравнивание температуры по всему сечению печи и окончательное спекание глины; 5) остывание кирпича до температуры окружающей среды. Продолжительность этой стадии 96—120 часов».

То есть технология непростая. При неправильном обжиге кирпич может потерять форму,  раскрошиться, треснуть, что сделает его непригодным к использованию в  качестве основного материала  при строительстве крупных сооружений.

Но как же кирпичные сооружения Древнего Рима, спросишь ты, читатель? Термы Каракаллы, римский Форум и т.д.? 
Корпич  свидетельствует   о времени их действительной постройки. 

Как известно, «в XV веке во всей Европе строители перешли на кирпич» (там же).  Почему вдруг, ни с того ни с сего?  Допустим, до 15 века не применяли кирпич из эстетических соображений. А потом вдруг осознали, что он позволяет  строить здания  дешевле, крупнее, безопасней.
Но как быть со средневековой фортификацией? Тут ведь дело касается уже не эстетических категорий, а жизни и смерти.

Заглянем в книгу современного  французского историка. Вот что написано о фортификационных сооружениях каролингской эпохи: «…дворцы, которые были административными и общественными центрами владений знати и короля, имели … защитные укрепления. Постройки располагались на территории в 1-1.5 гектара (то есть диаметром  110 -140 м – А.П.) , окруженной земляным валом и рвом, иногда усиленных сооружением из балок, кольев, плетней» (Ф. Контамина Война в Средние века  СПб, Ювента, 2001, стр.55). 

Позвольте, а построить кирпичную стену в голову не пришло?   Дров и глины под рукой не было? А, может быть, еще не видели ни одного кирпичного сооружения по причине их полного отсутствия в ту эпоху?  А, возможно, и, вообще,  не владели умением  строить из блоков?   

«В  X-IX вв. появился новый тип укреплений». И какой же?
А вот какой: «С характерным холмом или возвышением в форме усеченного конуса… У основания холма находился ров, на вершине – бревенчатый частокол… Существует следующее классическое описание укрепленного холма во Фландрии: «В обычае у самых богатых и благородных людей округи … возводить, насыпая землю, холм такой высоты, на какую они способны; вырывать вокруг него ров – как можно более широкий и глубокий; укреплять этот холм по границе всей площадки на вершине частоколом из очень тесно пригнанных брусьев  в виде стены…» (там же, с.56).

Почему же не пришло в голову построить из кирпича обнесенный кирпичной  стеной донжон?    Ведь в Риме,  как нас уверяют, давно уже стояли кирпичные стены   императора Аврелиана с кирпичными же башнями.  Ответ, по-моему, очевиден. Не были в XI веке освоены такие технологии. Никто о них и  не слыхивал. А вот как только появились, все  сразу прекратили  холмы насыпать и стали строить кирпичные стены. Да и, вообще, все из кирпича. И так везде, вплоть до появления мощной артиллерии.

 Вот и в России, как пишет Заграевский,   произошел  «достаточно быстрый переход на кирпич в конце правления Василия II и при Иване III».  Причем «кирпич, ставший с конца XV в. государственным строительным материалом …  в основном применялся на первых порах только в военном зодчестве» (В.В. Косточкин  Русское оборонное зодчество конца XIII - начала XVI веков  "Наука", М., 1962, Техника постройки стен и башен , 1).  Логично  -   при начале производства кирпича  он шел только на самое необходимое – крепостные стены. А потом произошел и полный переход на постройки из кирпича.   Заграевский пишет: «неудивительно, что все домонгольские храмы в Рязани (Успенский, Борисоглебский и Спасский соборы, церковь Ольгова городка) построены исключительно из кирпича, несмотря на близость каменоломен» (Заграевский, 1,7).   

Неудивительно, если понять, что произошел переход на  технологию строительства из кирпича, и прежняя белокаменная технология сразу же стала практически  никому не нужна. О том, что техника строительства из каменных блоков предшествовала кирпичной, говорит и следующее наблюдение Заграевского:  «там, где в романскую эпоху строили из кирпича, часто имитировали форму камня при помощи кладки различной формы и размеров. Такой архитектурный прием был особенно распространен в поздней романике и ранней готике Северной и Восточной Германии» (там же, 3, 12). 
Точно так же  в начале 20 века  первые автомобили делали в форме карет.


3. Эпоха белого камня

Строительство из белого камня также  прошло несколько этапов в своем развитии: от относительно небольших  однокупольных храмов, таких, как Дмитриевский собор во Владимире или Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залеском (площадь 170-180 кв.м),  до  в несколько раз превышающих их по площади,    стоящих на подклетях пятикупольных  Христорождественского собора  в Каргополе  или Благовещенского собора в Казани (строительство последних датируется  второй половиной 16 века).
Кроме того, изменялся и характер декора: зооантропоморфный декор полностью сменился декором орнаментного типа.
(Под зооантропоморфным декором понимаются рельефные изображения «львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей», слонов,  а также других звериных и человеческих фигур, в частности «вознесения Александра Македонского», человеческих масок и т.п.). 

Перечень  русских белокаменных зданий  содержится в  работе  С.В. Заграевского  «Реестр белокаменных зданий Древней Руси» (http://www.zagraevsky.com/reestr.htm).
Заграевский включает в свой реестр и здания в смешанной технике, а также имеющие лишь белокаменную облицовку. Всего он насчитывает 54 полностью или частично сохранившихся здания, в том числе 49 на территории Российской Федерации.
Мы приведем перечень тех из них, которые  были полностью построены в белокаменной технике на территории Владимиро-Суздальской и Московской Руси и относятся по преимуществу  к раннему этапу этой техники. 
Помимо собственно белого камня  эти храмы  характеризуются:
-  декором зооантропоморфного или орнаментального типа на внешних стенах,
- нахождением внутри кольцевого вала (либо крепостного сооружения, возникшего, по всей вероятности, на месте вала).

Итак:
Владимир, Успенский собор, декор зооантропоморфного типа,
Владимир, Дмитриевский собор, декор зооантропоморфного типа,
Боголюбово, Церковь Рождества Богородицы, декор зооантропоморфного типа (не сохранилась)
церковь Покрова на Нерли, декор зооантропоморфного типа,
Кидекша, церковь Бориса и Глеба,  декор орнаментного типа,
Суздаль, собор Рождества Богородицы. декор зооантропоморфного типа,
Юрьев-Польский , Георгиевский собор,  декор зооантропоморфного типа.
Переслвль-Залесский, Спасо-Преображенский собор, декор орнаментного тира.
Звенигород, Успенский собор «на Городке»,  декор орнаментного типа,
Звенигород, собор Саввино-Сторожевского монастыря,  декор орнаментного типа
Волоколамск, Воскресенский собор, декор орнаментного типа,
Москва, собор Андроникова монастыря,  декор орнаментного типа.
Сергиев Посад, Троицкий собор, декор орнаментного типа,
Коломна, церковь «на Городище», декор зооантропоморфного типа,
село Городня Тверской области, церковь Рождества, декор орнаментного типа,
Можайск, церковь Иоакима и Анны, декор орнаментного типа (сохранился фрагмент стены).
Можайск,  Старо-Никольский собор  с декором орнаментного типа (сохранился белокаменный подклет)
Дмитров, Собор Успения Божией Матери, (сохранился белокаменный подклет).

Попробуем ответить на вопросы: Кто построил эти сооружения? Какова была их функция?  Ответы не столь очевидны, читатель, как может показаться.



4.  Шпеер на Клязьме

Начнем с  декора. Именно он позволяет безошибочно связать  ранние русские белокаменные храмы с так называемой европейской романикой.  «Зооантропоморфный скульптурный декор суздальских храмов имеет корни не в местном язычестве, а исключительно в европейской романике. Н.Н.Воронин в связи с этим говорил о мотивах «средневековой книжности»… но теперь мы можем уточнить, что это была именно церковная «книжность», только не православная, а католическая» (С. В. Заграевский,  Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество, М.: «АЛЕВ-В», 2001, гл. 5,6).

Не будем сейчас останавливаться на том, можно ли использовать термины  «католичество» и «православие» по отношению ко  времени строительства соборов, подчеркнем лишь, что речь идет о явном западноевропейском влиянии.


В качестве свидетельства распространенности подобного декора в Западной Европе   Заграевский приводит цитату из  «Апологии Виллелина, аббата св. Теодориха» (1124 г.) Бернара Клервосского : «Что делают смешные чудовища в галереях, перед глазами братьев, занятых чтением?.. Здесь можно увидеть несколько тел с одной головой или несколько голов на одном теле. Здесь можно увидеть четвероногого урода с хвостом как у змеи, там изображена рыба с головой четвероногого. Можно увидеть животное, спереди напоминающее лошадь, а сзади – козу, и рогатое животное, задняя часть которого напоминает лошадь. Короче говоря, со всех сторон такое разнообразие и богатство форм, что забавнее изучать целый день этот пестрый мир скульптур, чем думать о заповедях Божьих». (см.также 4.11.8).

Декор орнаментного типа русских храмов («аркатура-поребрик-резной вал»)  Заграевский также считает «универсальным», то есть широко распространенным в Западной Европе,  романским:  «Многочисленные черты сходства европейского и суздальского скульптурного декора не отрицал практически никто … К чертам сходства, выраженным в скульптурном декоре, тесно примыкает сходство перспективных порталов. В деталях суздальские и европейские порталы могли различаться, но эти различия не выходят за рамки индивидуальности их авторов» (там же,  гл.3, 1).

Заметим, что «перспективные», то есть как бы состоящие из вложенных друг в друга арок, порталы присутствуют не только в суздальских, но почти во всех отмеченных нами храмах. Так же, как и «универсальный романский декор».

Заграевский считает, что заимствование  архитектурной техники было осуществлено из Священной Римской империи, то есть из Германии. В подтверждение своей мысли он приводит «прежде всего, конечно, сам факт строительства из камня. Подавляющее большинство романских соборов и замков в сердце Священной Римской империи – Германии – были именно каменными… В Северной Италии романские храмы, как правило, возводились из кирпича...» (там же, 3,1).   

Заграевский указывает, что  «прямым источником архитектуры Юрия Долгорукого являлся ключевой романский храм – императорский собор в Шпейере (это традиционное написание; более современное – Шпайер – А.П.) …  – на соборе в Шпейере (как и на множестве других романских храмов Западной Европы, и на суздальских храмах) мы видим аркатуру, поребрики  и резные валы;
– стены шпейерского собора, как и стены храмов Долгорукого, сужаются кверху уступообразно;
– цоколь императорского собора на большей части периметра представляет собой непрофилированный отлив (как в Переславле и Кидекше);
– бутовые фундаменты храма в Шпейере трапециевидны в разрезе и существенно шире стен, как и в Галиче, и в Суздале;
– способ обработки лицевых поверхностей блоков камня в Шпейере идентичен суздальскому (и существенно отличается от галицкого и малопольского);
– в средокрестии императорского собора реализована крестовокупольная схема с крестчатыми столпами;
– в крипте храма в Шпейере встречается специфическая орнаментальная резьба (вал), аналогичная резьбе на Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском» ( С.В. Заграевский Начало «русской ромники»: Юрий Долгорукий или Андрей Боголюбский?  http://www.zagraevsky.com,  2005)
 А на алтарных полуколоннах собора в Шпеере присутствует и зооантропоморфный  рельеф.

Обратимся также к сложенному из известняка романскому порталу собора святого Стефана в Вене - самой старой сохранившейся части собора. Мы легко подыщем соответствие для объемной фигуры льва собора св. Стефана - на портале церкви Покрова на Нерли или на капители колоны Рождественского собора в Суздале.  Маскароны - мужские головы с фасада св. Стефана очень близки к женским головам на внешних стенах того же Рождественского собора в Суздале, а также женским головам на церкви  Покрова на Нерли и на Успенском соборе во Владимире. Как и на портале  собора св. Стефана, грифоны есть на Дмитровском соборе во Владимире, и на храме Покрова на Нерли, и на Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. 

Белокаменные соборы со зооантропоморфным декором характерны не только для Германии и Австрии. Один из самых известных соборов Испании - кафедральный собор святой Марии в Толедо. До 1561 года Толедо был резиденцией испанских королей, архиепископ Толедо до сих пор является главой Испанской церкви.
Собор  сложен из белого камня, а на капителях колонн в галерее, окружающей внутренний двор собора, широко представлены зоо-антропоморфные фигуры. 
Таким образом,  русское белокаменное зодчество  имеет западноевропйские прототипы  Поэтому трудно спорить с сообщением Татищева об его истоках: «Мастера же были присланы от императора Фредерика Первого…»


5. Белый камень в кольце вала

Мы уже говорили, что белокаменные русские  храмы  стоят в окружении кольцевых  земляных валов. В ряде случаев  строители  валов использовали  особенности  рельефа – холмы, овраги -  например, во Владимире, Суздале, Звенигороде, Волоколамске, Можайске. В Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском, Дмитрове валы стоят на равнине и представляют собой  овалы либо почти правильные окружности общей протяженностью от 1 до 2.5 км.  Современная высота этих валов  - от 7 до 15 метров.

Эти кольцевые валы тоже вовсе не уникальны,  и такие же сооружения сохранились  на территории  всей Западной Европы.  Мы уже писали выше о кольцевых валах, которые относят к каролингской эпохе.  Можно упомянуть и находящееся в 40 км восточнее Вены на берегу Дуная городище Карнунтум,  где внутри  кругового  вала диаметром  около 120 м  археологи  обнаружили предположительно остатки храма.

 
 Обратимся  к балтийскому региону.  На датском острове Зеландия  находится укрепление  Треллеборг,  представляющее собой  вал в форме  правильной окружности.  диаметром в 140 м с высотой валов в 5 метров. Практически идентично Треллеборгу укрепление Фюркат, находящееся на  побережье Ютландского полуострова.    В  Аггерсборге, расположенном в ютландском  Лим-фьорде,   круговой вал имеет в диаметре  240 метром, считается, что высота валов доходила до 4 метров.

Двинемся вдоль Балтийского побережья на восток.  Неподалеку от   Любека, являвшегося столицей Ганзейского торгового союза, находится городище Альт-Любек или Старый Любек.   Оно  было  окружено  земляным круговым  валом диаметром около 100 метров. Как и в случае Владимиро-Суздальской Руси, внутри кругового вала археологами были обнаружены остатки каменного храма.


Сдвинемся еще к востоку вдоль побережья.  На Одере недалеко от моря находится ганзейский город Щецин. На его плане, сделанном в 16  веке, четко видно кольцо улиц, окружающее центральные кварталы  города с  кафедральным собором св. Якова. На  месте этого кольца явно были несохранившиеся валы. 

Движемся еще дальше на восток. В эстонской области Харью  находится укрепление Варбола – круговой вал длиной в 580 м (диаметр около 180 м) высотой до 8 метров.  (Вал этот не земляной –  это насыпь из известкового плитняка.   Плитняк широко распространен в Эстонии, его даже называют «национальным эстонским камнем». Поэтому понятно, почему в Эстонии вместо земляных валов появились валы из плитняка.  Позднее в Эстонии из плитняка стали строить крепостные стены и башни, к примеру, из него построены стены Таллина).
 Из Датской книги земельных налогов (Liber Census Daniae) следует, что в 13 веке  жители Варболы были подданными датского короля. Отметим еще, что Варболу называют торговым центром. 

В таких городах, как Изборск и Псков  укрепления, по мнению археологов, первоначально представляли собой земляные валы, которые впоследствии были заменены стенами. Причем в Изборске на смену земляному валу первоначально  пришел вал из земли и плитняка.

Таким образом,  во Владимиро-Суздальской Руси была воспроизведена  характерная для Европы структура – белокаменный храм внутри кольцевого вала.


6. Граф в переводе - писарь

Зададимся вопросом: какую функцию могли выполнять эта структура?


- Ну как же! – можешь опять сказать ты, читатель. – Под  защиту валов  стекались в случае нападения врагов окрестные жители.
Мы уже писали, что трудно придумать более глупое поведение. Вместо того, чтобы рассыпаться по окрестным лесам и болотам - набиться внутрь валов, страдать от голода, жажды, эпидемий и гарантированно погибнуть или попасть в плен в случае взятия города.

- Тогда это резиденция князя с дружиной, которые собирали дань с окрестных земледельцев.
В предыдущей  главе мы писали, что в «доромановские» времена на Руси была распространена подсечно-огневая система земледелия.  Земледелец не был привязан к какому-либо  месту, более того, должен был с места на место переходить, выжигая в лесу участок для поля.
В таких условиях брать с него дань было задачей невыполнимой.

Нет, читатель, только торговля способна была сосредоточить в одном месте – на ярмарке или на перевалочной базе – материальные ценности, для защиты которых понадобился бы вал.
Показательны и титулы европейской знати: граф и каунт (англ.  Count , отсюда виконт (viscount) – заместитель каунта). Ведь в переводе это просто писарь  и счетчик, то есть, те, что ведут учет и контроль товарных потоков и взымаемой с них пошлины.
О том, как рыцарский Немецкий орден занимался торговлей см. 3.7.2.


7. Храм или фактория?

Так что русские белокаменные церкви в кольце валов – это торговые фактории.   Вот и С.В. Заграевский,  анализируя  частые обрушения русских белокаменных храмов, в качестве причины указывает на «тяжелые барабаны, делавшие храмы «башнеобразными»».   Эти же храмы характеризуются и «окнами-бойницами  и в стенах, и в барабанах» (там же,  гл.4,6).
К таким особенностям храмов, по мнению Заграевского, могла привести «потенциальная необходимость использовать храмы в качестве оборонительных сооружений. Нечто вроде «главной башни замка»… вполне вероятно, что под куполом каждого храма были устроены (или устраивались во время осады) деревянные площадки для лучников, на которые можно было подниматься по приставной лестние. Во всяком случае, в Спасо-Преображенском соборе Переславля, как и во многих других русских храмах XI-XV веков, под куполом есть прямоугольный уступ, на который эти площадки могли опираться. Если бы наличие такого уступа было связано только с конструктивным переходом от постамента к барабану, его бы, скорее всего, в эстетических и акустических целях стремились сделать максимально сглаженным, а не прямоугольным … «мертвая зона» при гипотетической стрельбе из окон барабана составляет всего 15 м» (там же, 4,7).

(Церкви-крепости, постройку которых относят к 16 веку сохранились до наших дней в Белоруссии.  Это церковь святого Михаила  в Сенковича и  Мурованковская или Маломожейковская  церковь. Вот описание церкви в Сенковичах: "Трёхапсидный храм фланкирован по углам четырьмя  оборонительными башнями. В карнизной части проходит пояс круглых бойниц и арочных машкулей (навесных бойниц) . Витые лестницы внутри башен ведут на чердак, на котором размещался оборонительный ярус церкви" . См. также 4.3.5. об оборонных синагогах).

Сопоставим с этими фортификационными свойствами  свидетельства, что древнерусские храмы являлись местом хранения «казны»: «Что же касается до великокняжеской  казны , заключавшейся обыкновенно в серебряных  и  золотых сосудах, дорогих мехах, дорогих тканях  и   тому  подобных предметах,  то   великий   князь ,  следуя   весьма   древнему   обычаю ,  сохранял   эту   казну   большею   частию   в   слоях   и   подвалах ,  или   подклетах ,  каменных   церквей . Так, из летописей узнаем, что  казна  вел. кн. Ивана Васильевича хранилась прежде в  церкви  Рождества Богородицы  и  св. Лазаря, а  казна  его супруги,  великой  княгини Софьи Фоминичны, под  церковью  Иоанна Предтечи на Бору, у Боровицких ворот {Летописец, содержащий российскую историю от 6714 (1206) лета до 7042 (1534) лета... М., 1784. С. 297; Русский временник. М., 1790. Ч. 2. С. 169.}»
( И.Е. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях, кн.1, гл.1).


Еще более явственно это следует из Новгородской летописи: «В л;то 6848 [1340] …  погоре  вся стороиа от Федорова ручья  въ Славно и до поля, и церкви каменыи  и древяныи , и домове… въ  церкви  святых 40  мученикь,  товаръ весь, чии  бы ни былъ, то все разграбиша, …А у святои Богородици в Торгу попъ сгоре,  а инии глаголют, убиша и  над товаромъ: понеже церковь вся погоре, и иконы и книгы, сего же ни власы огнь не  прикоснуся; а товаръ всь  разграбиша».  Из этого отрывка  следует и то, что «поп» был ответственен  за хранившися товар.
«Въ  лето 6898 . [1390] Тои  же  зимы   згоре  церковь св. Дмитрия на Даньславле улице  и  весь запасъ церковныи, и товара множество изгоре».


О том, что в церквях хранились товары, а ответственным за хранение являлся священник следует и из новгородских берестяных грамот (тексты даются в переводе на современный русский):
«Челобитье от Семена попу Ивану : Пересмотрел бы ты мое москотье (по-видимому, меха и/или шерстяные ткани),  чтобы моль не попортила.  Я тебе, своему господину,  бью челом о коробке (лубяном сундучке).  А ключ я послал со Степаном.  А помета  горностай». (Зализняк А. А. Древненовгородский диалект, М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 662, грамота 413).


А вот из следующей  грамоты  вытекает, что игумен осуществлял руководство хозяйственной деятельностью  своих христиан (крестьян): «Поклон от Парфения игумену Господин, как я порядился,  так и живу. А Василько село разоряет,  вежу свез,  три двери свез.  А что касается [жителей] села, то он всем грозится вызвать [на суд]  в Ладогу.  Господин, позаботься обо всем этом» (там же, с.659, грамота 359).
 Напомним, что первоначальное значение слова «господин»  – повелитель, начальник, владелец, владетель. Можно сравнить со следующей грамотой:  " Господину... [бьют челом]   твои христиане  дубляне. Здесь за нас [Иван (Степан и т. п.)] твой договорился в Порхове с воеводами о [поставке]  трех коробей овса и тем самым нам довел [размер поставок] до...» (там же, с.660, грамота 540).

Вот еще одна грамота:  «Поклон от Филикса Семену и Юргию.  Надежда на Бога и на вас.  Если будет сколько-нибудь прибыли в весе, то вложи в церковь…» (там же, с. 545, грамота 414).
Здесь речь идет именно о прибыли. Поэтому, на мой взгляд, слово «вложи» означает не отдать на сохранение, а пустить в рост.
Тем более, что упрек священникам  в ростовщичестве содержится в послании в Новгород митрополита Фотия (1408-1431) :  «А который игумени, или попы, или черньци торговали преже сего или сребро давали в резы, а от сих бы мест у них того не было, лишитеся того, понеже того святии отци не предали и святии апостоли, а святии отци таковых не благословляют, и аз потому же» (ПСРЛ, т.42, Новгородская  Карамзинская летопись, «Дмитрий Буланин», СПб, 2002, с.96).

О торговой практике церкви писал Н.Я. Аристов в книге "Промышленность Древней Руси»: "торговые операции производились под покровительством церкви. Духовенство обязано было наблюдать за правильностью мер и весов, которые обыкновенно для образца хранились в церкви...там устроивались особые лари, в которых хранились торговые договоры, записки и книги для укрепления разных сделок... самое устройство церквей приспособлено было к торговым требованиям: так в подвале сохранялся товар, в притворе он взвешивался. Под покровительством церкви купцы соединялись в артели по единству торговых интересов и артель называлась по имени того святого, которому посвящена была церковь" (СПб, 1866, с.207).


А вот новгородская былина «Садок» ( Новгородские былины, «Наука», М. , 1978, с. 208).  В ней рассказывается как после «ёбедни» в церкви в узком кругу остаются купцы и священники:
Есь устроена в Нове-граде мать божья черковь,
Со всыма она со чудныма иконами,
Со всыма она со попами да со духовныма.
Как на ту же на славу да на великую,
Собиралосе народу да много множество,
Собиралисе купцы гости торговые,
Собиралисе попы отцы духовные,
Кабы был тут Садок, купець богатыя,
Как служили тут ёбедню да воскрэсенскую.
Отходила ле ёбедня да воскрэсенская,
Выходил ле народ да вон на юлицу,
Оставалисе купцы гости торговые,
Оставалисе попы отцы духовные

Садок (Садко) бьется об заклад  с «попом отцом духовныя», что сможет скупить все товары в Новгороде.  В ответ «отец духовныя» организует торговую интервенцию:
Как пошел ле как поп, да он домой пришел,
Он садился ле дома да на ременщат стул,
Он писал ерлыки да скоры грамоты,
Штобы скоро нынь везли товар во Нов-город.
Да скоро нынь везут товар во Нов-город,
Здорожали товары да во Нове-граде..
Садку остается идти в «мать божья церков» и просить денег взаймы:

Как пошел-де Садок в мать божью церков,
А просил ю святитель золотой казны,
Обещалса он построить да мать божью церков
Со всема-де со чудныма со иконами,
Со всема со попами да со духовныма.
У Садка ле казны да вдвое прибыло.

Итак, мы видим торгово-религиозную структуру, которая на территории Руси имеет фактории, состоящие из возведенных  на европейский манер белокаменных храмов внутри кольцевых валов.   
О чем прямо пмшет в книге "Очерк истоии русской торговли"   И.М. Кулишер: "...в ранние эпохи истории торговля всегда совершалась в храмах, как единственном месте, где можно было безопасно проводить товарообмен. В частности, такую роль играли церкви и на Руси. У ганзейцев они служили товарными складами не только в Новгороде, но и в Брюгге, Бергене и других местах". (Кулишер И.М., История русской торговли и промышленности. - Челябинск, Социум, 2003, с.108).   
(О монастырской торгово-промышленной системе см.  также 3.7.10)

 8. Саксонские церкви-крепости в Трансильвании

В 2.5.1. мы говорили о  немецкой торговой экспансии в Польшу.:

 В Трансильвании, которая тогда принадлежала Венгерскому королевству,  немецкая колонизация началась еще в 12 веке, когда в туда пришли немецкие рудокопы. Немцы называли Трансильванию Семиградьем ( Siebenburgen), по числу основанных ими  городов, среди которых были Германштадт, Кронштадт, Шассбург, Клаузенбург. Так же, как и в Польшу, саксонцы принесли в Трансильванию свое юридическое право и получили самоуправление. . В 1224 году король Венгрии, Далмации, Хорватии, Боснии, Галиции (Галичины) и Лодомерии Андрей даровал саксонцам соответствующие привилегии, в том числе независимую юрисдикцию, право безвоздмездного пользования лесами и водами, беспрепятственного передвижения по государству, беспошлинной торговли (Konrad G;ndisch. Siebenb;rgen und die Siebenburger Sachsen, Munchen, Taschenbuch - 304 Seiten, 1998, 2.3.3).

(Это очень похоже  на привилегии ганзейских купцов на Руси, о которых скажем чуть ниже).

До наших дней дошли около 150-и так называемых церквей-крепостей, построенных саксонцами в Трансильвании с 13 по 16  век. В центре  крепостной стены (часто в центре ряда стен)  в этих крепостях  находится храм, который также несет черты оборонительной архитектуры.  Многие из этих храмов в результате перестройки  теперь кирпичные, но сохранились и белокаменные, к примеру, в Прежмере ( Prejmer, немецкий Tartlau) и в Бертане (Biertan, немецкий Birtholm).
Храм в Прежмере , кроме того, имеет крестовокупольную  планировку. Про некоторые  церкви сообщается, что они сооружены в романском стиле.

Заметим, что крепости в Тартлау и Биртхальме по размерам вполне сопоставимы с  кремлями Звенигорода, Волоколамска или Дмитрова.
На наш взгляд, трансильванские саксонские церкви- крепости - это аналоги русских кремлей - кольцевых валов с белокаменными храмами внутри, являющихся свидетельствами ганзейской колонизации Руси.

9. Княжеские усобицы -  ненаучная фантастика

Кто же построил  эти  русские   фактории?

Может быть,  летописные русские князья? Но  если вся древняя Киевская Русь в нашей  первой  книге    благополучно перекочевала на Дунай, то, очевидно,  куда-то туда же отправилась  и вся пестрая  княжеская рать времен усобиц.

 Да и сама эта эпоха представляется  нам совсем  уж фантастической: если бы эти удельные князья существовали на самом деле, их первой задачей было бы обеспечивать спокойствие и безопасность торговых путей, проходивших по их землям, а не рубить сук, на котором сами сидят, устраивая бесконечные войны с сопредельными территориями.   Нет, подобные клинические идиоты могут существовать только на страницах исторических сочинений. Да и то, главным образом, для того, чтобы  наглядно продемонстрировать читателю, что бывает, когда  в стране каждый сам себе князь.
(О полном  отсутствии следов княжеских дворцов см. 3.7.8).


Для сравнения -  вот описание так называемой скандинавской войны: «Датский король Вальдемар в 1360 г. отобрал у Швеции Шонен (важный пункт ганзейской торговли – А.П. ), захватил о. Готланд и разрушил старый ганзейский город Висбю, закрыл проход ганзейских судов через датские воды в Северное море. Вендские города (германские ганзейские – А.П. )  начали войну против Вальдемара. Орден (Немецкий – А.П. ) сначала воздержался от вмешательства в нее. Но когда проход  по Северному морю стал совершенно невозможен из-за пиратства датчан, магистр занял сторону вендских городов, заключив союз с Голландией и городами, расположенными к югу от Северного и Балтийского морей, против Дании и Норвегии, поддерживавшей датчан. К союзу в конечном счете присоеди-нились и вендские города, и в ноябре 1367 г. был заключен военный союз всех ганзейских городов  (Кельнская конвенция). Дания оказалась побежденной. В Штральзунде в 1370 г. участники войны заключили мир, особенно выгодный тем, «кто живет в стране под властью ордена магистра». Орден значительно усилил влияние на немецкие конторы в Бергене, а его купцы стали совладельцами заложенных датчанами в Шонене замков. Товарооборот орденского государства резко увеличился, экономика его и денежное обращение окрепли» (Г.В. Кретинин  История Западной России. Калининградская область: история края   РГУ им. И. Канта,  2006 г. , гл. 3).
 
Все логично: Орден «разрулил» грозивший общему благополучию конфликт, усилив свои позиции. Длившиеся веками  усобицы на торговых путях, повторим, возможны только при  полном идиотизме  их участников.


Отметим  следующий пассаж: «Анализируя состояние торговли в орденском государстве, мы невольно вновь наталкиваемся на мысль о несоответствии духовного назначения монашеско-рыцарского товарищества и размаха его коммерческой деятельности в целях извлечения максимальной прибыли и накопления богатств» (там же).   
Мы полагаем, что  это несоответствие существует только для современных историков. Для самих членов Немецкого ордена никакого несоответствия тут не было, поскольку «коммерческая деятельность» и была их основным занятием (см. 3.7.2).
Итак, «русские князья» не могут рассматриваться в качестве создателей   торговых факторий в виду своей полной фантастичности.

- Позвольте, позвольте, - скажешь ты, читатель, - но ведь в книге того же Кулишера  приводятся договоры между "Новгородом и немцами", в которых присутствует слово "князь"...
Что ж, процитируем статью 1 договора, относимого якобы  к концу XII века: "Аще боудеть соуд князю новгородцкому Новегороде или немецкомоу в немяьх , а в том мироу ити гостю домовь без пакости; в кого Бог поставить князя, а с тем мира подтвердить, любо ли земля без мироу станеть" (Кулишер,  с.57).
Но тут же Кулишер пишет, что " никаких князей в ганзейских городах не имелось" (там же). Так может под князем договор понимает нечто другое, чем современные историки?
Мы полагаем, что в данной фразе речь идет не о суде над князем, а о суде, который соовершает князь -  суд, собственно, это и есть главная функция этого князя (см. 3.7.3 о судьях-кади). Напомним также и об известном выражении "князь церкви" (см. 3.7.8). Этот упомянутый в договоре  княз  и был судьей на территоии торговой фактории.   



10.Где русские торговые дворы?


Но, может, быть  эти фактории  были построены   русской  церковью  или русскими купцами?  Поверить в это мешают  несколько обстоятельств. 


Принято считать, что торговля Запада с Русью осуществлялась следующим образом:  русские купцы привозили свои товары в Новгород, а дальше уже  их везли на Запад купцы ганзейские, контролировавшие  морскую торговлю.   В Новгороде находился Немецкий торговый двор, внутри которого стояла церковь святого Петра. До нас дошла скра или устав этого торгового двора ( Schlueter W. Die Nowgoroder Schra in sieben Fassungen vom XIII bis XVII. Jahrhundert. Dorpat, 1911. Перевод и примечания И. Э. Клейненберга).


В начале  приведем  несколько статей,  в очередной раз свидетельствующие , что торговая деятельность была переплетена с церковной, а также, что Немецкий двор , как впоследствии и принадлежавшая англичанам Московская торговая компания, пользовался экстерриториальностью, то есть на его территории действовали только ганзейские законы: 

«2.Знать должны все, кто эту грамоту видит и слышит ее чтение, что староста двора и объединенные немецкие купцы (то есть ганзейские – Ганза означает «союз» - А.П. ) , которые были в Новгороде, решили на общем собрании,  что нужно соблюдать все церковное право и право двора и все право св. Петра, будь то в мелочах или в крупных делах, как это было  исстари правом и обычаем.

(Вот это «общее собрание» и есть реальное «новгородское вече» - А.П.).
…..
Далее, кто поместит товар в церковь, так что он касается дверей или  лежит на железе,  за это будет одна марка штрафа…

9. Далее,  бочки, обвитые веревками, полотно и мелкие упаковки нужно помещать под своды…

17. Далее, никто не должен оставлять безмен и гири вне церкви, когда церковь заперта, иначе штраф  одна марка…

19. Далее, когда священник объявляет собрание, ни один самостоятельный купец не имеет права выйти, штраф одна марка…

22. Далее, при выезде  нужно ключи опечатать и передать один епископу новгородскому, другой – игумену св. Юрия.

68. Далее, любчане (жители Любека)  и готландцы  должны здесь (поочередно) назначать священника на один год.

78. Далее,  староста двора имеет право присуждать как к телесным наказаниям, так и к смертной казни…»

(Отметим еще, что на территории Ганзейских дворов  было не место женщинам, а члены Ганзейского союза принимали целибат, то есть безбрачие).   


Обратим внимание на следующее обстоятельство:
  в скре не упоминаются никакие  присутствующие в Новгороде торговые дворы русских городов,  через которые якобы осуществлялась торговля Ганзы с Русью.  Не упоминаются и никакие другие, кроме ганзейского, торговые уставы.  А ведь если бы в Новгороде существовали русские торговые дворы, у них должны были бы быть свои правила торговли, которые вынуждены были бы учитывать ганзейцы.  Но ничего этого нет.

Напротив, есть статья, свидетельствующая в пользу того, что русских торговых дворов в Новгороде не было: 

«106. …никто не должен приносить русским на дом сукна…»
(Сукно было одним из основных ввозимых товаров, в статье идет речь об образце).

Косвенно это подтверждает и  известный исследователь Новгорода  В.Л. Янин:  « ганзейские   купцы  также  приобретали   новгородские   товары , как правило,  непосредственно  на  усадьбах   русских  партнеров» (Очерки истории средневекового Новгорода, « Языки славянских культур», 2008, Иноземные дворы в Новгороде).


Впрочем, из скры следует, что и получение товара от русских,  также как и передача товара русским (торговля была меновой),  происходило на территории Немецкого двора, например:

«61. Далее, если кто-нибудь получает от русских товар, тот должен требовать, чтобы русские ему полностью отсчитали количество, и не должен уплатить  русским за все, пока русские сперва ему не заплатят полностью…
62. Далее, (за товар), который русский получает от немцев, он несет полную ответственность (с того момента), когда  он вынес его за порог двора.

64. Далее, если кто купит более чем на одну четверть мехов, то должен осматривать меха в своем жилом помещении и нигде иначе…»

Итак, ганзейцы торговали только с индивидуальными покупателями  и на территории своего Двора.

В уже упомянутой книге И.М. Кулишера "Очерк истории русской торговли" говорится о договоре 1269 года Новгорода с немецкими городами, который "дает нам картину того, как совершался транспорт немецких товаров в Новгород... речь идет только о немцах в Новгороде, но ни словом не упоминается о перевозке русских товаров в немецкие города, причем с одной стороны фигурируют немецкие купцы, а с другой - русские лодочники, проводники на порогах,извозчики, в других источниках  и переносчики товаров" (с. 78-80).

Из скры также следует, что ганзейцы не ограничивались Новгородом и Псковом и торговали  и в других русских городах:

«111.  … никто, кто хочет пользоваться правом купцов в Новгороде , не должен  с того момента, когда эта весть дойдет до Фландрии, покупать там сукна , изготовленные по ту сторону реки Лис, или смешанные армантьерские, которые сделаны под видом комминских и вервьеских и им подобных сукон, которые нельзя продавать на крытом рынке в Брюгге,  ни в Дерпте, ни в Пскове, ни в Новгороде и не привозить ни в какие города русским…

74. Далее, если присылают из городов людей для судебного разбирательства и если кто-нибудь в стране (Binnen landes) или вне ее, будет опротестовывать (решение суда), тот платит штраф в десять марок».

О том же пишет и Кулишер, исходя из статей договора 1195 года: "немцы посещают в то время не только Новгород..., но и другие русские города" (с.58).

Итак, для ганзейской торговли с Русью  характерно следующее:
- Ганза  полностью контролировала  выход в Балтийское море и морскую торговлю,
- Ганза торговала  с индивидуальными  русскими продавцами и покупателями,
- Ганза торговала не только в Новгороде и Пскове, но и в других русских городах.
- торговля осуществлялась на  Торговых Дворах, внутри  которых находилась церковь, причем и само здание, и священники принимали активное участие в торговле. 

Ганзейская структура  была явно доминирующей, хотя бы из-за контроля над морской торговлей, без которой теряла смысл вся торговля русская.
Структура эта, как свидетельствует  Новгородская скра, существовала  и в других русских городах. 


 И, действительно,  отчего же это  ганзейские купцы якобы  не вышли на Волгу?  Ведь туда из Новгорода ведет речной путь по  Мсте и Тверце. А расстояние между Торжком, который, как считается, основали новгородские купцы,   и стоящей на Волге Тверью –  всего около 60 км.  Их не пустили  в свои земли тверичи? Но почему тогда пустили в свои - новгородцы?

Впрочем, и  у новгородцев Ганза вряд ли спрашивала разрешения.
В цитированной нами Новгородской скре ничего не говорится о каких-либо выплатах со стороны Гвнзы  местным властям.  Вот  и Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона подтверждает: « В Новгороде немецкие  купцы   платили  торговые пошлины, но столь ничтожные, что сами считали свою тамошнюю торговлю беспошлинною и не могли надивиться великодушию русских» («История торговли в России).  Все очень напоминает английскую Московскую компанию, которая тоже ничего не платила.

 Мы уже упоминали о  Скандинавской войне  Дании « с Ганзой (1367—1370), закончившейся жестоким поражением Дании. По Штральзундскому миру Дания значительно понизила пошлины в пользу ганзейских купцов, попав фактически в политическую зависимость от  Ганзы , под контроль которой перешли Зундские проливы. Без  согласия   Ганзы   датский   король  не мог занять престол. Больших торговых привилегий Ганза  добилась и в Норвегии, внешняя торговля которой оказалась полностью в ее руках.
Таким образом, нависла угроза территориальной целостности и независимости Скандинавских государств. Немецкие феодалы проникали в Скандинавские страны, Ганза устанавливала в них свой контроль» (История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов, под редакцией Н.Ф. Колесницкого, М., Просвещение, 1986, гл. 17, Скандинавские страны в XIV—XV вв.).
Напомним, что у Ганзейского союза за спиной стоял входивший в Ганзу Немецкий орден.

Я думаю, что точно такое же контроль, который Ганза установила в конце 14 века в Скандинавии, установила она и на  торговых путях  Руси. Контроль этот, наряду с Псковом и Новгородом,  осуществляли расположенные в междуречье Волги и Оки ганзейские фактории: Тверь, Дмитров, Волоколамск, Звенигород, Москва,  Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Суздаль, Владимир…
Так Тверь (овальной формы земляной вал протяженностью 1600 метров со Спасо-Преображенским белокаменным собором) стояла на пути с Волги в Новгород.  Волоколамск  - на пути  Волга-Ока-Новгород.  Звенигород  и Можайск – на пути с Волги-Оки  на Смоленск. 


11. "Медь, олово и свинец  - товар, который получают от немцев..."

Причина  доминирования  Ганзы (как впоследствии английской Московской компании, а затем голландцев,  и в целом  колониальной зависимости   России от Запада, о которой мы говорили в предыдущей книге)  вполне очевидна -  отставание России от Западной Европы в металлургии.  Металлургия – основа современной цивилизации. В том числе – основа производства оружия.  Думаю, нет нужды объяснять, что без металла нет оружия.   

Очевидна тут   роль железа. Однако, 15-16 века  получили название «второго  бронзового  века» ( У.Мак-Нил. В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в IX-XX веках. ИД «Территория будущего, М., 2008, с.108-109) .

(В  очередной  раз заметим, что в традиционной истории любая вещь существует с незапамятных времен, периодически чудесно «возрождаясь»: второй бронзовый век, второе закрепощение крестьян и т.д. и т.п. Также нельзя не заметить, что  традиционная история просто напичкана чудесными историями человеческого  недомыслия: «Появление бронзы до сих пор загадочно. Казалось бы, после открытия плавки меди, открытие бронзы было делом небольшого времени: кто-то рано или поздно, сознательно или случайно должен был добавить другую руду, или применить смешанную руду, или … Приходится только удивляться, что эта «легкость» открытия стоила человечеству несколько тысячелетий» (А.Грибанов  Всемирная история и география горного дела с древнейших времен по IV век н.э. сайт  http://mininghist.ru) На наш  взгляд, достойнее было бы не сомневаться в умственных способностях наших предков,  а признать, что металлургию человечество начало осваивать не раньше того, как « в 968 году у горы Раммельсберг близ Гослара началась  разработка самого старорого  в  «тевтонских землях» средневекового рудного месторождения» (Карл Бакс Богатства земных недр М., Прогресс, 1986,с.105)   Тогда нам, правда, придется забыть о подавляющем большинстве «очень древних цивилизаций»,  зато чувство удивления перестанет быть главным при чтении исторических сочинений).

«Тяжелые ядра и возросший пороховой заряд  требовали увеличения толщины стенок орудия. Ранние большие орудия, изготовленные из сваренных полос кованного железа, были неустойчивы на разрыв… более мощные и надежные пушки, отлитые из бронзы или латуни, сравнительно быстро сменили ранние неуклюжие и ненадежные модели. К середине XVвека поставки меди и олова для изготовления бронзы, а также меди и цинка для изготовления латуни  стали жизненно важными для европейских правителей…даже когда шведы и голландцы развернули в 1620-х международную торговлю железными пушками, предпочтение по-прежнему отдавалось бронзовым и латунным орудиям. Например, только в 1660-х … Франция перешла на орудия из железа. До этого времени… доступ к меди и олову оставался задачей стратегической важности» (У.Мак-Нил,там же).


Сравним это с уже цитированной  нами Новгородской скрой:
«100. … никто не должен  давать медь, олово и свинец, никакой товар, который русские получают от немцев, на весах князя…»


То есть Ганза прочно держала в своих руках поставку стратегических товаров. Первые залежи медной руды в России были открыты  только при Иване Грозном  - в Карелии (Олонецкий уезд). В 1634годах на притоке Камы Камгорке  в основанном Строгановыми Пыскоре был построен первый медный завод.


Теперь перейдем в железу. Cчитается, что  процесс производства железа  освоен  человечеством после освоения  производства  меди,  поскольку медь раньше должна была попасть в поле человеческого внимания - она чаще встречается в самородном, то есть металлическом виде и  ее можно выплавить из руды даже в костре. Существует вполне убедительная версия, что открытие процесса выплавки железа из руды произошло при выплавке меди или бронзы. Таким образом, отсутствие разведанных залежей меди на Волге и Русской равнине уже предполагает хронологическое  отставание Руси  от Германии в сфере металлургии.

 Единственным источником железа на Русской  равнине   вплоть до  17 века была  так называемая болотная руда или бурый железняк. Помимо больших трудозатрат по его сбору (напоминавшему труд золотодобытчиков), он требовал последующего процесса обогащения, поскольку был беден железом  и содержал много вредных примесей серы и фосфора. После сбора и обогащения железняка его «варили»  в плавильном горне – домнице.  (Такого рода кустарные производства просуществовали  в некоторых районах Российской империи до середины 19 века).


 В результате получалась крица – губчатая масса с посторонними включениями, из которой после ковки можно было получить лишь мягкое, быстро тупящееся железо, которое было лишь   немногим тверже чистой меди (см. также 1.4.2 о неудаче современного опыта по выплавке крицы).

Конечно, выходит неувязка со славной боевой историей средневековой Руси – откуда же бралось  хоть какое-то оружие на все эти войны и сражения?  Неужели все было полностью импортированное?
 

Из положения пытаются выйти следующим образом:
«На Руси было также хорошо известно науглероживание (цементация) всей массы железного изделия. Для этого изделие вместе с карбюризатором (древесным углем) закладывали в огнеупорный сосуд, сделанный из глины или кирпичных плиток, нагревали в горне до высокой температуры и выдерживали длительное время.  Таким образом получали углеродистые стали, содержащие не более чем 0,4–08 % углерода».
Однако  английский король  Яков выдал  лондонским ремесленникам Вильяму Эллиоту и Матис Мейсею патент. на изобретенный ими способ переработки железа при помощи цементации  в 1617 году. Остается только предположить, что способ был коварно подсмотрен англичанами у русских мастеров.
 
Чуть выше мы процитировали У.Мак-Нила: «Ранние большие орудия, изготовленные из сваренных полос кованного железа, были неустойчивы на разрыв».  Железо это было кричное.  Но в 15 веке в Вестфалии появились первые домны, выплавлявшие чугун, из которого на следующем этапе  получалась сталь.  Кроме того, в  отличие от домницы, домна могла работать непрерывно, что повышало  производительность процесса  и снижало удельный расход топлива.   В России   же первая домна была построена голландцем Винниусом в 1636 году.  Все мастера на заводах Винниуса были иностранцами. «В дальнейшем заводы строит как казна, так и частные предприниматели, главным образом иностранцы, переехавшие в Россию, -  Виниус, Меллер, Бутенант и некоторые русские дворяне. В XVII веке они основывают свыше двух десятков железных заводов под Москвой, Тулой, в Олонецком, Вологодском и других краях. И все же металла в стране не хватало, и Россия еще долго продолжала покупать его за границей. Так, только в 1629 году казна выписала 25 тысяч пудов пруткового железа из Швеции… К концу XVII века в центре страны был накоплен солидный опыт по созданию крупного металлургического производства, который был использован на Урале в первой четверти XVIII века. Однако первые уральские железоделательные заводы, возникшие еще в XVII веке, не имели доменных печей и представляли собой простую кооперацию - объединение отдельных плавильных горнов, которые мало чем отличались от обычных крестьянских домниц. Металл Центра из-за большого количества вредных примесей не использовался для литья пушек и ковки ружейных стволов и сабель. Уральский же с первых проб зарекомендовал себя отлично» (Запарий В, Железное дело нетяглых людей  журнал Родина №10, 2001).
Свидетельства об отливке первых пушек в России относятся 1647 году.   До этого пушки, в том числе для войны с Польшей, завозились в Россию из Голландии ( см. 2, 8.1).

Отметим «непригодность металла Центра» (об этом же см. 1.4.2).  Это означает, что до 17  века оружие на Руси могло быть либо привозным, либо изготовленным из привозного металла.
Таким образом,  во времена ганзейской торговли  Русь полностью зависела от Ганзы в сфере военных и промышленных технологий.   
Необходимый элемент пороха – сера также «ввозилась из Германии и Англии»  (Гвоздецкий В. Л.,  Будрейко Е. Н   Научно- технические достижения русского государства XVI- XVII вв. Образовательный портал «Слово»).
Вот и в эпоху Ивана Грозного «англичане привозили олово, свинец и медь, неоднократно обязывались также доставлять «200 мушкетов добрых и иную ратную сбрую», порох, серу и другие предметы военного снаряжения, чем приобрели в особенности расположение Грозного (Кулишер И. М. История русской торговли до девятнадцатого века включительно СПб., Атеней,  1923, гл.9).
Подобная ситуация с ввозом металлов в 14-15 вв. была и в Англии. Ганзейский двор появился в Лондоне в 1320 году и  к 1422 году относится  первое упоминание о том, что англичане  называли  его Стальным двором.  То есть сама сталь ассоциировалась в тогдашней Англии с Гпнзой. Из земли римского императора (Священной Римской империи) приплыли в Англию представители римского народа и принесли передовые технологии.

Собственно, это преимущество в технологиях и обусловило то, что морскую торговлю на Балтике вели ганзейские, а не русские суда.

Ганзейские  купцы почему-то  проигнорировали опыт древних киевских князей, которые якобы плавали в Константинополь по Черному морю в моноксилах  с высотой борта в 0.5 – 0.7 м. В 13-15 вв. морская торговля в Балтике осуществляется на коггах (от выпуклый, бочкообразный) – судах с высотой борта в 3-5 метров, шириной 5-8 и длиной 15-25 метров. Это  когг и был тем ноу-хау, на котором основывалось могущество Ганзы.

Сопоставим время его появления со сведениями о строительстве  в 1322 году в германском Аугсбурге  первой лесопилки на базе водяной мельницы. Обшивка когга состояла из досок. Доска является высокотехнологичным изделием, причем использование при ее изготовлении  пилы, а тем более лесопилки,  вместо топора резко увеличивает производительность.
Заметим, что и сама пила является весьма сложным орудием труда, необходимым элементом которого являются допускающие разводку  зубцы. Без разводки зубцов пилу будет заклинивать в древесине.  Таким образом, для изготовления пилы  необходим прочный, гибкий, поддающийся заточке металл. Кроме того, для заточки пилы нужен металлический напильник, который тоже является достаточно сложным изделием.


Поэтому не удивительно, что  первая лесопильное производство  появилась в России при тех же заводах голландца Винниуса  и первоначально распилка велась вручную (П. Г. Любомиров  Из истории лесопильного производства в России в XVII, XVIII и начале XIX вв. \\Исторические записки  М., 1941.  с. 222-249).


Мы видим простую цепочку, объясняющую «проклятый» вопрос – «почему Россия отстает от Западной Европы?» - без привлечения мифического монголо-татарского ига: отсутствие  разведанных месторождений  железа и меди на Русской равнине – отставание в металлургии – отставание в промышленных и военных технологиях.



12. Сибирь: русские как ганзейцы

Опережающее освоение металлургии и позволило создать западноевропейцам основной инструмент их колониального продвижения: оснащенный пушками морской корабль.

Поэтому и впечатление, которое ганзейские купцы производили на московитов, думаю, было аналогично тому, которое произвело на индейцев майя появление Кортеса, приплывшего на больших кораблях с  огнестрельным оружием и чудесными товарами.

Хотя более близка аналогия с русской колонизацией Сибири.   Конечно, все наслышаны о славном завоевательном походе Ермака, утонувшем в Иртыше аки Чапаев в Яике. Однако,  современные исследователи считают, что присоединение Сибири шло мирным путем. И, действительно, каким образом можно взять ясак (дань) с проживающего в тайге, тундре или степи охотника, если он не захочет его платить? Вот, к примеру: «После объясачивания тунгусов и части бурят Восточного Забайкалья отряды ясачных сборщиков, продолжая «приводить под высокую государеву руку» «иноземцев», вышли к монголам с традиционными для этих целей товарами — бисером, медной и оловянной посудой, изделиями из железа и тканями» ( Бродников А.А. Сбор ясака: зависимость процесса объясачивания от потестарно-политической ситуации в регионе . По материалам Восточной Сибири XVII в. Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 1. Культурный космос Евразии. Новосибирск, 1999. С. 119 — 123).  Не правда ли, странная дань, которую получают в обмен на товар? А вот еще: «В ясачном сборе русских в Сибири в XVII в. вообще присутствовали элементы торгового обмена, поскольку его обязательно сопровождали «государевы подарки». Ясачным людям выдавали сукно, ткани, котлы, хлеб, водку, дешевые украшения (бисер, одекуй)» (Окладников А.П. История Сибири с древнейших времён до наших дней Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1968 ,  ч.2 гл.3).


«Правительство разрешало торговлю с ясачными людьми только на гостиных дворах и лишь после окончания сбора ясака. На практике эту установку трудно было проводить в жизнь в силу постоянных контактов между ясачными и русскими людьми» (там же). Напоминает порядки на ганзейском дворе в Новгороде, не правда ли?   


Отметим, что упоминаемый в качестве дани ясак был чисто символическим: «в середине XVII в. в уездах Западной Сибири ясак составлял в среднем от 2 до 11 соболей с ясачной души в год. Русские промысловики в этот же период добывали по 15–20 сороков соболей на человека» (Конев А. Ю.  Правовое положение «новокрещенных иноверцев» Сибири. XVII–XVIII века  Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Том 5, выпуск 3: Археология и этнография (приложение 1)


Остановимся на  роли церкви:
«Особые функции сибирской церковной администрации в сфере светского управления колонизируемым краем были подтверждены в дошедшем до нас царском «Наказе» от 8 февраля 1625 г. второму тобольскому архиепископу - Макарию. Ему, в частности, предписывалось «о государевых и всяких думных делах» с тобольскими воеводами «советовати и мысль своя им во всякия дела давати»…  Тот же «Наказ» как и другие документы, свидетельствует о немалых прерогативах Церкви при осуществлении ею «печалования» о сибирских аборигенах. Заботясь об увеличении поступления ценной пушнины от аборигенов, Москва строго предписывала ненасильственные методы при их обращении миссионерами в христианство…
…церкви и часовни практически сразу же строились при возникновении новых острогов и городов…
Как и на Русском Севере, сибирский храм традиционно являлся важным центром не только духовной, но и светской общественной жизни. В трапезных церквей часто проходили общие собрания («сходы») членов общины, там хранилась «мирская коробка» содержавшая казну общины и ее архив, в том числе и важные государственные акты. По давней традиции там же можно было положить «явку» - жалобу, извет для дальнейшего рассмотрения ее местными властями (а если жаловались на них, то и московской комиссией). Церковная казна нередко выдавала беспроцентные ссуды общинникам. В городах этот обычай стимулировал торговое, купеческое предпринимательство. (Н. Н.Покровский  Русская Православная Церковь в освоении Сибири Электронный журнал «Сибирская Заимка» №6, 2001, http://zaimka.ru/religion/pokrovsky1.shtml)


Что касается коренного населения Сибири, то ситуация весьма напоминает колонизацию Пруссии Немецким орденом, о которой мы писали во второй главе этой книги - абориген получал возможность доступа к образованию и продвижению по карьерной лестнице, приняв православие и став членом церковного прихода:
«В XVII в. крещение по православному обряду для аборигена имело следствием преодоление «иноземческого» и «ясачного» статуса и переход в иной социальный разряд, обычно – в число служилых…Важно отметить, что переход в православие позволял выйти из личной зависимости от прежних хозяев-иноверцев, что было актуально, прежде всего, для так называемых «захребетных татар», находившихся на положении дворовых людей у своих более состоятельных и знатных соплеменников….Таким образом, новокрещеные из числа сибирских аборигенов в XVII столетии резко отличались по социально-правовому статусу от своих «ясашных» соплеменников-иноверцев. Последние оставались на положении «иноземцев», платящих дань-ясак, сосуществовавших в единых политических границах с остальной частью русского общества, но имевших с ним мало общего в социокультурном и правовом отношении» (Конев, там же)


Особо отметим:
«Новокрещеный мог быть также поселен в монастыре. Обычай отдавать крестившихся аборигенов в монастыри для научения их истинам христианской религии, по сведениям П. Н. Буцинского, был заведен в Сибири архиепископом Киприаном (Старорусенковым) (ум. 1626 г.) (Конев,там же)


Можно описать русскую колонизацию Сибири следующим образом: по сибирским рекам  на стругах с огнестрельным оружием двигались русские купцы. На берегах рек ставились  фактории: остроги с церквями, осуществлявшие торговлю с местным населением. Происходило обращение местного населения в христианство  и знакомство их с культурными достижениями пришельцев.

Точно так же, на наш взгляд, осуществлялась  несколько ранее и деятельность ганзейской компании в самой России. Возможно, именно ганзейские купцы принесли в Москвию религию единобожия (заметим, что ни распятия, ни сюжетов, связаннях со страстями  Христовыми, на рельефах бнлокаменных храмов нет).


13.  Святой купец Прокопий Любекский

Отозвалась эта миссионерско-торговая  деятельность Ганзы в житии святого православной церкви Прокопия Любекского или Устюжского: «Блаженный и вечно поминаемый Прокопий, как о нем искони сказывают некоторые из жителей Великого Новгорода, родом был из западных стран, латинского языка, из немецких земель (Любека).  …Когда достиг он совершеннолетия, снарядили из его отечества корабль с имуществом, и отбыл он из дома и родной земли... прибыл он на корабле, груженном очень большим богатством, в Великий Новгород с остальными своими спутниками-латинянами…».
Далее следует анекдотическое объяснение причины перехода Прокопия в «истинную христианскую православную веру»:  он увидел «множество прекрасных церквей, поклонение святым иконам, слышит великий звон и святое пение и чтение святых книг, множество монастырей, построенных около Новгорода и весьма обилующих монашеским чином». То есть немец Прокопий прозрел, увидев построенные по германским образцам храмы и  услышав звон привезенных из Германии колоколов. 
«Потом начал ходить по городу и монастырям, искать себе учителя, мудрого и разумного, истинного наставника в вере Христовой» - то есть по ганзейским факториям. О роли монастырей мы подробнее поговорим в следующей главе.
Далее Прокопий «отправился из Великого Новгорода в путешествие в восточные страны. И проходил блаженный многие города, и села, и страны, и непроходимые леса, и топи, и болота непроходимые, и все это с радостью терпел святой Христа ради, желая отыскать прежде потерянное небесное отечество».    Вероятнее, что терпел он  все это  ради открытия новых торговых путей, попутно  знакомя местных жителей со своей верой.
«И дошел блаженный Прокопий до Великого и славного града Устюга и вошел в него …  и пожелал блаженный Прокопий тут жительствовать».  Таким образом  Прокопий вышел к началу Северной Двины,  то есть проложил дорогу из Балтики к началу пути по Северной Двине в Белое море.
За этот  подвиг первопроходца, вероятно, и вошел в историю.

А вот житие еще одного православного святого Исидора Ростовского: «Блаженный Исидор родился в Германии, в окрестностях, вероятно Бреннабора (или Браннибора, ныне — Бранденбург) в богатой славянской семье католическо¬го вероисповедания и, как говорит предание, был родственником Великого Магистра Немецкого ордена». Точно так же, как и Прокопий, Исидор отправился «в долгое странствование через многие города и страны… Переходя, таким образом, из града в град, достиг, наконец, славного Ростова». То есть опять перемещение от фактории к фактории. Показательно также чудо, совершенное святым Исидором: «Однажды блаженный Исидор спас от неминуемой гибели ростовского купца, брошенного в бушующее море по жребию его попутчиками. Корабль был застигнут внезапной бурей, и плывшие на нем, подобно спутникам пророка Ионы, решили через жребий узнать, по чьим грехам им угрожает опасность, и бросить виновного в море. Оказавшись на небольшой доске в штормовых волнах, купец почти потерял надежду на спасение, когда внезапно его взору предстал блаженный Исидор, шедший по воде, как по суше. Чудесным образом блаженный Исидор вернул на корабль купца». Купец помог купцу.
(Привязки житий святых к хритианству могли быть сделаны в более поздний период. Для нас в этих житиях важен прежде всего мотив путеществий).


14. Юродивый от Георгий-победоносец?

На полях отметим еще одно обстоятельство: и Прокопий, и Исидор считаются юродивыми. Принято возводить этимологию слова юродивый через «юрод»  к слову «урод» и приписывать юродивым хождение в лохмотьях и безумное на внешний взгляд поведение. Однако, в житиях и Прокопия, и Исидора нет никаких объяснений для перехода в это состояние ранее  более чем благополучных людей.  Кроме того, трудно представить, что оба святых путешествовали от города к городу по бездорожью и в одиночку. В те времена предпочитали перемещаться на судах по рекам. Вряд ли кто-то бы взял в свою компанию безумца в лохмотьях.
Мне представляется более вероятной происхождения слова «юродивый»  от святого Юрия – так на Руси называли Григория-победоносца, чей культ был широко распространен в Европе – от Англии до Грузии.
Вспомним церковь Георгия-победоносца на Торгу в Новгороде,   Юрьев  монастырь рядом с Новгородом с собором святого Георгия (именно в один из этих храмов,согласно 22-му параграфу Новгородской скры, надо было сдать  ключ от Немецкого двора при выезде купцов)   ,  собор св. Георгия в Старой Ладоге,  город  Юрьев-Польский с Георгиевским собором, находящийся  неподалеку от Ростова, до которого добрался Исидор.
Прокопий и Исидор могли быть как раз распространителями культа святого Юрия на русских землях.