Глава 8. В Карибах между двух Америк

Владимир Пастернак
                Глава 8. НА ДРЕВНИХ КЛАДБИЩАХ ЯМАЙКИ


В Карибах между двух Америк
Разбойники в земле зарыты.
Звезда Давида и пиратский череп
Сроднились на могильных плитах.
Позору предпочтя изгнание,
Но сохранив достоинство и честь,
Навечно разлучённые с Испанией,
Познавшие предательство и месть.
На древних кладбищах Ямайки
Не редкость надписи из Торы
И гиды вам расскажут байки
О злых пиратах и о море.
Про галеон, гружённый златом,
Захваченный в кровопролитной стычке.
За давнее изгнание расплата,
Привет пиратский КОРОЛЕВЕ-КАТОЛИЧКЕ.
На древних кладбищах Ямайки
Звезда Давида и пиратский череп,
Здесь на волну садятся чайки,
В Карибах между двух Америк.


  Теперь, я думаю, нет смысла объяснять, почему на Ямайке, Тортуге, Барбадосе... находят древние захоронения пиратов и, если вы однажды забредёте сюда в качестве туриста, то вряд ли сильно удивитесь присутствию здесь Маген Давида в соседстве с другими символами. Так, одной из достопримечательностей Бриджтауна на острове  Барбадос является могила Якова Машиаха.

Череп с костями, лопата, песочные часы – эти пиратские и масонские символы на могиле моего соплеменника чётко указывают на род его занятий при жизни. Вряд ли он был масоном, а странные символы  – всего лишь дань тогдашней моде, а вот пиратом  Яков Машиах возможно и был, о чём вам расскажут местные гиды.
Но это тоже может оказаться лишь догадкой или «завлекаловкой» для доверчивых туристов со всего света.
 
  Известный исследователь надгробных символов и эпитафий  Михаил Носоновский считает, что некоторая часть сефардских беженцев и их потомков всё же состояла в масонских ложах. Подобные утверждения представляются мне не вполне убедительными, постараюсь объяснить свою точку зрения по этому поводу.

   С 1100 г. по 1400 г. возникло около 20-ти духовно-монашеских орденов. Старейший из них – Орден тамплиеров. Принятие в какой-нибудь из орденов евреев было просто невозможно из-за враждебного отношения католиков к иудеям, да и последние – не горели желанием перейти в католичество. Массовое насильственное крещение евреев, которое происходило в Испании на протяжении нескольких веков, начиная с 1391 года, привело к появлению десятков тысяч ново-христиан. Но и для них вхождение в любой из монашеских орденов было весьма и весьма ограничено, даже в тех случаях, когда речь шла о католиках в третьем поколении. Небольшое исключение составлял Орден тамплиеров и его приемник Мальтийский орден, после того, как он обосновался на Мальте.  Старейший и богатейший орден имел целых два флота. Военный флот был необходим для защиты острова от постоянных посягательств берберских пиратов, другой – каперский флот совершал морской грабёж во всей акватории Средиземного моря. Пиратство и работорговля стали едва ли не главной основой благосостояния Ордена. С мальтийскими рыцарями были связаны оба спутника Христофора Колумба – братья Пинсоны в пору своей пиратской деятельности. Мальтийским рыцарем был и капер кардинала Ришелье шевалье – Исаак де Рацилли. Рыцарем ордена Святого Бернарда был известнейший корсар Пол Джонс.
Другие монашеские ордена к принятию в свои ряды бывших сефардских евреев относились ещё строже. Например, прославившийся на поприще морского разбоя  Орден Святого Стефана, крайне негативно относился к ново-христианам и всячески препятствовал проникновению туда даже их потомков (католиков во втором и третьем поколении).

Но ведь речь идёт только о прообразах масонских лож, сами ложи появились значительно позже. А принятие первого еврея в Лондонскую масонскую ложу состоялось лишь в 1732 году. Однако и в последующие годы к принятию евреев в масонские сообщества относились, скорее, отрицательно.
                Тогда почему на еврейских могильных захоронениях, возраст которых значительно старше, присутствует масонская символика? Помимо связи с масонством некоторой части потомков сефардских беженцев, считает Носоновский, существовала еще одна причина. На Ямайке и в других места Карибского региона отсутствовали резчики по камню и памятники доставляли по морю из Амстердама. Амстердамские резчики использовали модную в Европе масонскую и христианскую символику. Например, изображения парусника или черепа с костями можно встретить на древних христианских кладбищах в Испании и, по мнению Носоновского,  никакого отношения к пиратству или к масонству не имеют. Побывав на Ямайке в составе международной экспедиции, в своем отчете он сообщает следующее:

«...Изучение ямайских надгробных надписей начал еще в 1930-е годы профессор Оксфорда Филипп Райт. Всего на Ямайке обнаружено 13 еврейских кладбищ и самое знаменитое из них, безусловно, кладбище Хантс-Бэй поблизости от Порт-Рояля. В 1997 году вышла книга, в которой авторы (Ф.Райт и Р.Барнетт) собрали все древние эпитафии с ямайских захоронений, включая 159 надписей из Хантс-Бэй.  Большинство сохранившихся эпитафий датируются 1692 годом, но встречаются и более древние. Все надписи выполнены на иврите и дублированы на португальском или испанском… Многие испанские евреи после эдикта 1492 года переселились в Португалию. К испанскому языку могли  тяготеть потомки марранов, проживавших в испанских колониях и вернувшихся к иудаизму после установления британского владычества.  В то время как переселенцы из Амстердама считались «купцами португальской нации».

   Сомнения Носоновского по поводу широкого участия проживавших на Карибах евреев в пиратском промысле я не разделяю.  Во-первых, потому, что в этот период напрямую или косвенно в морском разбое участвовала бОльшая часть мужского населения Ямайки и евреи не составляли здесь исключения, во-вторых – огромный процент потомков сефардских беженцев перестали идентифицировать себя, как евреев или скрывали своё происхождение. Одному Богу известно, сколько их лежит на христианских кладбищах.

  Но вернёмся к древним еврейским захоронениям. Выбеленные ветрами и солнцем могильные плиты растрескались от времени, но на них хорошо сохранились еврейские имена, а череп с костями или  скрещенные пиратские сабли напоминают о нелегкой судьбе испанских беженцев. На одной из могил есть такая надпись: 
               

        МЕНАШЕ ПЕРЕЙРА.
        СКОНЧАЛСЯ 22 ТАМУЗА 5463.
        ГОСПОДЬ ДА ПРОСТИТ ЕГО ГРЕХИ, АМИНЬ.


Ах, Менаше, Менаше, пиратский череп на твоём надгробии красноречиво говорит, о каких грехах идет речь. Надеюсь, что Господь давно простил
все твои грехи, а душу твою не терзает больше чувство мести.

  Древние еврейские захоронения сохранились и в Суринаме, а также на островах Ресефи и Кюросао,  даже в Рио-Де-Жанейро есть их могилы. Сюда они бежали, пытаясь здесь найти своё спасение и свою новую родину, но Инквизиция доставала их повсюду и колонии Нового Света так и не стали для них надёжным убежищем.
Сефардские евреи задолго до Холокоста в полной мере прочувствовали, каково быть евреем в чужой стране. Ни тысячелетнее совместное проживание с коренными испанцами, ни прошлые заслуги, ни общественное положение, ничто не спасало от репрессий инквизиции и злости толпы. Даже принятие католичества лишь усугубляло «вину» и становилось причиной для новых, ещё более ужасных преследований. Гонители не оставляли евреям шанса на выживание, и выбирать приходилось между страшным и ещё более страшным. Ожидать, когда за тобой придут люди в сутанах или бежать, сломя голову в полную неизвестность, где тебя ждали новые кошмары, но уже со стороны португальской или французской инквизиций? Маленький лучик надежды               
зажёгся после открытия Колумбом Новых земель, но и он, этот лучик, очень скоро превратился в смрадные костры Святой инквизиции, когда в колонии добрались вездесущие монахи. Был ещё один путь, он не сулил ни почестей, ни наград, ни спокойной жизни, но давал шанс обрести, пусть иллюзорную свободу и возможность отомстить за пережитые унижения, за смерть своих близких. Потомки гордых сефардских грандов, некогда униженных и выброшенных из страны, в которой их предки жили на протяжении полутора тысяч  лет, становились морскими разбойниками.
 
  Ямайка, Тортуга, Барбадос, Ресифе, Эспаньола… Многие из них нашли здесь своё последнее пристанище, иные обрели вечный покой  в пучинах Карибского моря. Вправе ли мы осуждать их за этот выбор? Лично я бы не рискнул.

   А закончить главу хочется фразой из Британской энциклопедии:
«ОН УПЛЫЛ НАВСТРЕЧУ НЕВЕДОМОМУ, ОТКУДА ОН НЕКОГДА ЯВИЛСЯ».
Эти слова адресованные Жану Лаффиту, можно отнести ко всем пиратам Карибского моря.